Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тут Пиф. Там Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.






Упражняйте ребенка в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.

 

16. В в

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

В ванне Вовочку купают И водою поливают.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [В] из этого стихотворения и определить место этого звука в словах (начало слова: ванне, Вовочку, водою; середина слова: полива­ют, Вовочку). Объясните, что звонкие согласные звуки, такие как звук [В], никогда не встречаются в конце слов.

3. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начина­ющиеся со звуков [В] и [В'] (Ваня, Вадик, Валера, Владик, Вера, Вика, Витя).

4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [В] и [В'] (вата, вода, волосы, волк, ванна, ветка, вишня, ведро).

5. Предложите ребенку дать характеристику звуков [В] и [В'], рассказать, какие они.

• Звук [В] — согласный твердый звонкий, звук [В'] — со­гласный мягкий звонкий.

6. Поупражняйте ребенка в различении звуков [В] и [В'], [Ф] и [В]. Для этого используйте уже знакомые игры «Встань — сядь» и «Хлопни»; ряды слов для них: вишня, вилка, волосы, слива, кивать, ворковать, висеть, привет, рисовать, свистеть (для различения звуков [В] и [В']); ванна, форточка, ковры, кофта, рисовать, фотограф, бравый, футболист, фонарь, столовая (для различения звуков [Ф] и [В]).

7. Вырежьте одну полоску и полукруги из цветной бумаги и сложите из них большую и маленькую буквы В в. Пусть ребенок расскажет, чем они отличаются друг от друга.

8. Поупражняйте ребенка в рисовании новой буквы на бумаге и в воздухе.

9. Подготовьте ребенка к чтению, предложите поиграть в игру «Что получится?»

10. Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов во, ви, вата, комментируя свои действия. Например:

• В слове вата всего четыре звука; первый звук [В] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [А] — гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [Т] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; четвер­тый звук [А] — гласный, я обозначу его красным кружком.

11. Нарисуйте вместе с ребенком картинки, содержащие в названиях новые звуки. Печатными буквами подпишите их. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву В в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и
слова, которые сможет.

10. 12. Крупно напишите фломастером:
ва во ву ви

вата ванна вода Вова Вика Вита буква диван вагон У Вики вата.

Упражняйте ребенка в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой. Пусть выкладывает и читает слоги и слова с этой буквой на магнитной доске.


17. X х

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

Хвостик длинный у тритона, Что живет у Харитона.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [X] из этого двустишия (хвостик, Харитона).

3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [X] и [X'] (халат, хомяк, холм, хор, хлеб, хижина).

4. Предложите ребенку дать характеристику звуков [X] и [X'], рассказать, какие они.

• Звук [X] — согласный твердый глухой, звук [X'] — соглас­ный мягкий глухой.

5. Поупражняйте ребенка в различении звуков [X] и [X'], [X] и [К]. Для этого используйте игру «Разноцветные флаж­ки». Пусть ребенок поднимает красный флажок, услышав звук [X], и синий флажок, услышав звук [X']. Или пусть поднимает желтый флажок, услышав звук [X], и зеленый флажок, услы­шав звук [К]. В игре используйте ряды слов: хор, храбрый, хищник, хвост, хирург, пахать, пихта, хижина, похитить, хвас­тун (для различения звуков [X] и [X']); крот, хватать, хвас­тать, кофта, круглый, художественный, ковать, худой, пихта, мохнатый (для различения звуков [X] и [К]).

6. Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов: ха, хо, мох, комментируя свои действия. Например:

• В слове мох всего три звука; первый звук [М] — твердый со­гласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [О] — гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [X] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком.

7. Предложите ребенку определить место звука [X] в словах мох, пихта, хвост.

8. Вырежьте полоски цветной бумаги и сложите из них боль­шую и маленькую буквы X х. Пусть ребенок расскажет, из каких элементов состоят эти буквы и чем отличаются друг от друга.

9. Поупражняйте ребенка в рисовании буквы X х на бумаге и в воздухе.

10. Нарисуйте вместе с ребенком несколько картинок, в названиях которых есть новые звуки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву X в словах, а потом покажет другие прой­денные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.

11. Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?» Для проверки правильности ответов ребенка мо­жете предложить ему выкладывать получившиеся слоги и слова из кубиков с буквами, разрезной азбуки или из букв на магнитной доске.

12. Крупно напишите фломастером:
ха хо ху хи

хата муха уха ухо мох пихта тахта Хомка У Фомы Хомка. Под дубом мох.

Упражняйте ребенка в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.

