Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость учета перспективы развития






Достоверная оценка рисунка ребенка невозможна без принятия во внимание возраста и уровня развития.

Пропуск частей тела, как правило, указывает на чувства и личностные характеристики. Пропуск рук, ко­нечно же, должен быть отмечен, так как они могут слу­жить символами проявления агрессии, а также с их помощью можно дотянуться, познать окружающую сре­ду, атаковать и приласкать.

Важность пропуска и преувеличения деталей за­висит от уровня развития ребенка. Чрезмерно большая голова в 4 и 5 лет вполне обычна. Пропуск кистей рук в 5 лет — возраст, когда многие дети не изображают их среди восьми частей, обычно представленных на ри­сунке, — не должен рассматриваться с той же небреж­ностью позже. Мы не ждем кистей в 4 года, мы можем увидеть их в 5 лет, но после 6 они должны быть.

Искаженная, неузнаваемая «мазня», которая на­зывается «человек», вполне нормальна в 3 года, но не­нормальна в 5 лет.

Смешанный профиль с двумя глазами и двумя носами часто рассматривается как переходная фаза меж­ду изображением полного лица и профиля. Это пере­ходная фаза на пути к визуальному реализму, который обычно появляется между 7 и 9 годами, когда ребенок все более настойчиво пытается нарисовать то, что он видит.

ДЕТСКИЕ РИСУНКИ КАК

ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА

Проявление чувств и личностных харак­теристик

Графическое изображение уверенности и не­уверенности

Пропуск верхних конечностей Выделение рук и пальцев Маленькие, неустойчивые ноги Преувеличенные размеры родительской фигуры

Скрывание генитальной зоны Тщательная прорисовка гениталий Спутанность половых ролей Гомосексуальные тенденции

ПРОЯВЛЕНИЕ ЧУВСТВ

И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Вызывает удивление постоянное при всей своей изменчивости представление ребенка о теле, воспри­имчивое к воздействиям, нарушающим эмоциональную стабильность. Пока изображение человека представляет концепцию тела на данный момент, в нем выражается бессознательно и символично повреждение, которое заставляет ребенка болезненно осознавать свои чувства. По мере обращения мысли вовнутрь себя рисунок становится более личным. В зависимости от степени тревоги представ­ление о теле и его графическое изображение может быть широко или частично затронуто, полностью разрушено или отличаться от обычного только в деталях, возможны также любые колебания между этими двумя крайностями.

Среди наиболее распространенных отклонений можно назвать рассеивание частей тела, отсутствие людей на картинке, явные несоответствия, уничтоже­ние лица только что нарисованной фигуры человека, жесткие роботоподобные фигуры. Все это может быть обнаружено в рисунках детей с серьезными эмоциональ­ными расстройствами.

Невротическое поведение и чувство неполноценно­сти могут проявляться в изображении маленьких фигу­рок, чаще на нижней части листа, где они стоят на кро­шечных ножках; преувеличенных размерах доминирующего родителя; чрезмерном затенении или тщательной прори­совке гениталий; скрывании генитальной зоны; спутан­ности половых ролей; выделении или пропуске кистей рук; изображении темных облаков и закрашивании солнца.

Я собираюсь представить вашему вниманию приме­ры всех этих проявлений, в то время как выражение чувств на рисунках семьи будет рассмотрено в следующей главе.

ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ И НЕУВЕРЕННОСТИ

Неуверенные, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые застенчиво занимают толь­ко маленькую часть листа.

Напротив, уверенные, хорошо приспособленные дети рисуют свободно с забавной развязностью, созда­вая фигуру, выражающую своим размером, размахом и броским расположением на странице свободу от сдер­живающей тревожности.

Рисунок 13

Нарисован неуверенной девочкой 7, 5 лет. Застен­чивая, с низкой самооценкой. Семья без отца. Не­рвная, напряженная мать. Не успевает в школе, несмотря на вполне нормальное умственное раз­витие. Пока она рисовала, она спросила: «У меня нормально получается?» Она сказала, что фигур­ка изображает ее.

Рисунок 14

Выполнен уверенной девочкой 7 лет, живущей в полной, нор­мальной и гармоничной семье. Это дружелюбный, опережающий развитие ребенок.

ПРОПУСК ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

Отсутствие рук в рисунках детей старше 6 лет может быть показателем застенчивости, пассивности или задержки интеллектуального развития. Пропуск рук в рисунках становится отклонением к 10 годам, когда уже более 90% детей изображают на рисунках руки. (Согласно исследованию Л. Партриджа 67% де­тей в возрасте 5 лет и 93% в 10-летнем возрасте рису­ют руки.)

Вэйн и Эйсен считают отсутствие рук на рисун­ке одним из 4 показателей, которые выявляют с боль­шой долей вероятности неприспособленных детей в возрасте между 5 годами 3 месяцами и 6 годами 5 ме­сяцами. Другие три показателя — отсутствие тела, от­сутствие рта и нелепый, причудливый рисунок. Спря­танные руки интерпретируются как выражение чув­ства вины.

Рисунок 15

Руки отсутствуют. Нарисован чрезвычайно осто­рожным, неагрессивным мальчиком. Возраст 6 лет 10 месяцев. Не любит грубых, чрезмерно актив­ных детей.

Рисунок 16

Нарисован замкнутой, неагрессивной девочкой 5 лет 8 месяцев. Она сказала, что на рисунке изоб­ражена она сама.

Рисунок 17

На этом и следующем рисунке руки у людей от­сутствуют. Оба рисунка принадлежат мальчику 7 лет. Он застенчив, неагрессивен, страдает энуре­зом, испытывает дезориентацию, если в его уста­новленном распорядке что-то меняется. Беспоко­ится, если кто-то опаздывает хотя бы на минуту.

Рисунок 18

Рисунок 19 Семья

Рисунок 20

Нарисован мальчиком 5 лет 11 месяцев. Средний уровень интеллекта. Он назвал свой рисунок «Че­ловек и дерево». В изображении человеческой фи­гуры, довольно маленькой по размеру, отсутству­ют руки. Эти характеристики указывают на застен­чивость и, как правило, отмечаются в рисунках неагрессивных детей. В действительности к этому имеет отношение его мать, чья манера воспита­ния воплотилась в том, что мальчик никогда не сопротивлялся, если его бил другой ребенок, предпочитая развернуться и уйти.

Следующие рисунки (21—24) были выполнены в один день двумя сестрами. Младшая (5 лет 9 меся­цев) нарисовала большие фигуры с расставлен­ными руками и четко обозначенными ногами. Ри­сунок сделан в свободной манере, штрихи нане­сены смело, с сильным нажимом (рис. 21—22). Совсем иначе выглядит рисунок ее сестры (6 лет 11 месяцев). Она нарисовала фигуры меньшего раз­мера, с неустойчивыми ногами и маленькими ру­ками. Нажим слабый. Может быть важным, что она добавила к рисунку солнце и при этом закрасила его.

Оба рисунка демонстрируют уровень интеллекта выше среднего. Обе девочки в первую очередь на­рисовали фигуру своего пола, выражая тем са­мым, что их сексуальная ориентация соответствует их полу. Кроме того, одна девочка удовлетворена собой, в то время как другая испытывает недо­статок самоуверенности. Эти черты личности вы­ражаются в их поведении дома и в школе. В связи с этим младшая сестра, более свободная и сме­лая, сказала, что она нарисовала Джоанну, под­ругу, а старшая, более застенчивая, сказала: «Это я». Автор склонен интерпретировать этот факт в поддержку своего взгляда на то, что уверенный ребенок менее склонен рисовать себя, чем неуве­ренный, чьи мысли обращены внутрь, на себя.

