Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития






 

Основные исследовательские методы психологии развития и возрас- тной психологии — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во вре- мени.

На начальном этапе развития детской психологии (во второй половине XIX — начале XX в.) это был прежде всего мето д на - блюдения. Исследователи (среди которых биологи и психологи Т. Тидеман, И. Тэн, Ч. Дарвин, В. Прейер) прослеживали индиви- дуальное развитие собственных детей, стремились фиксировать ре- альный ход детского развития в естественных условиях.

Как научный, объективный, мето д наблюдени я пред- полагает планомерное и целенаправленное фиксирование психоло- гических фактов в естественных условиях повседневной жизни. На- блюдение как научный метод исследования не должно быть сведено к простой регистрации фактов, его основная цель — научное объяс- нение причин того или иного явления.

Трудности использования метода объективного наблюдения: чрезвычайная трудоемкость; большие временные затраты; пассив- ная, выжидательная позиция исследователя; необходимость психо- логической образованности наблюдателя; высокая вероятность про- пуска психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений; опасность субъективности при сбо- ре и обработке данных, при интерпретации результатов; невозмож- ность проверки; ограниченное использование математических мето- дов обработки данных.

Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых вы- является психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ста- вит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого.

Выделяют лабораторный и естественный эксперимент.

Экспериментальное исследование может быть констати - рующи м и формирующим.

Помимо основных методов эмпирического исследования, мож- но выделить ряд дополнительных. Вспомогательны е мето - ды исследовани я (в огромном разнообразии конкретных

методик и методических приемов), как правило, используются в комплексе1.

Прежде всего это выяснение знаний, мнений, представлений, установок и т.п. по широкому кругу вопросов людей разных возрас- тных категорий с помощью беседы, интервью, анкетирования, тестирования.

Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) ис- пользуется в самых разнообразных целях.

Сравнительные методы исследования очень значимы для пси- хологии развития, среди них — близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный, биографический.

Близнецовый метод, исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности. Сравнение психического развития детей физи- чески здоровых и детей, имеющих определенные отклонения в состоянии анализаторов (слепых, глухих), детей с детским цереб- ральным параличом остро ставит проблему нормы психического развития в разных детских возрастах.

Кросс-культурный метод исследования предполагает сравне- ние и выявление особенностей психического развития подрастающе- го поколения в различающихся культурах: в условиях культуры ев- ропейского типа и восточной культуры, культуры современного технологического общества и так называемого традиционного обще- ства и т.д.

 

 

2.

Раннее детство — сензитивный период для усвоения речи. Почему же именно в этом возрасте речь имеет наиболее благоприятные ус- ловия для развития? Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по поводу действий с предметом становится необходи- мым как орудие организации взаимодействия, делового сотрудни- чества. Предметная деятельность, кроме того, создает основу для получения разнообразных впечатлений, усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.

Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано с пониманием рассказа другого человека, который сообщает о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения ребенка и взрослого. Речь начинает выступать в роли основного средства познания, это важнейшее приобрете- ние развития.

Отличительная особенность психики ребенка раннего возраста — единство эмоционального и действенного отношения к непосредст- венно воспринимаемому миру. Поведение ребенка Ситуативно — каждый предмет, попадающий в поле зрения ребенка, притягателен. Наглядная ситуация часто «руководит» и восприятием, и поведени- ем ребенка.

Когда появляются личные, собственные желания ребенка, они часто имеют форму аффекта (владеют ребенком). Одновре- менно с обособлением личных желаний происходит и обнаруже- ние взрослого как важнейшего действующего лица ситуации. К трем годам ребенок вычленяет собственное действие как суще- ственный момент ситуации, обобщает действие, сравнивает его с действием взрослого.

Психологические новообразовани я раннег о детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.

Кризис трех лет. Л.С. Выготский описал «семизвездъе симпто- мов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет:

1) негативизм — стремление сделать что-то вопреки предло- жению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; нега- тивная реакция на предложение потому, что оно идет от взрос- лого;

2) упрямство — ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;

3) строптивость направлена в целом против норм воспита- ния, образа жизни, который сложился до трех лет;

4) своеволие — проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;

5) протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;

6) симптом обесценивания — проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;

7) деспотизм — ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность1.

Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделе- ния от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утвер- ждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова

«хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особа я форм а лич - ног о сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой форму-

 

 

ле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отде- ление ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социаль- ного развития.

 

3.Билет

1.

В психологических учениях прошлых эпох (в период античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы психического развития детей1.

В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Со- крата, Платона, Аристотеля рассматривались условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного психического развития человека.

В период Средневековья, с III по XIV в., большее внимание уде- лялось формированию социально адаптированной личности, воспи- танию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику.

В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Комен- ский) на первый план вышли вопросы организации обучения, пре- подавания на основе гуманистических принципов, с учетом индиви- дуальных особенностей детей и их интересов.

В исследованиях философов и психологов Нового времени Р. Декарта, Б. Спинозы, Дж. Локка, Д. Гартли, Ж.Ж. Руссо обсу- ждалась проблема взаимодействия факторов наследственности и среды и их влияния на психическое развитие. Наметились две край- ние позиции в понимании детерминации развития человека, кото-

 

 

рые обнаруживаются (в той или иной форме) и в работах современ- ных психологов1:

нативизм (обусловленность природой, наследственностью, внутренними силами), представленный идеями Руссо;

эмпиризм (решающее влияние обучения, жизненного опыта, внешних факторов), берущий начало в работах Локка.

 

Во второй половине XIX в. сложились объективные предпосыл- ки для выделения детской психологии как самостоятельной от- расли психологической науки. Среди важнейших факторов — по- требности общества в новой организации системы образования; прогресс идеи развития в эволюционной биологии; разработка объ- ективных методов исследования в психологии.

Внедрение идеи развития. Эволюционная биологическая тео- рия Ч. Дарвина привнесла в область психологии новые постулаты — об адаптации как главной детерминанте психического развития, о генезисе психики, о прохождении ею в своем развитии определен- ных, закономерных этапов.

Физиолог и психолог И.М. Сеченов развивал идею перехода внешних действий во внутренний план, где они в преобразованном виде становятся психическими качествами и способностями челове- ка, — идею интериоризации психических процессов. Сеченов писал, что для общей психологии важным, даже единственным, методом объективного исследования является именно метод генетического наблюдения.

Немецкий ученый, дарвинист В. Прейер в книге «Душа ребен- ка» (1882) представил результаты своих ежедневных систематиче- ских наблюдений за развитием дочери от рождения до трех лет1; он пытался тщательно проследить и описать моменты возникновения познавательных способностей, моторики, воли, эмоций и речи. Прейер наметил последовательность этапов развития некоторых сторон психики, сделал вывод о значимости наследственного факто- ра. Им был предложен примерный образец ведения дневника на- блюдений, намечены планы исследований, обозначены новые про- блемы (например, проблема взаимосвязи различных сторон психического развития).

Метод эксперимента, разработанный В. Вундтом для изуче- ния ощущений и простейших чувств, оказался чрезвычайно важным для детской психологии. Вскоре была открыта доступность для экс- периментального исследования и других, гораздо более сложных об- ластей психического, таких, как мышление, воля, речь. Идеи иссле- дования «психологии народов» с помощью анализа продуктов творческой деятельности (изучения сказок, мифов, религии, язы- ка), выдвинутые Вундтом позже, также обогатили основной фонд методов возрастной психологии и открыли ранее недоступные воз- можности исследования детской психики.

 

2.

 

 

4.Билет

1.

2.

 

 

5.Билет

1.

2.

 

 

6.Билет

1.

2.

 

 

7.Билет

1.

2.

 

 

8.Билет

1.

2.

 

 

9.Билет

1.

2.

 

 

10.Билет

1.

2.

 

 

11.Билет

1.

2.

 

12.Билет

1.

2.

 

 

13.Билет

1.

2.

 

 

14.Билет

1.

2.

 

 

15.Билет

1.

2.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.