 

18. Ы ы

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

На глазах у детворы Улетают ввысь шары.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Ы] из этого стихотворения (детворы, ввысь, шары).

3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, со­держащих звук [Ы] (дым, бык, мышь, рыба, коты, дубы, вагоны).

4. Предложите ребенку подумать, каким звуком является звук [Ы] и почему.

• Звук [Ы] — гласный. Его можно петь. Во рту нет преграды, когда мы его произносим.

5. Пусть ребенок определит место звука [Ы] в словах бык, мыть, коты. Объясните ребенку, что в русском языке нет слов, начинающихся со звука [Ы].

6. Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов: бу, би, бык, комментируя свои действия. Например:
• В слове бык всего три звука; первый звук [Б] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [Ы] — гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [К] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком.

7. Вырежьте из цветной бумаги две палочки и полукруг и сложите букву Ы. Пусть ребенок расскажет, из каких элемен­тов состоит буква Ы, как они расположены по отношению друг к другу.

8. Поупражняйте ребенка в рисовании буквы Ы на бумаге и в воздухе.

9. Вместе с ребенком нарисуйте картинки со звуком [Ы] в названиях. Печатными буквами подпишите картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Ы в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.

10. Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?»

11. Крупно напишите фломастером: \
ты пы ны мы ды бы вы

дым бык коты дубы батоны бидоны вагоны тын

Вот хата. У хаты тын.

У Никиты ноты. На, Нина, ноты.

Поупражняйте в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.

19. С с

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какие звуки он слышит чаще других:

Санки Сашины сломались,

На снегу лежать остались.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуками [С] и [С] из этого двустишия (санки, Сашины, сломались, снегу, остались).

3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [С] и [С] (стол, стул, собака, сом, солнце, сено, синий).

4. Пусть ребенок попробует вспомнить имена, начинающие­ся с этих же звуков (Соня, Света, Сережа, Сима, Сеня, Сема).

5. Поупражняйте ребенка в различении звуков [С] и [С]. Для этого используйте игру «Разноцветные флажки»: пусть он поднимает красный флажок, услышав звук [С], и синий фла­жок, услышав звук [С]. В игре используйте ряд слов: сок, сено, синий, ставить, сидеть, косить, посылать, квас, поселок, лось.

6. Предложите ребенку дать характеристику звуков [С] и [С].

• Звук [С] — согласный твердый глухой. Звук [С] — соглас­ный мягкий глухой.

7. Поупражняйте ребенка в звуковом анализе слогов и слов: са, си, усы, комментируя свои действия. Например:

• В слове усы всего три звука; первый звук [У] — гласный, я обозначу его красным кружком; второй звук [С] — твер­дый согласный, я обозначу его синим кружком; третий звук [Ы] — гласный, я обозначу его красным кружком.

8. Предложите ребенку определить место звука [С] в словах стук, нос, масло.

9. «Напечатайте» большую и маленькую буквы Сев тет­ради и на магнитной доске. Поупражняйте ребенка в рисова­нии буквы С с на бумаге и в воздухе; пусть слепит ее из пластилина и выложит из шнурка. Обратите внимание ребен­ка на то, что буква С направлена «открытой стороной» вправо.

 

10. Пусть ребенок нарисует картинки со звуками [С] и [С] в названиях. Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву С в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.

11. Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте с ним в игру «Что получится?»

12. Крупно напишите фломастером:
са со су сы си

нос квас гуси хвост коса сода соки стог носики Оксана У Оксаны коса. Оксана носит бусы. По мосту ходит кот. У кота усы. Упражняйте ребенка в чтении слогов, слов и предложений с новой буквой.

 

 

20. 3 з

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

Под зонтом гуляет Зоя,

Зоя прячется от зноя.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [3] из этого стихотворения (зонтом, Зоя, зноя).

3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [3] и [3'] (замок, зонт, забор, зубы, зима, зелень).

4. Предложите ребенку дать характеристику звуков [3] и [3'].

• Звук [3] — согласный твердый звонкий. Звук [3'] — со­гласный мягкий звонкий.

5. Поупражняйте ребенка в различении звуков [3] и [3'], [3] и [С]. Для этого используйте игру «Разноцветные флажки»: пусть он поднимает красный флажок, услышав звук [3], и синий фла­жок, услышав звук [3'], или пусть поднимает желтый флажок, услышав звук [3], и зеленый флажок, услышав звук [С]. В игре используйте ряды слов: зонт, зима, зеленеть, коза, корзина, во­зить, заноза, воздух, розовый, разевать (для различения звуков [3] и [3']); звон, стук, пастух, воздух, красный, позвать, стучать, нос, ноздри, морозный (для различения звуков [3] и [С]).

