Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мильтон и концепция свободы печати.






Джон Мильтон (1608 - 1674), английский поэт, политический деятель. В период Английской буржуазной революции 17 века - сторонник индепендентов. В двух памфлетах “Защита английского народа” (1650, 1654) выступил как поборник суверенитета английской республики, противник феодальной реакции. Философские трактаты о свободе печати, о свободе частной жизни, о воспитании. Антимонархические работы. Мильтон воспринимал свободу печати как свободу от цензуры.

В 1644 Парламент запретил издание богохульных книг и ввел цензуру (при Кромвеле). Тогда Мильтон написал обращение к парламенту о свободе печати “Ареопагитика” (1644). Ареопаг - собрание мудрых, греческое слово. Ареопагитика” написана в форме речи, обращения к членам парламента. В качестве образца для подражания Мильтон избрал речь Исократа (436-338) “Ареопагитик”. Мильтон впервые формулирует проблему взаимоотношений печати и власти. Главная мысль: абсурдность восстановления цензуры. Он считал, что власть не имеет права управлять печатью. Отвергает цензуру по этическим и философским причинам. Принятый закон не будет способствовать распространению добродетели, т.к. будет ограничивать свободу выбора, в то время как свобода выбора – основа добродетели. Каждый человек наделен разумом, разум есть способность выбора. Признавая за человеком разумность, надо признать за ним и право узнавать и сопоставлять разнообразные, в т.ч. ложные мнения и доводы. Только таким образом можно приблизиться к истине и добру. Ограничение печати не освободит людей от безнравственных идей, т.к. они распространяются не только в печатном виде. Как хорошие, так и дурные правители могут ошибаться. Власть может быть ложно осведомлена. Необходимо ценить чистосердечные указания, слово журналиста, слово печати. Свободная печать может помочь правителю. Невозможно найти цензоров, способных безошибочно определить, жить или не жить книге, ибо, скорее всего это будут люди невежественные, властные, невнимательные. Это может повредить развитию науки. Также это проявление неуважения ко всем людям. Если считать, что человек не может самостоятельно отличить хорошее от дурного, то почему цензоры способны судить о вредности и полезности той или иной идеи, содержащейся в книге, в печатном слове? Мильтон защищает право автора на издание своей работы, утверждает, что “…правда и понимание - это не такого рода товар, который может издаваться по лицензии”. Мильтон допускал ограничения для намеренно клеветнических и злобных книг. Образность “Ареопагитики” построена на Ветхом завете, прежде всего Самсон, Соломон.

После установления в Англии республики с 1649 Мильтон занимал должность правительственного секретаря при Государственном совете и выполнял обязанности цензора (1649-52).

1689 - Билль о правах издан королем Яковом 2. Впервые в мире был принят билль о гражданских правах, в том числе о свободе печати. Англия никогда не имела конституции, но стала первой страной с конституционной монархией. Билль о правах выполнял функции конституции. 9 пункт: Свобода слова не может дать повода к преследованию и быть предметом рассмотрения в каком-либо суде или другом месте, кроме парламента.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.