Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальные проблемы теории и методики обучения физике






При определении актуальности той или иной проблемы всегда исходят из существующих противоречий между задачами, стоя­щими перед обучением, и уровнем и степенью разработанности этой проблемы в теории и в практике обучения, между возможно­стями, которые открывают те или иные методы, средства и формы обучения, и их внедрением в учебный процесс. Поэтому мы будем выделять такие противоречия и на их основе формулировать ак­туальные проблемы, которые стоят перед школой вообще и тео­рией и методикой обучения физике в средней школе в частности.

Как уже отмечалось, средняя школа в современной России строится на основе таких принципов, как демократизация, гума­низация, гуманитаризация, дифференциация обучения учащихся в средней школе.

Отражением этих принципов является создание учебных заве­дений разного типа, разных учебных программ и разных учебни­ков. Соответственно возникает противоречие между существо­вавшим до недавнего времени единым уровнем среднего физиче­ского образования, единообразием учебных программ и пособий и провозглашенной возможностью выбора учебным заведением и учащимися программ и учебников. Это противоречие обусловли­вает проблемы определения содержания физического образова­ния в учебных заведениях разного типа, в классах разных профи­лей (с учетом их специфики и соответствия требованиям стандар­та), определения содержания интегрированных курсов и курсов физики для углубленного изучения.

Изменение концепции среднего образования в России, в ча­стности отражение идеи личностно ориентированного образо­вания, приводит к изменению иерархии целей обучения и рас­становки приоритетов. Соответственно возникает противоречие между новыми образовательными задачами и сложившимся со­держанием и традиционными технологиями обучения. Поэтому возникает проблема определения содержания физического обра­зования и создания технологий обучения физике, соответствую­щих новой концепции образования и новым образовательным задачам.

В последние годы изменилась структура школьного физиче­ского образования. До недавнего времени существовала единая десятилетняя школа и десятилетнее образование было обязатель­ным. При этом физика изучалась пять лет (VI-VII классы -I ступень, VIII-X классы - II ступень) всеми учащимися.


В настоящее время школа стала одиннадцатилетней при обяза­тельном девятилетнем образовании, и физика изучается в VI-IX классах основной школы (обязательный курс) и в X-XI классах старшей школы (необязательный профильный курс). В ближайшее время школа станет двенадцатилетней при обязательном десяти­летнем образовании. Это приведет к тому, что курс физики VI-IX классов (а впоследствии VI-X классов) должен стать завершен­ным, т.е. он будет включать сведения из всех разделов физики. Таким образом, существует противоречие между новой структу­рой среднего образования, в том числе физического, и содержа­нием физического образования в основной и старшей школе, сло­жившимся в рамках старой структуры школьного образования. Отсюда следует задача разработать содержание курса физики ос­новной школы (VII-IX классы, в дальнейшем VII-X классы) и старшей школы (X-XI классы, в дальнейшем XI-XII классы).

Внедрение в практику личностно ориентированного обучения, при котором учитель ориентируется не на «среднего» ученика, а на каждого конкретного ученика, являющегося для него лично­стью с его способностями, чертами, склонностями и интересами, требует разработки новых методов, средств и организационных форм обучения..Налицо противоречие между новыми целями обучения и традиционными технологиями обучения физике, от­куда вытекает проблема создания новых технологий обучения фи­зике, позволяющих реализовать идею личностно ориентирован­ного образования.

В настоящее время неуклонно идет процесс информатизации общества, всей жизни в России, что приведет в самое ближайшее время к массовой информатизации образования. Пока этот про­цесс идет довольно медленно, но уже заметно, как растут его тем­пы. Наши школьники в процессе обучения физике должны ис­пользовать ЭВМ не только как средство для вычислений, но и как средство обучения и контроля подготовки. Уже сейчас широко используются в школе моделирующие, контролирующие и обу­чающие компьютерные программы. Компьютер все шире будет входить в учебный процесс по всем предметам, в том числе и по физике. Создание технологий обучения физике с использованием компьютера - одна из актуальных проблем теории и методики обучения физике.

Отмеченные выше актуальные направления исследований в области теории и методики обучения физике являются достаточно общими и далеко, не исчерпывающими.


 

Раздел I

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЯХ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.