Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качества руководителей различных стран.






Личность – это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать.

Черты личности формируются под влиянием природных свойств: физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п.

Поведение людей определяется эмоциональными и рациональными факторами, внутренними склонностями и внешней обстановкой, вкусами, взглядами, мотивацией.

Черты личности формируются под влиянием природных свойств: физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п

Любая личность характеризуется:

1) общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, внимание, работоспособность, организованность, общительность и др.);

2) специфическими свойствами, под которыми понимаются способности к тому или иному виду деятельности;

3) подготовленностью к нему в виде совокупности умений, знаний, квалификации, навыков, привычек;

4) направленностью, т.е. ориентированностью своей активности, возникающей во многом под воздействием социальных моментов: интересов, стремлений, идеалов, убеждений.

5) определенным складом характера;

6) биологически обусловленными способностями (например, темпераментом);

7) психологическими способностями: диапазоном деятельности (широта, глубина), который может быть общим, видовым и специальным; стилем работы (форма воздействия) и динамикой психики. Форма воздействия может основываться на знаниях, опыте, эмоциях, а динамика психики характеризуется силой, подвижностью и возбудимостью;

8) психическим состоянием, т.е. стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительно длительного периода времени (возбуждение, апатия, депрессия и др.).

.

Направленность создает устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации, обуславливает его цели и мотивы. Можно выделить три типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя.

Другим элементом личности являются способности, т.е. совокупность черт, необходимых для успешного выполнения конкретного вида деятельности, склонности к нему, позволяющие добиться определенного результата. Способности могут быть: во-первых, общими (ощущать, воспринимать, мыслить, учиться, работать и проч.); они присущи в той или иной мере всем людям и лежат в основе остальных способностей; во-вторых, элементарными частными (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и проч.); в-третьих, сложными частными. Здесь выделяют профессиональные (к отдельным видам деятельности) и специальные (интерсоциальные и конструктивные) способности. Те и другие могут быть кроме того теоретическими и практическими. По направленности способности бывают техническими, организационными, педагогическими и проч.

Основой способностей являются задатки - психофизиологические свойства, проявляющиеся в природной склонности к определенному виду деятельности и превращающиеся в способности под воздействием жизненных условий и воспитания. По форме проявления выделяют задатки к репродуктивной (усвоение и применение информации) и творческой деятельности. По диапазону способности классифицируют по трем уровням: одаренность, талантливость, гениальность.

Одаренность - это совокупность факторов, обусловливающих особо успешную деятельность в определенной области и выделяющих человека из остальных лиц.

Талант представляет собой сочетание таких задатков, которые могут реализоваться через творчество, создание нового, необычного.

Гениальность является высшей степенью одаренности; такие люди создают новые идеи, а результаты их творчества имеют общеисторическое значение.

Приобретенные исполнителем способности автоматически выполнять отдельные элементы трудового процесса называются навыками. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее и ритмичнее работает.

Наряду с навыками можно выделить привычки - автоматические формы поведения, которые благодаря повторению становятся для человека необходимостью.

Общие способности людей во многом связаны с их типом мышления, который может быть художественным, логическим или смешанным.

Художественному мышлению свойственна образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию различными видами искусства.

Логическое мышление, наоборот, характеризуется критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую и излишней отвлеченностью, абстрактностью, которые бывают не всегда понятны окружающим.

Наконец, смешанному типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные, но это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, что позволяет им успешно справляться с различными управленческими проблемами.

Специальные способности связаны с определенной сферой или видом деятельности, выполнением конкретной работы и по своему характеру могут быть двух типов. Интерсоциальные способности ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности необходимы руководителям среднего и низшего звена, а также работникам, связанным с рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими контактами с людьми.

Другой вид специальных способностей - конструктивные, направленные на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и проч.; их реализация не требует широких и активных контактов с окружающими. Такие способности нужны руководителям высшего звена, вырабатывающим политику организации, а также специалистам.

