Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нетизма Земли 7 страница






Благодаря курортному местоположению бассейна большое развитие получили пассажирские перевозки, в основном вдоль Черноморского побережья Крыма и Кавказа (до 30 млн. пассажиров в год).

Морской порт Новороссийск расположен в незамерзающей Цемесской бухте. В структуре грузооборота преобладают наливные грузы(76%). Также отправляется значительное количество леса, цемента, а принимаются зерно, сахар, металл, руда. По грузообороту это крупнейший морской торговый порт.

 

 

Рис. 6.2. Схема Новороссийского морского порта

В Балтийском бассейне географическое положение и хорошая обеспеченность транспортными связями определили доминирующую роль внешнеторговых перевозок грузов, свыше 90% грузооборота. Суда этого бассейна обслуживают несколько международных пассажирских линий.

 

Рис. 6.3. Схема водных путей Балтийского моря

Балтийское море лежит между параллелями 65°56 и 54°46 с. ш. и меридианами 9°57 и 30°00 в. д. и глубоко врезано в северо-западную часть Евразиатского материка. Оно почти со всех сторон окружено сушей и лишь в юго-западной части через датские проливы (Зунд, Большой и Малый Бельты) и далее через проливы Каттегат и Скагеррак соединяется с Северным морем Атлантического океана. Граница Балтийского моря с проливом Большой Бельт проходит по линии м. Гульетав — Клинт — Каппель (о. Лолланн) с проливом Малый Бельт — по линии м. Фальсхерт — м. Вайснес — Накке (о. Эрё), с проливом Зунд — маяк Стевне — м. Фальстерсбуудде. В большой мере ограниченное сушей Балтийское море относится к типу внутренних. Современное Балтийское море окружают различные по происхождению и типам берега. При многообразии берегов рельеф дна Балтийского моря очень неровен. Небольшие глубины моря свидетельствуют о том, что оно целиком лежит в пределах материковой отмели.

Из восьми балтийских портов бывшего СССР в России осталось три: Санкт-Петербург, Выборг, Калининград. Новые порты в Усть-Луге, Приморске.

Санкт-Петергургский порт перерабатывает свыше 60 млн. тонн грузов в год, обслуживает свыше 100 тыс. пассажиров.

Рис.6.4. Схема водных путей Ленинградской области

Высокомеханизированный морской порт Выборг специализируется на перевозках местных строительных грузов (более 1 млн. тонн).

Общий грузооборот Калининградского морского торгового порта – 16 млн. тонн различных грузов.

Каспийское море используется для внутренних и международных перевозок грузов между Россией, Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. В структуре перевозок преобладают перевозки нефти и нефтепродуктов. В бассейне наряду с морскими судами широко применяются суда смешанного «река – море» плавания. Главные российские порты – Астрахань и Махачкала. Грузооборот в 2010 г. составил: Астрахань – 5 млн.т., Махачкала – 4, 9 млн. т. Осуществляются также пассажирские перевозки на линиях Астрахань – Махачкала – Баку.

Полностью изолированное и на тысячи километров удаленное от Мирового океана, Каспийское море расположено во внутренних районах Евразии между 47°07 и 36°33 с. ш., 46°43 и 54°50 в. д. и лежит на 28 м ниже уровня океана. С севера и востока море окружено низменной равнинной полупустыней и возвышенной пустыней. С юга его окаймляет узкая прибрежная низменность, за которой параллельно берегу тянется хребет Эльбурс, а с запада к морю подступают хребты Большого Кавказа, южнее Апшеронского полуострова их сменяют Куринская и Ленкоранская низменности. По своему географическому положению, замкнутости и своеобразию вод Каспийское море относится к типу «море-озеро».

Каспий обрамлен различными геоморфологическими типами берегов, которые хорошо согласуются с рельефом дна моря.

