Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опущение при сравнении 1 страница






Ключевые слова: " хорошо", " лучше", " лучший", " больше", " меньше", " самый", " плохо", " хуже", " худший".

" Он плохой друг". По сравнению с кем?

Использование вопросов.

При изучении Метамодели не всем легко запомнить многочисленные стандартные отклики. Вообще говоря, как и в случае модели Милтона, вам не обязательно вызубривать эти вопросы, если вы умеете распознавать сами конструкции. Что еще важнее, вам следует научиться задавать правильные вопросы, которые помогут определить точный смысл сказанного.

При изучении Метамодели вам пригодятся такие правила:

· вслушивайтесь в то, что говорит собеседник;

· мысленно повторяйте его слова;

· спрашивайте себя: " Чего не хватает в этих утверждениях? "

Ознакомившись с разнообразными откликами, вы быстро поймете, что во многих случаях можете задать сразу несколько вопросов. Это умение включает понимание того, в каком контексте уместно применять указанные конструкции.

По мере повышения опыта вы можете задавать себе больше вопросов, например:

· Что вызвало или вызывает такое ограничение?

· В каком направлении нужно искать подробности?

· Что именно вызывает у меня сомнения?

· Чего я добьюсь, задав такой вопрос?

· Какие еще вопросы могут оказаться полезными?

Как и в случае других приемов НЛП, сначала вы, скорее всего, будете пользоваться Метамоделью довольно жестким, структурированным образом, но затем, по мере укрепления навыков, все чаще начнете действовать инстинктивно, творчески, то есть достигнете уровня неосознаваемой компетентности, одного из признаков совершенства (см. первый урок). Каждое осознанное применение метода потенциально усиливает подсознательное мастерство, и вскоре вы начнете ему доверять. Несмотря на это, в любых обстоятельствах у вас по-прежнему останется выбор: сознательно или неосознанно подмечать языковые конструкции и работать с ними во имя достижения своего результата. На этом этапе возможность выбора имеет особую ценность, так как вы уже способны оказывать влияние на ход общения и его результаты.

Пресуппозиции.

На девятом уроке мы посвятили некоторым конструкциям модели Милтона специальные разделы, где обсуждали их подробнее. Все, о чем мы говорили на предыдущем уроке, остается справедливым и полезным для понимания обратной роли Метамодели. Сегодня мы продолжим расширять тему Пресуппозиции и поможем вам укрепить способность их замечать.

Чтобы извлечь смысл утверждения или фразы, слушателю приходится мириться с вложенными в нее допущениями. В свою очередь, эти пресуппозиции образуют цепочки в нейрологической сети, задают определенное настроение. С точки зрения мышления, пресуппозиции делают предполагаемое чем-то " реальным". Высказанное допущение нередко влечет предполагавшееся поведение или событие. Пользуясь подходом Метамодели, вы можете выявить и восстановить то содержание, которое скрыто в пресуппозиции, то есть оказывать влияние на поведение.

Хотя пресуппозиции образуют разновидность языкового искажения, они, вероятно, усиливают действенность повседневного общения. На девятом уроке мы убедились, что при осознанном применении они помогают преодолеть сопротивление и быстрее достичь желаемого результата. Благодаря обратному приему, Метамодели, вы можете научиться выявлять пресушюзиции и восстанавливать скрытый смысл утверждений, то есть избегать языковых искажений.

Пресуппозиции можно разделить на несколько категорий. Ниже мы предлагаем семь таких разновидностей, которые помогут вам обдумать это явление. Вы заметите несколько уже знакомых языковых конструкций, например, " причину и следствие". Вообще говоря, пресуппозиции могут включать сразу несколько совмещенных языковых конструкций. Кроме того, вы можете заметить, что в некоторых случаях средством, позволяющим избежать конкретики, становится глагол " быть" и его аналоги.

1. Существование.

" Я вот гадаю, сколько этому лет? " Чтобы воспринять такую фразу, вы должны допустить, что " я" и " это" существуют. Предположение о существовании присуще подавляющему большинству утверждений.

2. Возможность.

" Интересно, насколько быстро вы научитесь играть в шахматы? " Фраза предполагает, что вы способны научиться играть в шахматы. Разум соглашается с этим и сосредоточивается на вопросе: " насколько быстро? "

3. Причина и следствие (последовательная пресуппозиция).

" Если вы будете заниматься кулинарией, то быстро станете хорошим поваром".

Это утверждение предполагает, что одно влечет другое, служит его причиной.

4. Сложная равнозначность.

" Путешествуй по всему миру - расширяй свои взгляды! " Фраза предполагаете, что одно означает другое, полностью тождественно ему.

5. Время.

" При следующей попытке вам будет намного легче с этим справиться".

Фраза предполагает влияние времени и опирается на то, что " следующая попытка" непременно произойдет. Разум сосредоточивается на словах " легче", не подвергая сомнению вопрос возможности " новой попытки".

