Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника Рефлексии






Одна из самых трудных вещей на этой земле - естественное и эффективное действие. Этому мастерству можно научиться, если долгие годы внимательно присматриваться к своему собственному жизненному опыту.

Как анализировать свой опыт?

Приведу некий алгоритм, который применим для анализа практически любых ситуаций, в которые человек попадает на работе и просто в жизни:

1. действие;

2. рефлексия;

3. новое действие;

4. рефлексия цикла (1-3).

Рефлексия - выход из осуществляемой деятельности с целью ее реконструкции, анализа и осознания в случае затруднений в этой деятельности и отсутствия образцов преодоления этих затруднений.

Собственно реализация этого алгоритма в рабочих условиях дает право компании называть себя научающейся организацией.

Это именно то, что нужно - если что-то идет не так, как хотелось бы или вообще никак не идет, самое время прекратить «биться головой в стену» и немного подумать. В каком-то смысле, можно сказать, что рефлексия - это средство определения своего вклада в возникшее затруднение.


Глава 8. Бизнес-команды

Сами по себе рефлексивные техники должны осваиваться непосредственно в учебных группах и во время работы. Техника рефлексии особенно ценна при командной работе, когда необходимо согласовывать результаты и понимать то, что происходит.

Всякая человеческая деятельность может вызывать затруднения. Эти затруднения человек, как правило, формулирует в виде «проблем» или «проблемных ситуаций», которые он стремится разрешить для продолжения своей деятельности. Мы уже говорили о том, что всегда существует опасность рассматривать свою жизнь как бесконечную цепь проблем, которые необходимо без конца решать. Большую часть своих проблем мы просто выдумываем, но свято верим, что эти проблемы существуют независимо от нашей воли, более того, верим, что обязательно должны их решать. Рефлексивная практика часто помогает избавиться от таких наваждений.

Рисунок 34. Алгоритм групповой рефлексии

 

Мы приводим алгоритм рефлексии, который используем в своей собственной работе (рисунок 34).


Раздел III. Воплощение стратегического замысла в жизнь

A. Реконструкция появления затруднения. На этом этапе необходимо ответить
на следующие вопросы:

1. Какие мои конкретные действия предшествовали возникшей ситуации?

2. Какой была реакция других членов группы на мои действия?

3. Что делали другие в этот период?

Б. Анализ - обнаружение причины затруднения. На этом этапе надо ответить на следующие вопросы:

1. Почему я совершил именно те действия, которые я совершил?

2. Как можно сформулировать принцип, который обосновывал бы правильность моих действий в данной ситуации?

3. Какими принципами (нормами) руководствовались другие члены группы, совершая свои действия?

B. Критика неадекватных норм поведения и представлений о деятельности.

На этом этапе надо ответить на следующие вопросы:

1. Какие мои действия соответствовали решению стоящей перед группой задачи?

2. Какие мои действия не соответствовали решению стоящей перед группой задачи?

3. Какие нормы лежали в основе моих действий, не ведущих к решению поставленной задачи?

Далее следует ответить на эти же вопросы в отношении других членов группы.

Г. Нормирование деятельности - перестройка прежней нормы деятельности. На этом этапе необходимо сделать следующее:

1. Каждому из членов группы изложить свои выводы, полученные на предыдущих этапах.

2. Обсудить представленные результаты.

3. Сформулировать нормы деятельности, которые, по мнению большинства, являются продуктивными, отказавшись от неэффективных норм и действий.


Глава 8. Бизнес-команды

Д. Возобновление деятельности на основе новых норм. Прежде чем возобновить деятельность, необходимо:

1. Убедиться, что все члены группы, если не согласны со всеми новыми нормами работы, то, по меньшей мере, понимают их.

2. Еще раз уточнить понимание задачи, стоящей перед группой.

3. Договориться о процедуре последовательного соблюдения согласованных норм.

Всякое новое серьезное затруднение в содержательной деятельности должно вновь рефлексироваться.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.