Рисунок 21

Рисунок 22

Рисунок 23

Рисунок 24

ВЫДЕЛЕНИЕ РУК И ПАЛЬЦЕВ

Преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии, если это «автопортрет». Если изображены родители или няня, то акцент на руках может означать ожидаемую или реальную аг­рессию.

 

Рисунок 25

Нарисован мальчиком 7 лет с незаурядным ин­теллектом, но плохо приспособленным к домаш­ней и школьной жизни. Пытается найти компен­саторное удовлетворение через пищу и владение вещами. Одной из частных проблем является склонность к воровству. Обратите внимание на прорисованные пальцы.

 

Рисунок 26

Нарисован мальчиком 9 лет 3 месяцев. Средний интеллект. Застенчивый. Руки сложены на груди

.

 

Рисунок 27

Нарисован мальчиком. Возраст 14 лет 10 месяцев. Отстает в школе. По шкале Стэнфорд—Бине и Век-слеру показал средний уровень интеллекта. Обра­тите внимание на промежность.

МАЛЕНЬКИЕ, НЕУСТОЙЧИВЫЕ НОГИ

Неуверенные дети часто изображают неустойчи­вые фигуры, шаткие, с крошечными ногами, не даю­щими эффективной поддержки. Дети бессознательно и символично выражают нестабильность личности, отсут­ствие крепкого основания. Недостаток базового чувства защищенности приводит к нарушению развития лич­ности; постоянное чувство тревоги к тому же препят­ствует развитию эмоциональной зрелости и достиже­нию психического здоровья. Эрик Эриксон в своей книге «Детство и общество» показал, как много зависит от установления базового чувства доверия в течение пер­вого года жизни.

Рисунок 28

Нарисован неуверенной, застенчивой девочкой 4 лет 10 месяцев. Отзывчивая, внимательная, ин­теллект выше среднего, склонна к приступам, по­теря слуха сенсорно-невральной природы. Воспи­тывается без отца. Обратите внимание на малень­кие верхние конечности и крошечные неустой­чивые ноги.

 

ПРЕУВЕЛИЧЕННЫЕ РАЗМЕРЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ФИГУРЫ

Если ребенок рисует одного из родителей больше по размеру, чем остальных членов семьи, игнорируя реальные физические данные, то, вероятно, он пред­ставляет его как деспотичного, подавляющего, агрес­сивного, пугающего человека. Также мы можем видеть рисунки, на которых один из родителей возвышается над другим, в реальности превышающим его по росту и весу. В конце концов ребенок прав, оценивая личность в соответствии с ее значением, а не объемом. Производя­щий наибольшее впечатление родитель может быть изоб­ражен с большими руками, если воспринимается как враждебная, угрожающая фигура. Менее значимый ро­дитель может быть изображен с маленькими руками или вовсе без них.

Рисунок 29 &

Нарисован мальчиком 6 лет 7 месяцев. Мать яв­ляется наиболее значимой фигурой. Мальчик не включил себя в семейный портрет. Средний ин­теллект, учится в первом классе.

Рисунок 30

Этот рисунок принадлежит девочке 6 лет 4 меся­цев. На изображение каждой из фигур у нее ушла одна минута. Девочка способная, но эмоциональ­но неразвитая, чрезмерно зависит от мамы, ко­торая кормит ее, одевает и присутствует при ее туалете.

У «девушки» есть зрачки и выражены руки и паль­цы. Мать девочки — деспотичная личность. Судя по выраженности рук (полностью отсутствующих у мужчины), ребенок воспринимает мать как аг­рессивного родителя.

 

СКРЫВАНИЕ ГЕНИТАЛЬНОЙ ЗОНЫ

Это можно наблюдать в рисунках человека дево­чек-подростков. Фигура девушки изображена с руками, стыдливо прикрывающими нижнюю часть туловища, в то время как руки мужской фигуры смело раскрыты. Одна девочка нарисовала невесту с букетом цветов в центре тела. Некоторые располагают какие-то предме­ты на уровне живота. Девочка нарисовала всю свою се­мью, члены которой были заняты какими-то делами, но она сама при этом была изображена лежащей не­подвижно в кровати, а ее нижняя часть тела была на­крыта одеялом.

Эти факторы, по-видимому, являются выражени­ем скромности и целомудрия, если не связаны с пове­денческими расстройствами. Сокрытие рук в детских рисунках рассматривается как выражение чувства вины из-за мастурбации.

Рисунок 31

Рисунок 32

Рисунки 31—33 выполнены девочкой 8, 5 лет с нор­мальным интеллектом. Выражают ее интерес к вос­производству (кошка и котята), к браку (руки неве­сты скромно сложены). Обратите внимание на то, что на рисунке семьи руки самой девочки скреще­ны спереди, на животе.

Рисунок 33

ТЩАТЕЛЬНАЯ ПРОРИСОВКА ГЕНИТАЛИЙ

На детских рисунках половые различия представ­лены символично: количеством волос, ресницами, ук­рашениями, одеждой у женских фигур и короткими волосами (даже по сегодняшний день), пистолетами, сигаретами, галстуками у мужских фигур. Гениталии встречаются так редко, что их присутствие может иметь большое значение. Отсутствие на картинке половых ор­ганов вряд ли можно объяснить лишь культурными зап­ретами. Наиболее правдоподобным объяснением может быть перенос интереса от своего тела к пленительному внешнему миру, который характеризует поведение ре­бенка в латентный период. В возрасте с 6 до 12 лет адап­тированные дети активно включаются в овладение но­выми умениями и входят в крут своих одноклассников и друзей. Непристойные рисунки характерны для более старших детей.

Из многих рисунков детей латентного возраста я отобрал только полдюжины, на которых половой член или наружные женские половые органы ясно изобра­жены. Причины этого необычного дополнения кроются в переживаниях, которые стали причиной раннего осоз­нания ребенком высокой эмоциональной нагрузки, не­сомой половыми органами. Операция грыжи или обре­зание после младенчества могут вызвать страх кастра­ции. Совращение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут вызвать торможение у де­тей в латентный период развития, особенно у смышле­ных, восприимчивых детей. Чем бы это ни объяснялось, но из нескольких случаев, которые попались на глаза автору, большинство содержали свидетельства разно­образных поведенческих расстройств (агрессия, фобии), но лишь один ребенок оказался опережающим в разви­тии и хорошо адаптированным, каким и остался в под­ростковом возрасте.

Рисунок 34

Мальчик 11 лет, изображение женщины. Хотя она в брюках, ее пол очевиден по тому, как нарисо­ваны глаза, по сережкам и необычному изоби­лию волос. Внизу справа ножницы, прямая линия соединяет их с волосами. У фигуры большие, мощ­ные руки, длинные пальцы и выделенные зубы. Кажется, мальчик видит угрозу в женской фигу­ре. Ножницы выражают враждебность.

Рисунок 35

Рисуя фигуру своего пола, тот же мальчик (рису­нок 34) прибег к артистическому, высоко стили­зованному типу изображения. Рисунок впечатля­юще симметричен, идеально пропорционален и сведен к самой сути. Руки характеризует наличие огромных мускулов. Вдоль линии туловища рас­положены соски и пупок. Половой член огромно­го размера и с отверстием. Рисунок в целом, так же как и его отдельные части, служит выражени­ем агрессии.

