Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И СверхъесТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ 1 страница






Первые пять ступеней йоги были описаны выше. Теперь объясняется концентрация (дхарана).

1. деша-бандхаш читтасья дхарана

деша-бандха – концентрация внимания на внутреннем или внешнем объекте

читтасья – субстанции разума

дхарана – концентрация

Концентрация – это фиксация внимания на внутреннем или внешнем объекте.

Во время дхараны ум фокусируется на каком-то объекте в теле или вне его и удерживается там. Когда человек с открытыми глазами концентрирует свою субстанцию разума на внешнем объекте или объектах, это называется тратакой. Тратака – концентрация, созерцание и медитация с открытыми глазами.

В теле есть бесчисленное множество мест для концентрации. Для удобства йоги разделили их на семь основных чакр (нервных сплетений). Чакры суть чисто психологические объекты, посредством которых субстанция разума действует в определенных частях тела и физиологических процессах.

Описание семи чакр:

1. Муладхара-чакра (бху) – включает в себя самую нижнюю часть живота и половые органы. Посредством этой чакры контролируется, отбирается и сублимируется ради высших целей гормональная энергия.

2. Свадхиштхана-чакра (бхувар) – включает в себя обе ноги и нижнюю часть живота. Концентрация на ней наполняет тело чудесной укрепляющей силой.

3. Манипура-чакра (свар) – включает все органы брюшной полости. Концентрация на ней дает возможность управлять физиологическими силами.

4. Анахата-чакра (манас) – включает все анатомические органы грудной клетки. Психика осуществляет свою власть через посредство сердца. Концентрация на этой чакре приносит единение сознания со всеми супраэлектронными движениями тела и атмосферы.

5. Вишуддха-чакра (джана) – включает шею, являющуюся вратами жизни. Концентрация на ней приносит единение сознания с электромагнитным океаном праны.

6. Аджня-чакра (тапас) – охватывает сенсорные и моторные участки центральной нервной системы, за исключением коры головного мозга. Концентрация на ней приносит единение индивидуального сознания со Всевышним, с Космическим Сознанием.

7. Сахасрара-чакра (сатья) – включает головной мозг, мозжечок и кору головного мозга. Это наивысшая чакра. Концентрация на ней приносит отождествление с Пурушей, Брахманом.

Когда одна из этих чакр избрана для частной концентрации, это называется частной дхараной. Когда концентрация осуществляется на все тело, она называется общей дхараной.

Если для фиксации избирается какой-либо внешний объект, он должен иметь некую символическую связь со Всевышним. Начинающие, которые не знают детального устройства чакр, для обозначения Высшей Реальности могут выбрать конкретный объект: кончик носа, межбровье, или символы (например, цветные кружки). Или можно выбрать какое-то место внутри тела: кончик языка, область пупка, лучезарный свет в сердце, третий глаз, центр головы, нёбо или корень языка.

Имеется бесчисленное множество объектов концентрации, расположенных как внутри, так и вне тела.

* * *

Описывается седьмая ступень – дхьяна (внушение).

2. татра пратьяика-таната дхьянам

татра – там

эка-таната – сфокусированность

пратьяя – мысли, сознания

дхьянам – внушение

Постоянное и непрерывное внушение в состоянии концентрации называется дхьяной.

Под " внушением" здесь подразумевается умственное усилие, мысленное внушение. Внушение голосом помогает в тех случаях, когда ум не способен концентрироваться; оно используется для внушения другим людям.

* * *

Описывается восьмая ступень – самадхи (когнитивный транс).

3. тад эвартха-матра-нирбхасам сва-рупа-шуньям ива самадхи

тат эва – (когда) то же самое (внушаемый объект)

нирбхасам – освещает

артха – (своим собственным) светом

митра – только

сва-рупа – (в) своей собственной форме

шуньям – лишенный (внешней формы)

ива – словно

самадхи – (называется) когнитивным трансом

Когда в медитирующем уме сияет только один неискаженный объект медитации, это называется самадхи.

Самадхи – это то, в чем ум поглощает природу объекта мысли без всякой фантазии (калпаки). Когда осознание объекта начинает сиять, как бы лишенное внешней формы объекта, то это называется самадхи. В таком состоянии объект внушения полностью овладевает умом, а осознание объекта лишено двойственности, так как ум отождествляется с объектом медитации.

