Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование конструктивности мотивации






Инструкция испытуемому. Представьте себе, что вы — экзаменатор, уценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — четверкой или пятеркой. Оценка «3» не должна использоваться вовсе. Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру экзамена. За советами, будучи в положении экзаменатора, рам обращаться не рекомендуется — оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений:

1. Первый блин — всегда комом

2. Чья земля — того и хлеб.

3. Мягко стелет — жестко спать.

4. Ум хорошо, а два лучше.

5. Руби дерево по себе.

6. Худую траву с поля вон.

7. Не подмажешь — не поедещь.

8. На вкус да на цвет товарищей нет.

9. Чужая душа — потемки.

10. Загнанных лошадей следует пристреливать.

11. Лучше поздно, чем никогда.

12. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

13. На языке мед, а на сердце лед.

14. Кто смел, тот и съел.

15. Цыплят по осени считают.

16. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

17. Выше головы не прыгнешь, выше лба уши не растут.

18. Волков бояться — в лес не ходить.

19. Лучший способ разрешать споры вовсе избегать их.

20. Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет.

21. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое — ни одной.

22. Всяк сверчок знай свой шесток; в чужие сани не садись.

23. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

24. Дружно — не грузно; согласного стада и волк не берет.

25. И мутную воду пьют в невзгоду.

26. Не зря, что Фоме огороды копать, а Ереме над ним воеводой стоять.

27. Дружба дружбой, а служба службой.

28. В конечном счете справедливость торжествует, а зло наказывается.

Обработка результатов. Сложить количество баллов отдельно по| четырем группам вопросов:

Ru = Rex60/28 + 5. I

1. №: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25 Сумма _____ («Медведь»)

2. №: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26 Сумма _____ («Тигр»)

3. №: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27 Сумма _____ («Пантера»)

4. №: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28 Сумма _____ («Лев»)

Желательно при совпадении значений сумм вновь обратиться к вопросам соответствующих столбцов, по которым вы, как экзаменатор, - проявили избыточную доброжелательность и тем самым невольно уравняли различное. Исправить достаточно две-три оценки. Спасибо.

Результаты применения методики «КМ» позволяют сделать предварительное заключение об основном типе мотивации (мотивационной стратегии) по схеме «Взаимоотношение типов (стратегий) мотивации представленной на рис.

Относительно этой методики имеются данные о положительных корреляциях конструктивности мотивации с особенностями интеллекта и свойствами личности по параметрам реактивности и активности. Это позволило практически и теоретически идентифицировать содержание и смысл методики с представлениями В. А. Якунина о мотивационных стратегиях, воплощающих, по нашему мнению, то или иное качество конструктивности мотивации человека. Смысл методики поэтому не ограничивается настоящим комментарием, а требует, для достаточного раскрытия, обращения читателя к другим методикам этой же главы, в частности к методике К. Томаса. Но если последняя позволяет лишь констатировать приоритеты поведения в конфликтных ситуациях, то апробированная методика КМ может быть использована для непосредственного диагностирования индивидуальных различий людей по отношению к четырем основным типам мотивации, различающимся качеством (характером) конструктивной мотивации человека, индуцируемой особенностями его взаимодействия с внешним миром. Методика КМ является специальным психодиагностическим инструментом, позволяющим вскрыть сущность индивидуальных различий мотивации и активности человека и построить на этом теоретически опосредованном основании причинные типологии. Причинная типология мотивации отличается от собирательных или описательных типологий тем, что не только упорядочивает отношения индивидуального к типологическому, но и объясняет эти отношения существенными различиями способов взаимодействия внутреннего и внешнего, которые одновременно являются ведущими, глубинными мотивами этого взаимодействия. Эти четыре ведущих мотива, воплощающие собою четыре основные подструктуры внутреннего и внешнего взаимодействия, разворачиваются в соответствующие мотивационные стратегии. Описание этих стратегий, существенно различающихся между собою, представляет предлагаемое нами ниже литературное описание типов мотивации.

В общепринятой психологической терминологии четыре основных типа мотивации могут быть раскрыты как результат ортогонального отношения мотивации достижения (МД) и мотивации отношения (МО). Отношение МД к МО вполне может быть представлено следующей схемой взаимоотношения типов мотивации. (рис.)

 

 

Используя эту схему, рассмотрим описание четырех основных типов мотивации (мотивационных стратегий).