СПУТАННОСТЬ ПОЛОВЫХ РОЛЕЙ

Тот факт, что дети отдают предпочтение изобра­жению людей, был отмечен исследователями многих стран как в этом, так и в прошлом веке. Другой много­кратно подтвержденный вывод заключается в том, что, когда ребенка просят нарисовать человека, он изобра­жает человека своего пола.

Вышесказанное позволяет сформулировать два следствия, имеющих важное практическое значение при интерпретации детских рисунков. Первое заключается в том, что, так как тенденция изображения фигуры че­ловека доминирует, неспособность сделать это и рисо­вать взамен неодушевленные предметы должна считаться необычным показателем, возможно, свидетельством девиации, указывающим на сложности в межличност­ных отношениях, эмоциональную отчужденность, аутизм. И второе следствие: так как большинство детей склонны изображать человека своего пола, предпочте­ние изображений противоположного пола указывает на возможность существования путаницы половой роли, трудности принятия половой роли в соответствии с биологическим полом.

Причины изображения фигур противоположного пола могут быть различны. Например, дети, воспитан­ные в специальных учреждениях, сталкивавшиеся по­стоянно исключительно с женским обслуживающим персоналом, не имеют возможности «изучить» мужчин. Мальчики в своей семье, находящиеся всецело под вли­янием матери, или девочки в семьях с тираном отцом и матерью, жалко и пассивно подчиненной отцу, могут идентифицироваться с более впечатляющим родителем. Также есть дети, которые без каких-либо очевидных причин в дошкольном возрасте проявляют преувели­ченный интерес к тому, что культура называет проти­воположным полом. Девочка с мальчишескими ухват-

Рисунок 36

Мужская фигура на рисунке изображена в мужской одежде (рубашка и брюки), с укороченными волосами, глаза без рес­ниц, рот без губ. Обратите внимание, что руки распахнуты.

ками обычно не так беспокоит родителей, как маль­чик, пристрастившийся одевать женскую одежду и иг­рать в куклы вместо паровозиков и солдатиков.

Возраст от 3 до 6 лет, вероятно, имеет решающее значение для установления маскулинности или фемин-ности. По мере взросления ребенка изображение чело­века будет в большей степени отражать психосексуаль­ную ориентацию ребенка. Сначала половые различия будут показаны длиной волос (даже сегодня, несмотря на актуальность унисекса). Позже появляется различие в одежде, хотя сейчас брюки начинают путать ситуа­цию. Различия в очертаниях тела, особое внимание к глазам, украшениям и прическам, появляются на ри­сунках женщин девочек-подростков и девочек чуть млад­ше. Мужские фигуры, нарисованные мальчиками, час­то отражают попытки изобразить движение, в то время как некоторые из них могут носить оружие, сигареты или другие предметы, символизирующие половую при­надлежность. Умные дети с развитым вниманием начи­нают изображать половые различия в более раннем воз­расте.

В рисунке 37, выполненном мальчиком 5, 5 лет, выражена очевидная спутанность сексуальных ролей. Живет почти с самого рождения в детском доме, персонал которого исключительно женс­кого пола. За исключением кратких встреч с вра­чами и социальными работниками мужского пола, мальчик живет в окружении женщин. Практичес­ки не имеющий возможности установления ус­тойчивой связи со взрослым мужчиной, ребенок спонтанно изобразил женскую фигуру, которую назвал Кейт, медсестра.

Рисунок 37

Рисунок 38

Мальчик 4 лет 6 месяцев, которого попросили на­рисовать человека, изобразил эту женскую фигу­ру. Он предпочитает играть в девчачьи куклы и одевает нижнее белье матери. Этот рисунок луч­ше следующего изображения мужской фигуры.

Рисунок 39

После того как мальчик сначала нари­совал женскую фигуру, эксперимента­тор попросил его нарисовать мальчика. Это изображение мужской фигуры усту­пает первому рисунку и по качествен­ным, и по количественным параметрам.

Многочисленные исследования показали, что в семьях без отцов или в семьях, где отцы не имеют вли­яния, мальчики не могут получить должного представ­ления о мужественности.

Рисунок 40

Рисунок 40 создан мальчиком семи лет, физически полно­ценным, со средним уровнем интеллекта, в ответ на просьбу нарисовать фигуру человека. Вместо фигуры своего пола он нарисовал женщину. Родители мальчика развелись, когда ему было 4 года. За ним присматривает бабушка, когда мама за­нята на работе. Отца он видит редко, общаться с другими взрослыми мужчинами он не умеет. Мать обеспокоена тем, что мальчик надевает ее нижнее белье и предпочитает играть в куклы вместе с девочками. На рисунке 41 в качестве трех своих самых заветных желаний он изобразил сердце, цветок и клевер, что вряд ли можно было ожидать от мальчика.

Рисунок 41

Мальчик 13 лет (рисунки 42, 43) воспитывается в семье, где мать играет доминирующую роль, проходит курс психотера­пии по поводу целого ряда проблем: энурез, лживость, пло­хая приспособленность к школе, побег из дома и пропуски занятий. Уровень IQ равен 75, а уровень вербального интел­лекта по Векслеру — 99. Тест Роршаха показал незрелость, подавленное чувство униженности, неадекватности. Воспри­ятие реальности в норме, имеет место проблема, связанная с материнской фигурой. Когда мальчика попросили нарисовать фигуру человека, он сперва изобразил впечатляющую женс­кую фигуру; затем его попросили нарисовать мужчину. У жен­щины на рисунке есть руки, а у мужчины нет. Половые раз­личия на рисунках минимальны для мальчика его возраста.

Рисунок 42

Спутанность сексуальных ролей хорошо выраже­на на двух рисунках (рисунки 44, 45), выполнен­ных девочкой-подростком, псевдогермафродитом. В первую очередь она нарисовала женщину, что подразумевает ее правильную идентификацию со своим полом. Затем она нарисовала мужчину. Обе фигуры практически одинаковы, за исключени­ем прически на голове женщины. Но в остальном у обоих фигур широкие плечи, узкие бедра и ми­нимальные различия в одежде. Оба рисунка вы­полнены неуверенными, слабыми, прерывисты­ми линиями; у фигур маленькие руки и короткие ноги — все указывает на выраженную незащищен­ность. В беседе она неохотно обсуждает свои про­блемы, в связи с этим можно обратить внимание на отсутствие рта на обоих рисунках.

Рисунок 45 84

Рисунок 46

ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Грэме (Grams) и Риндер (Rinder) попытались от­ветить на этот вопрос, изучая рисунки «гомосексуаль­но» делинквентных мальчиков, сравнивая их с рисун­ками «гомосексуально» неделинквентных мальчиков. За основу исследования они приняли оценку деталей, пред­лагаемых Маховер: рисунок женщины на первом месте; акцент на бедрах и ягодицах; неспособность нарисовать «V» в качестве промежности и другие менее определен­ные, но символические черты, такие как закрашива­ние губ, ресниц, большие уши и нос. Они не смогли доказать валидность любого из этих показателей или 15 знаков, взятых вместе.

