Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Учреждение образования






Учреждение образования

Брестский государственный институт повышения

Квалификации и переподготовки руководящих работников

и специалистов образования»

Г.В.Лагонда, О.А.Пшеничная

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

 

ПРАКТИКУМ

 

для студентов и слушателей, обучающихся по специальностям

«Психология» и «Практическая психология»

 

Брест 2007


УДК 159.9

ББК 88.4

Составители: Г.В. Лагонда

кандидат психологических наук, доцент кафедры психо-

логии УО «БрГУ им. А.С.Пушкина»

О.А. Пшеничная

старший преподаватель кафедры психологии УО «БрГУ

им. А.С.Пушкина»

 

 

Рецензент М.А. Валитов

кандидат психологических наук, доцент кафедры психо-

логии развития УО «БрГУ им. А.С.Пушкина»

 

 

Редактор О.П.Бысюк

Методист спецфакультета по переподготовке кадров УО

«Брестский ГИПКиПРРиСО»

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

УО «ГИПКиПРРиСО»

 

Практикум написан в соответствии с Образовательным стандартом РД РБ 02100.5.055–98. Его целью является помощь студентам и слушателям в освоении учебной дисциплины «Деятельность практического психолога», а также в эффективной организации труда во время прохождения исследовательской практики в качестве школьного психолога.

Практикум предназначен для студентов и слушателей дневного и заочного отделений, обучающихся по специальностям Г. 07.01.00 «Психология» и «Практическая психология», а также для школьных психологов.

 

УДК 159.9

ББК 88.4

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….  
Работа с неуспевающим учеником младшего школьного возраста…….  
  Общая характеристика раздела………………………………………..  
  Задание 1. Диагностика неуспевающего школьника………………...  
  Задание 2. Коррекционно-развивающая работа с неуспевающим учеником начальной школы…………………………………………...  
Основы работы психолога с трудными подростками……………………  
  Общая характеристика раздела………………………………………..  
  Задание 1. Предварительная беседа…………………………………..  
  Задание 2. Изучение личностных особенностей подростка…….......  
  Задание 3. Выявление статусной позиции подростка в школьном коллективе и в семье…………………………………………………...  
  Задание 4. Постановка психологического диагноза и заполнение заключения……………………………………………………………...  
  Задание 5. Разработка реабилитационной (коррекционной) программы………………………………………………………………….  
  Задание 6. Составление каталога возможных упражнений для индивидуальной работы с трудными подростками……………………..  
Профориентационная деятельность……………………………………....  
  Общая характеристика раздела………………………………………..  
  Задание 1. Определение профессиональной направленности личности………………………………………………………………………..  
  Задание 2. Исследование познавательных процессов старшеклассников в связи с задачами профориентации…………………………...  
  Задание 3. Изучение профессиональной мотивации учащегося…….  
  Задание 4. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности…………………………………………………………….  
  Задание 5. Оценка коммуникативных и организаторских способ-ностей……………………………………………………………………  
  Задание 6. Подготовка и проведение первичной профконсультации.  
  Задание 7. Подготовка и проведение углубленной профконсультации……………………………………………………………………….  
Приложения…………………………………………………………………  
Список рекомендуемой литературы………………………………………  

 


ВВЕДЕНИЕ

Ближе всего с реалиями деятельности школьного психолога студенты и слушатели, обучающиеся специальностям «Психология» и «Практическая психология», знакомятся дважды. Первое знакомство имеет место в ходе исследовательской практики; второе – в ходе освоения учебной дисциплины «Деятельность практического психолога». Практикум написан с таким расчётом, чтобы студенты и слушатели могли плодотворно использовать его в обоих случаях.

Данное учебно-методическое пособие включает в себя ряд диагностических методик и упражнений, которые необходимы школьному психологу в его профессиональной деятельности. Эти методики сгруппированы в три блока в связи с тем, что предназначены для работы со школьниками трёх возрастных категорий: младшими школьниками, подростками и старшеклассниками. В пособии представлены не только широко известные методики так называемого диагностического минимума, но и те, которые мало распространены, будучи при этом весьма полезными и продуктивными в работе педагога-психолога.

Кроме того, текст практикума содержит множество рекомендаций, способствующих научной организации и оптимизации таких направлений профессиональной деятельности школьного психолога как психодиагностическая, коррекционно-развивающая, реабилитационная и профориентационная работа. В целом именно этой проблематике и посвящено данное издание.

В пособии представлены также основные формы отчётности, необходимые для фиксации результатов этой работы.

Таким образом, с одной стороны, практикум освещает целый блок вопросов, рассматриваемых в рамках учебной дисциплины «Деятельность практического психолога». С другой стороны, с основами коррекционно-развивающей, реабилитационной и профориентационной работы студенты и слушатели впервые знакомятся в ходе исследовательской практики. Соответственно, материалы пособия обладают дидактической ценностью и в этом плане.

Исходя из представленных выше рассуждений, авторы посчитали логичным выстроить текст практикума в виде ряда заданий, обращённых к читателю, и требующих от него (в идеале) их последовательного выполнения. Такая форма подачи материала, на наш взгляд, позволяет приблизить теоретические рассуждения к реалиям профессиональной деятельности школьного психолога, «оживив» тем самым восприятие «сухого» научного психологического текста.

Содержание учебного пособия включает три блока.

1. Работа с неуспевающим учеником младшего школьного возраста. Этот блок подразумевает выполнение двух видов заданий. Первая группа заданий – это диагностика неуспевающего ученика начальной школы. Содержание работы на данном этапе включает в себя проведение первичной беседы, подбор диагностических методик, проведение обследования и оформление выводов в виде психологического заключения. Подобное исследование подразумевает следующие формы отчёта: диагностический материал, протоколы обследования и собственно психологическое заключение.

Вторая группа заданий данного блока сводится к планированию коррекционно-развивающей работы с неуспевающим младшеклассником. На основании полученных диагностических данных студентам и слушателям предлагается разработать коррекционно-развивающую программу. Формами отчётности в данном случае выступают сама программа и прилагаемый к ней стимульный материал.

2. Работа психолога с трудными подростками. Алгоритм этой работы в реальной ситуации взаимодействия предполагает осуществление диагностики, составление реабилитационной программы и реализацию последней. Все эти действия предлагается студентам и слушателям осуществить самостоятельно. Кроме того, им предлагается составить каталог возможных упражнений, используемых при индивидуальной работе с трудными подростками.

3. Профориентационная деятельность. Она включает в себя разработку программы профориентационной направленности и её реализацию на базе одного из старших классов. На основе полученных результатов составляются индивидуальные рекомендации в письменном виде. Кроме того, каждый студент (слушатель) должен провести в классе мероприятие по профессиональной ориентации (например, деловую игру, круглый стол и т.п.) Отчёт о проделанной работе включает в себя программу по профориентации, результаты диагностики (протоколы), копии предложенных ученикам рекомендаций, а также подробную программу проведения профориентационного мероприятия.

Ниже будут представлены более подробные рекомендации по выполнению каждого из названных блоков заданий.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.