«ЛЕВ»: Основной способ (мотив) взаимодействия — «да-да», то есть мотив взаимного принятия внутреннего и внешнего, их взаимного положительного отрицания, обусловливающего возможность саморазвития личности. Конструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения, результатом которого является стремление к сотрудничеству. Уравновешенность внутреннего и внешнего во взаимодействии является основой баланса целей и отношений как во внешнем» так и во внутреннем планах личности. В идеале «Лев» на основе интернальности и экстравертности устремлен к совместному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласии (по К. Томасу — стремление к сотрудничеству). Подчеркнем, что не отношение МД к МО, а способы взаимодействия являются причинным основанием типологии мотивации, в том числе основанием выделения самого этого подразделения мотивации на МО и МД.

Может быть Учителем (с большой буквы), директором, основателем (научной) школы, собирателем, пастырем, духовным наставником, мастером на все руки. Пассионарность его имеет чрезвычайное общественное значение. Но при нетребовательном к себе отношении и общественной невостребованности «вырождается» в безобидного весельчака, мечтателя, болельщика в общественных явлениях, завсегдатая компаний, «своего парня».

В случаях крайнего напряжения душевных и физических сил обнаруживается по параметру личностной реактивности в темпераменте холерика, в то время как обычное личностное состояние по параметру его конструктивной активности — сангвиния. Это следует понимать так, что «львом» не рождаются, им становятся. Причем скорее всего это происходит либо в сфере общения, либо в познавательной деятельности, где для этого имеются специфические, собственно человеческие, родовые для человека разумного «тепличные» условия. Особенно часто тип «льва» диагностируется в научной среде, в выборках школьников и студентов, в благополучных семьях и производственных объединениях. В то же время вне оптимальных условий деятельности или вне специального воспитания «лев» при той же самой мотивационной стратегии проявляет себя, согласно нашей модели типологического единства личности, именно своим естественно-реактивным образом, как холерик, со всеми вытекающими из этого следствиями. В различной мере эффект самовоспитания демонстрируют такие, например, «львы», как Сергий Радонежский, Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский, И. П. Павлов.

«ПАНТЕРА»: Основной способ (мотив) взаимодействия — «да — нет», то есть мотив реконструктивного единства мотивации достижения и мотивации отношения, когда самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца. Результатом этой реконструктивной мотивации чаще всего является «избегание» (по К. Томасу) сложных ситуаций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собою, обостренная рефлексия в самосовершенствовании в целом пред­ставляют «пантеру» как интернала, но обращенного более вовнутрь, — то есть интроверта. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношения доминируют над целями — более важным становится постижение себя или какой-либо абстрактной истины и только затем уже, через себя, принимается внешний мир. Отсюда общая направленность на виды деятельности, предполагающие уединенность труда: ученый, писатель, композитор, мудрец, отшельник. Обычное личностное состояние по параметру активности — меланхолия, причем именно воспитанная, приобретенная, и не обязательно благоприятных обстоятельствах жизни. Так, Б. Пастернак писал о будущем академике, инженере-химике, жизнерадостном в о6щем человеке» Б. И. Збарском, вынужденно работавшем не по призванию. «Жизненная, т. е. деловая его стезя — ложна и обидна сейчас....Как я не музыкант сейчас, так и он не ученый. В том же горьком смысле и значении... В его меланхолии виноваты его темперамент и дарование»

Отсюда понятно, что в случаях стрессовых ситуаций, а еще вероятнее — в благоприятных обстоятельствах, проявляется не меланхолия, а естественно-реактивное состояние человека, в данном варианте мотивации по нашей модели личности — состояние, выраженное темпераментом сангвиника. В положительном смысле проявления реактивности «пантера» приобретает необходимое ей чувство творческой независимости и возможность сотрудничества, а при отрицательном смысле самоосвобождения резко падает самодисциплина и человек стремительно «снижается», избавившись от присущего интерналам чувства ответственности за себя и других. Примеры воспитанной меланхолии являли собою А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, А. А. Ухтомский, Г. В. Ф. Гегель и Л. С. Выготский.