Есть четыре стадии внушения:

1.состояние речи – словесное внушение с целью описания объекта;

2.состояние ума – думание, рассуждение, формирование идей;

3.состояние действия – формирование действия;

4.состояние бытия и становления.

В самадхи внушение достигает своего совершенства – состояния бытия и становления. Посредством медитации на Брахман, Пурушу, человек отождествляется с сознанием Брахмана. Таким образом то, что внушается, во время самадхи воспринимается.

Сознание является результатом внушения – хорошего или плохого. Это универсальное правило, которое не имеет исключений. Сначала ум привлекается к положительному или отрицательному объекту, а затем удерживается притяжением этого объекта. В конечном счете он отождествляется с идеями, связанными с объектом.

Таким образом, три процесса – дхарана (концентрация), дхьяна (непрерывное внушение) и самадхи (восприятие этого внушения) – присутствуют во всяком обучении. В йоге эти три процесса направлены на Пурушу. Термин " самадхи" используется в двух значениях:

1.в частном смысле – как восьмая ступень йоги;

2.в общем смысле – как соединение с Космическим Сознанием и отождествление с ним.

* * *

Когда все эти три процесса протекают одновременно, это называется саньямой.

4. трайям экатра саньяма

трайям – эти три (дхарана, дхьяна, самадхи)

экатра – (работая) вместе

саньям – равновесие (саньяма)

Когда концентрация, внушение и когнитивный транс протекают одновременно, это называется саньямой.

Начинающим, для того чтобы сконцентрировать свое внимание, осуществить процесс непрерывного внушения и воспринять результат, требуется определенное время. Иногда они не воспринимают никаких результатов своего внушения. У опытного йога эти три процесса срабатывают моментально и одновременно. В таком состоянии нет необходимости разделять их; фактически такое разделение становится невозможным.

Когда человек направляет свой ум на какой-нибудь частный объект, концентрируется на нем, удерживает на нем сознание в течение длительного времени, а затем ощущает результат своего внушения, – это не является саньямой. Но если эти процессы протекают одновременно, тогда их можно назвать саньямой. Она является результатом зрелой медитации.

* * *

Каково психологическое, философское и практическое применение саньямы?

5. тадж-джайят праджнялока

тат джайят – из-за победы над этим

лока – свет

а – вполне, совершенно

праджня – интуитивного знания (приходит)

В результате овладения саньямой приходит свет интуитивного знания.

Достижение саньямы приносит непосредственное восприятие истины относительно объекта. По мере того как саньяма укрепляется и углубляется, когнитивный транс (самадхи-праджня) становится все более и более ясным.

* * *

Применение праджнялоки (интуитивного знания).

6. тасья бхумишу винийога

тасья – его

винийога – применение

бхумишу – постадийное

Применение саньямы – раскрывать планы сознания.

Когда посредством саньямы завоеван один план сознания, она применяется к следующему за ним. Тот, кто не овладел низшими стадиями и планами сознания, не может перепрыгнуть на следующий план. Если он не овладел саньямой на низшем плане, как он сможет достичь ее на высшем? А при отсутствии саньямы на высшем плане, как может проявиться свет этого высшего плана?

Тому, кто концентрируется на Пуруше, нет необходимости медитировать на что-либо другое, так как Брахман выше всех и включает в себя всю красоту, всю любовь, все бытие, все знание и всю Вселенную. Опыт высшего состояния нельзя облечь в слова и картины; его может испытать только субстанция разума.

Йогена його джанатавьо,

Його йогат правартате.

Йо-апраматасу йогена,

Ся йоге рамате чирам 73.

" Посредством практики йоги следует приобрести опыт йоги.

Опыт есть наставник высшего опыта в йоге.

Тот, кто знает эту тайну,

Навсегда останется в состоянии Космического Сознания".

* * *

Завершается описание восьми ступеней йоги и их применения. Теперь предлагается их общий анализ и синтез. Из числа этих восьми ступеней, первые пять составляют раздел бахир-анга (" внешние средства").

7. траям антар-ангам пурвебхья

трайам – эти три ступени (дхарана, дхьяна, самадхи)

антар-ангам – внутренние средства

пурвебхья – по отношению к предыдущим (которых пять: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара)

Эти три ступени (дхарана, дхьяна и самадхи) суть внутренние и прямые средства – по сравнению с предыдущими.

