Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод анализа затрат — выгод






В общих чертах суть метода анализа затрат — выгод (АЗВ) может определяться как попытка подсчета всех значимых расходов и до­ходов, возникающих в результате каждого выбора, сделанного, как правило, на основе неэкономических соображений (напри­мер, с точки зрения политических выгод того или иного решения проблемы), и последующего их суммирования за определенный отрезок времени (например, за период следующего года). Анализ предполагает «объективную» количественную оценку для каждого выбора. В качестве примера, для того чтобы рассмотреть технику использования метода, рассмотрим гипотетическую ситуацию с вариантами строительства дорог.

Предположим, что имеется два возможных маршрута. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, своих сторонников и противников, так что невозможно после первого знакомства с проб­лемой с определенностью отдать предпочтение одному или другому варианту. Стоимость строительства каждого варианта дороги достаточ­но легко подсчитывается. Однако АЗВ требует целостной и систем­ной, всесторонней оценки всего комплекса затрат (не только матери­альных, но и общественных в более широком контексте). В этом слу­чае система затрат — выгод могла бы выглядеть следующим образом:

Затраты:

• ущерб сельскохозяйственным угодьям;» снос ряда домов и сооружений;

• возросшие расходы на передвижение для ряда пользователей дороги;

• порча красоты ландшафта.

Выгоды:

• снижение шума в центре города;

• увеличение уровня занятости рабочей силы в округе;

• сокращение времени в пути для ряда пользователей новой дороги;

• меньшее количество аварий и наездов на пешеходов в городе;

• меньшая загазованность центра города;

• эффект сглаживания нагрузки на другие дороги в часы «пик».

Из списка ясно, что некоторые из затрат и выгод не являются непосредственно измеримыми в деньгах, следовательно, должны быть найдены достаточно эффективные способы и индикаторып роксимативных измерений. Здесь могут возникнуть, например, следующие вопросы:

• Как должны трактоваться затраты и выгоды будущего?

• Являются ли они такими же значимыми, как и современные затраты?

• Если будут продисконтированы будущие затраты и выгоды, какой уровень дисконта отражает преференции общества для настоящих или будущих выгод?

• Через какой промежуток времени можно перестать включать в рассмотрение выгоды от снижения загруженности других дорог?

• Каковы моральные издержки, связанные с предполагаемым проектом дороги по сносу архитектурного памятника, или на сколько надо увеличить расходы, чтобы памятник не пострадал?

Решения подобных проблем выходят за рамки экономической целесообразности и требуют умения воздействовать на общественное мнение или учитывать политические издержки осуществления проектов, разрабатываемых муниципальными организациями. Их успешное решение во многом определяется опытом руководства, интуицией и гибким реагированием на изменения общественного мнения. Задача же аналитических методов, подобных АЗВ, состоит в том, чтобы представить сложную проблему, требующую стратегического выбора, в виде совокупности субпроблем (декомпозиция), одни из которых имеют достаточно простое аналитическое решение, другие требуют развития системы взаимодействия: муниципальной организации с внешней средой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.