Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй. Конституция. Роль императора






После капитуляции Японии во второй мировой войне вер­ховную власть в стране, по соглашению с союзниками, осу­ществляла американская военная администрация, одной из главных задач которой стала демилитаризация и демократи­зация страны. В рамках этого процесса в Японии была раз­работана новая конституция, принятая в октябре 1946 г. и вступившая в силу 3 мая 1947 г.

Конституция впервые в истории страны провозгласила принцип национального суверенитета и основные демократи­ческие свободы, ввела всеобщее избирательное право. В каче­стве основополагающей концепции государственного управ­ления была принята концепция правового государства и про­возглашен один из фундаментальных принципов классической демократии — принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Редким прецедентом в практике государственного права стала статья 9 конституции, которая объявила безоговороч­ный отказ «на вечные времена» от войны как способа разрешения международных споров, равно как и от обладания ка­кими-либо «средствами войны».

Поскольку решающую роль в разработке Основного зако­на Японии играли американские специалисты, в него было привнесено большое количество американских политико-го­сударственных норм, а также положений конституции США. Вместе с тем были учтены традиции японской государствен­ности.

Конституция кардинально изменила систему взаимоотно­шений между государственным управлением и правом. В стра­не впервые была введена система государственного управле­ния, формально основанная исключительно на парламентских законах. При этом парламент был провозглашен «высшим ор­ганом государственной власти». Конституция наделила выс­ший представительный орган исключительными прерогатива­ми в сфере законодательства. Однако, как и в большинстве развитых стран, в Японии существует равноправие парламента и правительства в законодательной инициативе.

Конституция коренным образом изменила статус японского монарха. Из персоны «священной и неприкосновенной» он превратился в «символ государства и единства народа». Од­нако в конституции нет формулировки о том, какова форма правления в стране, хотя императорский трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. По этому поводу среди японских и зарубежных правоведов существует несколько суж­дений. Одни считают, что Япония является парламентарной монархией, так как имеется наследственный монарх с титу­лом императора (тэнно). Другие заявляют, что монархии уже не существует, а Япония является республикой с монархиче­скими атрибутами, имеющими лишь внешнее, формальное значение.

Не содержит конституция положений и о главе государ­ства. Вследствие этого возникли некоторые концепции, затра­гивающие вопрос о том, является ли главой государства им­ператор. Согласно одним теориям, именно император есть глава государства, согласно другим, таковым является премьер-министр. Широко распространены также теории, в которых утверждается, что в Японии существует специфический тип парламентарной монархии, при которой император не явля­ется главой государства, а служит лишь символом монархии. В целом можно сказать, что по форме правления Япония представляет собой уникальное сочетание слабой монархиче­ской оболочки и вполне реального республиканского содер­жания принципов формирования и функционирования госу­дарственных институтов и положения личности.

Согласно конституции, император «от имени народа» со­зывает парламент, может объявить о роспуске нижней пала­ты (но по рекомендации правительства); промульгирует по­правки к конституции, законы, договоры, правительственные указы; назначает премьер-министра по рекомендации парла­мента; награждает орденами, принимает иностранных дипло­матических представителей и выполняет ряд других, главным образом церемониальных функций. Наделение императора данными полномочиями носит лишь формальный характер, поскольку его инициатива в их осуществлении не предусмот­рена.

Таким образом, император не обладает полномочиями, свя­занными с осуществлением государственной власти, и может предпринимать действия, относящиеся к делам государства, лишь по совету и с одобрения кабинета министров, который и несет за них ответственность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.