Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные журналистские жанры и тенденция их развития.






Жанр - исторически сложившийся тип журналистского произведения. Основой всех журналистских произведений является факт, и от всех литературных произведений и жанров журналистские отличаются наличием фактического материала.

Жанрообразующие признаки:

1. Предмет отображения.

2. Целевая установка (Информировать? Размышлять? Отображать?)

3. Метод (творческие принципы, зависит от 1 и 2).

Резкая информатизация жур-ки отрицательно отразилась на разнообразии современных жанров. Художественно-публицистические уступили место информационным и аналитическим, т.к. последние обладают большей оперативностью. Исчез такой объемный жанр, как очерк; портретный в частности – кто герой нашего времени не известно, его нет, ток разные богачи-олигархи-новые русские. Исчезает репортаж. Везде только аналитика, все сухое – уходит эмоция, следовательно, и творчество. Слишком популяризировали интервью. Плюс журналист зачастую не имеет идеи, мнения, чисто регистрирует чужое. Упала популярность сатирических статей, памфлетов, журналистское расследование подменяется “сливом компромата”.

Информационные жанры отличаются т.н. «телеграфным стилем» повествования, подачи фактов в контексте реального времени. Заметка - самый распространенный инф.жанр. Сообщает о важном факте, событии общественной жизни. Сжатость изложения, высокая оперативность: что, где, когда? Отчет – развернутое информационное сообщение о прошедшем событии, мероприятии. Отличается сухостью и последовательностью изложения. Должны быть точно представлены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т.д.). Язык и стиль - официально-деловой. Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами, имеющая общественный интерес. Изложение фактов, высказывание о событиях ведется от имени человека, которого интервьюируют. Виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. Репортаж - жанр, оперативно и ярко " передающий" факты с места событий. " Эффект присутствия" - читатель, слушатель, зритель видит и слышит случившееся событие глазами репортера. Автор сам участник события, приобщает к нему читателей.

Аналитический жанр - обязательное наличие ярко выраженного аналитического начала, приоритетность компетентного, порой научного осмысления проблемы или процесса над простым информированием, констатацией факта. Не обязательно текущие события, жанр не относится к оперативным. Обязательно - наличие элементов прогностики, определения путей и методов решения рассматриваемой проблемы. По сравнению с информационными жанрами аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно важных явлений. Статья – локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной ситуации. Масштабные выводы предваряются характеристикой фактических данных и ситуаций, рассмотренных в совокупности. Факты играют иллюстративную роль, важны же проблема и явление. Используются аргументация, мотивация действий. Рецензия - жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, фильмов, телепередач, худ. выставок, муз.концертов итд. Задачи - воспитательная и эстетическая. Обозрение или обзор - жанр, знакомящий аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария. Можно назвать " панорамой событий".

Художественно-публицистические жанры отличаются тем, что в них присутствуют одновременно художественность и публицистичность Художественность - образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно произошедших или придуманных событий. Публицистичность выражается в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла. Конкретный, документальный факт отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. Очерк - небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Делятся на описательные (путевые и событийные) и сюжетные (портретные и проблемные). Описательные отличаются однолинейностью повествования, подчиненностью хронологии события, сюжетные - постановкой проблемы, требующей решения, сложностью отображения жизненных коллизий. Повествование может вестись от 1ого, 3его или множественного лица. Автор очерка может быть сам участником события; " за кадром", его повествование может быть " фоном", на котором развиваются события; он может быть наблюдателем - главным " оценщиком". Зарисовка - небольшой по объему жанр, отличается от очерка тем, что в нем отсутствует сюжет и проблема. Это цепь картин, ассоциаций. Виды: пейзажная, ассоциативная, портретная (чела, местности, явления). Эссе – сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету, не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Высокий эмоциональный накал наряду с философскими размышлениями. Как правило отсутствует сюжет. Темы отличаются злободневностью и актуальностью.

Сатирические жанры. Сатира - критика реальной действительности с целью ее улучшения. отличаются от литературных достоверностью описания, адресностью фактов. Отличаются критикой, сатирой, юмором, использованием таких приемов, как ирония, сарказм, гротеск, гипербола итп. Фельетон – его задача обличение общественных пороков, недостатков, содействие их искоренению. Синтез 3 начал: публицистического (факт не только конкретен, актуален, но и оперативен), сатирического (выявляется комическое содержание факта) и художественного (создание сатирического образа). «Фельетон» - с фр. " листок" - в 1800 году в журнале " Де Пари" был вложен листок с театральными афишками, с мелкими объявлениями. Памфлет - произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое - злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели). Даниэль Дефо за памфлет " Кратчайший путь расправы с диссидентами" выстоял у позорного столба. За " Философские письма" Чаадаев А. был объявлен сумасшедшим. " Письмо к Гоголю" Белинского В. Г. распространялось в списках. Пародия - передразнивание. Цель - гипертрофировать, подчеркнуть особенности критикуемого явления, произведения, его содержания, формы. Эпиграмма – с греч. " надпись на камне" - сатирическая миниатюра, отличающаяся сжатостью объема критики, осмеяния. Метит в определенный объект, бывает нацелена на отрицательное явление. Часто дается как текстовка к карикатуре. Басня - сатирическое произведение назидательного характера, герои - животные. Карикатура - гротескное изображение критикуемого явления, события, человека; бывают словесными и изобразительными. Шарж - критическое изображение человека, события, явления. От карикатуры отличается гипертрофированным, гротескным изображением какой-либо части тела или части явления. Анекдот - небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее злободневную острую критику.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.