Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень страстей и грехов






 

      Наименование страсти, греха
      ЧРЕВОУГОДИЕ
      напивались до беспамятства;
      употребляли спиртное до сильного опьянения в течение нескольких дней (запой);
      подвергали себя отравлению алкоголем от избыточного употребления (до рвоты и других осложнений здоровья);
      употребляли в пищу кровь животных (запрещено правилом 67-м Шестого Вселенского Собора);
      обращались за оздоровлением к экстрасенсам, колдунам, гипнотизерам, «бабкам», «народным целителям», сектантам, знахарям и пр.;
      применяли для оздоровления заговоры;
      обращались за оздоровлением к природе, звездам, земле, воде, огню и пр.;
      кодировались от ожирения, курения, пьянства и пр.;
      служили своему телу как самому драгоценному в жизни; много сил, средств, времени тратили на заботы о теле (культ тела);
      чрезмерно объедались при употреблении пищи (обжорство);
      употребляли пищу ночью: просыпались от голода и не могли уснуть, пока не наедались (работающих в ночную смену это не касается);
      не могли уснуть с «пустым желудком», ели (пили чай) перед сном;
      регулярно употребляли пиво, думая, что это безвредный напиток, хотя пиво более опасно, с точки зрения привыкания, чем вино);
      за ужином непременно желали выпить спиртное;
      не соблюдали посты (каждая среда и пятница и четыре многодневных поста в году);
      не могли целиком выдержать пост, неоправданно нарушали посты;
      привязывались к наслаждениям телесным (баня, купание, загорание и пр.) относились к ним не как к необходимости, а как к удовольствию);
      переедали и упивались вином даже в церковные праздники;
      нарушали режим питания по требованию желудка; часто в течение дня употребляли пищу (это не касается тех, кому дробное питание предписано врачом);
      привязывались к острым пикантным приправам и закускам (майонез, кетчуп, горчица, перец и пр.) – пища без них казалась невкусной (умеренное употребление приправ грехом не является);
      желали обязательного разнообразия в пище; роптали, что надоело одно и то же, хотелось чего-нибудь «вкусненького»;
      привязывались к лакомствам (в разном возрасте они могут быть разными – торты, сгущенка, конфеты, орехи, семечки, сухарики и пр.);
      привязывались к шоколаду (усиливает блудную страсть и подпитывает самолюбие);
      были изнеженны, долго спали, длительно лежали в постели после пробуждения;
      употребляли спиртное до характерного «шума» в голове, вызывающего излишнюю веселость, болтливость, развязность, нарушение координации движений и искажение произносимых слов;
      переедали (до тяжести в желудке), после чего наступала вялость, сонливость, лень, уныние (естественная тяжесть в желудке после приёма пищи проходит через 30 - 40 минут);
      считали употребление пищи приятным, радостным занятием, а не необходимой потребностью тела, принимали пищу с услаждением, алчно, торопливо, не пережевывая тщательно;
      желали друг другу и себе телесного здоровья как самого главного в жизни (для верующего человека более важным является здоровье души, то есть отсутствие страстей и наличие добродетелей);
      угождали плоти: хотели, чтобы всегда было приятно, в удовольствие, с комфортом (естественные заботы о плоти не возбраняются);
      после приема пищи обязательно хотелось вздремнуть, полежать, расслабиться.

 