6. Предложите ребенку произвести звуковой анализ слогов и слов: зу, зи, ваза, комментируя свои действия. Например:

• В слове ваза всего четыре звука; первый звук [В] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [А] — гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [3] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; четвер­тый звук [А] — гласный, я обозначу его красным кружком.

7. Предложите ребенку определить место звука [3] в словах зубы, воздух, поезда. Напомните, что звонкие согласные звуки никогда не встречаются в конце слов.

8. Вырежьте полукруги разного размера из цветной бумаги и сложите из них большую и маленькую буквы 3 з. Обратите вни­мание, что «открытой стороной» буквы направлены влево. Пусть

ребенок поупражняется в складывании букв из полукругов, вы­кладывании из шнурка, печатании на бумаге и магнитной доске.

9. Пусть ребенок нарисует картинки со звуками [3] и [3'] в названиях. Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву 3 в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.

10. Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?», поупражняйте в выкладывании слогов и слов из букв на магнитной доске.

11. Крупно напишите фломастером:
за зо зу зы

зуб таз воз ваза зима зонт коза тазы заноза мимоза магазин У Зины заноза. У Зои мимоза.

Упражняйте ребенка в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.

 

21. Ш ш

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

Шура шубку надевала, Шарф и шапку потеряла.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Ш] из этого стихотворения (Шура, шубку, шарф, шапку).

3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, на­чинающихся со звука [Ш] (шапка, шары, шарф, шишка, штанга).

4. Предложите ребенку вспомнить имена, в которых есть звук [Ш] (Маша, Даша, Паша, Саша, Наташа).

5. Предложите ребенку дать характеристику звука [Ш]. • Звук [Ш] — согласный твердый глухой.

6. Поупражняйте ребенка в различении звуков [Ш] и [С]. Для этого используйте игру «Разноцветные флажки»: пусть он поднимает красный флажок, услышав звук [Ш], и синий фла­жок, услышав звук [С]. В игре используйте ряд слов: шар, стол, коса, пешка, кошка, маска, усатый, душный, шить, стро­ить, стоять, штопать, шелковый.

7. Поупражняйте ребенка в звуковом анализе слогов и слов ша, шу, душ, в комментировании своих действий. Например:
• В слове душ всего три звука; первый звук [Д] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [У] — гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [Ш] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком.

8. Предложите ребенку определить место звука [Ш] в сло­вах мышка, камыш, штанга.

9. «Напечатайте» большую и маленькую буквы Ш ш в тетради и на магнитной доске. Пусть ребенок расскажет, из каких элементов они состоят.

 

10. Поупражняйте ребенка в рисовании буквы Ш на бу­маге и в воздухе.

11. Предложите ребенку нарисовать картинки со звуком [Ш] в названиях. Печатными буквами подпишите все картин­ки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Ш в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.

12. Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?», поупражняйте его в выкладывании слогов и слов с новой буквой.

13. Крупно напишите фломастером:

ша шу шо ши

Даша Маша Саша Паша Миша шуба шапка мишка каша шкаф камыш шашки шут душ Кошка на шкафу. У Миши шубка и шапка.

Упражняйте ребенка в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.

 

22. Ж ж

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

Жора и Женя в роще гуляли, Желтые желуди в травке искали.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Ж] из этого стихотворения (Жора, Женя, желтые, желуди).

3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [Ж] (жук, желудь, жираф, жаворонок, жаба, желток).

4. Предложите ребенку дать характеристику звука [Ж].

• Звук [Ж] — согласный твердый звонкий.

5. Поупражняйте ребенка в различении звуков [Ж] и [3]. Для этого используйте игру «Будь внимательным»: пусть он ставит руки на пояс, услышав звук [Ж], и поднимает руки вверх, услышав звук [3]. В игре используйте ряд слов: жираф, заяц, коза, лужа, кожаный, золотой, загорать, побеждать, ми­моза, пиджак.

6. Предложите ребенку выполнить звуковой анализ слогов и слов: жу, жа, кожа, комментируя свои действия. Например:

• В слове кожа всего четыре звука; первый звук [К] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [О] — гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [Ж] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; четвер­тый звук [О] — гласный, я обозначу его красным кружком.

7. Предложите ребенку определить место звука [Ж] в сло­вах журавль, пожар, флажок.

