Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основания структурирования педагогической науки.






Обобщая теперь анализ сущности и признаков основных структурных элементов педагогики, можно представить обзор оснований, по которым происходит обособление тех или иных структурных элементов в процессе развития науки (См. таблицу).

 

 

Структурный элемент науки Основание для обособления Примеры
Отрасли науки (частные науки) Объект изучения - специфическая педагогическая реальность, особый вид педагогической практики (деятельности) Дошкольная педагогика Педагогика школы Коррекционная педагогика Военная педагогика Педагогика профессионального образования, Социальная педагогика Инженерная педагогика Педагогика детского движения Внешкольная педагогика (педагогика дополнительного образования) и др.
Внутринаучные дисциплины Предмет исследований - закономерности соответствующих процессов и педагогических явлений Общепедагогические: Педагогическое науковедение, Методология педагогики (науки), История педагогики, Отраслевые (например, в педагогике школы): Методики обучения Школоведение Теория школьного управления и т.д.
Разделы научных дисциплин Форма или уровень научных знаний Теория (дидактика) История Методология практики Теоретическая педагогика Практическая педагогика и т.п.
Научные направления Категория, определяющая исследовательский подход Педагогическая аксиология, Педагогическая праксеология Педагогическое проектирование, и др.
Научные течения Идея-принцип Педагогика социального творчества, Педагогика общей заботы, Педагогика сотрудничества, Педагогика успеха, Педагогика ненасилия, Вальдорфская педагогика и др.
Научные области (интегративные, междисциплинарные, инструментально-прикладные) Подход-проблема (проблемная область) Психопедагогика (психологическая педагогика), Нейропедагогика, Музейная педагогика, Педагогическая социология Педагогическая валеология Педагогическая антропология Эдукология? и др.
Научные школы Исследовательская программа Теория и практика воспитательных систем (научная школа Л.И.Новиковой, Москва) и др.

***

Современный этап развития педагогической науки характеризуется усилением процессов дифференциации и интеграции, следствием которых и является возникновение новых научных областей, направлений и других элементов в ее структуре. Однако обретение соответствующего научного статуса тем или иным структурным формированием в определенной мере зависит от его наименования, выполняющего знаковую функцию и играющего роль своеобразной «визитной карточки». Поэтому, предлагая наименование развиваемой (развивающейся) научной области (отрасли, дисциплины) важно учитывать в какой ряд уже существующих наименований оно должно встать, чтобы не нарушить строй науки. В этой связи, например, нельзя признать удачным наименование «профессиональная педагогика» (А.П.Беляева) для обозначения отрасли педагогики. Во-первых, оно выглядит неоднозначным по смыслу - вне контекста не ясно, что оно обозначает: науку о профессиональной педагогической деятельности или науку о профессиональном образовании. Во-вторых, оно «выпадает» из ряда наименований других отраслей педагогической науки, т.к. в нем фактически не обозначается специфический объект науки.

Кроме того, следует заметить, что так называемые «междисциплинарные» области возникают не просто «на стыке» разных наук, они все же зарождаются как бы «в лоне» одной из них, что отражается в их наименовании (например: «философия образования», «социология образования»), а также, часто и в преобладании научно-исследовательского инструментария (терминологии, подходов, методов исследования и др.) прежде всего этой самой «донорской» - или можно сказать, «материнской» - науки, от которой «отпочковывается» новая междисциплинарная (интегративная) научная область. В этой связи вопрос о включении такой научной области в структуру одной из наук решается неоднозначно. В частности: такая научная область как философия образования должна входить в структуру педагогики или все же философии? А «социология образования» (С.Г.Вершловский) или «социология воспитания» (А.В.Мудрик) принадлежат социологии или педагогике? Во всяком случае, предложенные наименования этих научных областей указывают на решение поставленного вопроса не в пользу педагогики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.