Эти выводы перестают быть убедительными, если мы обратим внимание на критерий классификации мальчиков как гомосексуалистов или нет. Опыт гомо­сексуальных контактов в условиях специализированно­го учреждения не исключает предпочтение гетеросек­суального партнера в нормальных условиях, на свобо­де, с разнообразием возможностей.

Критерии, предложенные Маховер на основе кли­нического опыта, разумеется, весьма любопытны, мож­но даже сказать, что они имеют определенную диагно­стическую ценность.

ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ В РИСУНКАХ

Разрозненные части тела Нелепые, эксцентричные рисунки челове­ка

Зачеркивание изображений человека Жесткие, роботоподобные фигуры Чрезмерная штриховка Рисунки без людей

Темные облака и заштрихованное солнце Игра в закорючки

РАЗРОЗНЕННЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА

Рассеивание частей тела в рисунке необычно, так как большинство детей, даже в ранних попытках изоб­ражения человека, пытаются нарисовать целостный образ. Даже если человек — это только голова, ребенок расположит его черты внутри примитивного круга, не раскидывая их за его пределами. Позже, на стадии «го­ловастиков», человек — это голова и конечности, ко­торые выходят из головы и вместе с ней образуют еди­ное целое. Очевидно, что изображение человека, части которого разбросаны по листу, не соединяясь друг с другом, — отклонение от нормы. Невозможность изоб­разить целостную фигуру отмечается у детей с серьез­ными нарушениями и показывает их личностную дез-организованность.

При благоприятных результатах терапии постепен­ная интеграция личности будет отражена в объедине­нии частей тела на рисунках. Сохранение рисунков по­зволит сравнить их с последующими творениями, та­ким образом помогая оценить изменения, которые про­исходят с личностью.

Рисунок 46

Рисунок 47

Рисунки 46 и 47 выполнены девочкой в доме при­емных родителей, где она подверглась сексуально­му насилию со стороны взрослых и села на героин. Части тела на рисунке разделены. Она сказала, что это глаза, большой нос, руки, ноги и волосы. Хро­нологический возраст 5 лет 10 месяцев.

Рисунок 48

Разъединенные части тела. Ребенок 5 лет с эмо­циональным нарушением.

НЕЛЕПЫЕ, ЭКСЦЕНТРИЧНЫЕ РИСУНКИ ЧЕЛОВЕКА

Эти термины, возможно, покажутся неопределен­ными, но как еще нам можно обозначить эти поражаю­щие нелепостью и искаженностью рисунки, так оче­видно отличающиеся от обычных и нормальных.

Рисунок 49

Нарисован неуверенным мальчиком 5 лет из рас­павшейся семьи. Фигура человека разделена на части.

Рисунок 50

Нарисован девочкой 6 лет 2 месяцев. Неуверен­ная. Чрезмерно боится чужих людей.

ш

Рисунок 51

Нарисован мальчиком 9 лет. Фобии и компуль-сивное поведение (навязчивости). Также имеют место признаки мозговой дисфункции.

Рисунок 52

Нарисован тем же мальчиком, что

и рисунок 51.

Рисунок 53

Нарисован мальчиком 12 лет 10 месяцев. Очень низкая \спеваемость в школе. Ребенок воспиты­вается в плачевных условиях.

ЗАЧЕРКИВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА

Рисунок 54 нарисован девочкой 5 лет 6 месяцев. Сначала она нарисовала женскую фигуру с голо­вой, глазами, зрачками, носом, ртом, руками и пальцами, ногами, в платье и обуви (этот рису­нок соответствует ее хронологическому возрасту). Затем она энергичными штрихами перечеркнула нарисованное, как будто стремясь его полностью уничтожить. У девочки нарушения слуха в резуль­тате перенесенной матерью во время беременнос­ти коревой краснухи. Родители девочки разошлись, обстановка в доме была напряженная. Мать, до­минирующая и властная, сидела дома и получала социальное пособие. Наша девочка (имеет млад­шего брата) — социально отзывчивый ребенок, но проявляет излишнюю вовлеченность в болезнь. Педагогу, отвечающему за программу обучения ро­дителей, была известна атмосфера в этом доме, где эмоции просто кипят. Этот рисунок может быть интерпретирован как выражение крайне негатив­ных чувств.

Рисунок 54

ЖЕСТКИЕ, РОБОТОПОДОБНЫЕ ФИГУРЫ

Негибкие, стереотипные фигуры рисуются, как правило, детьми, трудности которых могут прини­мать различные формы и иметь различные причины. У одних детей проблемы могут быть связаны с тем, что их неудовлетворительная школьная успеваемость не соответствует их способностям, они учатся ниже своих возможностей.

В таких рисунках часто проявляется эмоциональ­ная незрелость. Проблемы также могут быть связаны с чрезмерно напряженной домашней атмосферой.

На напряженную семейную атмосферу реагиру­ет аллергией и пищевыми расстройствами

Рисунок 55 (см. на обороте) нарисован мальчи­ком 4 лет 6 месяцев. Это неагрессивный ребенок с нормальным интеллектом. На прогулке убегает прочь или со словами «Пойдем к моему другу» предлагает свернуть, если проявляют грубость по отношению к нему. В рисунке обращает на себя внимание отсутствие рук, роботоподобность фи­гуры, состоящей из квадрата и прямоугольника.

4 Зак. № 4480 Дилео

«о

Рисунок 56

Рисунок семьи, созданный мальчиком 13 лет. Успеваемость в школе резко снизилась за последний год. Враждебен по отно­шению к учительнице, утверждает, что она ненавидит его.

Рисунки 57 и 58 выполнены усыновленным маль­чиком 11 лет со средним интеллектом, низкой мо­тивацией и уровнем притязаний, неудовлетвори­тельной школьной успеваемостью, обескуражи­вающей пессимистичной позицией. Энуретик. У него обедненный образ «я», называет себя глу­пым. Знает о своем усыновлении, недавно сказал приемной матери: «Как только я стану вам не по карману, вы тут же отправите меня назад?» В на­рисованных им человеческих фигурах обнаружи­вается незрелость представлений о теле: практи­чески нет различий между мужской и женской фи­гурой (даже волосы у обоих короткие).

Рисунок 57 100

Рисунок 58

ЧРЕЗМЕРНАЯ ШТРИХОВКА

Акцент на заштриховывании отдельных частей или фигуры целиком постоянно встречается в рисунках тре­вожных детей. Заштриховано может быть лицо, нижняя часть тела или, что более показательно, генитальная зона.

Я уже упомянул факт того, что чернокожие дети не заштриховывают лицо, если они, как и их белые ровесники, не испытывают беспокойства и озабочен­ности своим внешним видом, идентичностью, или это может выражать тревогу по поводу родительских разно­гласий и разрыва семьи.

Маховер обнаружила чрезмерную активную штри­ховку, временами сконцентрированную на генитальной зоне, в рисунках подавленных детей в начале латентно­го периода.

Я наблюдал, как несчастные дети зарисовывают солнце и как дети с ранним сексуальным развитием закрашивают окно в комнате, в которой огромная кро­вать располагается в самом центре рисунка.

В связи со штрихованием уместно заметить, что в протоколах Роршаха оно является показателем тревож­ности. Согласно Эймсу (Ames), Метруа (Metraux) и Уолкеру (Walker), которые описывали тенденции раз­вития с раннего детства через юность, штриховка ред­ко встречается в латентном возрасте, достигая пика в 13 лет, когда ребенок становится интроспективным и задумывается над своими возможностями. Такие склон­ности в более юном возрасте могут быть показателем эмоционального расстройства.

