Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Энергосбережение в Свердловской области.






 

Создание условий для организации постоянной работы по ресурсо-, энергосбережению на всех уровнях является одним из направлений деятельности Правительства Свердловской области. Первоначально программа этих работ была определена Указом Губернатора Свердловской области от 31.01.96. № 18 «О первоочередных мерах по реализации политики энергосбережения в Свердловской области».

Основные направления этой работы:

· принятие программы Свердловской области по энергосбережению;

· принятие областного закона по энергосбережению;

· создание условий, вынуждающих заниматься энергосбережением.

Областная программа «Энергосбережение в Свердловской области на период до 2005г.» принята Правительством, постановление от 29.07.97. № 664-П.

Ежегодно в области потребляется около 35 млрд. кВт-ч электроэнергии и около 75 млн. Гкал тепловой энергии. Опыт энергосбережения, накопленный в нашей области, позволяет считать, что до 20% этого количества энергии можно сэкономить без значительных инвестиционных вложений, то есть за счет наведения порядка в энергопотреблении. В денежном выражении это составит не менее 1, 5 млрд. рублей в год. Поэтому в области уделяется много внимания формированию условий, которые заставляют потребителей энергии заниматься энергосбережением.

К этим условиям следует отнести:

Оснащение всех потребителей системами коммерческого учета. К настоящему времени разработаны системы учета по всем видам энергии. Они выпускаются и устанавливаются многими организациями, в том числе и предприятиями оборонного комплекса (НПО «Автоматика» и др.). Значительного сокращения расходов энергии за счет установки систем учета удалось добиться в г. Краснотурьинске, на Уралмаше, Пневмостроймашине и др.

Второе условие энергосбережения - это тарифы на тепловую и электрическую энергию, которые стимулировали бы энергосбережение. В нашей области одной из первых приняты тарифы на электрическую энергию для населения с учетом объемов потребления. Такой принцип формирования тарифа введен в области с октября 1996г. Результат - на 12% снизилось потребление бытовой электроэнергии по Свердловской области в 1997г. по сравнению с 1996г. В нашей области, практически первой в России, формируются дифференцированные тарифы для каждого потребителя.

Еще одно направление, мотивирующее энергосбережение - это ликвидация потерь энергоносителей. Правительство области регулярно принимает решения по этому поводу, например, от 12.08.97. № 706-П «О применении трубопроводов из полимерных материалов в системах инженерного обеспечения», от 12.08.97. № 705-Р «Об учете воды у водопотребителей» и др.

Немало решений по данной тематике принимается и Энергетической комиссией Свердловской области. Например, решение от 07.08.97. № 82 о применении антинакипинов, производимых Экологическим фондом «Вода Евразии», на всех водогрейных котельных. Их применение на многих предприятиях, в том числе и в АО «Свердловэнерго», уже позволило предотвратить образование отложений, сократить интенсивность коррозии, что в среднем на 10-15% снижает расход топлива на водогрейных котлах.

Активно ведется работа по созданию демонстрационных зон высокой энергетической эффективности. Такие зоны успешно работают на предприятии Энергогазремонт Уралтрансгаза, Экспериментально-производственном комбинате Уральского государственного технического университета, Сухоложском асбоцементном заводе и многих других.

Практика показала, что особенно большие потери энергии в жилищно-коммунальной, бюджетной сферах. В области жилой фонд превышает 80 млн. кв.м. общей площади. В настоящее время в среднем в России удельный показатель энергопотребления в жилых зданиях на отопление составляет не менее 100 кг.у.т. на кв.м. общей площади в год. Следовательно, в области ежегодно тратится на отопление жилых зданий не менее 8-8, 5 млн. тонн у.т. В денежной массе это составит более 4 млрд. рублей, 65% которых должен компенсировать бюджет.

Аналогичное положение и в других регионах. Поэтому одним из ключевых мероприятий, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11.12.97. № 1278 «О мерах по оздоровлению государственных финансов» является снижение расходов бюджетных организаций через введение лимитов потребления электро- и теплоэнергии (в натуральном и стоимостном выражении). Основные направления работ в этой проблеме определил Указ Губернатора Свердловской области от 26.01.98. № 27 «О реализации областной государственной политики энергосбережения в Свердловской области». Согласно этого Указа в области разработаны энергетические паспорта организаций и энергетические паспорта муниципальных образований. Предложенный состав энергетического паспорта идет не по пути расчетов затрат от достигнутого, а по пути введения показателей, учитывающих теплотехнические характеристики строений и инженерное обеспечение последних, климатические условия местности и санитарно-гигиенические нормы.

