Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мероприятия по локализации и ликвидации очага биологи­ческого поражения






Наибольшие трудности при противоэпидемическом обеспече­нии населения возникнут в случае применения против­ником бактериологического (биологического) оружия. Возник­новение очага бактериологического (биологического) поражения неизбежно потребует для его локализации и ликвидации привле­чения большого количества сил и средств, и не только медицин­ской, но и других служб ГО. Непосредственное руководство про­ведением всех мероприятий по локализации и ликвидации очага бактериологического (биологического) поражения (ОБП) возла­гается на начальника ГО города, городского или сельского рай­онов. Проведением всех медицинских мероприятий руководит соответствующий начальник ГО здравоохранения. Общее руко­водство по ликвидации ОБП осуществляет начальник ГО области (края) и его штаб. При этом в первую очередь должны быть использо­ваны те силы и средства ГО, которые оказались на территории очага, и лишь при их недостатке организуется ввод их извне.

Работа штабов и служб ГО основывается на данных общей разведки, которая осуществляется постоянно постами наблюде­ния, разведывательными формированиями, а также учрежде­ниями наблюдения и лабораторного контроля. В частности, ис­пользуя приборы радиационной и химической разведки, общая разведка может установить отсутствие 0В и РВ. Кроме того, ос­новываясь на вторичных признаках (появление насекомых или грызунов в больших количествах; насекомых или грызунов, ра­нее в этой местности не встречавшихся; «росы» среди жаркого дня; трупов грызунов и т. п.), делается предположение, что про­тивник применил бактериологическое (биологическое) оружие. О результатах разведки немедленно докладывается в штаб ГО рай­она, который обобщает данные разведки и готовит с участием начальника МС ГО свои предложения по локализации и ликви­дации очага начальнику ГО области.

Для локализации и ликвидации ОБП медицинской и другими службами ГО должен проводиться целый комплекс мероприятий.

1. Оповещение населения. После получения данных общей разведки или сообщения о вероятном применении противником бактериологического (биологического) оружия подается сигнал «Химическая тревога», по которому все население должно не­медленно использовать индивидуальные и коллективные сред­ства защиты, принять все меры к предупреждению заражения.

2. Проведение бактериологической разведки. Сразу же после по­лучения данных общей разведки о вероятном бактериологиче­ском нападении противника организуется и проводится бакте­риологическая разведка, в задачу которой, наряду с эпидемиоло­гическим обследованием предполагаемого района заражения, входит забор проб воздуха, воды, почвы, отлов подозрительных насекомых, сбор трупов грызунов с последующей доставкой их в лаборатории СЭО. Индикация БС осуществляется лабораториями СЭО, экспрессными (ускоренными) и классическими методами исследования. На основании исследования доставленных проб определяется вид примененного возбудителя и уточняются гра­ницы заражения.

3. Организация карантина и обсерваций. При установлении факта применения бактериологического (биологического) ору­жия по решению начальника ГО организуются карантин и обсер­вация.

Карантином называется комплекс строгих изоляционных и противоэпидемических мероприятии, направленных на локали­зацию и ликвидацию ОБП.

Важнейшей целью карантина является недопущение распро­странения инфекционных болезней как внутри ОБП, так и за его пределами, что требует проведения ряда административных, ор­ганизационных, хозяйственных и медицинских мероприятий.

Обсервацией называется комплекс ограничительных меро­приятий и усиленного медицинского наблюдения, направленный на предупреждение распространения инфекционных болезней.

Основной задачей обсервации является своевременное обна­ружение случаев появления инфекционных болезней с целью принятия экстренных мер по их локализации и устранения при­чин, способствующих их распространению.

Организация карантина включает в себя:

· оцепление зоны заражения и прилегающей к ней территории;

· организацию заградительных постов на всех второстепенных маршрутах, движение по которым полностью прекращается;

· организацию контрольно-пропускных пунктов (КПП) на ос­новные маршрутах, по которым осуществляется подвоз допол­нительных сил и средств для ликвидации очага;

· запрещение въезда, выезда и транзитного проезда через зону ка­рантина без соответствующего разрешения штаба ГО области.