Эти три ступени суть внутренние средства в смысле всеохвата. Когда человек концентрирует свой ум, удерживает его на объекте и поглощается своим внушением, то при этом действие пяти предыдущих (ямы, ниямы, асаны, пранаямы, пратьяхары) совершается на более высоком уровне, потому что здесь сильная воля (яма), предписания (нияма), позы (асана), контроль дыхания (пранаяма) и сублимация психической энергии (пратьяхара) происходят автоматически и спонтанно.

* * *

Анализ последних трех ступеней – дхараны, дхьяны, самадхи.

8. тад апи бахир-ангам нирбиджасья

тад апи – эти три (ступени) также

бахир-ангам – становятся внешними (средствами)

нирбиджасья – в состоянии асанпраджнята-самадхи.

Даже эти ступени становятся внешними средствами по отношению к самадхи " без семени".

В состоянии асанпраджнята-самадхи эта медитационная триада становится внешним средством, так как ее цель достигается до того, как наступает самадхи " без семени". В асанпраджнята-самадхи (самадхи " без семени") дхарана, дхьяна и самадхи контролируют индивидуальность. Они оказывают косвенную помощь, поэтому и называются бахир-анга – внешние и косвенные средства.

После постижения непосредственно Пуруши, Брахмана, никакого дальнейшего внушения уже не требуется. Чтобы войти в дом, человеку не нужна повозка. Ее назначение – довезти человека до входа в нужное место. Чтобы постичь Пурушу, Брахман, субстанция разума вместе со своими чувствами превращается в Космическую Читту и человек отождествляется с Пурушей, Брахманом, который сам по себе есть Высшая Реальность, Одно-без-другого. Пуруша – высшее внушение, а все остальные внушения вторичны.

Достигнув высшего состояния, йог начинает воспринимать космические внушения, а его индивидуальные внушения постепенно прекращаются.

" Я не повторяю ни молитв, ни имен Бога.

Он осуществляет службу посредством Вселенной со всеми Своими силами;

пребывая в полном покое, я вполне могу следить за ней" (Кабир 74 ).

Внушения относятся к сфере триады познающего, средств познавания и познаваемого. Асанпраджнята-самадхи – недвойственное состояние, в котором нет места никаким внушениям.

" До тех пор, пока было «я», не было Бога, а когда есть Бог, нет «я»" (Кабир).

Путь любви очень узок, на нем " я" и " Я" не могут стоять вместе. До тех пор, пока есть " я", нет " Я", а когда проявляется " Я", тогда нет никакого " я" (индивидуальности).

* * *

Изменчивость заложена в самой природе ума. Какого рода изменения происходят во время концентрации? Есть три главных изменения ума: 1) ниродха-паринама, 2) самадхи-паринама, 3) экаграта-паринама.

Когда устранены саморазрушительные мысли, проявляются самовоспроизводящие силы. Такая модификация ума является наивысшей, и она называется ниродха-паринама. Здесь объектом мысли является только чистый элемент, саттва. Теперь дается описание ниродха-паринамы.

9. вьюттхана-ниродха-санскарайор абхибхава-прадур-бхавау ниродха-кшана-читтанвайо ниродха-паринама

ниродха-паринама – результат высшей концентрации

вьюттхана-ниродха – благодаря высшей концентрации, разрушительных инстинктивных движущих сил

абхибхава – исчезновение

санскарая – (и) созидательных движущих сил

прадур-бхавау – появление

ниродха-кшана – (в) момент высшей концентрации

анвая – связь

читта – (с) субстанцией разума

Ниродха-паринама – такая трансформация ума, когда он становится тождественным Космической Читте, которая проявляется во время концентрации. Вследствие этого разрушительные инстинктивные движущие силы исчезают и проявляются созидательные.

В материальном уме господствуют разрушительные силы. Созидательные движущие силы являются внутренними силами Космического Разума; они время от времени проявляются соответственно степени чистоты материального ума. Во время глубокой концентрации, созерцания и медитации ум очищается и проявляется Космический Разум вместе с созидательными силами. Разрушительные инстинктивные движущие силы исчезают, так как больше нет их причины – материального ума. В этом состоит простой процесс изменения личности посредством концентрации. Вследствие постоянной, непрерывной и напряженной концентрации природа ума меняется. Он становится тождествен Космическому Разуму, который проявляется в момент концентрации. Благодаря изменению природы ума меняется вся его сфера. Разрушительные силы, которые изначально нарушали равновесие ума, исчезают вместе с исчезновением их причины (материального ума). Созидательные силы проявляются вместе с проявлением их причины, которой является Космический Разум.

