Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое политкорректность за рубежом и у нас.






Политкорректность — политическая корректность (далее — ПК). Термин стал популярным в 90-е годы, заимствован из английского языка. ПК подразумевает практику прямого или опосредованного запрета на употребление слов и выражений, считающихся оскорбительными для определённых социальных групп, выделяемых по признаку расы, пола, возраста, вероисповедания, сексуальной ориентации и т. п. Термин использовался в 70-е американцами для критики левых государств, требовавших придерживаться партийной линии. Сейчас он используется левыми для продвижения своих идей. Конечно, у этого явления есть как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, основываясь на гипотезе того, что язык формирует действия человека (гипотеза Сепира-Уорфа), политкорректность позволяет избегать языка вражды и создавать диалог, который не будет травмировать участников. Например, многие термины морально устарели в связи с развитием науки и изменением отношения к обозначаемым явлениям. Например, сейчас стоит употреблять термин гомосексуальность (в этом случае слово обозначает сексуальную ориентацию), а не гомосексуализм (так обозначали недостаток человека). С другой стороны, ПК часто доходит до абсурда и даже становится поводом для сатиры.

Критикуя политкорректность, в первую очередь стоит обратить внимание на ее смысл. Аргументируя необходимость политкорректности, говорят о желании создать комфортный диалог, но как ни странно, часто ПК только мешает его создавать. Нетерпимый человек, даже используя верные термины, может не только не изменить свое отношение к обсуждаемой теме, а даже отнестись к ней с еще большей агрессией, чувствуя себя обязанным обращать внимание на свои выражения. Также люди устают от необходимости постоянно выбирать слова, боясь задеть чужие чувства, и просто отказываются от разговора. Может показаться, что ПК актуальнее для Запада (с его борьбой за права меньшинств), но для нас эта тема тоже актуальна — достаточно вспомнить закон о защите чувств верующих. На мой взгляд, такие законы делают тему табуированной, мешая ее развитию. Говоря о проблеме мигрантов, политкорректность также «припудривает» реальное отношение к мигрантам. Я считаю, что для того, чтобы решать общественные проблемы, нужно открыто заявить о своем отношении к ним, понять его причины и возможно, изменить его. По мнению Леонида Ионина, написавшего книгу «Политкорректность: дивный новый мир», ПК — современная идеология, служащая обоснованию политики государств и подавлению инакомыслия. В своей книге он критикует феномен ПК, объясняя это тем, что она мешает познанию и заставляет большинство подчиняться меньшинству. Взгляды автора оправданно могут показаться категоричными, но заставляют задумываться, что стоит различать понятия политкорректности и тактичности, и использовать политкорректность для того, чтобы проявить уважение к меньшинствам, а не проявить агрессию по отношению к большинству, заставив его стыдиться и молчать.

(Еще варианет):

Современные исследователи и практики нередко применяют термин политкорректность для обозначения целой системы новых критериев и нравственных стандартов в отношениях не только в собственно политической сфере, но и в философии, этике и культурологии. Но в этом случае важен сам подход, та общепризнанная методология, которая позволяет не только провозгласить независимость СМИ, но и реально обеспечить каждому подлинную возможность самовыражения без нарушения прав и ущемления достоинства других людей. Возникает жизненная необходимость введения нового понятия, которое, с одной стороны, устанавливает с помощью международных и государственных ресурсов единые для всех, более прогрессивные стандарты, с другой исключает непосредственное применение репрессивных мер государственного принуждения. Сегодня политкорректность на практике - это реализация желательных социальных стереотипов силами прогрессивной общественности, в частности журналистским сообществом. Политкорректность можно определить как бархатную революцию сознания, реальную вынужденную альтернативу государственной цензуре и расколу общества на противоборствующие группы, классы и нации. Не только политкорректность, но и многие базовые понятия международного права, такие, как раса, народ, нация, меньшинства до сих пор не имеют утвержденных общепризнанных дефиниций. Однако их содержание раскрывается через подробное описание составов таких с ними связанных международных правонарушений, как, например, дискриминация, геноцид. Не посягая на безусловное право СМИ на независимость и свободу распространения информации, международные нормы обязывают журналистов выполнять свои функции с осознанием ответственности перед обществом и гражданами. Для этой цели есть кодекс профессиональной этики журналистов. Это и есть примерная процедура реализации идеи политкорректности на практике. При таком весьма демократичном подходе всякие домыслы о попытках возрождения цензуры под видом политкорректности теряют основу. Роль государства и его профильных органов заключается лишь в том, чтобы постоянно держать эти проблемы в фокусе своего внимания. В некоторых случаях именно политкорректность становится единственно возможным механизмом предотвращения больших социальных потрясений и сдерживания эскалации межнациональных конфликтов. Следуя международным стандартам, обязанность федеральных государственных органов, рассчитывающих на политкорректное отношение к своим действиям и решениям, заключается в том, чтобы всемерно содействовать повышению правовой грамотности и постоянному профессиональному обучению журналистов; обеспечить на практике процедуру приведения уставов СМИ и профессиональных кодексов в соответствие с политико-правовыми реалиями сегодняшнего дня; своевременно предоставить возможности, в том числе и финансовые, для регулярной и плодотворной деятельности общественных советов по разрешению информационных конфликтов. Политкорректность всегда предполагает наличие ясно выраженной и последовательно проводимой государственной воли. Отсутствие четкой правовой позиции приводит к тому, что в случае конфликта данный вопрос получает каждый раз непредсказуемое решение в правоохранительных органах и в суде.