На железнодорожных станциях, в портах и на аэродромах ме­дицинская служба развертывает санитарно - контрольный пункт для контроля за правильностью ввода или вывода из зоны каран­тина формирований и населения. Материально - техническое снабжение организуется через приемно-передаточный пункт. В задачу приемно-передаточного пункта входит организация приема и передачи в зону карантина доставляемого сырья, продо­вольствия, имущества, техники и передача готовой продукции из зоны карантина. Работа этого пункта должна быть организована так, чтобы исключить возможность контакта людей, находящихся вне зоны карантина, с людьми, находящимися в его пределах.

Транзитный проезд через зону карантина автомобильного и же­лезнодорожного транспорта может быть разрешен только по­сле дезинфекции дороги и прилегающей территории. Проезд ав­томобильного транспорта осуществляется автоколоннами, без ос­тановки, на повышенной скорости, в сопровождении автоинспек­ции. Железнодорожный транспорт пропускается через зону на повышенной скорости. При перевозке людей и грузов принима­ются меры к герметизации транспортных средств. После выезда из зоны карантина (при необходимости) все транспортные сред­ства подлежат обеззараживанию.

Выезд из зоны карантина людей должен осуществляться орга­низованно. В этих целях все выезжающие помещаются в об­серваторы, где за ними организуется медицинское наблюдение на срок максимального инкубационного периода данного заболева­ния и проводятся необходимые лабораторные исследования.

Контакт людей находящихся в обсерваторе с остальным насе­лением должен быть полностью исключен. Если за срок об­сервации среди данного контингента людей не появятся заболе­вания и лабораторные исследования не будут показывать откло­нений от нормы, то дается разрешение на организованный выезд из зоны карантина.

В зону карантина могут вводиться в нужном количестве силы и средства ГО, привлекаемые для локализации и ликвидации очага. Въезд в зону карантина может быть разрешен и отдельным лицам (при крайней необходимости). В карантине осуществля­ются мероприятия по:

· охране инфекционных больниц, водоисточников, продовольст­венных складов и предприятий, производящих про­дукты питания, организации комендантской службы;

· максимально возможному разобщению населения, проживаю­щего в разных населенных пунктах с учетом их производствен­ной деятельности. Такое разобщение достигается путем выстав­ления постов на маршрутах передвижения людей;

· усилению противоэпидемического режима на предприятиях, ра­зобщению рабочих и служащих по сменам, цехам, отделам. Это достигается путем такой организации работы, при которой ис­ключается контакт рабочих и служащих одного цеха, отдела, смены с рабочими других-цехов, отделов, смен;

· прекращению деятельности зрелищных учреждений, учебных заведений, рынков с целью уменьшения контактов среди населе­ния.

Обсервацией предусматриваются:

· выставление регулировочных постов на внешней границе зоны обсервации, основных маршрутах с целью ограничения въезда, выезда и транзитного проезда;

· усиление медицинского контроля за состоянием территории, ор­ганизацией питания, водоснабжения, правилами торговли;

· опросы и термометрия населения с целью активного и своевре­менного выявления инфекционных больных;

· проведение вакцинации;

· усиление санитарно-просветительной работы.

Решение о сохранении карантина или переходе на режим об­сервации принимается после получения результатов специфиче­ской индикации. Режим карантина сохраняется при применении противником возбудителей особо опасных инфекций (чума, хо­лера, натуральная оспа) и появлении массовых заболеваний са­пом, сибирской язвой, сыпным тифом, желтой лихорадкой, орни­тозом. При применении противником возбудителей малоконтаги­озных инфекций режим карантина заменяется обсервацией. За­мена карантина обсервацией производится после дезинфекции или самообеззараживания объектов окружающей среды и полной санитарной обработки населения в ОБП. В зависимости от кон­кретной эпидемиологической обстановки карантинный или об­сервационный режим может сниматься постепенно с отдельных населенных пунктов, или сразу со всей зоны.

4. Проведение полной санитарной обработки населения. Для этой цели используются все имеющиеся средства коммунально-технической службы: душевые, дезинфекционные камеры на ав­томобиле (ДДА), бани, санитарные пропускники, души и т. д.