Вьюттхана, разрушительные инстинктивные силы, включают в себя три модификации:

1. кшипта – беспокойная, блуждающая;

2. мудха – ослепленная и подавленная;

3. викшипта – рассеянная.

* * *

Как можно распознать проявление Космического Разума?

10. тасья прашанта-вахита санкарат

тасья – его (потока Космического Сознания)

вахита – течение

прашанта – спокойное, слаженное, безмятежное

санкарат – из-за его внутренней природы

Благодаря внутренней чистоте, Космическое Сознание течет мирно, спокойно и плавно.

Возвышенные впечатления делают субстанцию разума умиротворенной.

* * *

Описывается состояние психических изменений, обусловленное самадхи-паринамой.

11. сарвартхатаикагратайо кшайодаяу читтасья самадхи-паринама

кшая – прекращение, разрушение

сарвартхата – многонаправленности

удая – (и) возникновение

экагратайо – единства

читтасья – субстанции разума (которая достигла уровня)

самадхи-паринама – Космического Сознания

Когда субстанция разума достигает состояния самадхи, множественность Вселенной устраняется и возникает ее единство.

Множественность приводит к многонаправленности ума. Вследствие этого ум становится двойственным и беспокойно мечется от одного объекта к другому. Если контакт с этими разнообразными объектами не приносит удовлетворения, результатом будет неудовлетворенность, разочарование, крушение ожиданий и тревога. Единство создает в уме однонаправленность (экаграту). Двойственность ума исчезает, и результатом становятся удовлетворение, мир, счастье и безмятежность.

Причиной сарвартхаты (сарва, " все" + артхата " нацеленность") является множественность объективной Вселенной. Причина экаграты (эка, " одно" + аграта, " направленность") кроется в познании единого Принципа, пронизывающего Вселенную. Этим Принципом является Высшее Сознание, проявляющееся в различных формах и под различными именами.

Так как самадхи есть Космическое Сознание, которое включает в себя всю множественность, оно является единством проявленной Вселенной. Когда субстанция разума достигает состояния самадхи, Космического Сознания, ее многонаправленность исчезает ввиду отсутствия ее причины (множественности), и возникает однонаправленность благодаря наличию единства.

Многонаправленность является характеристикой материального ума, а однонаправленность характеризует Космический Разум. Прекращение многонаправленности вызывается отсутствием ее причины – материальности. Возникновение однонаправленности означает присутствие другой причины – единства, духовности. Индивидуальный ум находится между двумя полюсами – материей и духом. Когда ум приближается к духовному и обнаруживает, что Дух трансцендентен и имманентен, он склоняется в сторону самадхи, Космического Сознания. Ученику нечего волноваться. Ему нужно заниматься медитацией до тех пор, пока он не достигнет состояния самадхи. Опыт самадхи разрушит множественность и многонаправленность и вызовет в уме единство и однонаправленность.

Постоянная и непрерывная концентрация вызывает состояние, которое называется ниродхой – высшей концентрацией субстанции разума. Ниродха приводит ум в состояние самадхи, Космического Сознания.

В этом сознании возникает экаграта – высшая однонаправленность, которая есть не что иное, как проявление Пуруши, " Я", Брахмана.

* * *

Когда благодаря однонаправленности проявляется Пуруша, какого рода изменения происходят в уме?

12. тата пуна шантодитау тулья-пратьяяу читтасьяикаграта-паринама

тата-пунар – и, наконец

шанта – успокоенных, прошлых

удита – (и) возникших, нынешних (идей)

тулья – сходство

пратьяя – познавательной

читтасья – субстанции разума

экаграта-паринама – состояние однонаправленности

Когда субстанция разума достигает состояния однонаправленности, впечатления прошлого и настоящего становятся сходными.

Изменение – это универсальный закон, не знающий исключений. В состоянии самадхи и однонаправленности все изменения становятся сходными; они становятся всё более возвышенными. Прежние познавательные акты постепенно исчезают, а те, которые появляются, – сходны.

Идея времени и пространства исчезает. Ум естественным образом становится выше времени, пространства, причины, следствия и личности. Будучи сконцентрированным, он входит в свою истинную природу и выходит за пределы причинности. Если время пролетает незаметно, значит, достигнута высокая степень концентрации ума.