8. «Напечатайте» большую и маленькую буквы Ж ж в тет­ради и на магнитной доске. Пусть ребенок расскажет, из каких элементов они состоят.

9. Поупражняйте ребенка в рисовании буквы Ж на бумаге и в воздухе.

 

10. Предложите ребенку нарисовать картинки со зву­ком [Ж] в названиях. Печатными буквами подпишите все кар­тинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Ж в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.

11. Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?» Можно предложить такой вариант игры: подумать, какое слово получится из слогов ба, жа (жаба), из слогов жа, лу (лужа), из слогов жи, но, ки (ножики).

12. Крупно напишите фломастером:

жа жу жо жи

жук нож уж ужи ножи жаба кожа жду жбан багаж дожди дождик

Жук жужжит. Под дубом жаба. У Вани ножик. Под кустом ужи.

Поупражняйте ребенка в чтении слогов, слов, предложе­ний с новой буквой.

 

23. Э э

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

Это Эля, Эмма, Эдик Едут на велосипеде.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Э] из стихотворения (это, Эля, Эмма, Эдик).

3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [Э] (эму, эта, эти, эхо). Выбирайте только те слова, которые начинаются с ударного [Э].

4. Предложите ребенку подумать, каким звуком является звук [Э] и почему.

• Звук [Э] — гласный. Его можно петь. Во рту нет преграды, когда мы его произносим.

5. Предложите ребенку произвести звуковой анализ слова эму, комментируя свои действия.

• В слове эму всего три звука; первый звук [Э] — гласный, я обозначу его красным кружком; второй звук [М] — твер­дый согласный, я обозначу его синим кружком; третий звук [У] — гласный, я обозначу его красным кружком.

6. Напишите в тетради и на магнитной доске большую и маленькую буквы Э э. Обратите внимание ребенка на то, из каких элементов они состоят, что они «открыты» влево.

7. Поупражняйте ребенка в рисовании буквы Э на бумаге и в воздухе.

8. Предложите ребенку нарисовать страуса эму. Пусть ре­бенок сам подпишет картинку.

9. Крупно напишите фломастером:

эта это эти эхо эму Эдик Эмма эскимо эскимос Это Эдик. У Эдика эскимо. Это эскимос. У эскимоса сани.

Поупражняйте ребенка в чтении слов и предложений с новой буквой.

 

24. Повторение и закрепление пройденного

1. Напомните ребенку, что звуки мы слышим и произно­сим, а буквы видим и пишем. Звуки бывают гласными и со­гласными. Гласные звуки: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]. Мы обозначаем их красным кружком. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Твердые согласные звуки: [Т], [П], [Н], [М], [К], [Б], [Д], [Г], [Ф], [В], [X], [С], [3], [Ш], [Ж]. Мы обозначаем их синим кружком. Мягкие согласные звуки: [Т’], [П’], [Н'], [М'], [К'], [Б'], Щ'], [Г’], [Ф'], [В'], [X'], [С’], [3']. Мы обозначаем их зеленым кружком.

2. Выясните, помнит ли ребенок, что согласные звуки бы­вают звонкими и глухими. Звонкие согласные произносятся с участием голоса. Когда их произносят, «в горлышке становит­ся шумно». Например: [Б], [Д], [Г], [3], [Ж]. Глухие согласные произносятся без голоса, «в горлышке тихо». Например: [П], [Т], [К], [С], [Ш].

3. Повторите с ребенком все пройденные буквы, поупраж­няйте его в составлении из магнитных букв или кубиков с буквами слогов и слов. Особое внимание уделите осознанному чтению слов и предложений.

4. Проверьте, сможет ли ребенок определить количество звуков в словах ива, дым, осы, нос, вата, определит ли их порядок, сумеет ли правильно обозначить их кружками.

Й й

1. Прочитайте ребенку загадку и выясните, какой звук он слышит чаще других. Предложите отгадать загадку:

Чайка, зайка и сарай Чем похожи? Угадай!

Ответ. Во всех этих словах есть звук [Й].

2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Й] из этой загадки (чайка, зайка, сарай, угадай).

3. Объясните ребенку, что в русском языке очень мало слов, в начале которых пишется Й (йод, йогурт, йог). Пусть он вспом­нит другие слова с этим звуком (стайка, май, улей, лайка, майка).

4. Предложите ребенку дать характеристику звука [Й].

• Звук [Й] — согласный мягкий звонкий.

5. Предложите ребенку выполнить звуковой анализ слова май, комментируя свои действия.