Введение энергетических паспортов решает следующие основные задачи:

· создание единой базы данных для планирования расходов бюджетных организаций за коммунальные услуги;

· введение обоснованных нормативов (лимитов) потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы;

· организация расчетных платежных схем за поставляемые - получаемые топливно-энергетические ресурсы;

· организация контроля за дисциплиной цен в организациях - поставщиках коммунальных услуг, обслуживающих бюджетные организации.

Еще одним направлением энергосберегающих работ в области является разработка программ и инвестиционных механизмов по расширению производства местных топлив (торф, дрова и др.), создание демонстрационных зон по их комплексному и эффективному использованию.

Много уделяется внимания обучению населения приемам рационального расхода энергии в повседневной жизни.

В целом в области ведется планомерная, многосторонняя работа по рациональному использованию энергоресурсов, по снижению дотаций из областного и местных бюджетов за потребляемые энергоресурсы.


4. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

 

1. В условиях России, где в течение десятилетий искусственно поддерживались очень низкие цены на все виды энергоносителей, возник огромный потенциал энергосбережения. При его использовании следует учитывать как опыт других индустриально развитых стран, так и географические, климатические, социальные особенности страны.

 

2. Процесс подготовки и само осуществление национальной энергосберегающей политики нуждается в серьезной нормативно-правовой и финансовой поддержке со стороны государственных органов власти всех уровней. Государство должно создавать благоприятные условия того, чтобы вовлечь в процесс энергосбережения частный сектор, в первую очередь финансовые институты.

В условиях России, как и в любой другой стране переходной экономики, переживающей глу­бокий экономический кризис, энергосбережение является одним из важнейших направлений, позволяющих наряду с достижением экономии топлива и энергии решать экологические проблемы.

 

3. Требуются приведение цен и тарифов на энергоносители в соответствие с затратами на их производство и доставку потребителям и отказ от льготных платежей и государственных субсидий.

Кроме того, весьма важным шагом на пути к началу осуществления энергосберегающей политики является принятие закона в сфере рационального использования и экономного расходования энергетических ресурсов.

 

4. В последние годы в России на федеральном и региональном уровнях были предприняты шаги, направленные на подготовку широкомасштабного использования огромного потенциала энергосбережения и снижения энергоемкости во всех сферах экономики.

В основном подготовлена нормативно-правовая база энергосбережения, разработаны и в ряде случаев продемонстрированы энергосберегающие технологии, налажен выпуск некоторых образцов энергосберегающего оборудования.

Выполненные в России проработки позволяют утверждать, что само принятие в 1996г Федерального Закона «Об энергосбережении», несмотря на его большие недостатки, обеспечивает достижение годовой экономии энергоресурсов в объеме 14-21 млн. т у.т. Предполагается, что за 1996-2000 гг. суммарный объем экономии энергоресурсов в результате действия этого Закона может быть оценен в размере как минимум 100 млн. т у. т.

Задача на ближайшую перспективу состоит в активной реализации подготовленных решений.

 

5. Весьма важным звеном в деле осуществления энергосберегающей политики является разработка национальной программы энергосбережения и законодательное определение масштабов и источников финансирования работ по реализации программы.

 

6. При разработке программных документов в области энергосбережения и особенно при рассмотрении финансовых проблем, связанных с их реализацией, следуем учитывать, что помимо прямого эффекта от экономии энергии каждый процент снижения расхода энергоресурсов в результате осуществления энергосберегающих мероприятий обеспечивает (в условиях России, прирост национального дохода на 0, 35-0, 4%.

 

7. Принимая во внимание, что основная работа по осуществлению национальных программ в области энергосбережения должна осуществляться не в центре страны, а в регионах, весьма эффективными могут оказаться региональные или городские энергосберегающие программы.

