Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика самодержавия по крестьянскому вопросу в начале XIX в.






Уже в первый год своего царствования Александр I без какого-либо указа или манифеста прекратил практику раздачи казенных крестьян в частные руки. Во время его коронации в сентябре 1801 г. не последо­вало таких раздач, на которые надеялись некоторые приближенные к императору лица и которые ранее обыкновенно проводились при коронациях императором.

20 февраля 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах. Указ предусматривал освобождение крепостных крестьян на волю за вы­куп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию с помещиком. Впрочем, помещики и раньше могли отпускать по своему желанию крестьян на волю за выкуп; но указ 1803 г. был призван поощрить помещиков к расширению такой практики, причем с обязательным условием наделения крестьян землей в собственность. Вольные хлебопашцы не выходили из статуса податного сословия: они уплачивали подушную подать, несли другие государственные денежные и натуральные повинности, включая и рекрутчину.

Реальные результаты указа 180З г. были незначительными: за время царствования Александра I было заключено 160 сделок, по которым выкупились на волю 47 тыс. душ муж. пола крестьян (ме­нее 0, 5%), Всего же за время действия указа (до 1858 г.) выкупилось 152 тыс. душ (окало 1, 5%). Дело тормозилось не только нежеланием многих помещиков предоставить крестьянам свободу даже за выкуп, но вследствие высокой цены выкупа (в среднем 400 руб. за 1 душу муж. пола, что равнялось тогда 20 годовым оброкам).

Нередки были случаи, когда получившие свободу на основании этого указа крестья­не не в состоянии были внести сразу всю выкупную сумму, договоры же об отпуске на волю содержали кабальные условия: рассрочка вы­купа под высокие проценты, отработки и пр. Не выполнившие этих условий возвращались в состояние крепостных крестьян.

В первое десятилетие царствования Александра I были изданы указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смяг­чение крепостного права. Так, указ 1801 г. запрещал публиковать объявления о продаже дворовых. Сама же практика их продажи не запрещалась, только в публикуемых объявлениях велено было указывать, что такой-то не " продается", а " отдается внаймы".

Указ 1808 г. запрещал продавать крестьян на ярмарках " в розницу ", а указ 1809 г. отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за мало­важные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь закрепощен. Кресть­яне, незаконно записанные за помещиками, получили право возбуждать иски о предоставлении им свободы. Получали свободу крепостные крестьяне, вернувшиеся из плена или из-за границы. Взятый по рекрутскому набору крестьянин также считался свобод­ным и по окончании срока службы уже не мог быть возвращен к свое­му владельцу. Помещик по закону был обязан кормить своих кресть­ян в голодные годы. Крестьяне с дозволения помещика получали право торговать, брать векселя, заниматься подрядами.

B 1804-1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в Остзейском крае - в Латвии и Эстонии. 20 февраля 1804 г. было из­дано " Положение о лuфляндских крестьянах ", распространенное в 1805 г. и на Эстонию. Крестьяне-" дворохозяева" объявлялись по­жизненными и наследственными держателями своих земельных на­делов, за которые они обязаны были отбывать владельцу земли бар­щину или оброк. Ограничивалась власть помещика над крестьянами. " Положение", однако, не распространялось на безземельных крестьян (" батраков").

Уступкой новым социально-экономическим условиям в стране явился указ 12 декабря 1801 г. о предоставлении права покупки земли и другой недвижимости купцам, мещанам, духовенству, государ­ственным крестьянам (помещичьи и удельные крестьяне такое право получили в 1848 г.). Тем самым нарушалась, хотя и незначительно, монополия дворянства на земельную собственность.

В 1816 г. было завершено проведение крестьянской реформы в Эстонии и Латвии, начало которой было положена в 1804-1805 гг. 23 мая 1816 г. издано " Положение об эстляндских крестьянах". Они получили личную свободу, но без земли, которая провозглашалась собственностью помещиков. Крестьянам предоставлялось право владения земельными наделами на условиях арен­ды, но в перспективе они могли приобрести их в собственность посредством выкупа у помещика. Устанавливался 14-летний переходный период, в течение которого помещик в значительной мере сохранял свою власть над крестьянами. Аналогичные условия освобождения были определены " Положением о лифляндских крестьянах", принятым 26 марта 1819 г.