      БЛУД
      имели плотскую связь до заключения брака (не сохраняли девства, любодеяние);
      допускали зачатие детей до заключения брака;
      изменяли–супружеская измена (прелюбодеяние);
      разрушали венчаный брак;
      зачинали детей от внесемейной плотской связи;
      вступали в четвертый брак;
      вступали в плотскую связь с бывшим супругом -ой после расторжения брака (любодеяние);
      имели однополые плотские связи; вступали в однополый «брак»;
      согрешали рукоблудием;
      согрешали блудом противоестественным (анальным, оральным, с животными, между однополыми, между близкими родственниками, с несколькими одновременно);
      соединялись в семью с близкими родственниками (кровосмешение);
      блудной связью разрушали чужую семью, вследствие чего дети становились сиротами;
      разбивали чужую семью, желая устроить свою личную жизнь;
      блудной связью довели кого-либо до отчаяния, до нежелания жить, до самоубийства;
      развращали, втягивали в блуд младших по возрасту, девственника -цу;
      занимались сводничеством (содействовали в знакомстве людей, ищущих блудных отношений);
      целовались, обнимались, нецеломудренно вели себя до заключения брака;
      читали сладострастные книги, слушали и пересказывали непристойные анекдоты, смотрели передачи и фильмы с блудными сценами, разрешали это же детям;
      считали плотские отношения необходимыми для здоровья и хорошего настроения;
      допускали плотский интерес к лицам противоположного пола, через одежду разглядывали тело (рассматривать с любопытством тела однополых тоже греховно);
      засматривались с вожделением на красивые лица, неприличные сцены и картины, непристойную рекламу;
      носили одежду, подчеркивающую форму тела и не покрывающую (или специально открывающую) непристойные места (это касается и женщин, и мужчин);
      допускали заигрывание, кокетство, кривляние, распущенность рук и языка, намеки, двусмысленность, вольное обращение с лицами противоположного пола;
      допускали блудные воспоминания и мечтания, охотно удерживали их в мыслях, не считали грехом происходящее от этого похотное чувство в теле;
      танцевали с бесстыдными телодвижениями;
      применяли косметику и другие средства украшения тела для привлечения к себе внимания;
      супруги проявляли плотское влечение при детях;
      не воздерживались в супружеской жизни в посты, в среды и пятницы, воскресные и праздничные дни;
      допускали неумеренность в плотских отношениях в законном браке;
      изменяли второй половине в своем сердце нечистым воззрением на лица противоположного пола;
      доводили вторую половину до измены постоянным отказом в супружеской близости;
      обращались к литературе, научающей разнообразию плотских отношений;
      учили детей «безопасному сексу»;
      одобряли блуд, любодеяние, измены, разводы, брак с разведенными и прочие грехи, характерные для блудной страсти;
      насмехались над целомудрием, девством, честным браком, супружеской верностью;
      сквернословили (матерщина);
      мужья принуждали жен носить нецеломудренную одежду;
      старшие принуждали младших носить нецеломудренную одежду;
      имели кратковременное похотное чувство от случайно услышанного, увиденного или вспомнившегося;
      часто смеялись по всякому пустяку;
      имели наивные романтические мечтания о «возвышенной» любви, противоречащие христианскому пониманию.

 

