Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рубеж 20-30-х гг.






1929 год называют в литературе годом утверждения сталинской диктатуры, контрреволюционным термидором, сталинской революцией сверху. Множество версий в современной литературе: борьба за власть, проявление личных амбиций и властолюбие Сталина (Вологуев), мелкобуржуазность страны, царистские иллюзии крестьянства (Ахиезор), попытка реализовать на практике коммунистическую утопию (Цибко), становление административно-командной системы (Гордон, Клонова).

3.

В современной историографии утверждается, что в СССР, в основном, было построено социалистическое общество. Все мероприятия освещались с идей социализма. Сталин и его компания предлагали различные варианты модернизации страны, они находились в логике социалистических преобразований. Сталинский вариант построен на иее строительства социализма в одной стране.

3 составные части:

1. Индустриализация.

2. Коллективизация.

3. Культурная революция. Для раскрытия реального содержания необходимо уточнить понятия.

Индустриализация. Существует влиятельная группа историков, доказывающая, что индустриализация в СССР не прошла. Понимается комплексное преобразование народного хозяйства на основе крупного промышленного производства. В связи с этом вопрос: является индустриализация объективным процессом исторического развития? Как соотносится индустриализация и социалистическая индустриализация? Сейчас сформировалось мнение. Что индустриализация – обязательный этап модернизации любой страны. Отличительная черта социалистической модернизации – присутствие идеологических политических задач.

В социалистической индустриализации главный рычаг – принцип планомерности и решающая роль государства. Возможность осуществления промышленного рывка путем сосредоточения усилий на развитии тяжелой промышленности. Это позволяет осуществить техническую революцию. После рывка д.б. осуществлен переход к более сбалансированному развитию экономики.

Социалистическая индустриализация рассматривается в контексте общей модернизации страны. Считается, что в странах, вступивших на путь модернизации, усиливается роль государства и устанавливается авторитарный режим, который помогает подавить сопротивление старых элементов. Дополнительный стимул для социалистической индустриализации – политическая и экономическая изоляция. Осуществление индустриализации происходило по иному сценарию, чем предполагалось в теории.

В рамках советской распределительной системы заложилось основное противоречие между амбициозными планами и реальными возможностями их выполнения. Объем и масштаб руководством не был оценен до конца. Задачи преобразования экономики не сводится только к индустриализации. Задачи зависят не только от экономики, но и от природно-географических, исторических, социальных и многих других причин. Вопрос о размещении производительных сил и о размещении ресурсов (основное население на западе, в восточной части – много полезных ископаемых). Проблема освоения новых ресурсов требует больших денег и упирается в миграционные процессы. В 30-е гг. это решается:

1) возбуждение общественного энтузиазма;

2) внедрение надбавок в з/п;

3) принудительный труд заключенных.

В результате произошел сдвиг на восток и доля восточных районов в добыче угля, производстве стали выросло, в сравнении с 20-ми гг., в 2 раза. Но искусственный характер освоения районов (тормозила инфраструктура, с/х, коммунальное обслуживание) и система приоритетов в процессе индустриализации привела к тому, что фактически все планы были словными. Выполнение плана любой ценой вела к деформации общества. Перспектива развития такого общества: общество сталкивается с необходимостью проведения кардинальных реформ для ликвидации диспропорций в хозяйстве. Вопрос: раз развитие было однобоким, правомерно и утверждать, что модернизация была? Критерий модернизации – долго использовали в решениях 16 съезда задачу превратить страну «из ввозящей в страну оборудование в производящую» раз этого не было – нет и модернизации.

Компромисс – из всех задач индустриализации, создание тяжелой промышленности. Остальное – на брежневское время.

Коллективизация. Традиционный уклад жизни страны воплощается в деревне, никто из исследователей не отрицает, что перед деревней – проблема реформирования социально-экономических отношений. Но к началу социалистические наступления не был ясен вопрос об основах реформирования. Ленинский кооперативный план не оформился, там лишь некоторые предположения о методах и сейчас экономисты говорят, что выдвигал курс на социалистические преобразования в деревне рассчитывали на … и не считали необходимым уничтожать крестьянство.

Политику сплошной коллективизации сейчас рассматривают как составляющую часть рассматривают как часть модернизации. Создание артелей как высшей формы – из идеологической установки и с экономической т.з., артель – искусственное насаждение развитых организованных форм и опыт комунн был забыт (они не могли существовать без гос. дотаций). Первые артели, возникающие по добровольному желанию, были рентабельны, добровольны (12 дворов, 5 лошадей, 7 коров), но главная роль в формировании коллективизации – коллективизации – проблема хлебозаготовок.

В 30-е гг. однозначно модернизации с/х не прошло. Но в долгосрочной перспективе на вопрос однозначно ответить нельзя (к 1970-м гг. АПК, но он так и не сложился). Переход к интенсивным формами хозяйства с нехваткой рабочих рук, техники, технологий. Рост промышленности в 20-25 раз. Рост с/х – в 3 раза. Системный подход к модернизации заставляет учитывать транспорт, связь, инфраструктуру, торговлю, а этого не было.

Культурная революция - это формирование нового человека, овладение всей культурой общества, практические задачи (нужды индустриализации). С этой точки зрения, она связана с модернизацией и ее задачи в приземленном варианте: ликвидация неграмотности, всеобщее начальное образование и средние школы, формирование новой социалистической интеллигенции и создание новой культуры социалистического общества и поэтому оценка достижений зависит от содержания, которое в него было вкладывается.

Три главные составляющие компонента необходимо рассматривать в единстве и взаимосвязи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.