В 1818 г. Александр I дал двенадцати сановникам секретные поручения разработать проекты отмены крепостного права для русских губерний. С проектами решения крестьянского вопроса выступили в это время П. Д. Киселев, Н. С. Мордвинов, В. Н. Каразин, П. А. Вя­земский, Н. Г. Репнин. Их проекты объединял принцип постепен­ного освобождения крестьян, не ущемляя при этом экономических интересов помещиков. Любопытен проект, подготовленный по поручению царя А. А. Аракчеевым. Проект предусматривал поэтапный выкуп помещичьих крестьян казной. Помещики получали за отпускаемых на волю крестьян от казны деньги, которые, по мысли Аракчеева, могли бы избавить их от долгов и наладить хозяйство на рациональной основе. Летом 1818 г. состоялась встреча Александра I с представителями дворянства Полтавской и Черниговской губерний. Он призвал их проявить инициативу в деле освобождения крепостных крестьян, но дворяне не вняли этим призывам царя.

В целом заметна особая осторожность решения Александром I крестьянского вопроса. Он всегда помнил о судьбе отца и не желал ссорится с дворянством.

 

4. Политика правительства в сфере печати и просвещения в начале XIX в. [1]

В 1803-1804 гг. была проведена реформа народного о6разованuя. Согласно указу 26 янва­ря 1803 г. " Об устройстве училищ" в основу системы образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ, с тем чтобы окончивший низ­шую ступень мог беспрепятственно поступить в высшую. Низшей, первой ступенью являлось одноклассное приходское училище, вто­рой - уездное трехклассное училищ е, третъей - шестиклассная гимназия в губернском городе. Высшей ступенью был университет. Было образовано шесть учебных округов, возглавляемых попечителями, которых назначал император. Однако попечитель выполнял: лишь функции надзора и контроля над учебными заведениями во вверенном ему округе. По существу же всем учебным процессом в округах ведали университеты, они разрабатывали учебные программы, и выпускали учебники, имели право назначать учителей в гимназии и училища своих округов.

Указ 1803 г. предусматривал также и такую меру, которая стимулировала получение образования: по истечении пяти лет после его издания " никто не будет определен к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или частном училище".

Помимо основанного в 1755 г. Московского университета в первые годы XIX в. были созданы еще пять: в 1802 г. Дерптский (ныне Тартуский), в 1803 г. на базе Главной Виленской гимназии - Виленс­кий, в 1804-1805 гг. также на базе гимназий - Казанский и Харьковский университеты. В 1804 г. был основан Петербургский педагогичес­кий институт, преобразованный в 1819 г. в университет. Изданный 5 ноября 1804 г. Устав университетов предоставлял им значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный универ­ситетский суд, невмешательство администрации в дела университетов.

Университеты имели четыре отделения (факультета): 1) нрав­ственных и политических наук (богословие, правоведение, филосо­фия, политэкономия), 2) физических и математических наук (матема­тика, астрономия, физика, химия, минералогия, ботаника, агрономия), 3) врачебных и медицинских наук (анатомия и врачебное дело, вете­ринария) и 4) словесных наук (классическая и современная филоло­гия, российская и всеобщая история, археология, статистика и геогра­фия). В Петербургском педагогическом институте, приравненном к статусу университета, вместо медицинского было создано восточ­ное отделение. При университетах учреждались пансионы для подго­товки к поступлению в университет лиц, получивших домашнее образование или же окончивших Уездные училища. Университеты готовили преподавателей гимназий, кадры чиновников для гражданской службы, специалистов-медиков. Наиболее способных из числа окон­чивших университеты оставляли " для подготовки к профессорскому званию".

К университетам приравнивались привилегированные средние учебные заведения гуманитарного профиля - лицеи. В 1805 г. в Ярославле на средства заводчика А. П.Демидова был открыт Демидовекий лицей, в 1809 г. - Ришельевский в Одессе и в 1811 г. - Царскосельс­кий лицей.

В 1810 г. был основан Институт путей сообщения в Петербурге и в 1804 г. Московское коммерческое училище - так было положено начало высшему специальному образованию, была расширена система военного образования, преимущественно через кадетские корпуса - закрытые сред­ние военные учебные заведения для детей дворян.

