Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Центральные органы власти Фолькетинг






Дания — парламентская монархия. По конституции главой государства является король. Ему и фолькетингу (парламенту) принадлежит законодательная власть. Через правительство король осуществляет исполнительную власть. Фактически пра­ва короля значительно ограничены.

Парламент Дании состоит из одной палаты, в которую из­бираются 179 депутатов. Срок его полномочий — 4 года. Од­нако он может быть досрочно распущен королем по предло­жению правительства. После своего избрания фолькетинг на двенадцатый будний день собирается в 12 часов дня, но ко­роль вправе собрать его и раньше. Специального созыва на очередные сессии не требуется. Парламентский год начина­ется в первый вторник октября, и в этот день открывается сессия фолькетинга, которая продолжается обычно до весны. Если премьер-министр или не менее 2/5 депутатов потребуют созвать сессию и в другое время с указанием повестки дня, председатель фолькетинга обязан удовлетворить их требование.

Фолькетинг выбирает свой руководящий орган — президи­ум, состоящий из председателя и заместителей председателя. Президиум руководит работой фолькетинга и его комиссий.

Постоянные комиссии создаются по основным отраслям госу­дарственной деятельности, в том числе по делам Гренландии. Они состоят из представителей партийных фракций пропор­ционально числу их мест в парламенте. Кроме того, могут быть образованы специальные комиссии для расследования какого-либо конкретного дела, выяснения какого-либо вопроса, рас­смотрения законопроектов. Им предоставлено право требовать от любых лиц и учреждений необходимые сведения или доку­менты. Фолькетинг избирает высшего государственного чинов­ника. Он наблюдает за гражданской и военной администра­циями. Если этот чиновник находит, что действия тех или иных государственных служащих противоречат конституции либо за­конам, он докладывает об этом фолькетингу. В целях провер­ки финансовых отчетов государства, представляемых правитель­ством, парламент назначает нескольких ревизоров. Фолькетинг выбирает (не из своего состава) половину членов Государствен­ного суда и нескольких их заместителей.

Фолькетинг, по конституции, обладает довольно широкими правами. Они касаются таких важных вопросов, как финан­сы страны, законодательство, контроль за деятельностью пра­вительства, внешняя политика государства, объявление вой­ны и заключение мира, формирование вооруженных сил страны. Свой регламент фолькетинг утверждает сам, только он решает вопрос о законности выборов депутатов.

Фолькетинг является законодательным органом. Формально законодательная деятельность парламента ограничена королем, без санкции которого не вступает в силу ни один закон. Одна­ко на практике король никогда не отказывает фолькетингу.

Законодательной инициативой обладают депутаты и пра­вительство. Последнее направляет в парламент законопроек­ты от имени короля. Предпочтение всегда отдается правитель­ственным проектам. Предложения отдельных депутатов, если они не поддержаны правительством, имеют мало шансов быть принятыми, так как за спиной правительства стоят партия либо блок партий, имеющие большинство в парламенте.

При обсуждении проект закона проходит три чтения. В первом чтении депутатов ставят в известность, что поступил тот или иной законопроект. Затем он посылается на рассмот­рение соответствующей постоянной или специальной парла­ментской комиссии, которая его детально изучает.

После того, как законопроект обсужден в комиссии, он вместе с ее заключением поступает на второе чтение. Здесь уже обсуждается все содержание проекта по статьям. Третье чтение — обсуждение его в целом. Затем происходит голосо­вание. Для одобрения любого законопроекта требуется боль­шинство голосов. После этого он представляется королю, ко­торый в течение 30 дней утверждает его. Для принятия законопроектов, касающихся изменения конституционного порядка престолонаследия и ограничения национального су­веренитета в пользу международных органов, необходимо большинство в 5/6 голосов членов фолькетинга.

