Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Государство в рыночной экономике






 

Государство – это орудие политической власти. Возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности, образования классов. Признаками государства являются:

1) наличие системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти;

2) право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;

3) определенную территорию, на которую распространяется юрисдикция данного государства.

Типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и т.д. Каждому из этих типов соответствуют различные формы правления: абсолютная или конституционная монархия, республика.

Государство -это стержень, существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, - формирует принципы и организует формы общественной жизни, образует основу институциональной иерархии.

Государственное регулирование экономики – это целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешнего рынков посредством микро– и макроэкономических параметров в целях достижения равновесного роста общей экономической системы

С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Экономическая политика государства становится основным звеном и необходимым элементом рыночной системы.

В силу этих обстоятельств государство становится предметом изучения экономической теории.

Рынок:

- не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды;

- не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства океана);

- не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования;

- не гарантирует право на труд, доходы, социальную защиту,

- не обеспечивает развития фундаментальных исследований,

- ориентирован на удовлетворении запросов тех, кто имеет деньги,

- подвержен нестабильному развитию, инфляции, безработице и т.д.

Поэтому государство призвано корректировать эти недостатки.

Цель государственного регулирования экономики:

(ГРЭ) – достижение экономической и социальной стабильности,

- обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности,

- адаптация рыночного механизма к современным условиям.

К объектам ГРЭ относятся:

- национальная экономика,

- отдельные секторы и регион, где возникают проблемы, не разрешаемые посредством рыночных регуляторов.

 

 
 

 

 


Полный государственный монополизм в управлении хозяйством (СССР).

Сочетание рыночных и государственных регуляторов (Япония, Швеция, ФРГ, Австрия и др.)

Крайний либерализм, не ограничение частного предпринимательства (США).

 

Эффективность ГРЭ возможно при наличии:

сильной: - законодательной,

- исполнительной,

- судебной власти.

 

 

 


Правовой (установление государством правил «экономической игры» для фирм – производителей и потребителей. Форм и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений и др.)

Административный (лицензирование, квотирование) и т.д. Государственный контроль над ценами, доходами, учетными вставками, валютным курсом, социальная защита.

Экономический (воздействие на характер рыночных связей и расширения рыночного поля через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики, использование факторов экономического роста. С этой целью используется:

- бюджетная и фискальная политика;

- денежно – кредитная политика;

- программирование;

- прогнозирование и планирование.

Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально – экономических и социальных целей.

Денежно – кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия нацбанка РК на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.

Высшей формой государственного регулирования являются программирование и планирование. Программы бывают: обычные, целевые, чрезвычайные.

Экономическая политика государства – это определенная регламентация норм, правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

В кредитной политике:

- нормирование банковских резервов;

- варьирование учетной ставки банковского процента;

- проведение операций на валютном рынке.

 

В бюджетной политике:

- регулирование государственных расходов;

- осуществление государственных закупок;

- выпуск государственных внутренних займов;

- поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.

 

 

В фискальной политике:

- регулирование налогообложения имущества граждан и юридических лиц;

- введение муниципальных налогов.

 

 

В социальной политике:

- регулирование минимальных ставок оплата труда;

- установление размеров пенсий, пособий и т.д.

 

 

Во внешнеэкономической политике:

- законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валюты;

- использование иностранных займов, инвестиций, валютных ограничений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.