«ТИГР»: Основной способ (мотив) взаимодействия, противоположный мотиву «пантеры» — «нет—да», означающий отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим; все должны следовать какой-либо внешне определенной идее, правилу, норме, цели и т. д. — как инструкции. Деструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения обнаруживается в стремлении к «соперничеству» (по К. Томасу), на основе которого осуществляется самовоспитание и самоутверждение личности во внешнем. Цели и отношения личности при этом находятся в дисбалансе: доминируют цели, достижение которых, по экстернальным представлениям «тигра», мало зависит от рационального и, в частности, психологического стечения обстоятельств. Психологическое при этом понимается как инструментальное, а не как духовное достоинство человека. Показательно, что Наполеон, являющий собою «тигра», именно инструментально определяет талант полководца как квадрат, одна сторона которого — ум, а другая — мужество. В противоположность духовной пассронарности «льва» выступает, таким образом, пассионарность конкретно материализуемая. Этот пример показывает, что в экстернально-экстравертной (объектной) стратегии поведения «тигров» доминирует экстерналыюсть, облегчающая переход от личностного, воспитанного состояния холерии к естественно-реактивному состоянию флегматика, когда возникает реальная ситуация опасности, или, наоборот, ситуация наибольшего благоприятствования, славы и почета: тогда нет вокруг более спокойного, флегматичного человека, чем только что организовавший конфликт безудержный «тигр». Его мужество при этом как раз и есть свойственная его темпераменту выдержка инертность активности на индивидно-индивидуальном уровне личности. Неукротимость, бьющая через край энергия личностной холерии «тигров» позволяет им достигнуть в своей самоотверженности очень многого в общественном служении, в том числе и на поприще искусств. «Тигры» часто являются, благодаря своему основному мотиву, полководцами, горящими на работе или на алтаре семьи «воинами», «поэтами». В отрицательном плане они являют собою типы вроде Хлестакова или Ноздрева. Им необходимо в принципе более дорожить своим здоровьем, поскольку по своему темпераменту флегматика они реактивны, то есть достаточно чувствительны и поэтому действительно «сгорают» в переживаниях от собственного пламени холерии. «Воспитанными» в той или иной мере «тиграми» можно назвать Наполеона, А. С. Пушкина, А. С. Суворова, Э. В. Ильенкова.

«МЕДВЕДЬ»: Основной способ взаимодействия и его мотив — «нет—нет», то есть мотив взаимного отрицания внутреннего и внешнего, отрицательного отрицания, обусловливающего известную стабильность и равновесность обстоятельного, неспешного развития личности В принципе инструктивное, это единство мотивации отношения имотивации достижения в реальности выражается в двух взаимодополняющих формах «приспособления» (по К. Томасу). Первая из них — это форма подавления, властвования над другими и над собою во взаимном отрицании внутреннего мира — как своего, так и мира других людей. Вторая форма — приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее известную стабильность существования. Вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего решаются преимущественно волевым, произвольным образом, — иногда в буквальном смысле последнего — совершенно непредсказуемо. «Медведе одновременно и экстернал и интроверт, и его поведение может варьировать от «спячки» и покорности, уповающей на счастливый случай, шанс или судьбу, до жестокого подавления своей природы и природы других людей, отношений и вещей. Поэтому «медведь» либо проявляв себя как гедонистически настроенный благодушный художник, музыкант, ученый или писатель, весьма умелый мастер, либо как властелин, царь, законодатель, судья, менеджер, чиновник, практик в лучшем смысле слова, реально и несколько пессимистически представляющими жизнь. Его флегматия, однако, является личностным состоянием, плодом отношения к нему в семье или в ближайшем окружении. В стрессовых ситуациях обнаруживаются проявления значительно больше реактивности, так как по параметру реактивности личности «Meдведь» — меланхолик. Вследствие этого в решительные моменты жизни «медведь» поступает совершенно экстернально: полагается на других людей, на свой гороскоп, не отстаивает ни целей, ни отношений, уход в отпуск, в болезнь, под «панцирь». Его спасает обычно достаточно хорошая репутация надежного, постоянного человека, так что этот «панцирь» можно понимать и как авторитет, как обладание властью илимастерством. В качестве примеров «медведей» можно назвать имена О. Бальзака, И. Ньютона.

В заключение отметим, что приведенные описания типов мотивации могут быть, например, дополнены содержанием, относящимся проявлениям четырех основных типов характера и типов темперамент представляющих сущность личностных состояний и свойств по параметрам активности и реактивности личности. Эта их сущность не «исчезает» в стрессовых или благоприятных ситуациях, поскольку прямо относится к единой сущности основных способов взаимодействия, преломляемой относительно независимо по каждому из основных параметров личности. В целом описание типов мотивации можно развернуть наиболее широко по сравнению с описаниями других типологических особенностей личности, поскольку влияние параметра направленности личности, к которому принадлежит мотивация и другие регулятивные образования, наиболее яркое и всепронизывающее: мотивация активности личности скорее всего разыскивается во всех формах этой активности.

При такой естественной установке на поиск причин нашей активности остается только пожелать, чтобы подробные описания, сценарии поведения человека не искажали сущности основных типов взаимодействия. Мы считаем, что, несмотря на широчайшие возможности вариабельности поведения, сущность его всегда отвечает только одному, и при этом только одному основному типу взаимодействия из четырех возможных. «Нечистые» типы находятся психологом, так сказать, «от нечистого, от лукавого», когда в массе многообразных проявлений личности специалист затрудняется найти их основную сущностную тенденцию. С этой точки зрения, например, известная методика, в результате которой оказывается, что человек на 17 % — холерик, на 31 % — меланхолик и т. д., — это не более чем исследовательская методика, представляющая еще со­вершенно «сырой» материал в самонаблюдении испытуемых.

