Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аграфена и Клавдий. Небогатая комната с отдельными антикварными предметами: горка, кресло, мраморные статуэтки






Небогатая комната с отдельными антикварными предметами: горка, кресло, мраморные статуэтки. Столетний попугай Клавдий в клетке клюет орешки. В кресле сидит его хозяйка Аграфена, около 35 лет, и посматривает на включенный телевизор.

Аграфена. (задумчиво) Вот ведь жизнь-то какая хитрая получается.

Клавдий. Что же тебе в ней непонятно, Аграфена?

Аграфена. Да ничего не понятно. Вот кабы... (замолкает)

Клавдий. Если бы да кабы да во рту росли грибы.

Аграфена. Вот ты, Клавдий, мудрая птица... (замолкает)

Клавдий. Станешь тут мудрым, когда на вторую сотню лет потянет.

Аграфена. Ой, страсть!

Клавдий. То-то и оно.

Аграфена. Вот чтобы ты на моем месте сделал, а?

Клавдий. Выключил бы телевизор, все одно ты его не смотришь.

Аграфена. Ну и что? Он мне жизнь украшает. (пауза) Да я не про то...

Клавдий. О чем речь ведешь, не пойму, Аграфена.

Аграфена. Ну, вообще... (умолкает)

Клавдий. (бьет крыльями и кричит непонятное)

Аграфена. (пугаясь) Ты что, Клавдий?

Клавдий. Пытаюсь пробудить тебя к жизни.

Аграфена. Что ж, по твоему я сплю? (обижаясь этой мысли) (возмущенно) СПЛЮ, ДА?!

Клавдий. (презрительно каркает)

Аграфена. Ну хорошо, хорошо, не буду...

Клавдий. (великодушно-снисходительно) Ты должна понимать, кто ты и кто — я.

Аграфена. (с искренним уважением, слегка подобострастно) Понимаю, конечно понимаю, Клавдий.

Клавдий. Ты слепа, Аграфена — как крот.

Аграфена. (слабо защищаясь) Крот близорукий, а не слепой.

Клавдий. (презрительно) Ну-ну. (нравоучительно) А ты — слепая. И я — твой поводырь по этой жизни!

Аграфена. Да, я без тебя — никуда, Клавдий.

Клавдий. То-то. Ну ладно, живи, только орешков еще насыпь. Свежих.

Занавес

Упражнение 5. Придумайте диалоги по следующим темам и по одной теме по своему выбору. Действующие лица должны преимущественно использовать указанные семантические модальности.

1. Студентка-первокурсница Агния рассказывает своему папе о своем кавалере — соученике Трифоне, и его манерах ухаживания. Папа объясняет, что в его времена это делалось совсем не так.

а) Агния — ког, папа — фон;

б) Агния — стил; папа — ког.

2. Первоклассник Виля рассказывает своей маме о причинах тройки по поведению, «ни за что» полученной им от строгой учительницы Пульхерии Христофоровны. Мама пытается объяснить Виле, что в школе надо вести себя как говорят, а не как он привык дома.

а) Виля — стил; мама — фон;

б) Виля — ког; мама — стил.

Синтонные и антитонные ответы.

Семантически-синтонный ответ партнера — это ответ в той же семантической модальности, которую использовал протагонист; ответ в родственной семантической модальности называется семантически-антитонным.

Упражнение 6. Определите семантические модальности трансляций в следующих диалогах и пяти элементарных диалогах по вашему выбору и укажите семантически-синтонные и антитонные ответы партнера. Вместо синтонных ответов придумайте антитонные и наоборот.

1. — Мне надо тебе кое-что поведать, Перфилий.

— Ой, я такой любопытный!

2. — История эта началась в незапамятные времена, считай, при царе Горохе.

— Слушай, Патрикей, ты лучше прямо говори, что тебе надо от меня.

3. — Ах, Витюшечка миленький! (прижимается губами к щеке Викт о ра надолго)

— (дрожа всем телом, стонет от удовольствия) Оооо!

4. — Не забудь взять с собой ключи и надень шарф, Виля!

— Конечно, уже положил в кармашек и накрутил на шею.

5. — (покачивая открытой бутылкой с вишневым ликером, пьяным голосом) Блямснем по стопарику вишенки, Настенька?!

— (серьезно) Ты пьян, Вольдемар, или так шутишь?

Ответ.

1. фон; фон; синтонный.

— Ой, не надо, боюсь! (в испуге закрывает лицо руками) (стил)

2. фон; ког; антитонный.

— Прямо сказка получается. (фон)

3. стил; стил; синтонный.

— (кокетливо) Ты это к чему меня склоняешь, Клариса? (фон)

4. ког; ког; синтонный.

— Я уже большой, мама! (фон)

5. стил; ког; антитонный.

— (гневно) Блямсай с твоими газелями без меня, изменник! (стил)

Упражнение 7. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору: а) семантически-синтонно и б) семантически-антитонно.

1. — (входя в служебный кабинет; секретарше) (робко) Я вот тут пришел.

2. — А вот так! (показывает партнеру фигу и шевелит ею слегка)

3. — (в восторге) О! (делает большие глаза)

4. — Посмотри! (выпячивает грудь в новой рубашке и задирает нос) Каково?!

5. — (заглядывая к подруге) Я бы хотел попросить ненадолго свою жену.

Ответ.

1а) — Наша фирма всегда открыта для посетителей.

1б) — (широко улыбаясь) Мы ТАК вам рады — страсть!

2а) — (плачет от обиды)

2б) — В таком случае я вынужден уйти. (встает и уходит)

3а) — Такой орел, как я (гордо расправляет плечи и поворачивает голову в профиль) ВЫСОКО летает!

3б) — Я тоже рад тебя видеть, Нунехия, и даже принес тебе подарок (вручает цветы).

4а) — Суперблеск, индюк ты мой ненаглядный!

4б) — Прекрасная покупка, дорогой.

5а) — Бери, но возврати.

5б) — (визгливо) Нет! НЕ ОТДАМ!

Упражнение 8. Следующая сценка показывает, насколько неадекватно и порой смешно звучат постоянные антитонные ответы партнера (кактуса). Перепишите эту сценку, сохранив (по возможности) неприкосновенными реплики протагонистки (Виолетты) и изменив реплики ее партнера так, чтобы они стали семантически-синтонными.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.