8. Успех в осуществлении энергосберегающей политики во многом будет определяться продуманностью системы управления ею в центре страны и на местах, а также уровнем информационного обеспечения населения о целях, задачах и экономических выгодах для всех и каждого бережного отношения к расходованию энергетических ресурсов.

 

9. Практическое осуществление энергосберегающих мероприятий следует начинать только после оснащения энергопотребителей приборами учета, контроля и регулирования расхода энергоносителей. Сам факт оснащения энергопотребителей такими приборами обеспечивает значительную экономию энергоносителей, особенно в отоплении, горячем водоснабжении и газоснабжении.

 

10. В формирующихся в России рыночных условиях возрастает роль экономических (штрафных) санкций, налагаемых государственным энергетическим надзором за нерациональное использование топлива и энергии.

Такие санкции в условиях России не противоречат законодательству и могут быть применимы к предприятиям и организациям:

· допустившим непроизводительные расходы топлива и энергии, установленные инструментальным или нормативным методом;

· производителям оборудования, приборов, конструкций и материалов, показатели энергопотребления которых не соответствуют требованиям государственных стандартов;

· использующим энергоносители без осуществления должного приборного учета их расхода.

 

11 В условиях России выявились определенные трудности в осуществлении энергосберегающей политики из-за неподготовленности персонала к управлению процессом энергосбережения. В этой связи весьма важным является заблаговременная подготовка менеджеров, специализирующихся в области энергосбережения.

 

12. Успешному осуществлению энергосберегающей политики может содействовать также:

· признание на государственном уровне приоритетности мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности экономики;

· стандартизация энергетических показателей промышленной продукции;

· привлечение при содействии законодательства и экономических механизмов энергоснаб-
жающих организаций к повышению эффективности использования энергоносителей у по­требителей энергии;

· коммерциализация деятельности в области энергосбережения;

· помощь правительственных органов местным властям в осуществлении энергосберегающей политики, представление им максимально возможной самостоятельности в этом деле.

 

13. В условиях становления рыночных отношений в России необходимым условием успешного осуществления энергосберегающей политики является преодоление препятствий на этом пути, главными среди которых являются:

· крайне медленное обновление основных производственных фондов в промышленности;

· незаинтересованность в осуществлении энергосберегающих мероприятий во всех звеньях экономики, чему способствует отсутствие экономического механизма, способного изменить отношение потребителей энергии к ее расходованию;

· слабость производственной базы промышленности по выпуску энергосберегающих видов оборудования, приборов, конструкций и материалов;

· недостаточная производственная и технологическая дисциплина на многих промышленных предприятиях;

· крайне медленная перестройка экономики страны в направлениях снижения в ней доли
энергоемких производств за счет опережающего развития производств, выпускающих наукоемкую и малоэнергоемкую продукцию.

 

14. Большую роль в подготовке России к переводу ее экономики на энергосберегающий путь развития призваны сыграть демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности, реализуемые в рамках проекта Европейской экономической комиссии ООН «Энергетическая эффективность 2000».

 

15. В Свердловской области создана хорошая нормативная, организационная и информационная база в области энергосбережения. Ряд организационных и технических решений опробован впервые в России в масштабах всего региона. Выбраны и активно разрабатываются мероприятия по энергосбережению в наиболее энергоемких секторах экономики - жилищно-коммунальное хозяйство, бюджетная сфера, теплоисточники и системы транспорта энергоносителей.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 2

 

1. Мировые масштабы развития энергосбережения 3

1.1. Показатели энергопотребления 3

1.2. Законодательное регулирование в энергосбережении 6

1.3. Научные исследования в области энергоэффективных 10

технологий

 

2. Об энергосбережении в России

2.1. Нормативно-правовая база 14

2.2. О потенциале энергосбережения 16

2.3. Состояние с энергосбережением 17

2.4. Энергосбережение в топливно-энергетическом 18

комплексе

2.5. Энергосбережение в промышленности 22

2.6. Энергосбережение в жилищно-коммунальном 24

хозяйстве

2.7. Энергосбережение в агропромышленном 26

комплексе

2.8. Энергосбережение на транспорте 27

2.9. Нетрадиционные возобновляемые 29

источники энергии

 

3. Энергосбережение в Свердловской области 30

 

4. Выводы и рекомендации 32

 

Данилов Н.И.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.