Рис.6.5. Карта Каспийского моря

Речная сеть и соответственно поступление стока в море весьма неравномерно распределены на побережье. В северную часть впадают только Волга, Урал, Терек, суммарный годовой сток которых дает более 90% общего материкового стока. С запада в море несут свои воды Сулак, Самур, Кура и более мелкие реки, в сумме дающие около 9% стока, 1% стока даёт Иран.

Дальневосточный морской бассейн имеет важное народно – хозяйственное значение для развития экономических связей приморских районов Дальнего Востока. К Дальневосточному бассейну относят Берингово, Охотское, Японское моря, а также восточную часть Северного морского пути (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря).

 

 

Рис. 6.6. Карта Охотского моря

 

В цепочке наших дальневосточных морей Охотское море занимает срединное положение, довольно глубоко вдается в Азиатский материк, а от Тихого океана отделено дугой Курильских островов. Охотское море почти повсюду имеет естественные рубежи и только на юго-западе от Японского моря его отделяют условные линии: м. Южный — м. Тык и в проливе Лаперуза м. Крильон — м. Соя. Юго-восточная граница моря идет от м. Носяппу (о. Хоккайдо) через Курильские острова до м. Лопатка (Камчатка), при этом все проходы между о. Хоккайдо и Камчаткой включаются в Охотское море. В этих пределах пространство моря простирается с севера на юг от 62°42 до 43°43 с. ш. и с запада на восток от 134°50 до 164°45 в. д. Море значительно вытянуто с юго-запада на северо-восток и расширено примерно в своей центральной части.

Особенность Дальневосточного бассейна – многочисленные внутрирайонные и межрайонные грузопотоки малой мощности – 85% всего объёма перевозок в бассейне. Основные грузовые потоки формируются в портах Приморья и идут на Камчатку. Сахалин и в Магаданскую область. Лесные грузы направляются из портов Владивосток, Находка, Ванино в северные районы. Нефтяные грузы из Владивостока идут в Нагаево, порты Сахалина, Камчатки и Чукотки. Сахалинский уголь отправляют в различные порты Дальнего Востока.

Рис. 6.7. Карта Берингова моря

 

Берингово море — самое северное из наших Дальневосточных морей. Оно имеет преимущественно естественные границы, но местами его пределы очерчиваются условными линиями. В этих границах Берингово море занимает пространство между параллелями 66°30 и 51°22 с. ш. и меридианами 162°20 в. д. и 157° з. д.

На северо-западе его границы проходят по берегам Северной Камчатки, Корякского нагорья и Чукотки. На северо-востоке оно ограничено побережьем Западной Аляски. Южная граница моря проходит по цепи Командорских и Алеутских островов, гигантская дуга которых отделяет его от Тихого океана. На севере Берингово море граничит с Северным Ледовитым океаном, с которым соединяется через Берингов пролив.

 

 

Рис. 6.8. Карта Японского моря

 

Японское море расположено между материком Евразия и Японскими островами. Общая площадь моря составляет 1062 тыс. км2, максимальная глубина 3699 м, среднемноголетний приток речных вод с российской стороны около 37 км. Территории России принадлежит крупный залив, носящий имя Петра Великого.

Внешнеторговые морские перевозки включают лес, уголь, нефтяные грузы, руды. Более 80% заграничных перевозок приходится на Японию. Во внешних перевозкках импорт уступает экспорту. Основные грузы импорта – зерно, металл, сахар, цемент, химические грузы, машины и оборудование.

Общий грузооборот бассейна в 2010 г. составил 118, 1 млн. тонн грузов.

Дальневосточный бассейн занимает 2-е место в Росси по перевозкам пассажиров, уступая Азово-Черноморскому бассейну. Особое место занимают международные пассажирские линии: Находка – Япония, Находка – Гонконг.

Большое экономическое значение для региона имеет морская железнодорожная переправа Ванино – Холмск, благодаря которой стало возможно круглогодично и ритмично перевозить грузы между Сахалином и материковой частью.

Важнейшие порты Дальневосточного бассейна – Владивосток, Находка. Восточный, Ванино, Магадан, Холмска, Петропавловск-Камчатчкий. Они располагают современной перегрузочной техникой и мощным ледокольным флотом.