В 1808 -1814 гг. была проведена реформа духовных учебных за­ведений. Подобно созданной в 1803-1804 гг. четырехступенчатой сис­теме светского образования устанавливались ступени духовно-учеб­ных заведений: приходские школы, уездные духовные училища, семинарии, академии. Вводилась окружная система организации ду­ховного образования: формировались 4 учебных округа во главе с ду­ховными академиями. Центральным Округом управления всей систе­мой духовных учебных заведений стала учрежденная при Св. Синоде Комиссия духовных училищ Расширялось преподавание общеобразо­вательных дисциплин, в связи с чем в семинариях оно приближалось к гимпазическому, а в академиях - к университетскому.

Цензура. 9 июля 1804 г: был издан Устав о цензуре, который считается самым " либеральным" в России XIX в. Цензуру проводили цензурные комитеты при университе­тах из профессоров и магистров. Общее руководство цензурными ко­митетами осуществляло Министерство народного просвещения. Цен­зорам рекомендовалось руководствоваться «благоразумным снисхождением, удаляясь от всякого пристрастного толкования сочинений или мест в оных, которые по каким-либо причинам кажут­ся подлежащими запрещению; когда место, подверженное сомнению, имеет двоякий смысл, в таком случае лучше истолковать оное выгод­нейшим для сочинителя образом, нежели его преследовать". Авторы и издатели получали право обжалования действий цензоров в глав­ном управлении училищ при Министерстве народного просвещения.

Цензурные послабления в первые годы царствования Александра I способствовали расширению издательской деятельности. Появился ряд новых журналов и литературных альманахов, уве­личилось издание переводов иностранной литературы. По инициати­ве самого Алексапдра I за счет казны были переведены на русский язык и изданы произведения известных западноевропейских просветителей, философов, экономистов, юристов (А. Смита, Дж. Бентама, Ч. Беккариа, Ш. Монтескье и др.).

Ряд мер либерального характера был осуществлен в области конфессиональной политики. В 1801 г. Александр I заявил о соблюдении ве­ротерпимости по отношению к неправославным конфессиям. Прекра­тились гонения на старообрядцев и представителей других сект, если в их учениях и деятельности не было явного неповиновения " установ­ленной власти". Довольно широкой свободой пользовались католиче­ство, протестантизм, а также нехристианские религии - ислам, буд­дизм и др. 1803г. был снят запрет на учреждение и деятельность ма­сонских лож. Это было время увлечения масонством. Масонами были все члены Негласного комитета, многие генералы и министры, а также 120 будущих декабристов.

Внутренняя и внешняя политика для Александра I после победы над Наполеоном обретала религиозный смысл. Идея строения единой европейской христианской нации, положенная в основу Священного союза, в своем развитии вела к созданию политической системы, основанной на христианских началах, на идеалах законности и социальной гармонии. Особое внимание уделялось народной нравственности и народному вос­питанию в христианском духе. Исповедовался принцип: «Цель воспитания есть живое познание Бога и праведное христианство. Чрез это единственно распространяется между людьми почита­ние Бога. Истинно благочестивый человек есть лучший гражда­нин общества. Без настоящего благочестия все знание, вся муд­рость, все мирское образование более вредны, нежели полезны».

В окружении Александра I появились мистики, такие, как Ю. Крюденер и Г. Юнг-Штиллинг, которые говорили о месси­анской роли России, о том, что царю суждено стать спасите­лем страждущего человечества и содействовать установлению царства Божия на земле. Религиозно-мистические настроения получили широкое распространение. При дворе получили ход прорицатели и религиозные шарлатаны, что вызывало недо­вольство даже Аракчеева. Тогда же Сперанский заявлял, что он «не знает ни одного государственного вопроса, который нельзя было бы свести к духу Евангелия. Все, до самого тарифа, мо­жет быть обработано в этом духе и под его руководством».