• В слове май всего три звука; первый звук [М] — твердый со­гласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [А] — гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [Й] — мягкий согласный, я обозначу его зеленым кружком.

6. Предложите ребенку определить место звука [Й] в сло­вах сарай, лужайка, чай.

7. «Напечатайте» большую и маленькую буквы Й й в тет­ради и на магнитной доске. Пусть ребенок расскажет, из каких элементов они состоят.

8. Поупражняйте ребенка в рисовании буквы Й й на бу­маге и в воздухе.

9. Пусть ребенок нарисует несколько картинок со звуком [Й] в названиях. Печатными буквами подпишите картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Й в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.

10. Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?» Например, какие слова получатся из слогов чай, ка (чайка), ник, чай (чайник), жай, лу, ка (лужайка).

11. Крупно напишите фломастером:

май дай пой свой твой гайка майка сайка зайка

У Вовы зайка.

У Зои новый зонт.

Упражняйте ребенка в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.

 

 

26. Е е

1. Напишите на магнитной доске стишок, прочитайте его ребенку и покажите, что в нескольких словах этого стихотворения пишется новая буква Е е.

Обратите внимание ребенка на то, что большая буква Е и маленькая буква е пишутся по-разному.

Ежевику ела Ева,

Кустик справа, Ева слева.

2. Попросите ребенка показать слова с буквой Е в этом стихотворении (ежевику, ела, Ева, слева).

3. Вместе с ребенком нарисуйте картинки, в названиях которых первой пишется буква Е е (енот, ежи, ель, ерши, Емеля, ежевика). Подпишите картинки и предложите ребенку подчеркнуть в словах букву Е е, а потом показать другие зна­комые буквы, прочитать некоторые слова.

4. Поупражняйте ребенка в выкладывании новой буквы из полосок цветной бумаги, из палочек, в рисовании буквы Е е на бумаге и в воздухе. Обратите внимание ребенка на то, что буква «открыта» вправо.

5. Предложите ребенку запомнить: Ее — гласная буква.
Крупно напишите фломастером:

ем еда Ева енот ежи ежата ежевика едут место тесто У ежа ежата. Под сосной енот.

Упражняйте ребенка в чтении слов и предложений с новой буквой.

 

 

27. Ё ё

1. Напишите на магнитной доске стишок, прочитайте его ребенку и покажите, что в нескольких словах этого стихотворения пишется новая буква Ё ё. Обратите внимание ребенка на то, что большая буква Ё и маленькая буква ё пишутся по-разному. Может ли ребенок сказать, на какую букву похожа буква Ё ё и чем от нее отличается?

Ёж под ёлочкой лежал

И от холода дрожал.

2. Попросите ребенка показать слова с буквой Ё ё в этом стихотворении (ёж, ёлочкой).

3. Вместе с ребенком нарисуйте картинки, в названиях ко­торых первой пишется буква Ё ё (ёж, елочка, ёрш). Подпишите картинки и предложите ребенку подчеркнуть в словах букву Ё ё, а потом показать другие знакомые буквы.

4. Поупражняйте ребенка в выкладывании новой буквы из полосок и кружочков цветной бумаги, в рисовании буквы Ё ё на бумаге и в воздухе. Обратите внимание ребенка, что буква «открыта» вправо.

5. Предложите ребенку запомнить: Ё ё — гласная буква.
Крупно напишите фломастером:

ёж ёжик ведёт везёт Мишка ест мёд. Мишка везёт мёд. Ёжик ведёт за собою ежат.

Упражняйте ребенка в чтении слов и предложений с новой буквой.

 

28. Ю ю

1. Напишите на магнитной доске стишок, прочитайте его ребенку и покажите, что в нескольких словах этого стихотво­рения пишется новая буква Ю ю.

Юра с Юлей не играл,

Он юлу ей не давал.

2. Попросите ребенка показать слова с буквой Ю ю в этом стихотворении (Юра, Юлей, юлу).

3. Вместе с ребенком нарисуйте картинки, в названиях которых первой пишется буква Ю ю (юла, юрта, юбка). Под­пишите картинки и предложите ребенку подчеркнуть в словах букву Ю ю, а потом показать другие знакомые буквы.

4. Поупражняйте ребенка в выкладывании новой буквы из полосок и кружочков цветной бумаги, в рисовании буквы Ю ю на бумаге и в воздухе. Пусть расскажет, из каких элементов со­стоит буква и как они расположены по отношению друг к другу.

 

5. Предложите ребенку запомнить: Ю — гласная буква.

6. Крупно напишите фломастером:

юг даю юнга дают утюг мою пою моют поют каюта

У Анюты юбка.

