Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование научного мировоззрения






В школьном возрасте интенсивно происходит процесс станов­ления личного мировоззрения учащихся. Человек определяет свое место в мире, и решает он эту задачу по-разному в зависимости от множества причин: характера и содержания внешних воздействий на его личность, а также собственно личностных особенностей восприятия и осмысления окружающего мира. По-видимому, су­ществуют объективные причины того, что каждый человек в большей или меньшей степени склонен к научному, религиозному или мистическому мировоззрению. Социологические исследова­ния показывают, что в действительности в мировоззрении от­дельного человека чаще всего присутствуют и сложным образом соединяются элементы и научного, и религиозного, и мистическо­го миропонимании. Причем в ряде случаев сложно установить даже, есть ли преобладание одного из них.


В процессе обучения и при взаимодействии с миром в целом каждый человек должен сам для себя решить проблему выбора той или иной мировоззренческой концепции, что не исключает возможности в дальнейшем ее изменить. Роль учителя состоит в том, чтобы оказать учащемуся помощь в выборе мировоззренче­ской концепции. Следует иметь в виду, что непроизвольно, ин­туитивно учитель проявляет в своей работе личное мировоззрение и при определенных условиях у учащихся может формироваться мировоззрение, во многом сходное с мировоззрением учителя.

Однако возникает вопрос: должен ли учитель сознательно и целенаправленно оказывать специальное воздействие на процесс становления личного мировоззрения учащихся и имеет ли он во­обще на это право? Может быть, попытка повлиять на мировоз­зрение ученика - это ограничение свободы его личности? На по­ставленные вопросы можно ответить следующим образом. В со­ответствии с современным пониманием свободы совести учитель, как и любой другой человек, имеет право не только разделять ту или иную мировоззренческую концепцию, но и передавать свое понимание мира и отношение к нему окружающим его людям (разумеется, если его мировоззрение не является опасным для че­ловека или природы).

Более того, если учитель физики проводит работу по форми­рованию мировоззрения учащихся, то, как будет показано далее, это оказывает существенное влияние на процесс собственно овла­дения учащимися физическими знаниями, и, кроме того, без спе­циального внимания со стороны учителя к формированию миро­воззрения учащихся для многих из них может остаться нерешен­ным вопрос о необходимости изучения курса физики вообще. Так, изначально не ясно, нужно ли изучать физику учащимся гумани­тарного класса, училища художественного направления или спор­тивной школы. Ведь в отличие, например, от учащихся классов биолого-химического или технического профиля, гуманитариям, художникам (в широком смысле слова) и спортсменам не удастся показать непосредственную связь физики с их будущей професси­ей и таким образом обосновать необходимость ее изучения. Толь­ко если учащиеся почувствуют, что изучение физических явлений и законов помогает им в понимании окружающего мира, возник­нет мотив ее изучения.

Важными характеристиками мировоззрения, формируемого при обучении основам наук, и в частности физике, выступают на­учность и гуманистичность мировоззрения. Однако в основе на­учного мировоззрения как противоположности религиозного и мистического мировоззрений могут лежать разные системы фило­софских взглядов.

Учитель физики может иметь то или иное мировоззрение, но с большой вероятностью в основе его мировоззрения лежит диа-лектико-материалистический подход к пониманию природы. Это


связано с тем, что диалектико-материалистическая философская концепция как достаточно распространенное философское на­правление оказывается вполне приемлемым для многих естество­испытателей. В рамках этой концепции «обсуждаются» такие принципиальные философские категории, как материя и движе­ние, взаимодействие, причина и следствие и др. Физика как фун­даментальная наука о природе оперирует этими понятиями, и ее изучение способствует их усвоению. Все это и определяет право­мерность рассмотрения диалектико-материалистического подхо­да к формированию мировоззрения на уроках физики.

Мировоззрение является важнейшим компонентом структуры личности. Оно включает систему обобщенных взглядов о мире, о месте человека в нем, а также систему взглядов, убеждений, идеа­лов, принципов, соответствующих определенному миропониманию. Специфика мировоззрения может быть установлена, если рас­смотреть объект и форму отражения мира, которые характерны для мировоззрения как одной из форм личного сознания. Поэто­му подчеркнем, что предмет или объект отражения для мировоз­зрения - это практически весь мир - и материальный, и духовный.