На рисунке 59, выполненном мальчиком 6 лет, нарисована его семья. Это усыновленный ребенок. Несмотря на свой интеллект, у него были нарас­тающие трудности в школе. Он осознавал свою исключительность и свое положение в семье. Его чувства к приемной матери были крайне проти­воречивы. В семье есть еще один усыновленный младший ребенок. Мальчики вместе уживались хо­рошо. В рисунке он изобразил своего брата, себя и мать. Он описал родительские фигуры, перечерк­нув их в конце и сказав: «Моя мама бьет моего отца».

Рисунок 59 105

РИСУНКИ БЕЗ ЛЮДЕЙ

Согласно принципу, что дети рисуют то, что для них важно, изображение человека было и продолжает оставаться их любимым предметом. Это замечание, сде­ланное во второй половине XIX в. Коррадо Риччи, Лю-кенсом (Lukens) и позднее Бэллардом (Ballard) (Анг­лия), Энгом (Eng) (Норвегия), Мюле (Miihle) (Герма­ния) и Гудинаф (Соединенные Штаты), остается зна­чимым даже в нашем веке технологических чудес.

По мере интеллектуального и личностного роста ребенка человеческой фигуре предназначено пройти ряд трансформаций, но она продолжает, по крайней мере на протяжении латентного периода, оставаться цент­ральным мотивом на пейзажах, которые могут вклю­чать домашних животных, дом, цветы, дерево, светя­щее солнце, возможно, облако или два.

Детям настолько несвойственно не изображать людей на рисунках, что это наводит на мысли о слож­ностях в межличностных отношениях.

Как отмечал Энг, дети переносят ранее составлен­ную схему человека в рисунки животных. Результат — четвероногое создание с человеческим лицом.

Рисунок 60

Нарисован усыновленным ребенком со средним уровнем умственного развития 6 лет 9 месяцев. Сказал, что изобразил «даму, которая держит собаку и гуляет». У собаки человеческое лицо.

Рисунок 61

Рисунок способной, но несчастливой девочки 12 лет 10 месяцев. Из-за преследующего ее страха смерти она отка­зывается спать дома одна. Мрачная картина с бесплодным деревом, облаками, забором. Людей на рисунке нет.

ТЕМНЫЕ ОБЛАКА

И ЗАШТРИХОВАННОЕ СОЛНЦЕ

Многие нормальные дети придают яркость рисун­ку человеческой фигуры, добавляя солнце. Обычно сол­нце рисуется в виде дуги в одном из верхних углов листа бумаги. Солнышко изображается в виде улыбаю­щегося личика, а линии, выходящие из него, пред­ставляют его лучи. Интересный факт — дети из разных уголков мира изображают солнце в одинаковой мане­ре, как будто они собрались вместе и договорились.

Детям несвойственно добавлять в рисунок грозо­вые тучи и темное солнце. Как правило, эти зловещие знаки рисуют несчастливые дети.

Рисунок 62 (см. на обороте), которому очень под­ходит название «Печаль», спонтанно нарисован не­счастной, тихой девочкой 11 лет. Она плохо успе­вает в школе, хотя у нее средний уровень интел­лекта. Она не очень ладит со сверстниками. Ее тре­вога связана с домашней ситуацией: ее родители разошлись. Она нарисовала безлюдное место, уми­рающие, опадающие листья, темные облака, от­сутствие людей.

Рисунок 62

Рисунок 63

Нарисован девочкой 9 лет. Темное небо, черное

солнце. Людей нет.

Рисунок 64 ПО

Рисунок 64 нарисован девочкой 7 лет, учится в школе глухонемых, так как не говорит, что изна­чально связывалось с сенсорно-нервной потерей слуха, но длительное наблюдение за отсутствием реакции на окружающих и безрезультатность тре­нировки речи в течение длительного периода вре­мени указали на необходимость пересмотреть ис­ходный диагноз, т. к. аудиометрия ненадежна, ре­зультаты ее сомнительны.

У ребенка крепкое стройное телосложение, отсут­ствующий взгляд, большие мечтательные глаза, ангельское выражение, которое едва меняется, за исключением слабой улыбки в ответ на интенсив­ную стимуляцию извне. Она склонна к сотрудниче­ству, но пассивна и полностью безынициативна. Несложно установить и поддерживать зрительный контакт. Ее взаимоотношения с родителями, учи­телями и ровесниками поверхностны. Общий уро­вень функционирования соответствует уровню пси­хического развития 6-летнего ребенка. Она спонтанно нарисовала этот рисунок, жестом показав, что это я. Одна из первых частей, которые она нарисовала, — это моя борода. Кроме этого на рисунке есть голова, глаза, нос, рот, уши (с отвер­стиями), тело, руки, кисти, ноги, ступни. Это на качественном уровне выражает умственное разви­тие шестилетнего ребенка. Завершая рисунок, она решительно стала закрашивать туловище и часть лица. Чрезмерное закрашивание — характерная черта всех ее рисунков. Оно интерпретируется как пока­затель тревожности. Рисунок подтверждает впечат­ление от ее поведения и в совокупности с неэф­фективностью занятий позволяет заключить, что ее задержка речи не связана с повреждением слуха (если это вообще присутствует в ее случае), а именно психобиологические факторы играют первостепен­ную роль в сохраняющемся, несмотря на коррек-ционные занятия, отсутствии речи.

ИГРА В ЗАКОРЮЧКИ

В своих терапевтических консультациях Винникот (D. W. Winnicott) эффективно использовала способ ри­сования, который она назвала игрой закорючек. В нее играют психиатр и ребенок. Каждый по очереди рисует закорючку на бумаге, другой участник при этом при­рисовывает к ней другую закорючку и говорит, на что это похоже. Постепенно, когда закорючки становятся более интересными и значимыми, они начинают выра­жать тайный конфликт, провоцирующий клинические симптомы. Психиатры используют игру, чтобы побудить ребенка к разговору о мечтах, который затем интерпре­тируется с психоаналитической точкой зрения. Как опи­сывает Винникот, техника способствует установлению связи с ребенком, нейтрализации его защитных меха­низмов, и тогда первый сеанс, который имеет решаю­щее значение, проходит в сотрудничестве врача и ре­бенка.

Неудивительно, что то, что начинается с множе­ства закорючек, постепенно превращается в животное или человека.

ТВОРЧЕСТВО И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Рисунок как творческая деятельность Арт-терапия в психиатрическом лечении

РИСУНОК КАК ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дети занимаются рисованием с удовольствием и энтузиазмом. Открытие, что они могут сделать то, чего не могли раньше — нарисовать любую фигуру и в ней изобразить что-то увиденное, — все это, должно быть, является волнующим опытом. «Видеть, как возникает форма в каракулях ребенка, — одно из чудес природы» (Арнхейм). Этот жизненный аспект детских рисунков был отмечен Ловенфельдом и Бриттаном, а также вашим покорным слугой. Проводя исследование творческого процесса, И. Д. Боно (Е. D. Bono) просил детей сконст­руировать несуществующую машину для дрессировки собак. Задание было принято с огромным энтузиазмом, а потрясающее разнообразие графических решений со­держало интересные, неосуществимые идеи.

