Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фонационные дыхательные упражнения






На заключительном этапе работы над дыханием используются фонационные дыхательные упражнения. Они воспитывают координацию дыхания со звуком, организуют верное звучание голоса.

Дыхательные упражнения сочетаются с произнесением звуков и их сочетаний, пословиц, поговорок, «долгоговорок». Таким образом, каждый вырабатываемый навык закреплялся на специально подобранном и постепенно усложняющемся речевом материале. Тренировка дыхания строится с учетом правильной организации выдоха и своевременного добора воздуха, обусловленных логическими паузами. После овладения навыками выполнения статических фонационных упражнений приступаем к динамическим.

Вначале упражнение выполняется в положении лежа, затем сидя и стоя. Положить ладонь на живот и почувствовать его движения при свободном дыхании. Затем выдохнуть на звук «ф», пока не выйдет весь воздух. Устранить напряжение артикуляции, произвести вдох через приоткрытый рот. Упражнение на достижение противоположного результата: в заключение фазы выдоха на «ф» сохранить напряжение артикуляции или сомкнуть губы. При этом не произойдет расслабления живота и диафрагмы и поэтому не будет рефлекторного пополнения дыхания.

Исходное положение - то же. Положить ладонь на живот и почувствовать движения живота. Затем сделать несколько следующих друг за другом коротких, сильных выдохов на «ф», при этом после каждого «ф» устранить напряжение артикуляции и почувствовать последующий рефлекторный вдох.

Исходное положение - сидя или стоя. Вдох спокойный, легкий носом. На выдохе длительно протянуть «жук».

Вдох спокойный, носом. На выдохе длительно тянуть звук «з».

Вдох спокойный, легкий, через нос. На одном выдохе несколько раз подряд произносить звук «з... з... з...».

Исходное положение - стоя, руки разведены в стороны. При каждом произнесении «пф» руки синхронно опускаются все ниже и ниже.

Растяжка в различных направлениях. Сидя или стоя на вдохе тянуться в разные стороны, стараться вовлечь как можно больше групп мышц. На выдохе снять напряжение, выдыхать интенсивно на звук «ф». Отдохнуть.

Исходное положение - стоя. Руками, согнутыми в локтях, двигать вперед-назад, подобно шатуну паровоза, приводящему в движение колесо. Одна рука идет вперед, другая назад, и в этот мо­мент произносится звук «ч». Движение руками не прерывается.

Упражнение то же, но во время бега на месте.

Считать, с выражено длинными паузами. Сво­бодно стоять и громко считать, при этом после каждого числа дождаться вдоха и только потом продолжать счет. Так происходит каждая фонация из среднего положения дыхания. Упражнение на достижение противоположного результата. Сознательно производить вдох после каждого числа (неэкономная дыхательная работа за счет чрезмерного количества вдохов и ненужного напряжения; не сохраняется косто-абдоминальное дыхание).

Исходное положение - стоя. Вдох через нос. На выдохе начать считать в умеренном темпе сначала до пяти, затем до шести и т. д. до пятнадцати.

Для тренировки дыхания на текстах вначале используются короткие пословицы и скороговорки, затем более длинные. Перед произнесением каждой фразы делается вдох. Примеры фраз: «К доброму плохое не пристало. Под лежачий камень вода не течет. Человек неученый - что топор неточеный» и т. д.

После освоения правильного дыхания, когда учащиеся свободно выдыхают на счет 10-15, для закрепления полученного навыка рекомендуются тексты считалок, прибауток, присказок, «долгоговорок», маленьких шуточных стихотворений. Дыхание на текст считалки вначале проверяется на фиксированном выдохе. Затем считалка произносится на одном дыхании. Например:

Лиса по лесу ходила, Громким голосом вопила, Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела: Мужу двое, Себе трое И детишкам По лаптишкам!

14) «Докучные сказки» рассказываются медленно, концы «докучных сказок» повторяются до тех пор, пока хватит дыхания. Темп при этом убыстряется, но сохраняется плавность и звучность речи. Например, про журавля. «Слушайте-послушайте! Расскажу вам сказочку - хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную! Жил был журавль. Задумал он жениться на прекрасной, на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту - ноги вязнут; ноги вытащит, хвост увязнет... (Тут можно удлинять повторения, насколько хватит дыхания.)... Хороша ли моя сказочка?»

Каждое упражнение выполняется 3-4 раза. Работа над фонационным дыханием продолжается вплоть до этапа закрепления голосовых навыков. Рекомендуется выполнять упражнения самостоятельно два и более раз в день. Дыхание является одним из самых важных элементов воспитания речевого голоса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.