Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.






В первой половине XIX в. территория Российской империи вы­росла до 18 млн кв. км в Восточной Европе, Азии (Сибирь и Кав­каз), Северной Америке (Аляска). Население увеличилось почти вдвое и составляло более 70 млн. человек Богатые ресурсы: леса, реки, распаханные угодья, полезные ископаемые (руды, уголь, нефть, драгоценные металлы и камни) давали все необходимое для быстро­го промышленного развития. Природное, хозяйственное и этническое разнообразие обусловливало специфику разных районов страны.

Для экономики России первой половины XIX в. характерны глу­бокие контрасты. Обновление - расширение товарно-денежных отно­шений и применение вольнонаемного труда, начало технического пе­ревооружения промышленности - сочеталось с натурально-патриар­хальным укладом, крепостнической системой хозяйствования, использованием внеэкономического принуждения, рутинным состоянием техники.

Сельское хозяйство. В первой половине XIX в. Россия остава­лась аграрной страной. 90% населения – крестьяне. Крестьяне жили в основном общиной. Община делила земли между крестьянами через каждые 2 года (общинный передел). Традиционные черты развития с\х:

- экстенсивный характер роста с\х производства;

- господство издавна сложившихся методов земледелия: трехполье, либо подсечно-огневое земледелие (север), залежная система (юг);

Новые черты развития с\х:

- освоение новых территорий (экстенсивное): Южная Украина, Бессарабия, Предкавказье, Заволжье и Среднее Поволжье.

- Формирование новых торговых центров товарного производства зерна и животноводства; Заволжье и Юг России – торговля зерном, Крым, Закавказье – льноводство и виноделие; в тверской и Вологодской губерниях скот шел на продажу.

- расширились посевы технических культур: лен – в 5 раз (увелич.), конопля – в 5 раз (увелич.);

- расширилось огородничество. Центрально-промышленный, Северо-западный, прибалтийский регионы постепенно переходят на выращивание картофеля;

- расширилась агротехника (новые методы травосеяния, новые с\х орудия – молотилка, жатка, веялка);

- расширение площади арендованных и купленных земель (только 19 в.) У купечества по указу 1802 г. появилась возможность покупать земли;

- Рост использования наемного труда в земледелии;

- тенденция сокращения числа помещиков за счет сокращения беднейших категорий дворян-землевладельцев стали появляться крупные латифундий.

- исчезновение беспоместной категории.

Промышленность. В начале XIX в., как и во второй половине XVIII в., на промышленных предприятиях России использовался в основном принудительный и частично вольнонаемный труд. Про­мышленное производство находилось в рутинном состоянии. Урал и другие районы, где были широко распространены частновладельче­ские и государственные мануфактуры, основанные на принудитель­ном труде, постепенно утрачивали свое прежде ведущее положение в экономике. Эти предприятия были нерентабельны, малопродуктив­ны и не могли удовлетворить возрастающие запросы населения в промышленной продукции.

В З0-40-е годы XIX В., позднее, чем в Западной Европе, в Рос­сии начался промышленный переворот. С одной стороны, он был связан с техническим перевооружением промышленности, повсеместной заменой ручного труда на машинный, внедрением в производство различных двигателей и передовых для того времени технологий. С другой стороны, он со­провождался глубокими социальными изменениями, появлением но­вых классов, характерных для капиталистического общества.

На основе применения вольнонаемного труда в России начали формироваться основные промышленные районы - Северо-Западный (Петербургско- Прибалтийский), Центральный (Московский) и Южный (Харьковский). Концентрация промышленности в отдельных частях России была одной из специфических особенностей ее экономики.

Новые формы организации производства быстрее внедрялись в легкой промышленности (текстильной, пищевой и. бумагоделатель­ной). В этих отраслях ручной труд рабочих быстро заменялся машин­ным, создавались новые и реконструировались старые предприятия (текстильная Прохоровская мануфактура в Москве и др.). Несколько медленнее осуществлялись перемены в тяжелой промышленности. При производстве железа и чугуна стали использовать вместо конного привода паровые двигатели (Петербургский чугунолитейный завод и др.). Машинное оборудование было заграничного происхождения и ввозилось в основном из Англии и Бельгии. Тем не менее в первой половине XIX в. начала зарождаться отечественная машиностроитель­ная промышленность. Первые заводы возникли в Петербурге, Нижнем Новгороде (Сормово) и других городах. Однако эта отрасль была не­достаточно развитой вплоть до конца XIX в.

Вдали от крупных городских центров и главных торговых путей процветало кустарное производство. Наряду с фабричным оно было характерно для многих отраслей легкой. промышленности (текстиль­ной, кожевенной; деревообрабатывающей).

Жители некоторых крестьянских деревень специализировались на художественных про­мыслах. Там возникали центры, известные до сегодняшнего дня: Па­лех, Гжель и др. Кустарное производство развивалось и во второй половине XIX в.

