Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ структуры педагогической науки.






Таким образом, в едином научном пространстве педагогика в целом выступает в статусе отдельной научной дисциплины (самостоятельной науки). Как и любая научная дисциплина она имеет некоторый общий для всех ее подструктур корпус научного знания, видов и способов научной деятельности. В частности: история педагогики, педагогическое науковедение, методология педагогики, включая методологию педагогической науки (научно-исследовательской деятельности) и методологию педагогической практики (практической педагогической деятельности).

Наиболее крупными структурными единицами в построении педагогической науки выступают ее научные отрасли, возникающие и развивающиеся относительно специфических объектов педагогической действительности. В частности: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика высшей школы, специальная (коррекционная) педагогика, военная педагогика, пенитенциарная педагогика, социальная педагогика, педагогика детского движения, производственная педагогика и др.

Каждая отрасль педагогики имеет собственное строение и, как правило, включает в себя общие разделы, выделяемые по уровню (форме) и особенностям научно-практических знаний и деятельности, такие как: история, теория, методология, методика. Каждый из этих внутриотраслевых разделов отражает специфику научного объекта данной отрасли (например, теория школьного образования). Кроме того, внутри научных отраслей могут формироваться в соответствии со спецификой объекта и предмета научного изучения внутриотраслевые дисциплины. Как, например, в педагогике школы существуют и развиваются частные дидактики или методики обучения.

В общей структуре педагогики возникают и концептуально оформляются различные научные течения, которые могут носить межотраслевой характер. А также зарождаются и развиваются разные научные направления, способные «пронизывать» все элементы структуры педагогической науки (педагогическая аксиология, педагогическая праксеология, педагогическая инноватика и др.)

Интеграционные процессы в науке и практике становятся факторами создания новых научных областей, часто «пограничного», интегративного или синтетического характера (например, педагогическая валеология, нейропедагогика и др.)

 

В процессе развития педагогической науки возможны преобразования одних ее структурных элементов в другие. Так, например, конкретное научное направление может со временем превратиться в педагогическую дисциплину, если в процессе своего развития оно обретет свой концептуальный образ (например, педагогическая праксеология). А зарождающаяся научно-эмпирическая область педагогики может в будущем стать ее новой отраслью (например, музейная педагогика, внешкольная педагогика, театральная педагогика и т.п.).

Часто предлагающиеся обоснования научных областей (дисциплин, отраслей, наук) страдают таким недостатком как неполнота концептуального образа научной дисциплины (неполнота конструкции идеального плана науки). Для построения концептуального образа того или иного элемента науки, кроме императивных аргументов и эмоциональных доводов, необходимо раскрыть и обосновать, как минимум, следующие ее характеристики:

· объект и предмет научного познания;

· объективное назначение данной научной дисциплины (или области, течения, направления), ее цели, функции, основные исследовательские задачи;

· категориальный (понятийно-терминологический) аппарат;

· основания структурирования научного знания, дифференциации научной деятельности, определения приоритетных направлений исследований;

· исследовательский аппарат (типология и методы научных исследований);

· характер связей с другими научными дисциплинами и областями;

· связи с практикой.

***

Педагогике как сложной системе присуще такое свойство сложных систем как полиструктурность, что означает возможность построения различных видов ее структур по разным основаниям (содержательная структура, логическая, организационная и др.).

Учитывая что в построении структуры науки участвуют столь разнородные элементы, которые к тому же еще способны развиваясь и видоизменяться, довольно трудно отобразить эту структуру в виде какой-либо статичной схемы или иерархической конструкции, которая бы представляла весь массив педагогической науки. Те попытки, которые предприняты в литературе, вряд ли могут претендовать на решение этой задачи, т.к. они чаще всего отображают структуру только одной какой-нибудь отрасли педагогики (как правило, педагогики школы), а также не учитывают всех реально существующих структурных элементов науки.

Все же, несмотря на все сложности, надо полагать, что дальнейший поиск способов отражения реальной развивающейся структуры педагогической науки следует продолжать. Единые представления о структурной конструкции педагогической науки необходимы для того, чтобы каждое новое знание, добываемое учеными, попадало в соответствующий структурный элемент науки (находило в ней свое место), а каждая новая научная структура обретала адекватный научный статус.

 

 

Опубликовано: Вестник СЗО РАО «Образование и культура Северо-запада России», Вып.6.- 2001, СПб.- С.109-118.


[1] Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. - М.: Наука, 1980. - С.56.

[2] Davies W.E. (USA). Цит. по кн.: Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. - М.: Наука, 1980. - С.57.

[3] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С.49.

[4] Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа.//Школы в науке. - М.: Наука, 1977. - С. 86

[5] Гасилов В.Б. Научная школа - феномен и исследовательская программа науковедения // Школы в науке. - М.: Наука, 1977. - С.127.

[6] Там же, С. 145-148.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.