Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Губернское и местное самоуправление






Местное самоуправление Финляндии имеет давнюю исто­рию, охватывающую несколько столетий. Оно сохранялось и тогда, когда Финляндия входила в состав Российской импе­рии.

После того, как в 1917 г. Финляндия стала независимым государством, ее коммунальное управление получило возмож­ность совершенно самостоятельного развития, впрочем, не без существенного воздействия на него аналогичного про­цесса в других северных странах. В 1948 г. законы, касаю­щиеся управления городами и сельскими коммунами, были собраны и изданы в виде одного закона. В изданном в 1987 г. законе о коммунах городские и сельские коммуны уже не различаются. В 1995 г. принят новый закон о местном са­моуправлении. Финляндия делится на губернии, уезды и коммуны.

В стране насчитывается 12 губерний, во главе правления каждой из которых стоит назначенный президентом губерна­тор. Губернское правление — это учреждение, относящееся к министерству внутренних дел. Его задача заключается в разви­тии всей губернии. В губернском правлении имеются общий отдел, отдел по делам социального обеспечения и здравоох­ранения, отдел по делам школ, губернская контора, а также губернский суд, который рассматривает, в частности, адми­нистративные вопросы. Высшим органом управления уезда яв­ляется уездная управа.

На губернском уровне в определенных сферах функцио­нируют также государственные чиновники по административ­ным вопросам, представляющие различные министерства и ведомства, например, в промышленных округах — Министер­ство торговли и промышленности, в межевых округах — Глав­ное межевое управление.

В губерниях существуют также и органы сотрудничества коммун, имеющих самоуправление, — коммунальные союзы. Часть коммунальных союзов действует на территории только нескольких коммун, и поэтому они рассматриваются как орга­ны местного самоуправления. Часть коммунальных союзов, деятельность которых выходит за пределы этих границ, мо­жет причисляться к губернскому управлению (в особенности это относится к коммунальным союзам по больничному делу).

В подчинении губернского правления состоят общие офи­циальные инстанции местного самоуправления: ленсманы и магистраты так называемых старых городов. По конституции 1919 г., управление городами должно основываться на само­управлении граждан. Коммуны функционируют, однако, под руководством и контролем центральных государственных и официальных губернских органов. Обеспечение граждан ос­новными услугами сосредоточено главным образом в комму­нах, а государство участвует как в организации этой работы, так и в финансировании их деятельности.

В Финляндии 455 коммун, из них 102 — городские. Орга­нами муниципального самоуправления являются также объединения коммун, которые образованы коммунами с целью обеспечения совместной деятельности (270 объединений). По количеству своих жителей, площади и структуре экономики муниципалитеты сильно отличаются друг от друга, однако, несмотря на эти различия, юридически коммуны имеют оди­наковый статус — одинаковые права и обязанности. К мест­ному самоуправлению относятся также приходы государствен­ных церквей: 594 прихода евангелическо-лютеранской церкви и 25 приходов православной церковной управы. Примерно 91% финнов принадлежат к этим церквам.

Задача коммун — создание и обеспечение основных усло­вий для благополучного существования своих жителей. Эта задача коротко и ясно сформулирована в новом законе о ком­мунах, вступившем в силу в начале июля 1995 г.: «Коммуна стремится содействовать росту благосостояния своих жителей и непрерывному развитию своего региона». В общественной структуре и в системе управления Финляндии коммуны от­вечают за предоставление комплекса необходимых услуг жи­телям коммун. Из разнообразных функций муниципалитетов в качестве основных можно выделить следующие: школьное образование и обучение, культура и проведение досуга, услу­ги здравоохранения (поликлиники и больницы), услуги со­циального обеспечения (детские сады, забота о престарелых, обслуживание инвалидов, предоставление денежной помощи), решение задач, связанных с планированием и строительством (разработка планов землепользования, создание и обслужи­вание элементов инфраструктуры, охрана окружающей сре­ды, сбор и транспортировка отходов и т.д.).

В 1996 г. в конституцию Финляндии были внесены изме­нения, расширившие сферу ответственности местного самоуп­равления. Так, в частности, было установлено, что органы вла­сти на государственном и местном уровнях, т.е. государственное управление и местное самоуправление, должны стремиться к обеспечению каждому гражданину права на здоровую жизнен­ную среду. Указано также, что органы власти на государствен­ном и местном уровнях должны содействовать занятости и обес­печению каждому гражданину права на работу.

Какие-либо задачи могут быть поручены коммунам толь­ко на основании Закона о коммунах, который является за­коном общего характера, формулирующим общие полно­мочия коммун. Таким образом, в принципе коммуна сама определяет свои задачи (если они не поручены какому-либо другому органу). Предусматривается, однако, что задачи эти имеют характер, общий для всех или большей части мест­ного населения. В последние годы коммуны стали прилагать особенные усилия в улучшении общих условий экономиче­ской жизни. В небольшой степени они занимаются коммер­ческой деятельностью, продавая электроэнергию, обеспечивая водоснабжение и обработку отходов. Однако спекулятивная деятельность коммунам запрещена. На основании отдельных законов к ведению коммун могут быть отнесены и другие задачи, такие, в частности, как обеспечение работы больниц, обеспечение каждому жителю коммуны достаточных средств к существованию. Организация преподавания в общеобра­зовательных школах также находится в их компетенции. На основании Закона о строительстве коммуны должны забо­титься о физическом планировании и надзоре за строитель­ством.

Для финансирования своей деятельности коммуна имеет право взимать налоги. Кроме того, коммуна получает дохо­ды, продавая некоторые услуги (электро- и водоснабжение). Для погашения расходов в областях здравоохранения, соци­ального обеспечения и школьного образования коммуны по­лучают государственные субсидии, суммы которых определя­ются, исходя из количества жителей коммуны, возможностей ее финансовой деятельности и объема требуемых услуг. Ос­новы определения размера субсидий должны быть максималь­но простыми.

Высший орган власти в коммуне — избранный на всеоб­щих выборах совет коммуны. Исполнительными органами яв­ляются правление коммуны и разные комиссии. В коммуне име­ется также директор коммуны, который, подчиняясь правлению, руководит ее деятельностью. Директор может быть избран на определенный срок или без срока. Если директор коммуны избран на период работы совета коммуны, он может стать так­же председателем этого совета.

Государство, со своей стороны, контролирует в коммунах соблюдение законности. Другими словами, оно может вме­шиваться в дела коммун только в случае нарушения закона. Государственные органы могут, однако, давать коммунам со­веты и инструкции. В целом коммуны весьма самостоятель­ны по отношению к государству.

Жители коммуны имеют право обжаловать решения, при­нятые органами управления коммуны, однако, основанием для жалобы может быть только нарушение законов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.