Взрослому советуют восхищаться и поощрять гра­фическую деятельность, но при этом стоять в стороне и позволить ребенку самому открывать для себя тот факт, что он создал образ. Эта возможность открытия — пер­вый и основной шаг в развитии художественной и на­учной деятельности. Здесь особенно важно осознание того, что восприятие и реакция на мир могут быть очень личными, а, как известно, личностный подход, сво­бодный и раскованный, стоит у самых истоков твор­чества.

Единственное, чем взрослый может помочь ребен­ку, так это обеспечить материалами, поощрять его и в разумных пределах хвалить. Материалы — это большое количество бумаги и большие фломастеры, а каранда­ши и краски откладываются до тех пор, пока ребенок не приобретет достаточный моторный контроль. Воп­росы, критика и руководство только мешают. Книжки-раскраски встают на пути творчества. Божественная ис­кра присутствует в каждом человеке, ее первые прояв­ления должны приветствоваться, а не подавляться. Те,

кто одарен, станут художниками, скульпторами и ди­зайнерами в будущем. Другие реализуют свое творче­ство в сферах, более подходящих их талантам и склон­ностям.

 

АРТ-ТЕРАПИЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ

Значение и ценность графического выражения в диагностике и лечении эмоциональных расстройств сей­час признается большинством клиницистов и психоте­рапевтов. Арт-терапевт может помочь в раскрытии и в лечении глубинного проблемного материала, который трудно выразить вербально. Не говоря уже о его ценно­сти как средства выуживания подсознательного, самый акт творчества может играть роль как профилактичес­кого, так и терапевтического средства.

В высвобождении творческой энергии многие пе­реживания, возможно впервые в жизни пациентов, принесут личное удовлетворение, которое может быть эмоционально стабилизирующим и поддерживающим для эго. В этом смысле роль сублимации эффективна в направлении потенциально разрушительных импульсов в творческие отдушины.

Одобрение творческого выражения, особенно в раннем возрасте, необходимо сегодня более, чем ког­да-либо раньше. Многое в современном мире подавляет потребность ребенка в творческом. Долгие часы перед телевизором, механизмы для производства глупого ис­кусства-ширпотреба и стрессы особенно враждебны для творчества. Это не делает детей счастливыми. Психичес­кой стабильности угрожает то, что ребенок должен вы­бирать: подчиняться, преобразовывать, выходить из игры или разрушать.

Введение арт-терапии в психиатрическое лечение было медленным и сложным. Скептицизм и непонима­ние объясняют безразличие и нежелание принимать ме­тодику, которая зарекомендовала свою эффективность при работе с большим количеством пациентов с эмоци­ональными расстройствами. Отчасти это происходило из-за неопределенности понятия «арт-терапия». Очень мно­гое зависит от склонности, восприимчивости и опыта отдельного терапевта. Разные подходы представлены дву­мя опытными практиками И. М. Лиддиатт (Е. М. Lyddiatt) в Англии и Крамером (Е. Kramer) в США.

Лиддиатт основывает свои процедуры на концеп­ции Юнга о том, что мы все должны начинать осозна­вать индивидуальное и коллективное бессознательное. Через воображение пациент фактически сам себя ле­чит, выражая его в рисовании и моделировании. В этом процессе подсознательный материал выносится на по­верхность в графическом изображении: смутное беспо­койство становится очевидным как связь, установлен­ная между бессознательным и сознательным.

Процедура Крамера отличается тем, что стимули­рует и подбадривает творческую деятельность не для раскрытия глубоко подавленного подсознательного ма­териала, а для чувства, потенциально присущего са­мому акту производства чего-то — чувства удовлетво­рения достижением. Основная роль сублимации — трансформация примитивной энергии в вызывающее восхищение эго достижение, источник радости для не­счастных и тревожных.

Парадоксально, но некоторые одаренные худож­ники творят свои самые лучшие работы в период ин­тенсификации психического расстройства, а некоторые странные рисунки детей-шизофреников имеют явную художественную ценность.

-Q

PG

о

ft. 8

РЕБЕНОК И ЕГО СЕМЬЯ

о

Ядерная (нуклеарная) семья Неполная семья

Расширенная семья

Многим, кто сталкивается с детскими проблема­ми, очевидно, что ребенок не может рассматриваться отдельно от семьи. Не имеет значения, будет это биоло­гическая, заменяющая, или искусственная, или даже придуманная семья для ребенка — это всепроникаю­щая реальность, глубоко влияющая на представление о себе и взаимодействие с окружающими людьми и пред­метами.

Семья осуществляет самое раннее и наиболее ус­тойчивое влияние в жизни младенца и ребенка раннего возраста. В обсуждении влияния семьи Т. Лидз (Т. Lidz) отмечает, что «последующие влияния видоизменяют семейное, но они никогда не переделают или полнос­тью переоформят ранние внутренние опыты». В автори­тетном исследовании детей, живущих без семьи, А. Фрейд и Д. Берлингем наблюдали, как в детях, про­живающих в детских садах, эмоции, которые должны были быть направлены на родителей, «остаются нераз­витыми и неудовлетворенными... но выжидают в ребен­ке и готовы перейти к действию при малейшей возмож­ности, когда может возникнуть привязанность».

Рискну сказать, что большинство психиатров со­гласятся, что семья — это то самое место, где нужно искать причины расстройств поведения.

По мере взросления интересы и чувства ребенка начинают охватывать людей вне семейного круга. Вне­шние факторы приобретают все большее влияние в фор­мировании взглядов и поведения, но семья или ее от­сутствие продолжает оставаться основным, самым важ­ным фактором, так как там ребенок научился или дол­жен был научиться, как быть со своими чувствами и чувствами других людей.

ЯДЕРНАЯ (НУКЛЕАРНАЯ) СЕМЬЯ

Рисунок 65

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ

Рисунок 66

Семья нарисована девочкой 7 лет 8 месяцев, живу­щей с матерью без отца. Ребенок робкий, чрезмерно ранимый (незащищенный), с заниженной самооцен­кой, требующий многократного успокаивания, с нормальным интеллектом, но плохо успевающий в школе. Мать напряженная, тревожная. На рисунке изображены мать и сама девочка (обе удалены друг от друга). Крошечные фигуры лишены рук.

Рисунок 67

Нарисован девочкой, пуэрториканкой 9 лет 4 месяцев.

Ее попросили нарисовать ее семью.

ТЕСТ «НАРИСУЙ СВОЮ СЕМЬЮ»

Соотношение когнитивного и эмоциональ­ного в рисунках Рисунок семьи как проективная техника

СООТНОШЕНИЕ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО В РИСУНКАХ

Рисунки семьи — яркое выражение чувств детей и того, как они видят поведенческие модели в семье. Есть существенная разница между тестом «Нарисуй человека» и рисунком семьи. Первый оценивается ко­личественно, а второй в основном качественно.

Тест «Нарисуй человека» был широко признан в качестве инструмента для определения уровня интел­лектуальной зрелости и составляет важный компонент психодиагностики. Но если рисунок одной фигурки мо­жет существенно коррелировать со стандартизирован­ными тестами умственных способностей, то же самое нельзя сказать об изображении человека как части се­мейной группы.

