Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вокальное исполнительство Италии второй половины XX века.






Лекция № 8

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

1. Вокальное исполнительство Италии второй половины XX века.

2. Выдающиеся певцы второй половины XX века

Литература

Основная

1. Карл Неф. История западноевропейской музыки. – М., 1938

2. Тимохин В. Выдающиеся итальянские певцы. - М.: Гос. муз. изд., 1962.

3. Тосканини Артуро. Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып.6. -М.: Музыка, 1971.

4. Ярославцева Л. К. Зарубежные вокальные школы. - М., 1984.

 

Дополнительная:

1. Гобби Титто. Мир итальянской оперы. - М.: Радуга, 1989.

2. Волков Ю. Песни. Опера. Певцы Италии. - М.: Искусство, 1967.

3. В.Холопова. Музыка как вид искусства. – С.-Птб., 2000

 

 

Вокальное исполнительство Италии второй половины XX века.

 

 

Для Италии XX века, как и для всего европейского оперного искусства, характерен поиск новых форм, отказ от привычного, традиционного. Это вызвано стремлением оперных композиторов создавать музыкально-сценические произведения, созвучные эпохе социальных потрясений, невиданного по размаху технического прогресса. Поиск новых форм и средств выражения приводит к созданию необычных произведений с измененным ладовым мышлением. В современной опере действие, как правило, развертывается необычайно импульсивно. В этом проявляется связь оперного искусства с искусством кино, характеризующимся быстрой сменой кинокадров. Совершенно естественно, что привычная оперная форма — ария — существенно видоизменяется.

Меняется и отношение композиторов к мелодии, ее интервальному строению. Вместо удобно построенной мелодической линии, появляются непривычные для голоса скачки на широкие интервалы (наиболее распространенным из них становится, например, септима: ее неустойчивость и диссонансность передают состояние тревожности, напряженности, столь характерного для оперных произведений западно-европейских композиторов).

Нельзя не отметить и еще одну особенность — использование вокально неудобной для голоса тесситуры. Зачастую в вокальных партиях, предназначенных для низкого голоса, широко применяется высокая тесситура. И наоборот, — высокие голоса должны приспосабливаться к непривычной и малоразработанной в процессе обучения низкой тесситуре. Немаловажным фактором является новая функция оркестра, который, как правило, несет основную эмоциональную нагрузку. Зачастую оркестр не помогает певцу, а сбивает его, увеличивая сложность интонирования, проблема которого выдвигается на первый план. Резкие и частые смены психологических состояний создают сложный интонационный ри сунок, воспроизвести который способен только вокалист, в совершенстве владеющий своим голосом.

Современный итальянский певец встречается не только с произведениями оперных композиторов прошлого, составляющих основу репертуара оперных театров, но и с произведениями таких новаторов, как Луиджи Ноно, Луиджи Даллапиккола.

Луиджи Ноно — композитор атональной «серийной техники», автор опер «Нетерпимость», «Под яростным солнцем любви», премьера которой состоялась в Ла Скала в 1974 году под управлением Клаудио Аббадо.

Не менее сложной является музыка Луиджи Даллапикко-ла, приверженца дедакофонии. Он автор сложной для исполнения оперы «Ночной полет» на текст Экзюпери.

Наряду с итальянскими композиторами — новаторами, в репертуаре итальянских театров (а их более 50!) звучат произведения Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Франсиса Пуленка, Альберта Берга, Игоря Стравинского, Пауля Хиндемита, Альфреда Шнитке и др. Исполнение таких опер диктует певцам необходимость владеть вокальной техникой в самом широком смысле: приобретения новых выразительных средств, умения использовать не только певческий, но и речевой голос, обладать широчайшим звуковысот-ным диапазоном, разнообразием тембров.