      СРЕБРОЛЮБИЕ
      допускали святотатство (похищали или присваивали себе церковную собственность);
      похищали у людей иконы, священные книги и другие святыни;
      обделяли стариков, немощных, калек, убогих, больных, заключённых, сирот – этот грех напрямую вопиет к Богу об отмщении за обиженных;
      совершали разбой (грабёж) с целью наживы;
      допускали мародёрство – ограбление жителей неприятельской территории или убитых и раненых (во время войны);
      хитростью и обманом выигрывали в азартных играх деньги у простаков и неопытных;
      играли в казино, игровые автоматы, доходя в азарте до помрачения ума, растрачивая впустую деньги;
      организовывали залы и клубы для игр на деньги;
      в бизнесе обманывали и «подставляли» других, наживая себе прибыль нечестно;
      зарабатывали на болезнях и несчастьях людей, давая ложные обещания исцеления, облегчения трудной участи;
      подвергали риску своё здоровье и даже жизнь ради денег;
      участвовали в различных играх на деньги;
      давали в долг под проценты (хранение денег в банке не запрещено);
      не платили положенных налогов, скрывали доходы от государства (наемный работник не виновен, если это зависит не от него, а от хозяина предприятия);
      возлагали все надежды на деньги, на запасы, на хозяйство, забывая при этом о Промысле Божием;
      былы жестокосердны к нищим и ко всем нуждающимся (жалели своего, не хотели поделиться, хотя и имели возможность);
      имели болезненную привязанность к деньгам, вещам, предметам и сильно зависели от них;
      желали обогатиться и размышляли о средствах к обогащению, мечтали быть богатыми (забота о необходимом достатке грехом не является);
      ненасытно желали иметь как можно больше, желали приобретать даже сверх необходимого, про запас (разумные необходимые запасы не осуждаются);
      допускали скупость, мелочность, жадность, скряжничество даже по отношению к родным;
      искали выгоду во всём (корыстолюбие);
      скрывали доходы от семьи, накапливали тайком от ближних;
      жалели своё имущество, когда им необходимо было послужить для ближних или Отечества (не хотели принять в свой дом проезжающих, оказавшихся неожиданно в бедственном положении; за оказанную помощь брали деньги; не хотели подвезти попутчиков – только за плату, и т.д.);
      Если кто-то просил имеющееся у нас, то из жалости к вещи обманывали, будто не имеем её или уже отдали кому-то;
      требовали возврата долга с оскорблениями и угрозами (мирно спрашивать о возврате долга разрешается);
      воровали (крали чужое имущество, государственное или частное, присваивали себе то, что «плохо лежит»);
      умышленно не оплачивали проезд в транспорте;
      брали без спроса то, что нам не принадлежит;
      бездельничали на работе, недобросовестно исполняли служебные обязанности (при этом оклад получали целиком);
      использовали ложный больничный лист;
      работали не по совести, а только чтобы начальство не ругало и премии не лишило;
      обвешивали, обсчитывали, завышали цены, работая в торговле;
      продавали плохое как хорошее;
      пользовались электроэнергией без оплаты, занижали показания счётчика;
      покупали краденое ради того, что оно дешевле;
      подделывали документы ради выгоды и наживы;
      незаконно приобретали дипломы, удостоверения, сертификаты и пр., чтобы получить должность с большей оплатой;
      предлагали взятки или получали взятки;
      не возвращали то, что брали во временное пользование;
      требовали премию, доплату, надбавку, угрожая начальству и шантажируя увольнением или забастовкой;
      судились с родными, с соседями из-за ущемлённого самолюбия (по вопросам маловажным, когда по-христиански вполне можно было уступить), требовали возмещения ущерба материального, да ещё и морального;
      приносили краденое или незаработанное в качестве пожертвования в храм;
      утаивали и присваивали найденные вещи и деньги (лучше принести их в храм в качестве пожертвования от тех неизвестных лиц, кому они принадлежали);
      получали незаработанные деньги;
      намекали или принуждали людей делать нам подарки;
      не возмещали нанесённого ущерба;
      выпрашивали деньги и вещи на свои мнимые нужды, ради наживы или пропоя;
      нечестно делили вознаграждение за труды (себе или своим брали больше);
      присваивали чужое, утраченное людьми в результате стихийных бедствий;
      одобряли какую-либо разновидность воровства, научали и подстрекали к этому других;
      приносили домой с работы что-либо незаработанное: инструмент, канцелярские принадлежности, краску, лампочки, продукты и пр. (позволяется брать списанное с разрешения начальства);
      если и давали кому-нибудь чем-то попользоваться, то при этом боялись, как бы не сломали нашу вещь;
      соблазнялись чем-либо в чужом саду, огороде, поле – частном или государственном;
      небрежно относились к чужой или казённой вещи;
      скупились тратить на добрые дела помощи ближним, хотя и имели на то возможность без ущерба для семьи;
      приносили на пожертвование что похуже, лучшее оставляли себе;
      не заботились о содержании и украшении храма, скупились на пожертвование в храм, хотя имели избыток в средствах;
      полученные деньги обязательно пересчитывали, не доверяя честности человека (можно посчитать, чтобы убедиться, не дали ли лишнего);
      Задерживали возврат долга, хотя и могли его отдать;

 