В бассейне имеются материковые порты – Посьет, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Анадырь, Провидения, Эгвекинот; сахалинские порты – Корсаков, Углегорск, Невельск, а также портопункты на Курильских островах – Курильск, Северо-Курильск и Южно-Курильск.

Северный бассейн включает Белое, Баренцево и Карское моря Северного ледовитого океана.

Для России Белое море имеет огромное значение. До основания Санкт-Петербурга оно служило единственным водным путём для торговли с Европой.

 

 

Рис. 6.9 Карта Белого моря

 

Навигационный период здесь начинается с половины мая и заканчивается в конце октября.

Благодаря Беломорско- Балтийскому и Волго-Балтийскому каналам Петрозаводск стал портом пяти морей: Белого, Каспийского, Балтийского, Азовского, Чёрного.

Белое море - Беломорско-Балтийский канал - Онежское озеро - Балтийское море пропускает через себя огромное количество торговых, грузовых и пассажирских судов.

На морской флот Северного бассейна возложены задачи транспортного обслуживания территории Крайнего Севера, арктических островов и обеспечение внешнеторговых связей. Каботажные перевозки, доля которых – 40%, осуществляются между пунктами Арктического побережья и островами Северного ледовитого океана.

Район тяготения экспортно – импортных грузов включает многие государства Европы и Северной Америки.

Рис. 6.10. Схема маршрутов перевозок грузов

Морской порт Архангельск расположен в дельте Северной Двины. Его грузооборот превышает 5, 0 млн. тонн в год.

Важнейшим морским торговым портом является Мурманск. Это незамерзающий западный порт Северного морского пути. Грузооборот порта – более 34 млн.т.

 

 

Рис. 6.11. Карта Баренцева моря

Баренцево море относится к морям Северного Ледовитого океана и является самым западным из морей, омывающих северные берега России. Оно расположено между северным берегом Европы и островами Вайгач, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Шпицберген и Медвежий. Это море свободно сообщается с теплым Норвежским морем, холодным Арктическим бассейном, а также Карским и Белым морями.

Карское море — окраинное море Северного Ледовитого океана. Название моря происходит от названия реки Кара, впадающей в него. Море ограничено северным побережьем Евразии и островами: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Гейберга. В северной части моря находится Земля Визе — остров, открытый теоретически в 1924 году. Также в море находятся острова Арктического института, острова Известий ЦИК.

Море расположено преимущественно на шельфе; много островов. Преобладают глубины 50—100 метров, наибольшая глубина 620 метров.

В море впадают полноводные реки: Обь, Енисей, поэтому солёность сильно варьирует.

 

Рис 6.12. Карта Карского моря

 

Основные морские пути пролегают по семи основным океанским маршрутам:

1. Наиболее оживлённый северо – атлантический маршрут связывает порты Атлантического побережья Америки с портами Западной Европы.

2. Второй по загруженности маршрут проходит через Суэцкий канал. Это самый короткий путь из Европы в Австралию, Китай и Японию. Однако маршруты в эту часть земного шара с Восточного побережья США и из стран Карибского бассейна короче через Панамский канал. До сих пор многие грузовые маршруты между Западной Европой и Австралией проходят вокруг мыса Доброй Надежды. Путь через Суэцкий канал на 1600 км короче, но из-за высокой платы за проход по каналу более длинный путь обходится дешевле. Кроме того, крупные суда не могут пройти по Суэцкому каналу.

3. Третье место по загруженности занимает маршрут через Панамский канал. Этот маршрут заметно укорачивает путь из портов Восточного побережья США и стран Западной Европы на Западное побережье Северной и Южной Америки. Из Нью-Йорка в Сан-Франциско через Магелланов пролив расстояние составляет 21134 км, а через Панамский канал всего 8467 км.

Маршруты же из Европы до азиатских стран и Австралии через Суэцкий канал намного короче.