Говоря о певцах второй половины XX века, в частности миланского театра Ла Скала, необходимо отметить, что понятие представитель итальянской школы пения в последнее время значительно расширилось. На современном этапе его следует заменить другим определением — представитель эталонного пения, под которым понимается совокупность вокально-технического и актерского совершенства. Такими эталонными певцами, выступавшими в театре Ла Скала, являются: испанка Монсеррат Кабалье; гречанка Мария Каллас; австралийка по происхождению Джоан Сазерленд; болгарин Николай Гяуров; русские певицы — меццо-сопрано Ирина Архипова и Елена Образцова, басы Евгений Нестеренко и Паата

Бурчуладзе; американка Биверли Силз, испанец Пласидо Доминго (написал автобиографическую книгу Мои первые сорок лет»); американка Фредерика фон Штаде — меццо сопрано, обладающая не только широким диапазоном, красивым тембром, но и необыкновенно легкий колоратурой (она получила широкое признание блестящим исполнением партии Золушки в одноименной опере Дж.Россини.

Нельзя не отметить лидирующего положения итальянских певцов в настоящее время на мировой оперной арене: благословленную великим Артуро Тосканини Ренату Тебальди, безупречное голосоведение которой остается эталонным, обая-тельную, женственную, не теряющую с возрастом этих качеств, — Миреллу Френи — непревзойденную Мими; «короля теноровых высот» — неутомимого Лучано Паваротти; баса Маоло Монтарсоло — артиста редкого комедийного дарования. Его исполнение таких партий, как Базилио, Лепорелло, Дулькамара и многих других, останется надолго в памяти зрителей.

Остановимся на творческих портретах некоторых выдающихся вокалистов: итальянца Франко Корелли и Чечилии Бартоли, шведа Юсси Бьёрлинг, испанки Монсеррат Кабалье, гречанки Марии Каллас

Франко Корелли — драматический тенор, родился на юге Италии в городе Анкоре и живет яркой творческой жизнью. В юности уроки пения, когда голос был определен как баритон, не сулили значительных результатов, что и продиктовало решение поступить в Болонскин университет. Однако занятия с Отта-вио Дзино помогли приобрести звучание голоса в ключе драматического тенора. В первые годы успешной работы в театрах, Корелли поет в «Аиде», «Дон Карлосе» Верди и, что особенно показательно, в операх не итальянских композиторов, в частности «Юлии Цезаре» Генделя.

Большую роль в творческой жизни певца сыграла встреча с Марией Каллас, которая высоко оценила красоту и тембральное богатство голоса певца и его актерскую одаренность. Это открыло путь в Ла Скала. Именно Каллас потребовала от руководства театра, чтобы трудную теноровую партию Лициана в опере «Весталка» Спонтини, поставленную специально для нее режиссером Висконти, пел Франко Корелли.

Несмотря на большой успех, критика тем не менее подчеркивала ряд недостатков: крикливость, плохую дикцию. Самокритичность и упорные занятия с известным певцом Лаури-Вольпи позволили преодолеть отмеченные дефекты. Италь-янский критик писал: «Корелли радует успехами. Певец постиг модуляции голоса...». В последующих выступлениях Корелли слушатели отмечали не только вокально-техническое совершенство, но и драматическую одаренность певца.

Начались гастроли по всему миру. Его слушали и высоко оценили талант певца-актера в «Ковент-Гардене», «Метрополитен-опера», на зальцбургских фестивалях. Партнерами Корелли были выдающиеся певцы: Дж.Сазерленд, Д.Симио-нато, Л.Прайс, Э.Бастионини.

На сценах Ла Скала и «Метрополитен-опера» Корелли пел высокотесситурные партии Калафа («Турандот» Пуччини) и Рауля («Гугеноты» Мейербера) и весь теноровый репертуар.

А репертуар певца огромен. Это оперы Генделя, Беллини, Доницетти, Верди, Пуччини, Гуно, Мейербера Мусоргского.

В 1983 году, спев Отелло, Корелли покинул оперную сцену. Он был последним драматическим тенором.

Особое место в современном вокальном искусстве занимает молодая итальянка — Чечилия Бартоли — колоратурное меццо-сопрано. Она блестящая исполнительница арии Россини, итальянских композитором барокко. Подвижность ее голоса уникальна: невольно проводится параллель с певицами — виртуозами XVIII века, таких как Франческо Бордони или Каталани (последней в рядах виртуозного стиля). Голос Бартоли является прежде всего «совершенным инструментом, подобным скрипке в руках Паганини».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.