      ГНЕВ
      совершили умышленное убийство человека;
      совершили неумышленное убийство человека;
      имели ненависть (ярость, вражду) к соседям, сослуживцам, начальникам, детям, родителям и пр. (ненавидящий ближнего есть человекоубийца);
      совершали избиение, наносили увечье и проявляли иное жестокое, бесчеловечное отношение к людям;
      совершали аборт (убийство ребенка в утробе матери) – этот грех ложится на мать, решившуюся на такое злодеяние, на отца, пожелавшего или промолчавшего, на врача (или на знахарку) и вспомогательный персонал, исполнивших убийство;
      допустили выкидыш (от самовольной физической нагрузки, от греховной жизни, от сильной печали, от умышленного применения специальных рецептов, от нехранения здоровья);
      применяли абортивные противозачаточные средства (спираль, гормональные таблетки, гормональная система «Мирена»), в части случаев вызывающие убийство оплодотворённой клетки, уже имеющей душу, т.е. живого человека (отличие от рожденного человека только в том, что тело еще не развито);
      советовали делать аборт, давали деньги на это злодеяние, становясь соучастником убийства невинного ребёнка;
      «лечили» детей у «бабок», экстрасенсов, колдунов и т.д. – тем самым предавали их в лапы бесам;
      своим неправильным поведением довели человека до самоубийства или до запоя, вследствие которого наступила смерть, став соучастниками смертного греха;
      не прощали обидчиков, держали в сердце злобу, примирялись только на словах, лишая себя возможности получить прощение своих грехов: Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам прегрешений ваших (Мф. 6, 15);
      Имели злоречивый характер: ругались, оскорбляли, проклинали, наговаривали, преувеличивали, угрожали, желали зла, запугивали, распускали слухи, выдумывали сплетни и клевету на людей, писали ложные доносы и жалобы, устраивали «разборки», злословили;
      допускали предательство, повлекшее гибель людей;
      принуждали кодироваться;
      жестоко мстили с тяжкими последствиями;
      угрожали человеку убийством;
      проклинали своих личных врагов, а иногда даже родителей (посылали их в руки нечистой силы или в другой форме, при этом в смысл произносимых слов не вдумывались и даже не понимали, что это есть проклятие);
      проклинали своих детей (проклятие отцовское разрушает дом, проклятие материнское низводит с земли);
      желали беды, смерти, несчастья, болезни своим обидчикам;
      не помогали умирающему от голода, тонущему, тяжелобольному, просящему о помощи, погибающему; не защищали обижаемого, убиваемого (убежали, крепче закрыли двери, заткнули уши);
      оставляли детей, отдавали их в интернаты, детские дома;
      оставляли детей на воспитание бабушкам – не хотели связывать себя хлопотами, хотя имели возможности и силы;
      оставляли старых немощных родителей, отдавали их в дома престарелых;
      подталкивали человека на грех, соблазняли, растлевали душу (навязывали выпивку; научали отомстить; развращали анекдотами, дурными примерами; предлагали скверные книги, видеокассеты, диски);
      втягивали в осуждение;
      постоянными придирками доводили человека до отчаяния;
      обидным словом, упрёком, придиркой, грубостью досаждали родителям;
      не исполняли волю родителей, не утешали их в старости и болезни, не ухаживали перед смертью, не молились после их смерти, не подавали за них милостыню, не поминали на панихидах в храме, не следили за могилами, ставили на могилах не кресты, а звёзды;
      непристойно кричали, спорили, говорили бранные, жесткие и колкие слова, запугивали, оскорбляли;
      ударяли, толкали, наносили побои без увечья;
      допускали злопамятство (помнили старые обиды, не желая простить);
      допускали мелкую месть и рассуждение в мыслях об отмщении;
      клеветали (забыли, что отец и родитель лжи – дьявол), сознательно лгали на человека;
      распространяли злые слухи о человеке;
      разглашали тайны человека его врагам;
      разглашали чужие слабости, грехи, очерняли доброе имя человека;
      верили наговорам, распускали злые слухи, да ещё и преувеличивали их;
      передавали недобрые слова человеку, в адрес которого они были сказаны – тем вызывали обиды и ссоры;
      сеяли раздоры и вражду между людьми;
      осуждали других людей в мыслях и на словах – вместо сочувствия и сострадания (опасность этого греха в том, что часть вины за грех переходит с осуждаемого на осуждающего, таким образом, при осуждении мы страдаем за грех, которого не совершали. Если не хотим, чтобы нас осудил Бог, то не должны осуждать других. Судить людей – право Бога);
      произносили в виде шуток опасные пожелания;
      допускали злорадование: радовались неудачам других, особенно неудачам наших недругов или конкурентов (радость эта не обязательно открытая, она может быть и в виде мыслей или сердечного чувства);
      попользовавшись благами от общего дела (например, в бизнесе), не хотели отвечать за последствия;
      расторгали брак (совершали развод) без уважительных причин (уважительные причины строго оговорены);
      воспитывали детей (или подчиненных) с помощью гнева, крика, оскорблений;
      применяли наказания, превышающие проступок;
      родители были безразличны к духовному состоянию детей (не научали их вере, заповедям, молитве, посту; дозволяли не посещать храм Божий, не исповедоваться, не причащаться, не читать духовную литературу);