Дети моют ноги.

Дети поют песню.

Юнга моет каюту.

Папа несёт тюк.

Упражняйте ребенка в чтении слов и предложений с новой буквой.

 

29. Я я

1. Напишите на магнитной доске стишок, прочитайте его ребенку и покажите, что в нескольких словах этого стихотворения пишется новая буква Я я.

Яна Яшу поздравляла, Яше якорь вышивала.

2. Попросите ребенка показать слова с буквой Я я в этом стихотворении (Яна, Яшу, Яше, якорь).

3. Вместе с ребенком нарисуйте картинки, в названиях кото­рых первой пишется буква Я я (яблоко, якорь, яхта, ящик, ягоды). Подпишите картинки и предложите ребенку подчеркнуть в сло­вах букву Я я, а потом показать другие знакомые буквы.

4. Поупражняйте ребенка в выкладывании новой буквы из полосок и кружочков цветной бумаги, в рисовании буквы Я я на бумаге и в воздухе. Пусть расскажет, из каких элементов состоит буква и как они расположены по отношению друг к другу.

5. Предложите ребенку запомнить: Я я — гласная буква.

6. Крупно напишите фломастером:

як Яна Яша яма дядя пятка ягода яхта маяк Яна ест ягоды. У Яши баян.

Упражняйте ребенка в чтении слов и предложений с новой буквой.

 

30. Ц ц

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

Цапля в цирке выступала, Трёх цыплят дрессировала.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Ц] из этого двустишия (цапля, в цирке, цыплят).

3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [Ц] (цапля, цыпленок, цирк, циркуль, цветы).

4. Предложите ребенку дать характеристику звука [Ц]. • Звук [Ц] — согласный твердый глухой.

5. Поупражняйте ребенка в различении звуков [Ц] и [С], [Ц] и [T']. Для этого используйте игру «Будь внимательным»: пусть он ставит руки на пояс, услышав звук [Ц], и поднимает руки вверх, услышав звук [С]; пусть выполняет наклон туло­вища влево, услышав звук [Ц], и наклон вправо, услышав звук [Т]. В игре используйте ряды слов: цапля, сайка, носок, кольцо, светлый, куцый, стоять, цокать, огурец, пылесос (для различе­ния звуков [Ц] и [С]); тишина, цветет, циркуль, котенок, петь, цель, тень, цвет, цепной, теплый (для различения звуков [Ц] и [Г]).

6. Предложите ребенку выполнить звуковой анализ слогов ца, цу, комментируя свои действия. Например:

• В слоге ца всего два звука; первый звук [Ц] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком; второй звук [А] — гласный, я обозначу его красным кружком.

7. Предложите ребенку определить место звука [Ц] в сло­вах кольцо, цветы, палец.

8. «Напечатайте» большую и маленькую буквы Ц ц в тет­ради и на магнитной доске. Пусть ребенок расскажет, из каких элементов они состоят.

9. Поупражняйте ребенка в рисовании буквы Ц ц на бу­маге и в воздухе.

 

10. Пусть ребенок нарисует несколько картинок со звуком [Ц] в названиях. Печатными буквами подпишите картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Ц в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.

11. Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?» Например, какие слова получатся из слогов: це, пи [цепи); на, це (цена); ни, цы, нож (ножницы).

12. Крупно напишите фломастером:

яйцо цена цепи отец заяц цветы конец ножницы

Кто это? Это заяц. У зайца куцый хвост.

Обратите внимание ребенка на то, что первое предложе­ние содержит вопрос, поэтому в конце его стоит вопроси­тельный знак.

Упражняйте ребенка в чтении слов и предложений с новой буквой.

 

31. Ч ч

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Ч] из этого двустишия (Чебурашка, чашку, чая, черепашке).

3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [Ч] (чайник, чашка, часы, чайка, Чиполлино).

4. Предложите ребенку вспомнить «ласковые имена», в которых есть звук [Ч] (Вовочка, Верочка, Галочка, Аллочка).

5. Предложите ребенку дать характеристику звука [Ч].

• Звук [Ч] — согласный мягкий глухой.

6. Поупражняйте ребенка в различении звуков [Ч] и [Ш], [Ч] и [Т]. Для этого используйте игру «Будь внимательным»: пусть он ставит руки на пояс, услышав звук [Ч], и поднимает руки вверх, услышав звук [Ш]; пусть выполняет наклон туловища влево, услышав звук [Ч], и наклон вправо, услышав звук [Т]. В игре ис­пользуйте ряды слов: чайка, шайка, кочка, кошка, мошка, мочка, бочка, пешка, черный, шустрый, чесать, шептать (для различе­ния звуков [Ч] и [Ш]); тянет, чешет, чашка, тяпка, чурка, точ­ка, тень, час, точный, теплый (для различения звуков [Ч] и [Т']).

