Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдательная модальность и ее маркеры.






Цель человека, находящегося в наблюдательной модальности — это расширение или изменение внутренней картины мира или внутреннего мира в целом. Говоря на обычном языке — это модальность наблюдения с целью внутреннего запоминания. Выразительные средства, с помощью которых протагонист обозначает модальность своего поведения как наблюдательную, на первый взгляд, небогаты, но весьма значимы для партнера. В принципе, это пауза внимания, во время которой протагонист слушает, смотрит, чувствует телесно, принюхивается или пробует на вкус. Однако чаще всего протагонист обозначает свою паузу внимания определенными словами, например:

— Что еще вы хотите мне сообщить? (вопросительный взгляд) (пауза внимания) (наб)

Для наблюдательной модальности характерно отсутствие адекватной (с точки зрения внешнего потока событий) внешней реакции со стороны протагониста. У его партнера возникает вопрос: «Почему он так внимательно на меня смотрит (слушает, трогает, обнюхивает) — и никак не реагирует?» В этом смысле можно сказать, что чистая наблюдательная модальность в большинстве случаев не является адекватной для коммуникации — за некоторыми исключениями, когда собеседник показывает, что ожидает именно ее, как в следующих примерах:

— Слушай меня, и учись, пока я жив, Нафанаил!

— (молча смотрит во все глаза) (наб)

— Тебя интересует мое мнение, Ядвига?

— (придвигается к протагонисту и поворачивает к нему свое ухо) (наб)

Для наблюдательной модальности характерно молчаливое участие протагониста во внешней ситуации как бы «для себя», в качестве постороннего наблюдателя. Интересно, важно, поучительно — но непосредственного участия не принимаю — таков слушатель на лекции, зритель на спектакле.

Переживания, внутреннего отреагирования в наблюдательной модальности не происходит. Здесь лишь собирается внутренний материал, на основе которого возможна последующая внутренняя работа (а может быть, сразу будет самовыражение, или внешнее действие) — но пока ее нет.

Для наблюдательной модальности характерны уточняющие вопросы, показывающие личный, глубокий характер внимания протагониста, выходящий за рамки его чисто внешних сюжетов:

— Мне хотелось бы понять для себя, зачем вам так много золота? (пауза) (наб)

— Мне так страшно бывает вечерами в одиночестве — что бы вы мне посоветовали, Будимир? (пауза) (наб)

Для наблюдательной модальности характерны неподвижные позы, внимательный, сосредоточенный взгляд: поглощающий, засасывающий, отслеживающий, считывающий, запоминающий.

Типичные для наблюдательной модальности роли это Наблюдатель, Свидетель, Исповедник.

Упражнение 1. Определите психологические модальности трансляций в следующих диалогах и пяти элементарных диалогах по своему выбору.

1. — Ты мне не нравишься, Евтихий, сегодня.

—? (вопросительно смотрит на протагонистку)

2. — (интимно) Как ты ко мне относишься, Домна?

— (пожимая плечами) Как все, так и я.

3. — (гневно) Что, Тимур, индюком-то выступаешь?

— (скромно) Я что, я ничего...

4. — (с немым восхищением смотрит на партнера, любуясь им)

— (гордо выгибает спину и задирает голову демонстрируя себя)

5. — (прикрыв глаза, сам себе) Что-то неважнецкие мои дела...

— Что случилось, Варлам?

6. — (буднично) Мы сегодня идем на концерт Анания.

— (радостно) Ах, я так рада — мне он даже снился сегодня.

7. —? (вопросительно смотрит на партнера)

— (отрешенно погружается в себя)

8. — Как вам понравился последний концерт группы «Окурок»?

— Очень! Ананий — Одиссей рока!

9. — (значительно) Ты мне снился, Давид.

— Правда? (смотрит вопросительно)

10. — (вежливо) Заходите, Эраст Федорович.

— Тут у вас во дворе такая лужа, прямо гоголевская — я чуть не утонул, право слово!

Ответ. 1. дем; наб. 2. дем; внеш. 3. дем; внеш. 4. наб; дем. 5. внут; внеш. 6. внеш; дем. 7. наб; внут. 8. внеш; дем. 9. дем; наб. 10. внеш; дем.

Упражнение 2. В следующей сценке определите психологические модальности трансляций героев.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.