      родители были безразличны к занятиям детей: посещают ли школу, выполняют ли домашнее задание, хороших ли имеют друзей, чем занимаются, чем интересуются, как относятся друг к другу;
      не научали детей нравственности, приёмам ведения домашнего хозяйства, терпению скорбей и прощению обид;
      не подавали детям примера исполнения Христовых заповедей;
      своим примером научали детей лжи, притворству, сквернословию, грубости, осуждению, зависти, мести, накопительству, алчности, обжорству, винопитию и прочим грехам, хотя на словах, может быть, были благочестивы (забыли, что дети во всём копируют своих родителей и научение происходит не столько словом, но больше делом, поэтому напрасно удивляемся: «Откуда у нас такие дети, мы их этому не учили!»);
      долго не крестили своих детей, после Крещения не заботились об их духовном возрастании, о регулярном Причастии;
      не учили детей покаянию, не готовили их к Исповеди;
      не оплакивали грехи ребенка как свои собственные;
      не прививали ребёнку благоговейного отношения к храму, особенно к Таинствам церковным;
      по неразумной родительской любви воспитывали эгоистов, лентяев, всё отдавали им, всем ради них жертвовали, не знали меры, всё дозволяли, не поручали домашних дел, приучали к лакомствам, не запрещали смотреть подолгу телевизор (даже срамные передачи и фильмы), выполняли все их прихоти, терпели от них грубость и ложь, не применяли допустимых средств наказания (вплоть до телесных, но без гнева);
      ревновали (подозревали в измене), желали «привязать» к себе супруга (супругу) как собственность;
      рассчитывались за работу водкой, способствуя спаиванию людей;
      умышленно наносили вред чужому имуществу: от зла или зависти;
      поджигали чужое (или в порыве ярости - своё) имущество;
      отравляли соседских животных;
      препятствовали в выгоде других людей;
      не предохраняли других от убытков, заведомо зная, что они могут быть;
      не помогали добрым советом, не обращали на путь истины заблуждающихся, если они просили об этом;
      не утешали человека, находящегося в несчастии;
      жестоко относились к домашним животным (били, пинали, кидали камнями, издевались, убивали по ненависти или ради развлечения);
      не отделяли грех от человека (осуждали не поступок, а человека, хотя согрешившего надо бы пожалеть, как неразумного, стремящегося в ад; если мы сами не хотим туда, то и другим не пожелаем этого);
      «резали правду в глаза», обличали с гневом и без милости;
      грубили ближним, ходили со злым лицом, отворачивались от ближних, здоровались сквозь зубы, умышленно хлопали дверями;
      толкались и ругались в транспорте, не уступали место, не терпели неудобств и неприятностей;
      не могли просить Бога о своих врагах такими словами: «Отче, прости им, не ведают, что творят. Не вмени им этого в грех. Просвети их ум, приведи их к вере и покаянию. Не наказывай их за меня»;
      неверующим людям навязывали веру, укоряли и упрекали за неверие вместо того, чтобы кротостью, смирением, любовью, милосердием, терпением свидетельствовать о своей вере;
      не выполняли обязанностей крёстных, не молились за крестников, не научали их вере, не показывали им пример благочестия, не водили их в храм, не заботились об их Причастии (если родители ребенка препятствуют крестному, то остается только молитва и собственная благочестивая христианская жизнь);
      родители вносили раздоры в семью молодых, ревновали сына к снохе и пр.;
      будучи начальниками, потворствовали любимчикам или, наоборот, были жестоки в обращении с подчиненными, изводили придирками, несправедливостью, изживали с работы по зависти, наговору, мести;
      потворствовали порокам подчиненных: пьянству, блуду, прогулам, воровству и прочее;
      скверно относились к старшим по возрасту, старики мешали нам на улице, в транспорте, магазинах, больницах;
      подвергали человека опасностям, изнуряли трудами;
      не верили в болезни ближнего, насмехались над ним;
      умышленным молчанием вызывали гнев ближнего;
      строптивостью, упрямством, желанием настоять на своем доводили человека до раздражения;
      осуждали священников (как говорят проповеди, как совершают молебны, таинства, богослужения);
      отказывали болеющим или умирающим родственникам в приглашении домой священника;
      умышленно повреждали своё здоровье, назло другим делали себе плохо;
      считали, что в храме есть «наше» место и сгоняли занявших его;
      не просили прощения у обиженных нами, не спешили к примирению;
      не уступали с любовью место, раздражались на других прихожан, с раздражением одёргивали, грубо назидали новичков, осуждали их;
      осуждали сидящих в храме по причине усталости и немощи телесной или даже делали им замечание;
      не хотели навестить больных, старых, страдающих, одиноких – не желали портить себе настроение, оправдывались нехваткой времени;
      просили прощения формально, без сокрушения сердца, без искреннего сожаления о содеянном;
      делали замечание человеку с раздражением и осуждением;
      допускали гневные мысли и чувства (в сердце как будто бы закипала кровь и начиналось некоторое жжение);
      были вспыльчивы, раздражительны, говорили на повышенных тонах.