6. Порядковые числительные.

" Свинина была третьим пунктом меню".

Утверждение предполагает существование последовательности, упорядоченности, существования первого и второго блюда.

7. " ИЛИ" (невольный выбор).

" Вам завернуть или оставить без упаковки? " Вопрос предполагает, что вы уже решили купить эту вещь.

Смягчение.

Люди часто отмечают, что вопросы Метамодели кажутся им похожими на допрос и могут вызвать у собеседника обиду. Как нам сохранить раппорт, задавая подобные вопросы, особенно когда речь идет о повседневной жизни, а не психотерапии?

Секрет кроется в применении того подхода, который мы называем " смягчением". Это значит, что вы задаете свой вопрос так, чтобы он не оскорбил собеседника, не привел к спору. Этой " смягченной" техникой виртуозно владеет известный герой телесериала, детектив Коломбо. Он ловко задает самые провокационные вопросы, сохраняя при этом простодушный вид, явно показывая, что не намерен обижать собеседника. Чтобы воспользоваться этим приемом, вам достаточно просто видоизменить свой вопрос, оформить его так, чтобы скрыть глубину и важность, ни в коем случае не нарушить раппорт.

Вы должны придать ему прозрачный, неугрожающий, заслуживающий доверия либо даже наивный вид. Ваша задача заключается в том, чтобы получить необходимые сведения и, что еще важнее, одновременно укрепить раппорт. Вот несколько примеров распространенных смягчений: " Мне очень хочется хорошенько все понять. Что именно вы имеете в виду, когда говорите о..? " " Просто интересно: а почему Х означает Y? " " Очень интересное замечание. И что, так всегда бывает? " " Вы не могли бы представить себе - хотя бы на мгновение! - что случится, если..? " Попробуйте применить на практике вопросы Метамодели со смягчениями и без них. Обращайте внимание на то, насколько разные реакции они вызывают.

Практические средства изменения.

Описанные языковые приемы НЛП предлагают вам мощные инструменты для изменений. С опытом вы сможете уверенно пользоваться ими в любых обстоятельствах. Не осознавая процесса перемен и вашего " участия" в нем, собеседники вряд ли окажут большое сопротивление.

Как мы уже убедились, Метамодель восстанавливает связь языка с переживаниями. Вы можете использовать ее для того, чтобы:

· собирать сведения;

· уточнять смысл;

· определять ограничения;

· выявлять возможности выбора;

· лучше формулировать результаты;

· разрывать и даже устанавливать раппорт;

· улучшать свои взаимоотношения;

· решать проблемы;

· добиваться важных озарений.

Некоторые примеры, которыми мы пользовались на этом уроке и предыдущих занятиях предполагают дальнейшее развитие возможных приложений моделей языка. Вы можете опробовать их самостоятельно и наблюдать за полученными результатами.

Вы можете заметить, например, что, при обсуждении проблем собеседника с использованием вопросов Метамодели, у собеседника временами складывается впечатление, что проблема решается сама собой. Точнее говоря, этот человек действительно сам решает проблему, переживая неожиданные прозрения. По существу, в этом процессе они создают новые нейрологические цепочки, которые обретают новое содержание под влиянием ваших наводящих вопросов. Собеседник начинает видеть проблему с иной точки зрения, в новом свете. Это означает, что вы можете применять Метамодель как технику решения проблем. Для этого вам достаточно поставить вопросы Метамодели к " формулировке проблемы". С другой стороны, Метамодель поможет вам уточнить цели, поставленные на втором уроке, то есть подвергнуть формулировки результатов дополнительной проверке.

Вы можете применять Метамодель и к себе, и к другим.

Сегодняшний урок:

Резюмирующая пресуппозиция

Не бывает неудач, есть только опыт.

Начинающим нередко нужно время, чтобы понять языковые модели и освоить их на практике. Если модель не дается достаточно долго, в мыслях человека могут запечатлеться неприятные воспоминания, отмечающие очередную " неудачу".

Однако период, когда что-то " не дается", образует неотъемлемую часть самого процесса обучения (особенно в тех случаях, когда вы хотите поднять новые навыки до уровня неосознаваемой компетентности). Вспоминайте эту пресуппозицию, когда вас одолевают сомнения. Даже если то, что вы делаете, не приносит ожидаемого результата, вы, по меньшей мере, накапливаете полезный опыт.

Этот принцип относится не только к общению, но и ко всем прочим сферам жизни. Если вы меняете свое поведение, чтобы изменить их результат и со временем достичь желаемой цели, меняется и весь смысл того, что сначала казалось вам неудачами. Пробные попытки неразрывно связаны с самой сущностью процесса, процесса обучения. Эта пресуппозиция перекликается с четырехступенчатой моделью успеха (см. второй урок):

1. Решите, чего вы хотите.

2. Сделайте что-нибудь.

3. Посмотрите, что получится.

4. Меняйте подход, пока не добьетесь желаемого результата.