Правительственное поощрение религиозно-мистических ис­каний имело различные формы. В Петербурге открыто действо­вала секта Е. Ф. Татариновой, члены которой называли себя русскими квакерами и искали способы духовного просветления. К модной секте проявлял интерес император, ее посещали пред­ставители высшего общества. Делу воспитания совершенной христианской нравственности должно было служить Библейское общество, которое начало действовать в России в конце 1812 г. В прямую задачу общества входило распространение книг Священного Писания, но в неграмотной крестьянской стране оно превратилось в инструмент правительственной политики воспитания народа. Библейскому обществу покровительствовал Александр I. Его членами были великие князья, видные санов­ники и церковные иерархи. В нем состояли авторитетные масо­ны. Фактически Библейское общество превратилось в первую в России общественную организацию, имевшую четкие идеологи­ческие принципы и подчиненную государственной власти.

Практические результаты деятельности Библейского обще­ства были невелики, прежде всего, к ним следует отнести рас­пространение системы ланкастерского обучения, которое давало возможность в короткие сроки привить неграмотному человеку навыки чтения и арифметического счета. Ланкастерские школы открывались в армии, в городах и помещичьих усадьбах.

Забота о нравственности молодежи, о пресечении вольно­думства, безбожия и «мечтательного философствования» была возложена на личного друга царя князя А. Н. Голицына, кото­рый долгие годы был обер-прокурором Синода, а в 1817 г. воз­главил вновь учрежденное министерство духовных дел и на­родного просвещения. Проникнутый александровскими идеями строения единой европейской христианской нации, Голицын стремился подчинить науку и светское просвещение христиан­ской вере. Православную церковь он желал уравнять с другими христианскими конфессиями, что вызывало недовольство право­славных иерархов, и одновременно устраивал гонения на учеб­ные заведения. В 1819 г. подвергся погрому Казанский универ­ситет, ревизуя который, Магницкий, недавний сотрудник Сперанского, сделавшийся обскурантом, нашел столь явные сви­детельства религиозного вольнодумства, что предложил «унич­тожить» университет. Александр I повелел не разрушать, но исправить, поручив это Магницкому. Уволив часть профессоров и введя казарменную дисциплину, тот вскоре доложил: «Яд вольнодумства окончательно оставил университет, где обитает ныне страх Божий». Магницкий требовал, чтобы все учебные дисциплины, даже математика, физика и астрономия, препода­вались на основании истин Священного Писания. Тогда же были уволены некоторые профессора Харьковского университета, а в Петербургском университете по инициативе попечителя Д. П. Рунича был начат процесс против лучших профессоров, обвиненных в «робеспьеризме», в том, что они преподают «в противном христианству духе».

После Семеновской истории[2] во внутренней политике и пра­вительственной идеологии произошли определенные перемены. Александр I пересмотрел свою конфессиональную полити­ку. В августе 1822 г. все масонские ложи и тайные общества вообще в России были запрещены. Затем последовало изгнание иезуитов. В гвардии и армии была создана тайная полиция. Было признано, что ланкастерская система дурно действует на солдат и подрывает воинскую дисциплину. В 1824 г. Библейское об­щество было переведено в ведение Синода, что практически оз­начало прекращение его деятельности.

Уступая требованиям ревнителей православия, чьи взгляды выражал архимандрит Фотий, Александр I отправил в 1824 г. Голицына в отставку и упразднил возглав­ляемое им министерство. Тем самым окончательно рушились мечты императора о возможности соединения христианских церквей и создании единой европейской христианской нации, о чем он много говорил после Венского конгресса. Новым мини­стром просвещения стал А. С. Шишков, известный ревнитель православной старины. Он заявил: «Науки не составят без ве­ры и без нравственности благоденствия народного. Они столько полезны в благонравном человеке, сколько же вредны в зло­нравном. Сверх того, науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру, смотря по состоя­нию людей и по надобности, какую всякое звание в них имеет».

В последние годы жизни для Александра I были характер­ны мистицизм, разочарование в людях, он стремился к уедине­нию и говорил о трудных обязанностях государя. На современ­ников это производило впечатление непоследовательности, пе­редовая молодежь подозревала императора в пренебрежении судьбами России. Однако император не думал отказываться от дел правления, он как бы колебался и выжидал, какой из линий внутренней политики отдать предпочтение - аракчеевщине, которая к 1824 г. приобрела характер откровенной реакции, или реформистской, которая оправдала себя в первые годы царст­вования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.