 

      ПЕЧАЛЬ
      отчаивались в трудных ситуациях;
      рассуждали о бессмысленности жизни, о том, что «я никому не нужен»;
      не желали жить, если с ближним случится беда или смерть;
      допускали мысли о самоубийстве при обстоятельствах, кажущихся безвыходными;
      отрекались от спасительного креста – бежали от попущенных Богом трудных жизненных обстоятельств, что является отречением от Божией воли спасительной и исполнением своей воли – гибельной;
      жаловались на жизнь: «За что мне это, за что меня Бог наказал?» – не могли принять всё случившееся с нами как лекарство, совершенно необходимое, хотя и горькое, для исцеления нашей души, подаваемое рукой Божией;
      не хотели терпеливо переносить скорби, забывали, что они очищают душу, что они абсолютно необходимы для нашего спасения, что скорби – это законное следствие наших грехов, подтверждающее наше грехопадение и рабство дьяволу;
      роптали на Бога и выставляли Его виновником стихийных бедствий, эпидемий, войн, грабежей, убийств, смерти детей и прочих бед;
      огорчались и плакали от бессильной злобы, от унижения и оскорбленного самолюбия, от жалости душевной;
      сильно огорчались от неудач, когда срываются наши планы и мечты;
      были недовольны своей участью, считали себя достойными лучшего, говорили: «Чем я хуже других, меня не понимают, унижают, я этого не заслужил»;
      больше меры переживали о родных и близких (особенно о детях), плакали при этом, желали им земного благополучия, а об их будущей вечной участи забывали;
      опасались старости («Как будем жить?»), нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, увольнения с работы («На что будем жить?»);
      огорчались от утраты (потери) чего-либо земного (вещи, деньги, украшения, имущество, работа, должность и т.д.), доходя порой не только до потери настроения, но и здоровья;
      теряли в трудных жизненных ситуациях надежду на Бога, сомневались в безграничном милосердии Божием, – что легко может довести до отчаяния; забывали, что ничего худого не может с нами случиться без попущения Божия, что в скорбях Бог особенно близок к нам, что если Бог попускает нам скорби, то Он же от них и избавляет или дает силы терпеть, а мы этого терпения не просили;
      не доверяли Промыслу Божию, не оставляющему человека в бедах, нищете и нуждах, приготовляющему для нас всё потребное;
      роптали на ближних (родителей, детей, соседей, сослуживцев, начальников и пр.), выставляли их виновниками наших бед;
      сильно привязывались к миру (привычки, нехристианские обычаи, традиции, увлечения, происходящие не от Евангельских заповедей) и не желали с ними расставаться;
      постоянно размышляли о земных делах и проблемах; «думы» из головы не выходили;
      были неспособны безропотно переносить скорби;
      роптали на погоду, ветер, снег, дождь, мороз и пр.;
      тосковали по прежней счастливой жизни;
      были не способны благодарить Бога за всё случившееся (и доброе, и худое);
      были нетерпеливы, желали, чтобы поскорее разрешились наши проблемы);
      жалели себя в разных трудных ситуациях (когда необходимо было потрудиться на благо ближних, выполнить дополнительную работу, или когда нам доставалась работа потруднее, или когда предстояло ухаживать за больными, дохаживать престарелых родителей, родственников; старались себе выбрать полегче, а тяжелое сваливали на других);
      ждали, что кто-то нас утешит, пожалеет, развеселит и требовали этого от окружающих;
      имели плохое настроение от того, что «на нас не обращали внимание», «не разговаривали с нами», «не делились с нами новостями».

 

