Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательное регулирование в энергосбережении






Первые меры регулирующего воздействия государства на уровень энергопотребления в про­мышленно развитых странах проявились сразу после возникновения в 1974 г. кризисной ситуации в нефтеснабжении. К ним прежде всего следует отнести меры запрещающего характера. в том числе направленные на снижение расхода моторного топлива введением ограничений на скорость дви­жения автомобильного транспорта, продажу бензина для личных транспортных средств в выход­ные дни, световую рекламу и объем ночного освещения.

Введение этих мер было с пониманием воспринято большей частью населения, так как по­вышение цен на топливно-энергетические ресурсы коснулось практически каждого. Тем не менее ситуация требовала разработки и реализации на государственном уровне целого комплекса адми­нистративно-законодательных мер, направленных на повышение эффективности использования топлива и энергии в различных сферах экономики и, следовательно, на обеспечение энергетиче­ской безопасности вместо непопулярных, зачастую негативно влияющих на эко­номическое развитие шагов.

Одним из первых мероприятий на пути реализации этой цели стало образование в 1973 г. Международного энергетического агентства (МЭА), в состав которого в настоящее время входят 24 промышленно развитых страны с установившейся рыночной экономикой. К числу главных направ­лений деятельности этой организации относится укрепление энергетической безопасности стран-участников путем снижения энергоемкости их экономик и создания крупных стратегических запасов нефти. В 1976г. странами МЭА было подписано соглашение о разработке и реализации энерго­сберегающих программ, как на национальном, так и на международном уровне.

Во всех без исключения странах-членах МЭА при­знано необходимым иметь в составе государственных органов управления специализированные службы, занимающиеся вопросами энергосбережения. В ряде стран такие службы действуют при министерствах, обладающих большими полномо­чиями в области осуществления экономической и промышленной политики. В частности, такие группы созданы в Японии при Министерстве внешней торговли и промышленности, в Испании-при Министерстве промышленности, торговли и туризма и в Австрии - при Министерстве экономи­ки.

В некоторых странах среди руководителей крупных отраслевых министерств предусмотрены должности заместителей министра или государственных секретарей, ответственных за функциони­рование энергетического хозяйства соответствующих отраслей, включая вопросы энергосбереже­ния. Характерным примером является Япония, в которой представители министерств строительст­ва и транспорта активно участвуют в разработке законодательных и нормативных актов в сфере повышения эффективности использования энергии в зданиях и сооружениях и на транспортных средствах.

В Дании, Ирландии, Канаде, Люксембурге, Норвегии, Турции и США в составе правительств функционируют министерства энергетики, на которые возложены разработка и осуществление государ­ственной политики в сфере энергосбережения.

В США, Японии, Канаде и Нидерландах приняты специальные законы об энергосбережении. В США, например, это-Закон «Об энергетической политике и экономии энергоресурсов», в Япо­нии - Закон «О рациональном использовании энергии». В остальных промышленно развитых стра­нах законодательное регулирование в сфере энергосбережения осуществляется с помощью от­дельных нормативных актов и правительственных директив, посвященных вопросам экономии топ­лива и энергии в различных областях, которые в большинстве своем весьма эффективны и в зна­чительной мере способствуют реализации целей государственной энергосберегающей политики.

В настоящее время среди комплекса законодательных мероприятий, используемых правительствами стран МЭА для реализации государственной энергосберегающей политики, следует выделить:

· меры финансового (фискального) характера;

· организацию рекламно-информационных и пропагандистских кампаний;

· внедрение и периодическое ужесточение стандартов энергоэффективности и системы маркировки энергопотребляющего оборудования и приборов:

· поддержку и проведение энергоаудитов (энергетических обследований);

· организацию, поддержку и проведение образовательных программ;

· поддержку НИОКР в сфере энергосбережения.

Финансовую политику правительств промышленно развитых стран в сфере энергосбереже­ния с полным правом можно назвать политикой «кнута и пряника». Финансовые рычаги активно ис­пользуются практически всеми странами-членами МЭА для стимулирования внедрения в экономику энергосберегающих мероприятий и технологий. К ним необходимо отнести в первую очередь системы выдачи для нужд энергосбережения государственных грантов, субсидий, льготных займов и кредитов, а также дифференцированного налогообложения, которые закреплены в законодательствах этих стран.