Степень реализации специальных способностей и возможность занятия в связи с этим определенных должностей в системе управления зависит в основном от полученного образования и данного от природы уровня мышления, для развития которого образование является определенной базой.

Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, по отношению к объектам окружающей среды можно разделить на пять типов: человек - природа, человек-техника, человек - знаковая система (статистик, математик, программист и др.), человек – человек – человек, человек – художественный образ.

Личность человека внешне проявляется в типах его поведения, которое может быть стабильным и нестабильным (невротическим). Эти типы поведения в единстве с его направленностью либо на себя и свой внутренний мир (интроверсия), либо на окружающих (экстраверсия), образуют четыре типа темперамента, характеризующих динамику личности: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Темперамент представляет собой совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения: эмоциональность, уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, активность или пассивность, силу чувств.

Холерики - неустойчивые, нестабильные, а сангвиники - стабильные экстраверты; меланхолики - нестабильные, а флегматики - стабильные интроверты.

Экстраверты ориентированы на реальность, общительны, деятельны, любят риск, обычно хорошие организаторы и лидеры в коллективе. Интроверты более аккуратны, осторожны, педантичны, имеют более высокий уровень интеллекта и при стабильном типе поведения представляют собой идеальных менеджеров высшего ранга, главная сила которых состоит в умении анализировать и стратегически мыслить. При нестабильном поведении возможности интровертов, интеллектуально превосходящих свое окружение, не могут адекватно реализоваться в служебной карьере, и они вынуждены чаще всего пребывать в организации в роли рядовых исполнителей.

Еще одной важнейшей чертой личности является характер - устойчивый индивидуальный склад человека, совокупность наиболее ярко выраженных психических свойств, определяющих индивидуальное поведение. Характер человека проявляется в его манерах, отношении к окружающим, своим обязанностям, самому себе.

К чертам характера относят: отзывчивость, откровенность, недоверчивость, скрытность, молчаливость, хвастливость, требовательность, трудолюбие и др.

Для того, чтобы управлять персоналом, необходимо обладать особыми способностями, среди которых можно выделить организаторские и умственные способности, профессиональные, деловые и личные качества.

Организаторские способности - это синтез высокоразвитых свойств ума и воли, обеспечивающих как глубокое познание действительности, так и ее преобразования. Организаторские способности руководителя должны проявляться в двух направлениях: умении организовать самого себя и умении организовать людей.

Умственные способности. Ум принято определять как характеристику способностей мышления и понимания. Существуют 4 базовые характеристики подготовленности ума к работе: сила ума, гибкость ума, выносливость ума и координация ума.

Выделяют следующие кадровые качества работников:

1) Профессиональные качества

а) общие профессиональные знания, профессиональная эрудиция

б) умения и навыки безопасного выполнения должностных обязанностей

в) умения и знания, позволяющие диагностировать, предупреждать и ликвидировать опасные ситуации, умение делать выводы, решать профессиональные задачи

2) Деловые качества:

а) целеустремленность

б) ответственность

в) честность

г) добросовестность

д инициативность

е) компетентность

ж) настойчивость

з) решительность

и) самостоятельность

к) обязательность

л) требовательность к себе и другим

м) умение постоять за коллектив

3) Личностные качества:

а) интеллект

б) мотивационная направленность

в) эмоциональная и нервно-психическая устойчивость, темперамент

г) память

д) способность к обучению

е) гибкость в общении

ж) способность понимать других

з) продуктивность

и) работоспособность

Кроме того, качествами, которые обуславливают эффективность руководства, являются доминантность (преобладание), уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, креативность (способность творческого подхода), предприимчивость, ответственность и надежность в выполнении задания, независимость, общительность, а также нравственно-психологические качества (личное обаяние, справедливость, благожелательность, честность и порядочность, искренность, неподкупность, чувство долга, требовательность к себе и окружающим, настойчивость).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.