Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жесткая требовательность, лишенная уважения к личности ребенка, превращается в принуждение, сковывает его активность, самостоятельность.






Нередко отцу и матери легче заставить ребенка выполнить то или иное требование, чем вызвать у него желание поступать так всегда. Родители считают, что для достижения воспитательной цели все средства хороши, забывая о том, что суть воспитания не в принуждении, не слепом повиновении, а в побуждении ребенка сознательно поступать так, как подобает.

Активное стремление изменять, исправлять, уличать, а также критическое отношение к ребенку – повседневный настрой авторитарного родителя. Ему кажется, что он «уже заранее» видит в ребенке якобы складывающиеся дурные свойства, а на самом деле эти дурные свойства рождаются только потому, что о ребенке думают и высказываются плохо («думаете, что я плохой – получите»). Вспомним, что писал в своем дневнике Печорин: «...Такова была моя участь с самого детства, все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они появились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли; я стал злопамятным; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть... Я говорил правду – мне никто не верил; я начал обманывать...».

Дети в семьях с авторитарным стилем воспитания, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми, агрессивными, авторитарными – подобием своих родителей; в юношеском возрасте часто демонстративны, ведут себя вызывающе, пытаются скрыть за маской развязности свою зависимость, неуверенность и тревожность.

Впрочем, в семье с авторитарным стилем воспитания могут вырасти дети, непохожие друг на друга. В книгах по психологии можно найти описание предположительного конечного результата воспитания пятерых детей в семье, где господствует авторитарный стиль родительского воспитания. Расклад предположительно таков: двое детей перенимают методы воспитания своих родителей и становятся точно такими же родителями для своих детей. Из оставшихся трех один становится негативистом с озлобленностью и непрерывной потребностью к самоутверждению, другой – бесхребетным, безответственным прожигателем жизни, третий – невротиком с депрессивными проявлениями и повышенным риском самоубийства.

Либеральный (попустительско-снисходительный). Родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, предоставляют ребенку полную свободу выбора, в том числе и выбора непосильного, не по возрасту. Строится эта «свободная педагогика» на расхожих модных либеральных мифах («ребенок лучше знает, что ему нужно», «дети мудрее нас» и тому подобному). Родители открыты для общения с детьми, однако, доминирующее направление общения – от ребенка к родителям. Они считают себя не авторитетными, заботливыми наставниками, а «партнерами» детей, что, безусловно, является вредной моделью поведения, поскольку когда родители перестают быть авторитетом для детей, воспитание становится невозможным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.