7. Предложите ребенку выполнить звуковой анализ слогов и слов: чу, ча, час, комментируя свои действия. Например:

• В слове час всего три звука; первый звук [Ч] — мягкий согласный, я обозначу его зеленым кружком; второй звук [А] — гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [С] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком.

8. Предложите ребенку определить место звука [Ч] в словах дочка, чайка, сыч.

9. «Напечатайте» большую и маленькую буквы Ч ч в тет­ради и на магнитной доске. Пусть ребенок расскажет, из каких элементов они состоят.

 

10. Поупражняйте ребенка в рисовании буквы Ч ч на бу­маге и в воздухе.

11. Пусть ребенок нарисует несколько картинок со звуком [Ч] в названиях. Печатными буквами подпишите картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Ч в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.

12. Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?» Например, какие слова получатся из слогов: ча, ту (туча); ка, боч (бочка); си, ки, ча (часики); ка, руч (ручка).

13. Крупно напишите фломастером:

чудо туча точка куча чудак чашка ночка тучка удочка ван­ночка бабочка мамочка час стучи

Вовочка чистит ботинки.

У Ниночки сумочка.

Упражняйте ребенка в чтении слов и предложений с новой буквой.

 

32. Щ щ

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

Щука щёлкнула зубами,

В щель забилась за камнями.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Щ] из этого стихотворения (щука, щёлкнула, щель).

3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, на­чинающихся со звука [Щ] (щавель, щётка, щепки, щенок, щука).

4. Предложите ребенку дать характеристику звука [Щ]. • Звук [Щ] — согласный мягкий глухой.

5. Поупражняйте ребенка в различении звуков [Щ] и [С], [Щ] и [Ч]. Для этого используйте игру «Будь внимательным»: пусть он ставит руки на пояс, услышав звук [Щ], и поднимает руки вверх, услышав звук [С]; пусть выполняет наклон туло­вища влево, услышав звук [Щ], и наклон вправо, услышав звук [Ч]. В игре используйте ряды слов: щука, сено, щенок, щипать, сеять, сито, сиреневый, щекастый, роща, пасека (для различения звуков [Щ] и [С]); тащу, хочу, чесать, щипать, щука, черный, мощный, щуриться, черпать (для различения зву­ков [Щ] и [Ч]).

6. Предложите ребенку выполнить звуковой анализ слогов щу, щи, комментируя свои действия.

7. Предложите ребенку определить место звука [Щ] в сло­вах плащ, щель, тащит.

8. «Напечатайте» большую и маленькую буквы Щ щ в тетради и на магнитной доске. Пусть ребенок расскажет, из каких элементов они состоят.

9. Поупражняйте ребенка в рисовании буквы Щ щ на бу­маге и в воздухе.

 

10. Пусть ребенок нарисует несколько картинок со звуком [Щ] в названиях. Печатными буквами подпишите картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Щ в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.

11. Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?» Например, какие слова получатся из слогов: ка, шу (щука); ща, ча (чаща); щип, ки, чи (щипчики).

12. Крупно напишите фломастером:

щука пища гуща чаща чищу тащу тащит щипцы щипчики овощи

Это мышка. Мышка пищит.

Упражняйте ребенка в чтении слов и предложений с новой буквой. Выясните, помнит ли ребенок, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, а в конце предложения ставится точка, восклицательный или вопроси­тельный знак.

 

33. Л л

1.Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

Лук Лариса поливала,

Поскользнулась и упала.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуками [Л] и [Л'] из этого стихотворения (лук, Лариса, поливала, поскольз­нулась, упала).

3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [Л] и [Л'] (лодка, лось, локоть, луна, лыжи, лимон, лямка).

4. Пусть ребенок вспомнит имена, содержащие звуки [Л]
и [Л'] (Лена, Лида, Люда, Коля, Валя, Олег, Алина).

5. Предложите ребенку дать характеристику звуков [Л] и [Л'].
• Звук [Л] — согласный твердый звонкий, звук [Л'] — со-
гласный мягкий звонкий.

