Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступление Александра I на престол и его первые внутриполитические мероприятия. «Негласный комитет» и его деятельность.






Правление Павла I вызвало острое недоволь­ство в кругах дворянства, интересы которого были сильно ущемлены. К середине 1800 г. против Павла возник заговор, который сначала возглавил вице-канцлер Н.П Панин, а после его ссылки - петер­бургский военный губернатор П. А. Пален. В ночь на 12 марта 1801 г. группа гвардейских офицеров из числа заговорщиков беспрепятственно проникла в Михайловский замок и покончила с Павлом. На престол вступил его старший сын Александр.

Александр (1801 – 1825) вступил на престол в 23-летнем возрасте, но уже со сложившимися взглядами. В Манифесте 12 марта 1801 г. он объя­вил, что будет управлять " Богом врученным" ему народом " по зако­нам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей Екате­рины Великия", тем самым подчеркнув свою приверженность поли­тическому курсу Екатерины II, много сделавшей для расширения дворянских привилегий.

Он начал с того, что восстановил действие фактически приостановленных при Павле I Жалованных грамот 1785 г. дворянству и горо­дам и дворянские выборные корпоративные органы (уездные и губерн­ские собрания). Была упразднена наводившая ужас Тайная экспедиция, занимавшаяся сыском и расправой, освобождены содержавшиеся в Петропавловской крепости узники, возвращены из ссылки опальные или репрессированные, объявлена амнистия бежавшим за границу от репрессий. Были отменены и другие раздражавшие дворянство Павловские указы. В городах исчезли виселицы, к коим прибивали доски с именами опальных. Вновь разрешалось открывать частные типографии, было дозволено свободно издавать книги и журналы.

Александр I торжественно провозгласил, что в основе его политики будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблю­дение законов. При каждом удобном случае Александр любил гово­рить о приоритете законности. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола.

В первые годы царствования перед Александром I стояли задачи не только устранения последствий тирании Павла, но и усовершен­ствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда всем европейским монархам приходилось считаться с новым " духом времени" - с влиянием идей Века Просвещения на умы, про­водить гибкую политику уступок и даже преобразований. В русле этих намерений и проводилась политика Александра I в пер­вое десятилетие его царствования.

Для проведения нового политического курса Александру I были нужны энергичные и дея­тельные советники. Уже в первый год своего царствования он призвал к себе " друзей юности" - представителей молодого поколения родовитой дворянской знати: Павла Строганова, его двоюродного брата Николая Новосильцева, молодого графа Виктора Кочубея и Адама Чарторыйского. Они и составили летом 1801 г. " интимный кружок", или Негласный комитет. Комитет не носил официального статуса государственного учреждения, но в первые годы царствования Александра имел значительный вес и в основных чертах определил программу преобразований.

Этот дружеский кружок сложился еще в 1797 г. Собираясь тайно из-за опасения павловских репрессий, члены кружка говорили о не­обходимости устранения деспотизма в России, отмене " рабства" крестьян, о предпочтительности республики. Но с воцарением Александра I тон их разговоров изменился. Члены Негласного комитета хотя и понимали необходимость преобразований, строили планы реформы государственного аппарата, облегчения участи крепостных крестьян, издания жалованной грамоты народу" (нечто вроде конституции), однако исходили из основ незыблемости абсолютизма.

Хотя комитет был " негласным", но о нем знали и говорили многие, да и сам Александр I не делал из него тайны. Оппозиция из сановных екатерининских вельмож окрестила комитет " якобинской шайкой". С июня 1801 г. по май 1802 г. комитет собирался 35 раз, но в 1803 г., про­ведя всего 4 заседания, был закрыт.

В 1801-1811 гг. было проведено преобразова­ние органов центрального управления. 30 мар­та 1801 г. был учрежден Непременный (посто­янный) совет - совещательный орган при императоре для обсуждения важнейших государственных вопросов. Он заменил собой прежний Совет при высочайшем дворе, собиравшийся от случая к случаю. Непременный совет состоял из 12 титулованных сановников, назначаемых импера­тором. Однако этот Совет не играл серьезной роли в центральной администрации.

Был восстановлен Сенат как высший судебно-административ­ный орган и " хранитель законов", В 1802 г. был издан указ о правах Сената, который объявлялся верховным органом в империи и сосре­доточивал в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать " представления" по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим зако­нам.

Однако первая же попытка Сената возразить против царского указа 1803 г. о введении обязательной 12-летней службы дворян, не достигших офицерского чина (указ противоречил Жалованной гра­моте дворянству 1785 г.), вызвала резкое недовольство императора, а Сенату было " разъяснено", что он может делать возражения лишь по ранее изданным законам, а не по настоящим и будущим.

В 1802-, 1811 гг., в два этапа, была проведена министерская реформа. Старые петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I, уже не отвечали услож­нившимся задачам управления страной. Манифестом 8 сентября 1802г. учреждалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел (до 1832 г.оно еще сохраняло свое название – Коллегия иностранных дел), юстиции, финансов, ком­мерции и народного просвещения. В отличие от коллегий министер­ства управлялись единолично министром, назначаемым императором и лично перед ним ответственным.

Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование центрального аппарата управления. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами, департаменты - на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения - на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров. Первыми министрами и товарищами министров были назначены как представители старой, екатерининской, знати (Г. Р. Державин, Н. С. Мордвинов, П. В. Завадовский и др.), так и новой, в том числе " молодые друзья" Александра I (Н. Н. Новосиль­цев, В. П. Кочубей, А. Чарторыйский, см Воронцов, П. А. Строганов).

Первоначально структура, и функции министерств еще не были четко определены. Они были подробно разработаны в утвержденном царем 25 июня 1811 г. документе " Общее учреждение министерств", что знаменовало собой завершение министерской реформы. К этому времени число министерств увеличилось до 12. Были добавлены Министерство полиции и приравненные к министерствам главные управления - духовных дел и разных (неправославных) исповеда­ний, ревизий государственных счетов (государственное казначейство), путей сообщения (преобразованное потом в министерство) во главе с главноуправляющими этих трех ведомств. Упразднялось Министер­ство коммерции, его функции передавались Департаменту ману­фактур и торговли Министерства финансов. Все министры (по долж­ности) входили в состав Сената. Закон устанавливал точное разграничение функций каждого министерства, единые принципы их структуры и общий порядок прохождения дел в них, проводил прин­цип строгого единоначалия и подчиненности внутри министерских подразделений, определял взаимоотношения министерств с другими органами государственного управления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.