Многократно отмечая это несоответствие, я при­шел к выводу, что оно обусловлено переходом от по­знавательного компонента к эмоциональному. Просьбу нарисовать человека большинство детей выполнят, изоб­ражая свои концепции тела, где доминирует познава­тельный аспект. Но когда просишь их нарисовать семью, реакция скорее приобретает эмоциональную окраску, а следовательно, результат часто ухудшается, если одна из фигур оценивается количественно по шкале Харри-са—Гудинаф. Мобилизация чувств при изображении се­мьи менее значима как показатель интеллекта, т. к. име­ет смысл как выражение эмоциональной жизни ребен­ка. Тогда рисунок семьи может рассматриваться как неструктурированная проективная техника, раскрыва­ющая чувства ребенка в отношении тех, кого он счита­ет самыми важными и чье влияние, формирующее ха­рактер, наиболее значимо.

На рисунках 68—69, выполненных девочкой 12 лет, обрати­те внимание на более высокий показатель умственного воз­раста, проявляющийся в рисунке отдельной фигурки по срав­нению с фигурой на рисунке семьи. Хотя оба рисунка пред­ставлены здесь, чтобы показать переход от познавательного к эмоциональному, когда ребенок рисует семью, есть также и другие замечательные черты. Единственная фигурка, кото­рую она назвала леди, имеет зубы, большие кисти и руки, кроме того, витиеватый наряд с причудливой прической и наручные часы. На рисунке изображено солнце. Рисунок семьи выполнен слева направо: кузина, другая ку­зина, их отец, сестра ребенка и сам ребенок. Идет дождь, и на небе облако. Она не нарисовала своих родителей, а себя нарисовала последней, беспомощной и без рук.

Рисунок 68 125

Рисунок 69

Некоторое несоответствие между рисунком от­дельной фигуры и рисунком семьи прослежива­ется в рисунках 70—72, выполненных мальчиком 8 лет 7 месяцев. Он был вполне обычным, пока не узнал о своем усыновлении, когда ему было 8 лет. Рисунок человека он назвал «Марсианин». В рисунке семьи фигуры крошечные, стоящие на линии в самом низу страницы, примитивно вы­полненные, что является примером смены ког­нитивного аффективным.

Рисунок 70 125

Рисунок 71

Рисунок 72

РИСУНОК СЕМЬИ КАК ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА

Использование методики «Рисунок семьи» особен­но эффективно в течение латентного периода развития ребенка, т. е. между 6 и 10 годами, когда графическое выражение все еще относительно свободно от культур­ного давления, делающее его более конформистским, менее индивидуальным.

Большинство детей, когда их просят нарисовать семью, решительно принимаются за дело. Младшие дети рисуют каждого члена стоящим, в анфас и отделенно­го от следующего, все члены выстроены в один ряд или по двум уровням, как святые вдоль средневековых га­лерей собора. Значимость будет выражена размером и размещением: ниже всех в конце ряда или даже пропу­щенный. Родство будет показано близостью или сход­ством наряда, неприязнь — переводом в конец, исклю­чением или, как в одном случае, изображением брата (или сестры) как червяка. Выражение чувств может быть ясным, но более типична символичность.

Школьники смогут изобразить движение обычно после того, как место обычного анфаса займет профиль. Затем экспериментатор может попросить изобразить каждого члена семьи в действии, когда каждый что-то делает. Результат может показать приятное или враж­дебное взаимодействие или вообще его отсутствие — каждый делает что-то сам по себе. Простые принадлеж­ности повседневной жизни, возможно, будут включе­ны; они имеют символичное значение согласно Бернсу и Кауфману. Читатель может обратиться к их «Кинети­ческим рисункам семьи», извлекающим диагностичес­кую и терапевтическую пользу.

На ранних возрастных этапах я даю простое указа­ние: «Нарисуй свою семью». Кто будет включен или пропущен, полностью зависит от самого ребенка; боль-

шинство детей включат всех членов семьи, и часто, как правило, домашнее животное (любимца). Я никогда не говорю ребенку включить себя в семью. Если бы я сде­лал так, я бы отказался от одного из самых значимых аспектов: как ребенок определяет свои отношения с наиболее значимыми людьми в его жизни. Эксперимен­татор не руководит ситуацией, он просто предлагает материал и функции только как исследователь, фикси­руя все, что происходит во время рисования.

Даже взаимодействуя с достаточно взрослым для изображения движения ребенком, сначала я прошу на­рисовать его семью, перед тем как он нарисует каждо­го, включая себя, занятого каким-то делом. Я считаю важным сначала выявить, как ребенок видит себя в се­мье. Получив этот рисунок, я попрошу сделать кинети­ческий рисунок семьи, согласно процедуре, описанной Бернсом и Кауфманом, инструктируя ребенка вклю­чить себя.

Что может сказать рисунок семьи о чувствах ре­бенка по отношению к его семье, его положении, стра­хах и сомнениях, его образе себя? Могут ли они помочь в раскрытии чрезмерной тревожности, которая разру­шает ег о самооценку и препятствует свободному функ-ционированию его интеллекта?

Среди младших детей тест «Нарисуй человека» и в особенности «Нарисуй свою семью», вероятно, являет­ся одной из самых эффективных проективных методик, т. е. они не зависят от детских желаний или возможности вербально выразить свой эмоциональный конфликт. На рисунке семьи можно увидеть, как ребенок чувствует себя по отношению к тем, кто ему наиболее дорог.

Признающие ценность этого бессознательного выражения эмоций, не считают, что мы преувеличива­ем, когда говорим, что из детских рисунков получаем наибольшее количество информации, конечно, более достоверной, чем слова. Каковы же показатели не­приспособленности?

5 Зак. № 4480 Дилео 129

Как рисунок семьи отражает реакцию ребенка на эмоциональный конфликт — тревожность, депрессию, враждебность, самоотрицание, удаление — с учетом его возраста, интеллекта, возраста?

Здесь мы рассматриваем рисунки семьи, так как они по уже упомянутым причинам с большей вероят­ностью, чем одинокая фигурка, отражают эмоциональ­ные элементы и отношения.

ИНДИКАТОРЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Отсутствие члена семьи Отсутствие себя в рисунке Расположение в пространстве Сходство нарисованных фигур Соотношение размеров фигур Переживание развода Роль в семье Включенность и изоляция

ОТСУТСТВИЕ ЧЛЕНА СЕМЬИ

«Забывание» включить члена семьи — выражение негативного отношения к этому человеку, отвержение или символичное исключение.

Рисунок 73

Мальчик 8 лет 6 месяцев. Заявленные проблемы: деструктивный, вызывающее поведение, беспо­койный, неугомонный и неуспевающий в школе, патологически лживый. Он начал рисунок со сво­его отца, затем нарисовал мать и себя. Он не на­рисовал 5-месячную младшую сестру, родившу­юся от второго брака отца. Он не включил ее в число членов семьи. У него появились навязчивые идеи, что младенцы могут умереть, если просту­дятся. (Скрытое тайное желание.)

ОТСУТСТВИЕ СЕБЯ В РИСУНКЕ

Необычно для ребенка рисовать семью, не вклю­чая кого-либо из членов семьи. Отсутствие себя наблю­дается в рисунках детей с чувством неполноценности или отсутствием вовлеченности. Родительское недоволь­ство, чрезмерная критика, предпочтение брата (сест­ры) склонны поощрять низкую самооценку, подавлять инициативу и желание достижения.

В изображении этой проблемы ребенок может на­рисовать себя в самом конце ряда членов семьи, не из-за скромности, а выражая свое низкое положение. Это приобретает еще большее значение, когда все осталь­ные расположены в хронологическом порядке и ребе­нок не самый младший.