5. Проведение неспецифической и специфической профилак­тики. Экстренная неспецифическая профилактика проводится медицинской службой ГО до определения вида возбудителя ан­тибиотиками широкого спектра действия. Она осуществляется силами санитарных дружин во время подворных (поквартирных) обходов.

После определения вида примененного противником возбуди­теля организуется специфическая профилактика. Этот вид профилактики проводится прививочными бригадами с ис­пользованием сывороток, вакцин, анатоксинов. В этих целях воз­можно также применение бактериофагов и антибиотиков.

6. Активное выявление больных. Осуществляется санитар­ными дружинами путем опроса (2 раза в день) населения и изме­рения температуры тела. Одна санитарная дружина обслуживает в ОБП до 1500 человек. Санитарные дружины, кроме того, вы­дают средства экстренной профилактики, проводят простейшую разъяснительную работу. В своей работе они должны опираться на санитарный актив из числа населения.

При обнаружении больного или лица, подозрительного на ин­фекционное заболевание, санитарная дружинница сообщает об этом участковому врачу, под руководством которого она рабо­тает. Участковый врач должен выехать к больному, осмотреть его на месте и при необходимости принять меры к его госпитализа­ции, а также организовать дезинфекцию квартирного очага.

Все поликлинические учреждения прекращают прием боль­ных, а персонал их переводится на казарменное положение. За каждым врачом закрепляется определенный участок работы и под его руководство выделяется соответствующее число сани­тарных дружин. Осмотры всех заболевших осуществляются на дому по вызову врача санитарными дружинницами, проводя­щими поквартирные обходы. После выезда для осмотра больных врачи и медицинский персонал возвращаются в свое поликлини­ческое учреждение и проходят полную санитарную обработку. Регистратура поликлиники становится диспетчерским пунктом, принимающим вызовы санитарных дружинниц и направляющим врачей по этим вызовам. О каждом случае инфекционного забо­левания врач должен сообщить главному врачу поликлиники и СЭО.

Такая организация работы позволяет осуществлять активное выявление больных, более оперативно принимать меры к их изо­ляции и госпитализации. При необходимости большинство боль­ниц, оказавшихся в зоне карантина, перепрофилируется в инфек­ционные больницы. Кроме того, для госпитализации инфекцион­ных больных развертываются временные инфекционные стацио­нары в общественных зданиях.

7. Обеззараживание (дезинфекция) квартирных очагов, терри­тории, зданий, одежды. Обеззараживание квартирных оча­гов осуществляется силами медицинской службы путем проведе­ния текущей и заключительной дезинфекции в квартирах, где вы­явлен инфекционный больной.

Дезинфекция - уничтожение в окружающей среде возбудите­лей инфекционных болезней - может проводиться физическими, химическими и комбинированными способами.

Обеззараживание территории, зданий, одежды населения, как и санитарная обработка, проводится коммунально-технической службой с использованием сил и средств своих формирований. Контроль за качеством обеззараживания осуществляет ГО здра­воохранения.

8. Проведение дезинсекции и дератизации. Кроме дезинфекци­онных мероприятий, в ОБП медицинская служба должна проводить в широких масштабах дезинсекцию и дерати­зацию. Дезинсекция (уничтожение насекомых - переносчиков инфекционных болезней) проводится физическими и химиче­скими способами. Основным считается химический способ, кото­рый заключается в обработке объектов инсектицидами. Для дера­тизации (уничтожения грызунов - источников возбудителей ин­фекционных болезней) используются механические (отлов) и хи­мические (применение отравляющих приманок) способы. Прове­дение дезинсекции и дератизации особенно важно в случаях применения противником бактериологического (биологического) оружия путем распространения зараженных насекомых, клещей, грызунов.

9. Обеззараживание продуктов питания и воды. Обеззаражива­ние продовольствия осуществляет служба торговли и питания, а воды - инженерная служба. Контроль за качеством обеззараживания продовольствия и воды, а также их санитарную экспертизу осуществляет медицинская служба.