Можно выделить такие аспекты мировоззрения, как естествен­нонаучный, социальный, гуманитарный и гносеологический, в соответствии с такими аспектами действительности, как природа, общество, человек и процесс познания. Отражение всех этих ас­пектов действительности происходит в форме обобщенных зна­ний (знаний, имеющих философский характер) и, как уже упоми­налось, в форме взглядов, убеждений и пр., играющих опреде­ляющую роль в поведении, в деятельности человека. Именно ми­ровоззренческие установки личности определяют иерархию моти­вов личности, помогают сделать выбор в конкретных жизненных ситуациях в соответствии со своими убеждениями.

Можно считать, что в первом приближении основной вклад изучения курса физики в формирование мировоззрения состоит в создании у учащихся определенных системных философски осмыс­ленных знаний о природе и процессе ее познания человеком, т.е. в формировании фундамента естественнонаучного и частично гносеологического аспектов мировоззрения. Однако представ­ляется важным и интересным не только влияние изучения физи­ки на становление мировоззрения. Существует и влияние скла­дывающихся философских знаний на формирование знаний соб­ственно физических. Это связано с тем, что в случае, когда каж­дое вновь приобретаемое конкретное научное знание включает­ся в систему знаний и осмысливается с обобщенных философ­ских позиций, это знание усваивается личностью более глубоко, осознанно и мотивированно.

Основные направления или компоненты формирования миро­воззрения при обучении физике можно выделить в соответствии с тем, что уже было сказано о мировоззрении в целом.


Первым компонентом можно считать формирование фунда­мента мировоззрения - системы обобщенных, имеющих философ­ское звучание, знаний о природе и ее познании человеком. Если из­бран диалектико-материалистический подход к формированию мировоззрения учащихся, то в фундамент мировоззрения вклю­чаются три группы философских обобщений, касающихся мате­риальности, диалектичности и познаваемости мира.

К первой группе относятся идеи материи и движения, их взаи­мосвязи, неуничтожимости и несотворимости, пространственно-временного существования; идеи взаимодействия, материального единства мира и пр. Ко второй группе относятся идеи всеобщей связи явлений, существования определенных законов диалектики, которым подчиняется движение материи и пр. В третью группу входят категория истины во всех ее аспектах, закономерности процесса познания и т.п.

Для того чтобы в дальнейшем говорить о конкретной работе учителя физики по формированию мировоззрения учащихся, надо определить, что означают слова «знания, осмысленные с философ­ских позиций». Речь идет о том, что конкретное научное знание может быть неразрывно связано с важнейшими философскими идеями. Например, если ученик знает формулировки первого и второго законов Ньютона, то это физические знания. Если же уче­ник понимает, что первый закон Ньютона связан с идеей неунич­тожимости и несотворимости движения, а второй закон Ньютона отражает причинно-следственные связи явлений, то такие знания уже имеют философское, мировоззренческое содержание.

Если знания «окрашиваются» чувствами, появляется личное отношение к знаниям, то можно назвать это взглядами личности. Если же человек уверен в истинности своих взглядов, стремится и умеет отстаивать свою точку зрения, то можно говорить и об убеждениях по определенным вопросам. Конечно, такое толкова­ние взглядов и убеждений - сложных психологических образова­ний является достаточно упрощенным, однако можно это толко­вание считать допустимым для решения практической задачи -выявления структуры деятельности учителя физики по формиро­ванию мировоззрения учащихся. Итак, вторым компонентом этой деятельности будем считать формирование взглядов и убеждений, соответствующих диалектико-материалистическому пониманию природы и процесса ее познания.

Рис. 1.
Убеждения, которые формируются при изуче­нии физики, должны быть связаны с физическими знаниями, и эта связь может быть столь тесной, что возникает ощущение неразличимости убежде­ния и знания. Например, если ученик убежден в том, что сила есть причина ускорения, а не скоро­сти, то он справится с задачей типа: «Куда движется тело, изображенное на рисунке (рис. 1)?»


В условии задачи содержится минимальное, но все же вполне ощутимое «препятствие» для ученика: на вопрос нельзя ответить, не зная начальной скорости.

Помимо обобщенных знаний, взглядов и убеждений, им соот­ветствующих, у учащихся должен быть сформирован определен­ный стиль мышления. Если поставлена задача формирования диалектико-материалистического миропонимания, то ему соот­ветствует диалектический стиль мышления. Поэтому в качестве третьего компонента формирования мировоззрения можно вы­брать развитие диалектического мышления учащихся. Такое мыш­ление отличается рядом характерных черт. Ядром диалектическо­го мышления выступает умение мыслить противоречиями. Следо­вательно, на уроках физики надо стремиться научить учащихся «видеть» единство и борьбу противоположностей в физических явлениях и использовать это «видение» в процессе познания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.