4. Западноафриканские маршруты связывают атлантические порты Европы, Северной и Южной Америки через мыс Доброй Надежды с Западным и Юго-Восточным побережьем Африки. По этому же маршруту следуют и супертанкеры с нефтью из стран Среднего Востока в Европу.

5. Южноамериканские маршруты через Магелланов пролив связывают Европу и Атлантическое побережье с Бразилией, Уругваем и Аргентиной.

6. Маршруты по северной части Тихого океана связывают Тихоокеанское побережье США и Канады с Японией и Китаем. Большинство этих маршрутов проложено по дуге большого круга и проходит вблизи Алеутских островов.

7. В южной части Тихого океана для США представляют интерес два маршрута: один через Гонолулу, Самоа и острова Фиджи, а другой – через Таити и острова Общества. Оба маршрута связывают Тихоокеанское побережье США с Новой Зеландией и Австралией.

 

 

Рис. 6.13. Схема морского маршрута перевозок грузов из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу

 

 

Перспективным является Северный морской путь, который в будущем составит достойную конкуренцию существующим маршрутам.

 

 

 

Рис. 6.14. Схема маршрута перевозок грузов с участием Северного морского пути

 

Морской порт следует рассматривать как комплекс инженерных и гидротехнических устройств и сооружений, расположенный на специально отведённых территории и акватории и предназначенный для осуществления операций с грузами, обслуживания пассажиров, транспортных средств флота и других видов транспорта.

 

Рис. 6.15. Акватория морского порта

 

К морским портам, согласно Кодексу торгового мореплавания РФ, относятся виды портов, указанные в таблице 6.1:

 

Таблица 6.1

Виды портов Определения
  Морской торговый порт Комплекс сооружений, расположенных на специально отведённых территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, для обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту.
  Морской рыбный порт Комплекс сооружений, расположенных на специально отведённых территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности комплексного обслуживания рыбного флота.
    Морской специализированный порт Комплекс сооружений, расположенный на специально отведённых территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определённых типов груза. К морским специализированным портам относятся также порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов.

Морские порты управляются портовыми властями в части обеспечения безопасности мореплавания, порядка в порту, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров, за правильностью использования мощностей, ремонт, развитие и строительство портовых сооружений.

Под портовыми властями понимаются администрации морских портов, осуществляющие административно – властные и другие возложенные на них Правительством РФ полномочия.

Морские порты делятся на две большие группы:

- объявленные для захода иностранных судов;

- не объявленные для захода иностранных судов.

Решения об объявлении открытия порта для захода иностранных судов принимается Правительством РФ. Перечень портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в Извещениях мореплавателям.

Порты классифицируются по следующим признакам:

- географическое положение (устьевые, речные, береговые, островные);

- конструкция причальной стенки (пирсовые, фронтального типа);

- период навигации (порты круглогодичного и некруглогодичного использования);

- отношение к уровню воды (открытые и закрытые, расположенные в бассейнах, отделённых от моря шлюзами);

- специализация (торговые, пасссажирские, рыбные специальные, военные порты (гавани).

 

6.3. Классификация морских судов

В кодексе морского мореплавателя под судном понимается самоходное или несамоходное сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

Торговый флот включает широкий спектр судов, различающихся функциональным назначением, размером скоростного хода и другими характеристиками.

По архитектурно – конструктивным особенностям суда подразделяются по способам погрузки-выгрузки:

- вертикальный способ «Ло-Ло»;

- горизонтальный способ «Ро-Ро»;

- способ с притоплением судна «Ро-флоу».

Также сухогрузные и наливные суда подразделяются:

- по высоте надводного борта;

- по количеству палуб – одна или две. При наличии навесной палубы шельтер-дечный тип судна;

- по раскрытию трюмов;

- по типу судовой энергетической установки.