10. Санитарно-просветительная работа. Для проведения широ­кой и эффективной санитарно-просветительной работы сле­дует использовать радио, телевидение, печать. Для этого началь­ник ГО здравоохранения должен осуществлять тесный контакт с ме­стными органами власти. Он составляет план санитарно - просве­тительной работы, привлекая главного врача СЭО, готовит тек­сты бесед, статей, листовок. Санитарно - просветительная работа должна быть направлена на строгое выполнение всем населением общих рекомендаций о правилах поведения, соблюдение сани­тарно-гигиенических правил и других мер личной защиты.

Кроме того, ГО здравоохранения должна осуществлять кон­троль за захоронением трупов.

При скрытом применении противником бактериологического (биологического) оружия предположение о вероятном использо­вании этого оружия будет основываться на появлении вспышек инфекционных болезней или хотя бы единичных заболеваний особо опасными инфекциями. В этом случае сигнал оповещения «Химическая тревога» не будет подаваться, поскольку он будет запаздывать. По той же причине может отпасть необходимость в проведении неспецифической профилактики, снизится эффек­тивность полной санитарной обработки населения. Основной за­дачей бактериологической разведки явится определение конкрет­ных границ очага. Перечень и порядок проведения остальных ме­роприятий по локализации и ликвидации ОБП остается таким же, как и при своевременном обнаружении факта применения про­тивником бактериологического (биологического) оружия.

Все перечисленные мероприятия направлены на локализацию и ликвидацию ОБП и должны проводиться одновременно. Пере­чень мероприятий, проводимых в целях локализации и ликвида­ции ОБП, свидетельствует о том, что их невозможно осуществить силами только медицинской службы.

Для этих целей привлекаются практически все службы ГО, при этом каждая служба ГО выполняет определенные задачи.

Служба охраны общественного порядка осуществляет оцеп­ление очага поражения, организует КПП, выставляет загради­тельные и регулировочные посты, несет комендантскую службу в зоне карантина (патрулирование, охрану продовольственных объектов, водоисточников, инфекционных больниц и др.) Для оцепления и охраны границ карантина могут привлекаться воин­ские части ГО, армии и флота.

Коммунально-техническая служба организует и проводит де­зинфекцию территории, дорог, транспорта, зданий, имущества, полную санитарную обработку населения, оказавшегося в зоне заражения.

Противопожарная служба выделяет технику и принимает участие в проведении дезинфекционных работ в очаге бактерио­логического поражения, участвует в полной санитарной обра­ботке людей.

Инженерная служба производит оборудование КПП, загради­тельных и регулировочных постов, приемо-передаточных пунк­тов при КПП, оборудует пути объезда зоны карантина, изыски­вает и оборудует дополнительные водоисточники, осуществляет обеззараживание воды.

Служба торговли и питания обеспечивает население и фор­мирования ГО питьевой водой, продуктами питания и предме­тами первой необходимости, для чего развертывает и организует работу приемо-передаточных пунктов при КПП. Под контролем медицинской службы она проводит обеззараживание пищевого сырья и продуктов питания, организует утилизацию или уничто­жение продовольствия, непригодного (по заключению санитар­ной экспертизы) к употреблению в пищу населением, проводит обеззараживание своих складов и помещений.

Транспортная служба обеспечивает подвоз в очаг поражения сил и средств ГО, необходимых для локализации и ликвидации очага, организует перевозки внутри зоны карантина.

Служба связи обеспечивает оповещение населения о бакте­риологическом нападении, организует связь начальника ГО и его штаба с подчиненными начальниками служб и вышестоящим ко­мандованием, между штабом ГО и КПП, а также учреждениями и формированиями, работающими в очаге.

Служба защиты животных и растений, во взаимодействии с медицинской службой, используя свои силы и средства, осущест­вляет ведение бактериологической разведки и осуществляет ин­дикацию бактериальных средств, проводит раннее выявление за­болевших животных, их изоляцию, ветеринарную обработку и лечение; осуществляет лабораторный контроль за зараженностью продуктов животноводства и растениеводства, фуража и воды; организует проведение всего комплекса противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний среди животных.

Только при совместных усилиях всех служб ГО можно рас­считывать на быстрое и эффективное проведение всех работ по ликвидации ОБП.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.