Мы не ставим препятствий развитию типологии, поиску новых ее оснований, но эти основания должны быть не просто существенными, но и сущностными, то есть, в любом случае, основания любых типоло­гий всегда должны отвечать родовой сущности человека разумного, проявляющейся в четырех основных способах взаимодействия внутреннего и внешнего. Эта аксиома может быть названа «аксиомой человечности» для типологий, если они предназначаются для самопознания человека. Этот принципиальный вопрос мы обсуждаем именно в момент, предваряющий применение методик мотивационно-личност-пого плана, поскольку до этого можно было бы выставить контрдовод против аксиомы человечности, утверждая, что она верна по крайней мере для всех млекопитающих. Но система их поведения не восходит выше характерообразующих особенностей, поскольку мотивы как осознанные потребности в системе животного поведения отсутствуют. Более конкретно говоря, отсутствует мотивация отношения, ибо животное не выделяет себя из среды и не может поэтому к ней каким-либо образом относиться.

Основными параметрами личности, по которым преломляется сущность основных способов взаимодействия внутреннего и внешнего, являются: направленность, представляющая человека как личность и как субъекта деятельности в мотивах и других регулятивных образованиях личности; активность, представляющая человека как индивидуальность в его характере и других характерологических образованиях, реактивность, представляющая человека в его темпераменте и других индивидуально-индивидных образованиях; возможности, представляющие человека как целостное образование, как обладающего родовой сущностью и соответствующими ей родовыми и индивидуально-своеобразными способностями, склонностями и дарованиями, обнаруживаемыми как свойства личности. По каждому из этих основных параметров описание типов не является исчерпывающим: оно лишь обозначает сущность индивидуально-своеобразного описания человека Кроме того, в описании типов мотивации мы специально уделили внимание содержанию, связанному со взаимоотношением параметров, поскольку из того, что все представляющие их типы отвечают сущности способов взаимодействия, никак не следует, что между типами существует взаимнооднозначное соответствие по различным параметрам лич­ности, ибо параметры не совпадают по своему смыслу, что выражается в модели личности их ортогональностью. Вот почему столь объемным является пояснительный текст к методике КМ; по той же причине мы дополнили методику К. Томаса специальной таблицей, где, кстати, отчетливо видно, что «компромисс» по сути является фиктивным понятием в научном смысле, это лишь обозначение проблемы неопределенности, а не вариант решения проблемы.

Обращаясь к содержанию методики КМ, отметим, что несомнен­ным достоинством ее текста является практическое воплощение идеи типологии конструктивного поведения человека на концентрирован­ном материале народной мудрости и распространенных афоризмов. В соответствии с сущностью конструктивного подхода к психодиагностике вариабельность конструктивной активности человека предполагает индивидуально-своеобразное его поведение в различных ситуациях. Если эти ситуации задаются совершенно одинаково для всех испытуемых (например, в виде пословицы) и если такие ситуации компонуются по их общепринятому смыслу, то оценки их как раз и позволяют, в свою очередь, оценить конструктивность мотивации поведения и активности тех людей, что представили данные оценки.

Подобно вышесказанному, преподаватель, оценивающий какие-либо суждения, фактически оценивает не только учащихся или слушателей, но еще и многократно — через них — оценивает себя. Эта его самооценка достаточно объективна, поскольку она многократно опосредствована отношениями с другими людьми, тем более что эти люди действительно находятся в определенном отношении к субъекту самооценки. То есть средняя оценка успешности учащихся, собственных детей, супруга или подчиненных является по сути самооценкой тех людей, кто судит о других. Или: самая объективная оценка на экзамене — это самооценка экзаменатора.

Мы предлагаем нашим слушателям выступить в роли экзаменаторов, которым необходимо, не особенно задумываясь, — чтобы процедура «экзамена» не затягивалась, —проставить оценки по каждому конфетному суждению. В возможном тренинге конструктивного поведения и профессионального самоопределения ведущий уступает свое место четверым участникам, меняющимся по ходу тренинга. Должна дать создана непринужденная атмосфера «экзамена», с тем чтобы глубинные предпочтения вариантов конструктивного поведения обнаруживались непроизвольно, спонтанно. Несложность, общедоступность содержания методики позволяет применять ее в широких возрастных социальных диапазонах. Объективность методики подтверждена экспертно и в ретестовых испытаниях. Методика дискриминативна, валидна и вполне стандартизуема.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.