Так, после воссоединения Западной Германии и ГДР ключевой проблемой в сфере энергетики стало повышение уровня энергетической эффективности экономики на территории бывшей ГДР. В связи с этим в стране был разработан целый ряд мероприятий государственной поддержки внедрения энергосберегающих технологий в Восточной Германии, большая часть которых была посвящена повышению энергетической эффективности зданий и сооружений. Владельцы индивидуальных домов на территории бывшей ГДР получили право на льготные займы по ставке ниже рыночной в среднем на 3% для повышения их теплоизоляции, государственные субсидии, покрывающие значительную часть стоимости (до 20%) ремонта и реконструкции зданий, для их использования на приобретение и установку энергосберегающего оборудования, и расходование 10% суммы налога на недвижимость в течение 10 лет для тех же целей. Реализация этих мероприятий потребовала только в 1991-1993 гг. выделения из федерального бюджета Германии около 4 млрд. немецких марок.

В ряде стран действует система дифференцированного налогообложения автомобильного транспорта в зависимости от уровня превышения каждым конкретным автомобилем показателя средней топливной экономичности. В США, например, для моделей автомобилей 1980 г. этот показатель составил 15 л бензина на 100 км пробега, а размер налога, взимаемого при их покупке варьировался от 200 до 550 долл.

За последние годы в Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании и Нидерландах был введен дополнительный налог на углерод, содержащийся в различных видах органического топлива, размер которого напрямую зависит от уровня энергопотребления. Этот налог, как и налог на бензин существующий во всех промышленно развитых странах, следует также рассматривать как одно из звеньев государственной энергосберегающей политики.

Проведение широкомасштабной пропагандистско-информационной кампании, направленной на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в различных сферах экономики и ориентированной на самые широкие слои населения, является неотъемлемой частью государственной энергосберегающей политики в странах МЭА и, будучи закрепленным в законодательных актах или нормативных документах, поддерживается на самом высоком правительственном уровне В число ключевых направлении этой кампании входят:

· реклама энергоэффективного оборудования, приборов и материалов в средствах массовой информации;

· предоставление (в том числе и бесплатно) широким слоям общественности информации об ос­новных мерах по энергосбережению в быту и их экономических преимуществах с помощью издания и распространения брошюр, буклетов и других наглядных пособий.

Важное место в законодательном регулировании в сфере энергосбережения в промышленно развитых странах отводится стандартизации энергетической эффективности и маркировке энергопотребляющего оборудования и приборов, а также зданий и сооружений.
Наиболее привлекательным с точки зрения введения регулирующих механизмов государственного воздействия на уровень энергопотребления является жилой сектор.

Следует отметить, что по сравнению с началом 80-х годов перечень оборудования и приборов, попадающих под действие этих механизмов, существенно расширился. Увеличилось также число стран, их использующих.

Что касается транспорта, то в настоящее время обязательные для выполнения стандарты, установленные государством на топливопотребление автомобилями, действуют лишь в Швеции и США, а добровольные стандарты - в Канаде, Австралии и Японии.
Введение в последнее время добровольных стандартов в странах-членах МЭА (когда промышленные компании заключают с государством соглашение о добровольном снижении удельного энергопотребления своей продукции) приобретает все более важное значение.

Зарубежные эксперты постоянно подчеркивают, что стандарты энергоэффективности долж­ны быть технологически гибкими и экономически обоснованными. Это означает, что после их обнародования необходимо дать производителям энергопотребляющего оборудования определенное время (в среднем 2-3 года) с тем, чтобы они имели возможность приспособиться к новым требова­ниям, сделав необходимые капитальные вложения и проведя соответствующую технологическую перестройку.

Считается, что стандарты энергоэффективности должны вводиться там, где рыночные меха­низмы не стимулируют производителей к повышению энергетической эффективности своей про­дукции, т.е. тогда, когда производитель, например холодильника, продает его другому лицу, а не использует его лично. В этом случае производителя мало волнует счет за использование электро­энергии сделанным им холодильника, который приходит покупателю, поэтому тут и необходимо вмешательство государства.

Система маркировки энергопотребляющего оборудования позволяет потенциальному поку­пателю оценить ту или иную модель с точки зрения энергетических характеристик и сделать выбор, исходя из своего бюджета. Это стимулирует соревнование между производителями, а значит, со­действует повышению энергетической эффективности экономики в целом.

Энергоаудиты, проводимые в подавляющем большинстве индустриально развитых стран на промышленных предприятиях и в зданиях различного назначения, служат как для информации и руководства к действию для лиц и организаций, ответственных за энергосберегающие мероприя­тия, так и для контроля со стороны государства за проведением и эффективностью мер по экономии и снижению потерь топливно-энергетических ресурсов. Необходимость и периодичность их проведения также закреплены в законодательных актах ряда стран и в нормативных документах.