Рисунок 74

Мальчик 11 лет со средним интеллектом, который раз­дражает родителей полным бездельем, неучастием в рабо­те по дому и периодически появляющимся энурезом, на­рисовал свою семью. Он не нарисовал себя. С ним посто­янно ругаются и наказывают, и в этом рисунке он ясно показывает, что чувствует, что он не принадлежит семье.

Рисунок 75

Девочка 12 лет 10 месяцев нарисовала свою семью. Все счастливы, все обнимают друг друга, но девочки среди них нет. Она раз­витый ребенок, но из-за страха смерти от­казывается спать одна.

Рисунок 76

Нарисован мальчиком 10 лет. Средний уровень интеллекта, но читает плохо. Обнаруживает чув­ство неполноценности и низкую самооценку. Он выразил желание быть ближе к своему отцу. Над головой черные облака.

РАСПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ

Ребенок склонен располагать на рисунке себя на­против любимого родителя или сиблинга.

Рисунок 77

Нарисован мальчиком 9 лет. На рисунке его се­мьи две фигуры изображены в профиль. Он еще не в полной мере овладел мастерством изображе­ния человека в таком положении, поэтому у од­ной из фигур, стоящей в профиль, два глаза на одной стороне. У мальчика хорошие отношения с Джоном, и он расположил себя напротив него. Фигуры расположены независимо от хронологи­ческого возраста.

f<

(ШЬ

СХОДСТВО НАРИСОВАННЫХ ФИГУР

Близость к кому-либо из родственников может быть выражена особенной одеждой, отличающейся от одеж­ды других членов семьи, но похожей на ту, которая есть у одного из членов семьи, обычно у брата (сест­ры), с которым ребенок в хороших отношениях.

Рисунок 78

Нарисован мальчиком 9 лет. Средний показатель 1Q. У него плохая школьная успеваемость, низ­кая мотивация, чувство неадекватности и неуве­ренность. Он нарисовал свою семью, начиная с отца и матери, затем всех детей от старшего к младшему — от его восемнадцатилетнего брата до пятилетнего брата, правильно расположив себя четвертым справа. О его привязанности к старше­му брату можно судить по тому, что его старший брат и он сам в одинаковых черных рубашках.

СООТНОШЕНИЕ РАЗМЕРОВ ФИГУР

Подобно древним египтянам ребенок проявляет то, что Луке (Luquet) назвала интеллектуальным реа­лизмом: размер используется для выражения значимос­ти, приписываемой человеку, страха и уважения.

Член семьи, большой на рисунке (и в сознании ре­бенка), может на самом деле быть достаточно малень­ким, но для ребенка вещи такие, какими он их познает. «Cos е se vi pore». (Спасибо Луиджи Пиранделло, с детьми именно так: «Если ты так думаешь, это так и есть», — но мы, взрослые, знаем лучше, не так ли?)

В соответствии с принципом интеллектуального реализма доминирующая женщина, независимо от ее телосложения, будет нарисована больше, чем ее по­корный, невлиятельный муж.

Рисунок 79 нарисован мальчиком 9 лет 3 месяцев. Высокие показатели как по шкале Стэнфорд— Бине, так и Векслеру, но успеваемость в школе низкая. У него боязнь школы. Его старшая сестра 11 лет учится хорошо, и на ее долю приходится больше любви и внимания. На рисунке ее фигура является доминирующей.

ПЕРЕЖИВАНИЕ РАЗВОДА

Развод неблагоприятно влияет на детей всех воз­растных категорий, но на маленьких детей особенно. Большинство разводов происходит тогда, когда дети еще совсем маленькие. Ребенка беспокоят чувство вины, за­мешательство, он чувствует себя несчастным, что усу­губляется неуспеваемостью в школе и развитием нега­тивных, враждебных установок.

Рисунок 79

Рисунок 80

Выполнен мальчиком 8 лет, хорошо развитым фи­зически и смышленым. Его успеваемость в школе снизилась. Учитель неоднократно жаловался ма­тери, которая являлась опекуном мальчика и не­давно повторно вышла замуж. Мальчик регулярно видится с отцом. Старший брат учится в пансио­не. Мальчик не смог сформулировать, в чем со­стоит его проблема.

Когда его попросили нарисовать семью, он изоб­разил маленькие фигурки внизу страницы. Эти фи­гурки разделены на две группы. Он назвал эти фи­гурки (слева направо): его мать и ее муж в первой группе, затем пустое пространство, а потом вто­рая группа, включая самого мальчика, его брата, настоящего отца и собаку. Хотя мальчик и живет с мамой, он включил себя в группу своего отца. Разумно предположить, исходя из этих фактов, что он показал, к какой группе себя относит, где он хочет быть. Маленькие фигурки, находящиеся в нижней части страницы, отмечаются в рисун­ках неуверенных детей.

Учитель описал мальчика как «рассерженного на мир». Это хорошая причина приписать враждеб­ность мальчика к расставанию родителей, разво­ду и замужеству матери. Рисунок сказал нам то, что мальчик не может выразить словами. Это об­легчает понимание поведения мальчика, способ­ствующее таким образом эффективному терапев­тическому подходу.

Рисунок 81

Рисунок семьи мальчика 7 лет. Его родители раз­велись, когда ему было 4 года. Является ли эта обрамляющая рисунок фигура выражением его желания воссоединения семьи?

РОЛЬ В СЕМЬЕ

Рисунок 82

Символическое значение рук и кистей интересно выражено на рисунке 82. Рисунок семьи европейс­кой девочки 6 лет 9 месяцев. Ее мать японка, отец американец. Семья состоит из родителей, обожае­мого младшего брата и ее самой. Она изобразила свою семью в следующем порядке: ее брат (нарисо­ван первым и нереально большим), она сама, отец и мать. Замечательно, что только у мужчин есть руки. Девочку и ее мать легко определить по волосам и платьям. Как и ее мать, девочка становится застен­чивой и относительно огромной, но это благодаря традиционной роли восточной женщины. Напро­тив, ее нескромный брат, когда его спросили, кто он, сказал: «Я большой мальчик», — хотя ему только 3 года.

ВКЛЮЧЕННОСТЬ И ИЗОЛЯЦИЯ

В рисунках школьников, которые уже могут изоб­разить движение, позитивное взаимодействие между двумя членами семьи показывает хорошее отноше­ние или сильное желание более близких отношений, например, когда ребенок изображает себя играющим в мяч с отцом. Враждебность может быть выражена при помощи оружия или других материалов, связан­ных с конфликтными отношениями. Отсутствие вза­имодействия между членами семьи часто выражается тем, что каждый находится в отдельной комнате и занимается своими делами в социальной изоляции.

Рисунок 83 (см. на обороте) — кинетический ри­сунок семьи, в котором ребенок изобразил каж­дого из ее членов занимающимся своим делом. Ав­тору рисунка 10 лет. Взаимодействуют только 2 фигуры в нижнем левом углу: сам мальчик и его отец. В действительности же отец очень занят на работе, чтобы уделять много времени семье. Та­ким образом мальчик выразил свою потребность в близких взаимоотношениях с отцом. Остальные члены семьи погружены в себя. Одинок и 9-ме­сячный младенец в кроватке.

 

 

 

 

 

Рисунок 83

Рисунок 84 (см. на обороте)

Эта девочка 8 лет в ответ на просьбу описать ри­сунок рассказала, что она нарисовала всю семью, включая себя, в которой каждый чем-то занят, показав нам, что все что-то






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.