С началом промышленного переворота связано формирование но­вого социального слоя - вольнонаемных рабочих. Работные люди, занятые на крепостных мануфактурах, не хотели приобретать необходимые производственные навыки, нередко ломали и портили меха­низмы. Только с развитием вольнонаемного труда можно было пе­рейти к эффективному фабричному производству. На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные кресть­яне и крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих гос­под. К 1860 г. 4/5 рабочих составляли вольнонаемные.

Отличие в положении российских рабочих от западно­европейских состояло в том, что они зависели не только от пред­принимателей, но и от своих владельцев или от отпустившей их на заработки общины.

Формирование российской буржуазии также имело свою специ­фику. Во-первых, капиталы, необходимые для создания крупномас­штабного производства, накапливались чрезвычайно медленно и со многими злоупотреблениями. Купцы наживали большие состояния на продаже вина и на крупных казенных (государственных) подрядах. Коммерческие и финансовые операции часто сопровождались неза­конными действиями - казнокрадством, взяточничеством, вымога­тельством денежных средств у населения. Во-вторых, длительное время «молодая» российская буржуазия одновременно занималась и торговлей, и производством. В-третьих, многие предприниматели были выходцами из разбогатевших крепостных крестьян.

Торговля. В первой половине XIX в. продолжал формироваться всероссийский рынок. С одной стороны, его стимулировали развитие промышленности, рост городов и хозяйственная специализация регионов. С другой - этот процесс тормозила низкая покупательная способность населения, обусловленная крепостным состоянием крестьян и нищенским существованием широких народных масс. основными покупателями могли быть только дворяне, купцы и часть горожан.

По-прежнему роль торговых центров играли ярмарки, всероссийские и местные. Их в России насчитывалось более тысячи. Они представляли собой сезонную, оптовую и мелкооптовую систему торговли. Широкой известностью пользовались Нижегородская на Волге, Ирбитская в Сибири и Ростовская в Ярославской губернии. В крупных городах России интенсивно развивалась магазинная (постоянная розничная) торговля.

Значительных успехов в первой половине XIX в. достигла внешняя торговля. Ее баланс почти неизменно оставался активным, т. е. вывоз превышал ввоз. Однако структура экспорта изменилась. Из него: исчезли черные металлы (железо и сплавы на его основе), стала преобладать сельскохозяйственная продукция. Вывозили пшеницу, пеньку, кожи, лен и т. д. Русская буржуазия слабо использовала внешние рынки. Не­большая часть промышленной продукции шла в Китай, Иран, Тур­цию. Даже в этих азиатских странах Россия была малоспособна кон­курировать с Западом.

Импорт в основном был ориентирован на удовлетворение потреб­ностей дворянства. Ввозили модную одежду, колониальные товары (чай, кофе, пряности) и др. Часть импорта составляли машины, инст­рументы и другие предметы, необходимые для развития промышлен­ности и сельского хозяйства страны.

Транспорт. Развитие товарно-денежных отношений, расширение внутренней и внешней торговли, увеличение торговых центров (яр­марок) - все это требовало реорганизации и улучшения транспорт­ной системы. Основными видами транспорта были водный и гуже­вой, имевшие сезонный характер. Ни тот, ни другой полностью не удовлетворяли хозяйственные потребности страны.

Внутренняя система путей сообщения оставалась в первой поло­вине XIX в. малоразвитой и архаичной. Ее усовершенствование было связано главным образом с развитием водного транспорта. В 1808-1811 гг. были созданы Мариинская и Тихвинская системы каналов, связавшие Балтику с Москвой и волжским торговым путем. На реках России появились первые пароходы. К середине века их стало около 100.

Протяженность дорог, которые правительство пыталось поддер­живать в более или менее удовлетворительном состоянии, не соот­ветствовала экономическим (торговым) и военно-стратегическим по­требностям страны. Шоссейных дорог было немного. Они соединяли Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Ярославлем и Ниж­ним Новгородом.

При отсутствии развитых сухопутных путей сообщения с Запад­ной Европой внешняя. торговля осуществлялась в основном через балтийские и черноморские порты. Русский торговый флот был не­многочисленным, поэтому для торговли с Европой использовались корабли, принадлежавшие иностранным судовладельцам.

Исторически Москва являлась центром, в котором сходились все дороги. По тому же традиционному принципу строились и российские железные дороги.

Создание разветвленной железнодорожной сети для России с ее огромной территорией имело особое значение. В 1837 г. была от­крыта первая опытно-показательная ветка между Петербургом и Царским селом. В 1857 г. была открыта ж\д между Москвой и Петербургом. Протяженность железнодорожных линий в России к 1861 г. составляла около 1, 6 тыс. км, В железнодорожном строительстве первой половины века в России в отличие от Запада ведущая роль принадлежала государству. С этого времени в стране начал зарождаться так называемый государственный капитализм.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.