Важной компетенцией парламента является обсуждение вопросов внешней политики страны. Обо всех значительных мероприятиях в этой области правительство должно ставить в известность фолькетинг. Без его согласия правительство не может увеличивать или уменьшать вооруженные силы стра­ны, применять их против иностранного государства, за ис­ключением обороны от агрессии. Но и в последнем случае должен быть немедленно созван парламент, на рассмотрение которого ставится данный вопрос.

Фолькетинг издает правила, касающиеся порядка назна­чения, увольнения и перемещения государственных служащих.

Важнейшим правом парламента считается контроль за де­ятельностью правительства. Принцип парламентской ответ­ственности Совета министров впервые был закреплен в кон­ституции 1953 г., хотя на практике он применяется с начала XX столетия. Ни один министр не может оставаться на сво­ем посту, если парламент выразил ему недоверие. Это не вы­зывает отставки всего правительства. Если же фолькетинг вы­разил недоверие правительству в целом или премьер-министру, правительство должно уйти в отставку. И, наконец, фольке­тинг может привлечь министров к судебной ответственности за их противозаконные действия. Обвинение рассматривает­ся Государственным судом.

Меньшинство в фолькетинге обладает определенными га­рантиями: так, законопроекты, против которых голосует мень­шинство, рассматриваются по усложненной процедуре (это не относится к финансовым законопроектам и законопроектам об отчуждении собственности). Две пятых членов фолькетинга могут потребовать от его председателя отсрочки третьего чте­ния законопроекта на 12 дней после того, как он обсуждался во втором чтении. Одна треть членов парламента в течение трех будних дней после принятия проекта закона может напра­вить письмо председателю фолькетинга с требованием, чтобы закон был поставлен на референдум. Если фолькетинг под­держит это предложение, законопроект публикуется, и рефе­рендум проводится не ранее 12 и не позднее 18 дней после публикации. Законопроект считается отклоненным, если про­тив него высказалось большинство избирателей, участвующих в голосовании (но не менее 30 процентов избирателей). Из этого правила установлено исключение для ряда вопросов. Так, не могут быть поставлены на референдум финансовые законопроекты, законопроекты о штатах административных учреждений, о принудительном отчуждении частной собствен­ности.

Король

Главой государства в Дании является король. По конститу­ции он осуществляет совместно с фолькетингом законодатель­ную власть и целиком — исполнительную власть.

Король не может вступать в брак без согласия фольке­тинга. Наследники же при вступлении в брак должны полу­чать на это разрешение короля, который дает его в Госу­дарственном совете. На практике король согласовывает этот вопрос с правительством. После смерти или отречения ко­роля престол переходит к его детям в порядке старшинства. В случае отсутствия наследников престола короля избирает фолькетинг. Фолькетинг устанавливает цивильный лист ко­роля на все время его царствования, определяет, какие замки и другие государственные владения передаются в его пользование.

По конституции, король обладает довольно значитель­ными правами. Он назначает и увольняет в отставку пре­мьер-министра и министров, определяет их полномочия, возглавляет Государственный совет (собрание министров под его председательством), назначает судей, всех высших долж­ностных лиц государства, чиновников, возглавляющих уп­равление на местах, в Гренландии и на Фарерских остро­вах. Король может распустить фолькетинг, открывает его очередные сессии и утверждает принятые им законопроек­ты, может издавать в период между его сессиями времен­ные законы.

Король назначает представителей датского государства за границей, при нем аккредитованы представители иностран­ных государств. От его имени заключаются международные договоры и соглашения. Он считается главнокомандующим вооруженными силами страны.

Король имеет право помилования и амнистии.

Однако фактически власть короля существенным образом ограничена. Большинство его прав как в области внутрен­ней жизни страны, так и в международных отношениях пе­решло к Совету министров. Назначение им Совета министров стало чисто формальной процедурой, вооруженными сила­ми на деле руководит правительство через министра оборо­ны и т.д. Что касается права короля не утвердить законо­проект, то этим правом он уже давно не пользуется.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.