По данным МЭА в настоящее время энергоаудиты на промышленных предприятиях проводятся в 20 странах-членах этой организации, в зданиях коммерческого и жилого на-значения - в 13 и в 8 странах соответственно.

Правительства стран МЭА активно поддерживают проведение энергоаудитов и стремятся к расширению его масштабов. Иногда специалисты государственных служб сами проводят энергоаудиты, иногда государство из бюджета оплачивает (в основном для предприятий малого и среднего бизнеса) услуги консалтинговых фирм.

Образовательные программы в сфере рационального использования топлива и энергии так­же являются частью государственной политики в энергетическом секторе. В многочисленных нормативных документах, законодательных актах и национальных программах, посвященных пробле­мам энергосбережения, правительствами промышленно развитых стран подчеркивается важность и необходимость проведения образовательных и трейнинговых программ для персонала промышленных предприятий, служащих торговли и ряда других категорий работников, причем проводятся эти программы как государственными, так и частными компаниями, как правило, на очень высоком техническом и организационном уровне. Следует отметить, что государство довольно часто субси­дирует организацию и проведение таких программ в различных сферах экономики, в основном для представителей малого и среднего бизнеса, а также больниц и учебных заведений.

В Британской компании «Скотиш пауэр» существует свой хорошо оборудованный учебный центр, в котором одновременно могут обучаться около 150 человек-от инженерно-технического персонала электростанций до продавцов сети магазинов, принадлежащих этой компании и тор­гующих электроникой.

Фирма «Андовер контролс Юроп», занимающаяся производством и продажей энергетически эффективного оборудования для зданий и сооружений различного назначения как в Великобрита­нии, так и по всему миру, регулярно проводит для представителей фирм-клиентов курсы по обуче­нию эксплуатации этого оборудования. Курсы эти - мероприятие дорогостоящее (в среднем около 150 фунтов стерлингов в день на человека), поэтому обучить 5-6 человек в течение рабочей неде­ли - для малых и средних предприятий затруднительно с финансовой точки зрения. В таких случаях финансовая поддержка из государственного бюджета приходится весьма кстати.

И, наконец, последний из основных, но далеко не самый малозначительный фактор, способ­ствующий реализации целей государственной энергосберегающей политики на Западе, - правительственная поддержка научно-исследовательских и конструкторских работ в сфере энергосбережения. Финансовая поддержка НИОКР государством проводится как непосредственно за счет средств государственного бюджета, исходя из приоритетности того или иного направления, так и с привлечением средств частного сектора.

Множество частных компаний в промышленно развитых странах непосредственно занимается деятельностью, связанной с разработкой, производством и внедрением передовых энергосберегающих технологий в различные сферы экономики.

Тем не менее рациональная, продуманная политика взаимодействия государства с частным сектором, предоставление ему ряда льгот, закрепленных в соответствующих нормативных документах, стимулирует частные компании инвестировать значительные средства в НИОКР в сфере энергосбере­гающих технологий.

В Швеции для отечественных и зарубежных фирм недавно был проведен конкурс для фирм-производителей бытовых холодильников на самый эффективный с точки зрения энергопотребле­ния агрегат.

Программа осуществлялась под руководством Национального совета по промышленному и технологическому развитию Швеции, причем фирме-победителю предоставляется гарантированный государством шведский рынок.

В результате был разработан холодильник, удельное энергопотребление которого было на 35% ниже, чем у его существующих аналогов. Успех этого конкурса стимулировал усилия по организации аналогичных мероприятий по усовершенствованию моделей оконных проемов в зданиях и люминесцентных ламп.

В США на государственном уровне был использован аналогичный подход, в результате которого были разработаны модели холодильников, потребляющие на 25-30% меньше электроэнергии, чем сопоставимые модели 1993 г. При этом группа частных электроснабжающих компаний вложила в исследования и разработки более 30 млн. долл. Это только начало так называемой стратегии «золотой морковки», реализуемой Консорциумом по энергетической эффективности и финансируемой из фондов общественного и частного секторов. Стратегия ориентирована на то, чтобы в конечном итоге ужесточить государственные стандарты энергетической эффективности для приборов и оборудования стимулированием НИОКР и использованием их результатов в сфере энергосбережения.

Доля государственных затрат на НИОКР в сфере энергосбережения в суммарных затратах на научные исследования в энергетическом секторе в различных странах-членах МЭА существенно отличается. Однако относительно низкие государственные затраты в ряде стран, в первую очередь Японии, совсем не означают их отставание в интенсивности проведения НИОКР в энергосбережении, поскольку в этих странах весьма значительна роль частного сектора.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.