 

 

2. В.Г. Короленко против насилия и произвола («Мултанское жертвоприношение», «Сорочинская трагедия», «Бытовое явление», письма Луначарскому).

Владимир Галактионович Короленко (15 (27) июля 1853, Житомир — 25 декабря 1921, Полтава) — русский писатель украинско-польского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и Советской власти. За свои критические взгляды Короленко подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведенном на Украине, и ссылкой в Сибирь.

Начиная с 1896 года одна за другой появлялись полные политической страстности и гражданского мужества публикации. Темы: разоблачал царское правительство, восставал против черносотенных погромов и казней, ставших «бытовым явлением» в годы реакции, выступал в защиту угнетенных народов всех национальностей России. В основном, журналистская деятельность связана с журналом «Русское богатство». Не только писал, но и влиял – организовывал бесплатные столовые, собирал деньги для помощи голодающим, однажды удержал толпу погромщиков на рынке, спасал жертв красного террора.

«Мултанское жертвоприношение». На окраине деревни Мултан нашли труп странника, обвинили 10 крестьян-удмуртов в ритуальном убийстве, приговорили к пожизненной каторге в Елабуге за убийство. Что решил сделать: Короленко со своим коллегой поехали туда и вели запись процесса. Короленко начинает цикл со своих впечатлений после второго заседания. Заметил нарушения в ходе следствия: не записывается ход процесса, показания вынуждались самыми незаконными способами, лжесвидетельство, фальсифицированное судопроизводство -> нужно сделать слишком много допущений, чтобы приговор суда выглядел справедливым. Как борется за справедливость: дать независимое отображение ситуации, призывает ориентироваться на факты, подключает прессу, юристов, этнографов-фольклористов, стенографировал, вел следствие, беседовал с односельчанами обвиняемых, подробно осмотрел и зарисовал обстановку, в которой было совершено убийство -> опроверг недобросовестных ученых-этнографов, защитил подсудимых. Добился: пересмотра дела в Сенате, полного оправдания в 1896. А все почему? Совершенное знание материалов следствия и дела, тонкая аргументация, могучий темперамент художника и публициста. Цитаты: «Я привез с собой тяжелое чувство, с каким был выслушан обвинительный приговор, — и мне хочется крикнуть: нет, этого не было!», «Перед ним дело, в правильном исходе которого заинтересовано не одно обвинительное или защитительное честолюбие, но вся Россия!», «Произносится суд над целой народностью или целым общественным слоем».

«Сорочинская трагедия». Незаконный арест крестьянина привел к тому, что крестьяне арестовали пристава и урядника. Приехал исправник с казаками, избили сорочинцев, в результате конфликта был убит исправник и 20 сорочинских жителей. Позже приехал старший советник Полтавского губернского правления Филонов. Был проведен жестокий допрос, били людей. Короленко написал открытое письмо Филонову: под суд должен немедленно отправиться или Филонов, или он, Короленко, - за клевету. Филонов был убит террористом в Киеве. Короленко стали осаждать анонимными письмами с угрозами, травить в прессе. Результат: Короленко был привлечен к судебной ответственности. Данные судебного расследования целиком подтвердили все в его письме факты; дело пришлось прекратить.

«Бытовое явление». За неповиновение, за любой проступок крестьян стали казнить и вешать. Установлены полевые суды, где людей казнили без доказательства их вины. Бытовым явлением стала в России в это время виселица. Собрав письма смертников, показания родных и свидетелей. В начале материала описывает ситуацию в Риге, где были приговорены к смертной казне через повешение восемь человек, в том числе малолетние. Толстой, прочитав этот очерк, был очень взволнован. Написал статью «Не могу молчать».

Письма Короленко В.Г. Луначарскому. Луначарский — революционер, первый нарком просвещения РСФСР. Шесть писем отправлены в 1920 году. Официально власти не отреагировали на письма, их скрыли. Впервые были напечатаны в 1988 в «Новом мире». Есть версия, что идея создания диалога между писателем и Лунчарским принадлежит Ленину.

Стиль литератора. Экспрессия («корабль будущего приходится между Сциллой рабства и Харибдой справедливости»), чувствуется боль за извращенные идеалы; требовательный тон («обуздать нездоровую реакцию»), увещевательный (говорит, что любит народ, знает все изнутри — его обвиняли в том, что он далек от реальности), поучает («есть разница во внутреннем строении атомов – не всякую форму можно скристаллизировать из общества»). Обсуждает конкретные случаи – кражи, парк, построенный румынским боярином, который испортили. Писатель обращается к руководству страны. Критика власти: невозможно переступить капитализм и отправиться в социализм, социальная несправедливость, убив капитал, убили производство, аресты, казни, нет свободной печати (нельзя услышать волю народа). Критикует общество: готов ли народ к «диктатуре пролетариата» (ставит под сомнение ответственность/честность), люди крадут, портят общественное пространство - народ незрел (им легко повелевать, что и доказала революция): народ должен сам учиться, а не учить. Хотя Короленко говорит, что он не политик и не экономист, дает четкие советы: отказаться от террора, восстановить дарственность, обеспечеить компромисс между социальными слоями, нужны перемены в образовании и человеческих правах. Общество должно быть свободным.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.