Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя модальность и ее маркеры.






Ситуация общения сама по себе не предполагает включения внутренней модальности — последняя уместнее, когда человек находится в одиночестве или по крайней мере не участвует в прямых взаимодействиях с внешним миром — в частности, с партнером. Однако практически внутренняя модальность достаточно часто возникает в коммуникативных ситуациях — например, когда партнер перегружает протагониста информацией и энергией и подсознание протагониста «берет паузу» и отключает его от партнера и вообще от внешнего мира, сосредотачивая внимание протагониста на внутренней переработке полученной информации или отвлекая его в другую сторону. При этом протагонист не обязательно молчит — но его речь имеет характер внутреннего проговора и адресована не партнеру, а как бы никому или, точнее, самому протагонисту. Партнер при этом чувствует себя в одиночестве, оказавшись практически выключенным из общения. Другой вариант использования внутренней модальности в коммуникации — это «погруженный в себя» рассказ протагониста, который звучит как бы для него самого, но окружающее пространство может к этому рассказу прислушиваться.

Для внутренней модальности характерны закрытые или обращенные «в никуда» (вверх, или, наоборот, в пол) глаза протагониста, или прямой, но «затуманенный» или как бы зеркальный, «невидящий» взгляд, показывающий, что протагонист галлюцинирует.

Активизация внутренней модальности сопровождается потерей протагонистом интереса и внимания к окружающему миру и отсутствие видимой направленности произносимых им текстов — их адресат присутствует лишь во внутреннем мире протагониста. Примеры:

— (закрыв глаза, мурлычет что-то себе под нос) (внут)

— (глядя в небо) Сколько раз я себя уговаривал: не говори лишнего — и что же? Все в той же позиции стою, старый хрен! (внут)

— Виктор передавал тебе привет и поцелуй.

— (поднимая глаза вверх и обращаясь как бы к образу Виктора) (нежно) Я тоже тебя люблю, Виторусик! (внут)

Для внутренней модальности характерны вопросы, оказывающиеся риторическими, на которые отвечает сам же протагонист:

— (сам себе) И что теперь мне делать? Ясно, что положение безвыходное, а потому набираемся смирения и ждем явления десницы Божьей. (внут)

— (глядя в землю) Кто мне верный товарищ? Ясно, что только я сам, да и то не всегда. (внут)

Характерными жестами для внутренней модальности служат лицо, закрытое руками, зажмуренные глаза, а также уши, затыкаемые пальцами.

Для внутренней модальности характерен взгляд затуманенный, невидящий или направленный в неинформативную часть пространства (в стену) — фактически протагонист отсоеживает свои галлюцинации.

Характерными признаками активизации внутренней модальности является освобождение человека от внешней реальности, ее игнорирование или слишком «свободная» интерпретация (в рамках собственной внутренней реальности), с использованием метафор, образов, сравнений, ассоциаций, с активизацией памяти и личного культурного багажа, лирическими отступлениями, длинными паузами. Поведение человека во внутренней модальности с точки зрения внешнего мира не функционально, в ней человек по идее не вовлечен во внешние процессы.

Типичные для внутренней модальности роли это Самосозерцатель, Творец, Планировщик, Аналитик, Теоретик.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.