Известно, что, когда человек занят интересным делом, он не замечает времени. Оторвавшись от этой интересной работы, он удивляется тому, что незаметно прошло столько много часов. Так время – прошлое и будущее – сжимается в настоящем.

Строго говоря, это состояние находится за пределами времени, но благодаря неизменному присутствию ума оно всегда пребывает в настоящем. Сознание всегда пребывает в настоящем; для него прошлое является частью памяти, а будущее – частью того, что запланировано. Когда сознание переходит в следующий момент времени, его предыдущий опыт называется шантой – угасшим, прошедшим, а будущее (удита) возникает в настоящем.

Понятия " прошлое", " настоящее" и " будущее" являются примером относительности всех различий. В самадхи различия исчезают; следовательно, исчезает и зависящая от них относительность.

Сходство не означает абсолютной одинаковости; это однотипность, одинаковость природы. Иначе был бы невозможен более высокий опыт. Например, все источники света – керосиновые лампы, электрические лампы, свет костра и солнечный свет – подобны, т. к. излучают свет, но они различаются по степени и интенсивности света.

Не следует думать, что, когда в самадхи возникают сходные идеи, это означает повторение одних и тех же идей; это значит, что они одинаково достойны. Они становятся всё более высокими, и все они находятся за пределами возможности описать их при помощи слов. Их можно испытывать, но нельзя описать. Понимать их и ссылки на них может только тот, кто обладает аналогичным опытом.

Этот опыт становится все выше и выше, пока не будет постигнута Высшая Реальность – Пуруша, Брахман. Когда человек постиг Абсолют, он видит множественность Вселенной в единстве Брахмана и единство Брахмана во множественности всей Вселенной.

Пуруша, Брахман, есть Чистое Бытие, Чистое Сознание и Чистое Блаженство. Это высшая цель медитации. Нет ничего, чего не вмещал бы в себя Пуруша, Брахман. Тот, кто познал его, называется освободившимся.

субъект и объект идут рука об руку. Они возникают и исчезают одновременно. Когда один поднимается, поднимается и другой. Они взаимозависимы и являются двумя аспектами высшей реальности. Если субъект изменится и попадет на более высокий план, то объект тоже будет там и вся картина изменится в количественном и качественном отношении. Не существует субъективного изменения, которое бы не повлекло равного изменения в объективном мире, и наоборот. Ребенок рождается с прошлым опытом. Его возрастные и субъективные изменения вызывают изменение идей относительно объективного мира. Здесь роль субъекта играет " я", индивидуальное сознание. объектом служит вся Вселенная, состоящая из элементов, включая тело, чувства и ум.

* * *

Описываются изменения в объективном мире.

13. этена бхутендрийешу дхарма-лакшанавастха-паринама вьякхьята.

этена – этим (объяснением изменения в читте)

дхарма-паринама – изменение свойств

лакшана-паринама – изменение вторичных качеств

авастха-паринама – изменение состояния

бхута индрийешу – в элементах и мире элементов, теле и чувствах

вьякхьята – объясненные

Посредством объяснения изменений читты объясняются изменения свойств, вторичных качеств и состояний, относящихся к элементам, телу и чувствам.

Все бесчисленные изменения делятся на три категории:

1. дхарма-паринама;

2. лакшана-паринама;

3. авастха-паринама.

Рассмотрим каждую из этих категорий.

1. Дхарма-паринама. Когда дхармин (носитель свойства, субстанция) покидает свое родное свойство и воспринимает другое свойство, это называется дхарма-паринама. Например, когда глина (дхармин) лишается своего природного свойства (комковатости) и принимает форму кувшина, то это изменение, которому подверглась глина, называется дхарма-паринама – " изменение свойства".

2. Лакшана-паринама. Когда тот же самый кувшин лишается аспекта анагата (" будущий") и принимает аспект вартумана (" нынешний"), а затем снова лишается его, приняв аспект атита (" бывший"), – он подвергается изменению, которое называется лакшана-паринама. Например, в камне потенциально скрыта статуя, и скульптор лишь удаляет все лишнее, чтобы выявить ее. Аналогично, кувшин потенциально существует в комке глины, но становится проявленным только тогда, когда горшечник вылепливает его. Поэтому, в согласии с философией санкхья-йоги, говорят, что кувшин потенциально существует в анагате (будущем), пока он еще не стал видимым. Когда он проявляется, то говорят, что он находится в нынешнем аспекте. О разбитом кувшине говорят, что он находится в аспекте, называемом атита – " бывший".

