Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чрезмерная опека нужна, прежде всего, не детям, а самим родителям, восполняя у них нереализованную и невротическую, заостренную потребность в привязанности и любви.






Данный стиль воспитания возникает чаще всего тогда, сами родители выросли в семьях со сходной картиной воспитания (или, наоборот, воспитывались лишенными тепла и любви), либо когда в силу каких-либо причин супружеские отношения между родителями оказались нарушенными: нет одного из супругов (смерть, развод), либо отношения с партнером по браку не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (эмоциональная холодность, алкоголизм). Нередко при этом мать (реже отец), сами того не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Мать желает, чтобы он удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в процессе супружеских отношений (например, взаимная исключительная привязанность), когда отец, если он присутствует в семье, исполняет роль статиста, почти не участвуя в воспитании ребенка.

Матери кажется, что она «отдает ребенку все». В действительности же ребенок обделен, он не видит главного – счастливых родителей и счастья в доме.

Отношения с ребенком, а позднее с подростком, становятся чрезвычайно искаженными. Мать нередко отказывается от повторного замужества, стремясь отдать сыну или дочери «все чувства», «всю заботу». Ограждая от любых трудностей и неприятностей мать, по сути, не воспитывает ребенка, а прислуживает ему. Все это может сопровождаться преувеличением способностей и талантов ребенка, растущего в атмосфере безудержного восхваления и восхищения.

В результате длительной чрезмерной опеки ребенок отстает в развитии, теряет способность справляться со стоящими перед ним вполне решаемыми задачами, утрачивает активность, ответственность, ждет, что за него решат задачи взрослые, и, прежде всего, родители.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, у матери возникает страх – страх перед нарастающей самостоятельностью подростка, в результате чего появляется стремление удержать рядом с собой. Эта психологическая установка проявляется косвенно, например, в высказываниях о том, что ей (матери) никто не нужен, кроме сына (дочери), и в характерном противопоставлении идеализированных отношений с ребенком не удовлетворяющим отношениям с алкоголезависимым мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына (друзьям дочери), хотя чаще они проявляют ее неосознанно в виде многочисленных придирок к ним.

При чрезмерно опекающем стиле воспитания у многих матерей наблюдается тенденция переложить на детей свои психологические проблемы, «пожаловаться», «поделиться трудностями», «получить поддержку, поскольку больше не от кого» и тому подобное. Такой эмоциональный груз детям нести оказывается не по плечу.

Дети, выросшие при чрезмерно опекающем стиле родительского воспитания, становятся капризными, привередливыми, безответственными, не способными принимать решения, склонными к алкоголизму, социальной пассивности. Подобные черты все больше и больше становятся свойственны современным юношам, воспитывавшимся чисто в женском кругу. В их поведении и характере сохраняется много детского, не соответствующего возрасту. Они заметно отстают в развитии эмоционально-волевой сферы. Подобных детей называют инфантильными.

Жестокий. К негативному результату в развитии личности ребенка приведет и другая педагогическая позиция родителей, противоположная чрезмерной опеке – жестокая власть над детьми. Уже в раннем детстве ребенок познает все виды наказания: за малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.