      УНЫНИЕ
      имели произвольное понятие о Боге, о Церкви, о спасении – не хотели познать Истину, спокойно жили в заблуждениях;
      не изучали свою Православную веру;
      думали только о земном, житейском, бытовом – о Боге и вечной участи не помышляли;
      имели некоторые теоретические понятия о вере, а в жизни их не применяли, не искали живой веры («вера без дел мертва»);
      не изучали правила христианской жизни – заповеди Христовы, и не исполняли их;
      приступали к Таинствам церковным холодно и безразлично, не имея страха Божия;
      целью своей жизни считали достижение земных радостей;
      употребляли наркотические средства и прочие способы одурманивания сознания;
      использовали имя Бога в пустых разговорах, как присловие, бессмысленно (например: «Да ради Бога» или «Ну и Бог с ним» и пр.);
      не посвящали седьмой день (воскресенье) Господу;
      не искали (уклонялись) от встреч для бесед на духовные темы, прерывали ближних, когда они начинали разговор о Боге, о спасении, о покаянии;
      погрязли в житейской суете, крутились как белка в колесе, не могли оторваться от домашних дел, не находили времени на храм, на посещение духовных бесед, на подготовку к Исповеди и Причастию;
      невнимательно, поспешно исполняли молитвенное правило;
      неверно произносили слова молитв, так что содержание менялось на противоположное;
      не учили молитв, не вникали в их содержание;
      читали каноны, акафисты, Псалтирь без понимания смысла читаемого;
      не имели благоговейного, трепетного отношения к святыням;
      забывали свои грехи (даже смертные) и в целом – повреждение нашей человеческой природы ядом греха, не оплакивали своего состояния, были неспособны каяться, не имели искреннего сожаления о содеянных грехах;
      были неспособны замечать свои грехи, не могли приготовиться к Исповеди;
      не могли возненавидеть свои грехи, не выражали твердой решимости расстаться с грехом, исправить свою жизнь;
      увлекались земными радостями, не видели в них противоречия заповедям Христовым;
      скучали по «обычной» человеческой радости, искали её, сами себе её устраивали, не понимая, что рождалась она от тщеславия и самодовольства, когда мы льстили сами себе или льстили нам другие, особенно когда земные успехи и удачи сопутствовали нам;
      часто и подолгу говорили по телефону;
      дозволяли себе компьютерные игры, сидение в интернете, уход в виртуальный мир;
      желали развлечений, компаний, увеселений;
      регулярно употребляли алкогольные напитки для поднятия настроения;
      курили;
      искали земного, призрачного, мимолетного счастья –гонялись бесплодно за ним всю жизнь, как за тенью;
      не могли находиться в тишине, обязательно включали радио или телевизор (хотя и не смотрели его);
      имели подавленное состояние духа: безразличие, пустота, лень;
      играли в карты и держали карты дома;
      убивали время у телевизора на развлекательные программы, сериалы и пр. – наполняли душу разнообразной греховной отравой;
      спали больше необходимого, сколько хочется, не могли соблюдать режим;
      страдали переменчивостью нрава (то уныние и слёзы, то весёлость и смех);
      празднословили (вели бесполезные пустые разговоры ни о чём), многословили, были болтливы;
      излишне успокаивали себя сном, лежанием и всякого рода расслаблением;
      опаздывали на богослужения без уважительной причины, толкались, ходили, разговаривали во время службы;
      были невнимательны, рассеянны в храме во время службы, не могли оторваться от пустых воспоминаний, мыслей о земном;
      ленились пойти в храм, даже если в этот день не работали: хотели отдохнуть, расслабиться;
      пост исполняли только телесный (внешний), не следили за своим внутренним состоянием, продолжали грешить мыслями и чувствами сердечными;
      мысленно спорили (пререкались) с отсутствующим человеком, доказывали в мыслях мнимому оппоненту своею правоту;
      допускали праздное любопытство (читали чужие письма, подслушивали разговоры; проверяли чужие ящики, шкафы и карманы; влезали в разговоры; отвечали, когда нас не спрашивали; с надоедливостью расспрашивали, интересовались бесполезным и не касающимся нас, прислушивались к чужим разговорам, собирали слухи);

 