 

Классификация морского транспортного флота по назначению (рис.6.14):

 

 

Морские транспортные суда  

 


 

Пассажирские и грузопассажирские суда     суда
Грузовые суда

Лайнеры
Круизные
Пассажирские паромы
Суда для массовых перевозок и местного сообщения
Комбинированные суда
Сухогрузные суда
Наливные суда
Нефтерудовозы
Универсаль- ные суда
Суда для навалочных грузов (балкеры)
Специализированные суда
Танкеры
Химовозы
Газовозы
Многоцелевые
Суда-снабженцы
Контейнеровозы
Лихтеровозы
Типа «Ро-Ро»
Рефрижераторы
Паромы
Ролкеры
Суда для перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов

 


 

 

Рис. 6.16. Классификация морского транспортного флота по назначению

Морской грузовой транспортный флот России имеет около 1300 грузовых судов общим дедвейтом около 15, 4 млн. тонн. Провозная способность этого флота оценивается в 130 млн. тонн.

В составе этого флота значительную долю составляют специализированные суда. Россия обладает самым мощным ледокольным флотом, в т.ч. четырьмя действующими атомными ледоколами: «Ямал», «50 лет победы», «Таймыр», «Вайгач».

 

 

 

Рис. 6.17. Структура морских судов

 

Концепция развития Северного морского пути, разработанная Центральным научно – исследовательским институтом морского Флота (ЦНИИМФ) предполагает:

- строительство 4-х атомных ледоколов нового поколения мощностью по 80000 л.с. каждый, атомного ледокола-лидера мощностью 150000 л.с. (к 2017г.), пяти дизельных ледоколов по 34000 л.с. и трёх портовых ледоколов мощностью по 9000 л.с.;

- пополнение транспортных средств ледового класса в количестве 80-90 единиц (к 2015г.), каждое мощностью по 5000 л.с.;

- модернизацию существующих и строительство новых портов (Сабетта, Печенга, Индига, Харасавэй), отгрузочных терминалов (Тикси, бухта Провидения, Петропавловск-Камчатский).

 

Типы судов морского транспорта:

Универсальные сухогрузные суда предназначены для перевозки генеральных грузов. Генеральный груз – это груз в упаковке (в ящиках, бочках, мешках и т.п.) или в отдельных местах (машины, металлические отливки и прокат, промышленное оборудование и т.п.).

Универсальные суда не приспособлены для перевозки какого-либо определенного типа груза, что не позволяет в максимальной степени использовать возможности судна. По этой причине строятся и широко применяются в мировом судоходстве грузовые специализированные суда, на которых лучше используется грузоподъемность и значительно сокращается время стоянки в портах под грузовыми операциями. Подразделяются они на следующие основные типы: балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы, рефрижераторные, пассажирские суда и танкеры и др. Все специализированные суда имеют свои индивидуальные эксплуатационные особенности.

 

Рис. 6.18. Балкер – судно для перевозок навалочных грузов

 

 

 

Рис. 6.19. Грузовой сухогрузный теплоход «река-море»

 

 

Рис.6.20. Ледокол

 

 

Рис. 6.21. Танкер для перевозки наливных грузов

 

Рис. 6.22. Круизный пассажирский лайнер

 

 

Рис. 6.23. Экраноплан

 

 

Рис. 6.24. Универсальное сухогрузное судно

 

Рис. 6.25. Контейнеровоз

 

Рис. 6.26. Рефрижераторное судно

 

Рис. 6.27 Ролкер «Ро-Ро»- судно с горизонтальной погрузкой-выгрузкой

 

Рис. 6.28. Лихтеровоз- судно, где в качестве грузовых единиц используются несамоходные баржи малой грузоподъёмности с грузом-лихтеры, (Ро-флоу)

Рис. 6.29. Рыболовное судно

 

Рис.6.30. Судно- лесовоз

 

 

Рис. 6.31. Парусное судно

 

 

Рис.6.32. Служебно-вспомогательное судно

 

 

Рис.6.33. Танкер-газовоз

 

 

Рис.6.34. Танкер-химовоз

 

Пример: характеристика балкера «Якутия», работающего на маршруте Северного морского пути:

Технические характеристики балкера «NS Yakutia»:

Год постройки - 2013,

Дедвейт – 74559 тонн,

Ледовый класс – 1B,

Длина – 225 м,

Ширина – 32 м,

Осадка – 14 м.