3. Авастха-паринама. Изменение, обусловленное одним лишь течением времени, называется авастха-паринамой. Атомы и молекулы не могут существовать без движения; это движение называется изменением. В первый момент изготовленный кувшин был новым, и с этого самого момента он начал подвергаться изменению, так как атомы, молекулы, танматры и гуны не могут ни мгновения просуществовать, не изменяясь. Этот вид модификации, которому каждое мгновение подвергается кувшин, существующий в нынешнем аспекте, называется авастха-паринамой. Детство, юность, молодость, зрелость и старость человека – суть примеры авастха-паринамы.

Три изменения физического мира суть следующие:

1. Дхарма-паринама – это изменение физической формы, в то время как субстанция остается той же самой. Когда сахар растворяется в воде, он сохраняет достаточно своих свойств и сил, чтобы его присутствие можно было бы обнаружить. Хотя он более не является твердым и белым, он все еще может быть распознан по своему сладкому вкусу. Такие изменения называются физическим изменением. Если изменяется только форма исходной субстанции, то это – физическое изменение, дхарма-паринама.

2. Лакшана-паринама – это химическое изменение. Наш мир полон физических изменений, но химические изменения представляют собой иной род изменений, даже еще более поразительный и более важный. Химическое изменение (лакшана-паринама) – это изменение, при котором фактически меняется состав первоначальной субстанции, когда первоначальная субстанция исчезает и образуется новая. Ткани животных совершенно отличны от растительной субстанции, из которой они строятся. Когда клочок бумаги сгорает, он радикально, полностью изменяется.

3. Авастха-паринама – это изменение состояния. Материя существует в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Например, воду (жидкость) можно превратить в лед (твердое тело) путем охлаждения или в водяной пар (газ) путем нагревания.

Переход вещества из одного состояния в другое и есть изменение состояния, авастха-паринама.

Примерами дхарма-паринамы являются описанные в афоризмах Па-танджали изменения, при которых всё сознательное состояние меняется, но на бессознательном или подсознательном уровне остаются в латентном виде причины страдания. Когда изменяются и сознательный, и подсознательный ум, а также вся личность, являющаяся причиной прошлого, настоящего и будущего – это пример лакшана-паринамы. В афоризме 11 описывается это изменение. В афоризме 12 рассматривается авастха-паринама.

В афоризмах 9, 11 и 12 описаны различные степени концентрации. В афоризме 9 сказано, что Космическая Читта вместе с ее сознанием проявлена, но индивидуальное сознание в ней поглощено не полностью. Вследствие этого впечатления индивидуальной читты подавлены, но не полностью сублимированы Космическим Сознанием. В афоризме 11 описывается, как индивидуальная читта полностью поглощается в Космической Читте, а индивидуальные склонности полностью уничтожаются. В афоризме 12 показано, как индивидуальная читта вместе с ее сознанием погружается в Космическое Сознание. Течет лишь поток сходных впечатлений, сменяющих друг друга.

Таким образом, когда субъективное " я" уходит из мира множественности и соединяется со Всевышним, наступает аналогичное изменение чувств, ощущений и восприятий, а также состоящей из элементов Вселенной. Вследствие дхарма-паринамы они переходят из грубых состояний в более тонкие. Когда субъективное " я" погружается в Пурушу, Брахман, множественность чувств и Вселенной элементов также погружается в него вследствие лакшана-паринамы. Когда субъективная и объективная Вселенная трансформируется в Пурушу, Брахман, она вследствие авастха-паринамы целиком и полностью превращается в Чистый Поток Сознания.

Другими словами, раз посредством изменения человеческого " Я" может быть изменена вся Вселенная, значит, ключ к преобразованию Вселенной находится внутри ума. Вся Вселенная есть не что иное, как проекция ума. Посредством преобразования ума в Пурушу одновременно и естественно трансформируется в Пурушу и Вселенная.

* * *

Дается определение дхармина.

14. шантодитавьяпадешья-дхарманупати дхарми

дхармин – субстанция (есть то, что)

анупати – тесно следует за

шанта – латентным, прошлым

удита – возрастающим, настоящим

авьяпадешья – непредсказуемым, будущим

дхарма – свойством

Дхармин (субстанция, субстрат) – это то, что содержит в себе свойства во всех состояниях – исчезнувших (шанта), проявленных (удита) или тех, что будут проявлены (авьяпадешья).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.