6. Поупражняйте ребенка в различении звуков [Л] и [Й]. Для этого используйте игру «Будь внимательным»: пусть он ставит руки на пояс, услышав звук [Л], и поднимает руки вверх, услышав звук [И]. В игре используйте ряд слов: лама, яма, полка, сойка, скалка, сайка, ловкий, юркий, пол, пой.

7. Предложите ребенку выполнить звуковой анализ слова лак, комментируя свои действия.

8. Предложите ребенку определить место звука [Л] в словах калоши, лодка, стол.

9. «Напечатайте» большую и маленькую буквы Л л в тет­ради и на магнитной доске. Пусть ребенок расскажет, из каких элементов они состоят.

 

10. Поупражняйте ребенка в рисовании буквы Л л на бу­маге и в воздухе.

11. Пусть ребенок нарисует несколько картинок со звука­ми [Л] и [Л'] в названиях. Печатными буквами подпишите картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Л в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.

12. Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?» Например, какие слова получатся из слогов: лы, во (волы); ли, па (липа); ли, ки, буб (бублики).

13. Крупно напишите фломастером:

лак лук лужа луна лоб лом пол липа Лиза лиса лимон булка галка потолок купили скалка скакалка Лиза купила лимоны. Мила полола лук.

Упражняйте ребенка в чтении слов и предложений с новой буквой.

Выясните, помнит ли ребенок, что имена людей пишут­ся с заглавной буквы. Пусть покажет заглавную букву в именах.

 

 

Р р

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

Рыжий Ромка очень рад:

У него родился брат.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Р] из этого двустишия (рыжий, Ромка, рад, родился, брат).

3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [Р] и [Р'] (рак, рыба, рога, роза, рука, рама, репа, рёва, ремень).

4. Пусть ребенок вспомнит имена, содержащие звуки [Р] и [Р'] (Римма, Марина, Рая, Ира, Регина, Кирилл, Артем).

5. Предложите ребенку дать характеристику звуков [Р] и [Р'].
• Звук [Р] — согласный твердый звонкий, звук [Р'] — согласный мягкий звонкий.

6. Поупражняйте ребенка в различении звуков [Р] и [Л], [Р] и [Й]. Для этого используйте игру «Разноцветные флаж­ки»: пусть он поднимает красный флажок, услышав звук [Р], и желтый флажок, услышав звук [Л]; зеленый и синий флажки можно использовать для различения звуков [Р] и [Й]. В игре используйте ряды слов: рама, лама, лад, рад, лом, ром, лис, рис, рука, лука (для различения звуков [Р] и [Л]); корка, койка, барка, байка, яма, рама, поймать, порвать, двор, стой (для различения звуков [Р] и [Й]).

7. Предложите ребенку выполнить звуковой анализ слова рак, комментируя свои действия.

8. Предложите ребенку определить место звука [Р] в словах ракета, квадрат, двор.

9. «Напечатайте» большую и маленькую буквы Р р в тет­ради и на магнитной доске. Пусть ребенок расскажет, из каких элементов они состоят.

 

10. Поупражняйте ребенка в рисовании буквы Р р на бу­маге и в воздухе.

11. Пусть ребенок нарисует несколько картинок со звука­ми [Р] и [Л'] в названиях. Печатными буквами подпишите картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Л в словах,

Пусть ребенок а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.

12.Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?» Например, какие слова получатся из звуков: [К], [Р], [А] (рак); [Ы], [Р], [А], [Б] (рыба); [Р], [А], [В], [Ч] (врач).

13. Крупно напишите фломастером:

рак рад дар рама рука раки рыба мир рис двор топор забор ковёр трава дрова брат грабли бритва кричал говорит Борис ловит рыбу. Марат рубит дрова. Ира собирала грибы.

Упражняйте ребенка в чтении слов и предложений с новой буквой.

 

35. Ь ь

1. Выучите с ребенком стихотворение:

Знаменитый мягкий знак в азбуке не просто так.

Буквы в слове разделяет и согласные смягчает.

2. Объясните ребенку, что Ь — это буква, которая не обо­значает звука.

3. Предложите ребенку выполнить звуковой анализ слова конь, комментируя свои действия.

4. Пусть ребенок нарисует несколько картинок, в назва­ниях которых пишется Ь, подпишет их, подчеркнет Ь (конь, рысь, бровь, ноль, колья).

5. Крупно напишите фломастером:

конь пень огонь лось рысь мать ноль ульи братья муравьи воробьи колья

Медведь спит в берлоге. Конь скачет во весь опор. На поляне стоят ульи. На дереве затаилась рысь.

Упражняйте ребенка в чтении пар слов и предложений с новой буквой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.