 

6.4. Структура управления морским транспортом России

6.4.1. Этапы формирования структур управления.

20 октября 1996 года Россия отметила 300-летие исторического решения Боярской думы России (по предложению Петра I): «Морским судам быть…».

Последующие три столетия морской торговый флот рос и развивался.

18 июля 1924 года постановлением Совета труда и обороны было образовано акционерное общество «Советский торговый флот» («Совторгфлот»). Оно объединило транспортные суда, принадлежавшие различным наркоматам, ведомствам и акционерным обществам.

Этим закладывались основы централизованного управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства, складывалась его инфраструктура, включавшая не только суда, но и порты, судоремонтные заводы, учебные заведения.

«Совторгфлоту» были подчинены четыре конторы с расширенными коммерческими функциями: Северная, Балтийская, Черноморско-Азовская, Дальневосточная. Были открыты заграничные конторы, ряд агенств и представительств. Вся работа координировалась Центральным правлением «Совторг-флота» в Москве.

Под флагом «Совторгфлота» удалось собрать всего 128 пароходов общей вместимостью около 168 тыс. регистровых тонн.

Окончательное оформление морского транспорта в самостоятельную отрасль произошло перед Великой отечественной войной.

На 1 апреля 1941 года в составе 14 морских пароходств, 51 морского порта, 27 судоремонтных завода насчитывалось 870 судов общим дедвейтом 2, 1 млн. тонн.

С конца 1950-х годов началось бурное развитие отрасли и пополнение новыми судами. Уже в 1965 году морской транспортный флот страны составил 1187 единиц общим дедвейтом 8, 4 млн. тонн.

На 1 января 1990 года было 17 пароходств, 1800 судов общим дедвейтом 22, 4 млн. тонн, 67 портов, 26 судоремонтных предприятий, 6 высших и 14 средних специальных учебных заведений, 14 мореходных школ, 7 научно-исследовательских, проектных и конструкторских учреждений.

После распада Советского Союза под юрисдикцию Украины отошли Черноморское, Азовское и Дунайское пароходства со всеми структурными предприятиями. То же самое произошло с Латвийским, Литовским, Эстонским, Грузинским, Каспийским и Среднеазиатским пароходствами, которые в полном составе вошли в соответствующие независимые государства.

Произошла реорганизация и Министерства морского флота. В январе 1992 года вместо него был создан Департамент морского транспорта в составе Министерства транспорта России. Функции, связанные с оперативным управлением работой судов, портов, заводов, были переданы пароходствам и другим предприятиям морского транспорта на бассейнах.

Вместо 17 пароходств, входивших в состав Министерства морского флота СССР, в России осталось 10 пароходств.

Структура и назначение морских пароходств значительно изменились. Из их состава вышли и стали самостоятельными крупные морские торговые порты и судоремонтные заводы. Пароходства стали в основном судоходными компаниями. Существенно изменилась и форма собственности. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 июля 1992 года все пароходства, кроме Арктического, а потом и Северо-Каспийского, стали акционерными обществами. В Мурманском пароходстве ледокольный флот остался в государственной собственности, и эксплуатация ледоколов стала осуществляться на основе специального договора пароходства с государством.

В связи с распадом отрасли Россия потеряла почти половину морских торговых портов и несколько железнодорожных паромных переправ на Балтике, Чёрном и Каспийском морях.

Учреждены Морские администрации портов России.

В России из 30 судоремонтных заводов осталось 14, из 17 баз обслуживания флота-9 баз.

По состоянию на 2012 год морской транспорт России составляют 10 пароходств, более 80 государственных, акционерных и частных судоходных компаний, свыше 40 морских торговых портов, 13 судоремонтных заводов, Государственный регистр морского судоходства, 5 научно - исследовательских и проектных институтов, 3 академии, 9 колледжей, 11 лицеев.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.