      ТЩЕСЛАВИЕ
      рисковали жизнью ради того, чтобы прославиться среди людей;
      отрекались от веры, чтоб не потерять авторитет в обществе;
      одобряли смертные грехи, чтобы сохранить уважение к себе со стороны безбожников;
      согрешали смертно, чтобы не быть «белой вороной»;
      приступали к церковным таинствам напоказ (например, венчались, потому что это теперь модно);
      стыдились отстаивать истину (догматы, каноны, заповеди, если кто-то грубо их попирал);
      стыдились исповедовать свои грехи (особенно срамные), чтобы не потерять авторитет и уважение в глазах священника, утаивали грехи;
      пресмыкались перед начальниками, сильными мира сего, чтобы получить их внимание и расположение;
      желали похвалы от людей и искали авторитета – хотели, чтобы нас уважали, чтобы с нами считались, стремились быть впереди;
      искали славы человеческой, земных почестей, должностей и званий;
      смаковали свои достоинства, не видели собственных недостатков;
      хвастались, приукрашивали речь, преувеличивали для большей убедительности;
      следовали моде, желали красивой одежды, украшений, изысканной мебели, вещей и пр., чтобы не отстать от других или быть впереди;
      положительно оценивали свои душевные качества (самодовольство);
      положительно оценивали свои телесные качества: красоту лица, прическу, приятность голоса и прочие качества тела;
      были неспособны переносить замечания, упреки, увещания как несправедливые, так и справедливые (особенно трудно переносить несправедливые упрёки, а мы и справедливых не можем стерпеть);
      всякий раз оправдывались, выгораживали себя, выставляли себя невиновными, указывая разные причины, лишь бы нас не уличили в лени и неумении;
      оправдывали свое незнание веры и греховность предыдущей безбожной жизнью и атеистической пропагандой, хотя гонения на веру давно прекратились;
      были неспособны относиться одинаково ровно к хвалящим нас и обижающим нас;
      заискивали перед теми, от кого что-либо зависит, и презрительно или безразлично относились к тем, от кого ничего не надеялись получить;
      льстили (хвалили человека, чтобы добиться его расположения к нам или ради какой-нибудь выгоды; хвалили с завистью; хвалили человека на людях, чтобы заметили наше «великодушие» и отметили нас);
      лицемерили (допускали притворство, актёрство, неестественность поведения);
      оправдывались: «Я не виноват, у меня такой характер» или «ты сам напросился»;
      перекладывали свою вину на других, чтобы не потерять репутацию и не выслушивать упрёков;
      не желали здороваться первыми, пойти на примирение первыми;
      не желали выполнять работу, «унижающую» наше достоинство;
      боялись осуждения со стороны окружающих, страдали мнительностью, переживали: «а что подумают», «а что скажут люди»;
      следовали греховным правилам и традициям мира, чтобы не стать «белой вороной», оправдывались, что «теперь все так живут»;
      уклонялись от христианской жизни из-за ложного стыда перед знакомыми; стыдились держать дома иконы, носить нательный крест, креститься на людях; скрывали, что ходим в храм, исповедуемся, соблюдаем посты, что верим в Бога и т.д.; боялись насмешек, упрёков и непонимания;
      огорчались, если не получали похвал и одобрений, особенно когда они доставались другим;
      обязательно рассказывали ближним, если что-то приходилось доделать за кем-нибудь;
      пытались унизить, зачернить, затушевать, перетолковать в худшую сторону достоинства и заслуги других людей, говорили многозначительно: «Да не так уж он хорош, как вы думаете!» или: «Вы про него не всё знаете!»;
      с любопытством узнавали недостатки других и охотно передавали это окружающим, при этом испытывали удовольствие;
      домогались возвышения и признания себя, забывали слово Божие: Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою (Мк. 10, 42–43);
      совершали добрые дела ради земной славы или чтобы нас заметили, обратили на нас внимание, похвалили;
      не укрывали все добрые дела от взоров человеческих, долго сами помнили о сделанном, вспоминали с удовольствием, рассказывали окружающим;
      стремились к роскоши и пышности, желали чем-то особенным выделиться, показаться перед знакомыми, соседями, родственниками;
      похвалялись даже своими пороками и старались хоть этим, но выделиться среди окружающих;
      расточали средства напоказ, чтобы вызвать уважение к себе или спровоцировать зависть;
      употребляли в шутку слова молитв и Священного Писания;
      мечтали о своих способностях, о своём предназначении, значимости;
      думали о себе, что смиренны, говорили об этом другим, проповедовали свои труды; хвалили себя;
      радовались и вдохновлялись, когда видели, что нам завидуют;
      употребляли свои таланты и способности не с христианским смирением, а с тщеславным самодовольством;
      передразнивали, пересмеивали других (и даже священников);
      изображали с преувеличением (мимикой, жестами, гримасами) других людей, высмеивали недостатки окружающих;
      допускали артистизм (копирование речи, движений, жестов) с целью рассмешить других, порисоваться, быть в центре внимания;
      радовались при совершении доброго дела, тем самым приписывая его себе, а не Богу;
      земные радости считали вознаграждением за христианское благочестие;
      допускали острословие, шутливый тон, «красное словцо», рассказывание смешных историй, анекдотов;
      добавляли к сказанному кем-то свои остроумные замечания, реплики, уточнения;





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.