Эта модель подразумевает, что вы не всегда добиваетесь желаемого с первой попытки, но вполне можете воспринимать подобные " неудачи" как полезный " опыт", который поможет вам рано или поздно достичь намеченного результата. Метамодель обладает большим преимуществом: она обеспечивает прекрасную обратную связь и приносит много опыта.

Домашнее задание.

Составьте список тех случаев из прошлого, которые вы считаете неудачами (судя по своим ощущениям в то время и сейчас). Поразмышляйте о том, чему вы научились благодаря тем событиям и как этот опыт может помочь вам достичь текущих целей.

Выберите те конструкции Метамодели, которые, по вашему мнению, вам удастся легко распознать, и старайтесь замечать их в повседневном общении. Как и в случае модели Милтона, не старайтесь запоминать формальные названия этих конструкций.

Убедившись, что без труда выявляете эти конструкции, придумайте реакцию на них, основываясь на приведенных в этой главе примерах, но видоизменяя их в зависимости от обстоятельств. На этом этапе не высказывайте свои вопросы вслух. Преждевременное, незрелое применение вопросов Метамодели может испортить ваши взаимоотношения с окружающими! Сначала почувствуйте уверенность в себе, укрепите свои знания о конструкциях и возможных откликах на них.

Вспомните любую проблему или сложность, которую вам нужно разрешить. Сформулируйте ее, то есть запишите простыми, привычными словами, а затем примените к проблеме вопросы Метамодели (видоизменяйте подходящие вопросы и пропускайте те, которые выглядят неуместными). Мысленно представьте, что отвечаете на вопросы человека, который ознакомил вас с этой проблемой в реальной жизни. Обратите внимание на то, как проблема постепенно вырисовывается все яснее, а ее формулировка уточняется. Будьте готовы к неожиданным озарениям, хотя они, скорее всего, придут не сразу, а немного погодя, когда вы хорошо обдумаете проблему.

Урок одиннадцатый. Давным-давно, во время оно..

В этой главе:

· Простые и сложные метафоры

· Метафоры как средство общения

· Слабые стороны пользования метафорами

· Разработка сложных метафор

Метафора указывает на нечто другое, имеет иное, небуквальное значение.

По существу, она помогает понять что-то малопонятное в терминах известного, того, что нам знакомо. Например, выражение " Джон - " молоток"! " сообщает нам нечто о Джоне, а " Ребенок - просто картинка! " - о малыше. В целях доступности изложения мы на время позабудем о школьных уроках грамматики и пока что не будем отличать метафоры от сравнений (" Джон похож на молоток").

Приведенные утверждения позволяют нам лучше узнать Джона и ребенка, так как мы уже кое-что знаем о молотках и картинках. Кроме того, метафоры предлагают особый взгляд на события и поступки. Сегодня мы подробно поговорим о метафорах и их немаловажной роли в общении.

Простые и сложные метафоры.

В НЛП в понятие " метафора" включаются сравнения, аналогии, аллегории, шутки, иносказания и сюжетно организованные рассказы. Любое из этих средств можно применить для улучшения общения, решения проблем, выявления возможностей и достижения других полезных результатов.

Фразы " Джон - " молоток"! ", " Этот учитель - просто мечта", " Учебный год был настоящим марафоном" - примеры простых метафор. Они помогают экономить слова и делают нашу речь более запоминающейся, живописной. Удачная метафора способна вызвать воодушевление либо, напротив, остудить пыл, так как собеседник связывает ее с соответствующими мысленными образами. Короче говоря, метафора помогает эффективнее достигать намеченного результата общения.

Многие простые метафоры и сравнения превратились в устойчивые клише и потому уже мало способствуют общению. Например, выражение " белый, как простыня" возникло в те времена, когда еще не было цветного постельного белья, и, следовательно, в наши дни почти лишилось метафорического содержания, а представителям молодого поколения может и вовсе показаться бессмыслицей. Сходным образом фразы " льет, как из ведра" или " сам черт не разберет" остаются вполне понятными для тех, кто хорошо с ними знаком, но могут вызвать совершенно непредсказуемые ассоциации у другого человека, не встречавшегося с подобными оборотами речи. При этих оговорках устойчивые клише все же могут значительно обогатить ваш арсенал общения, сделать язык более живым и красочным. Впрочем, какими языковыми средствами вы бы ни пользовались, пусть они не отвлекают вас от намеченного результата.

НЛП чаще имеет дело со сложными метафорами: аналогиями, аллегориями и сюжетами. В частности, мы пользуемся историями с несколькими смысловыми уровнями. Они не всегда охватывают какое-либо четкое содержание и, скорее, призваны раскрыть и активизировать еще не доступные ресурсы слушателя. В целом, сложные метафоры стимулируют мышление. В некоторых случаях они вовлекают в поле рассмотрения проблему, ранее не известную ни рассказчику, ни слушателю, так как обращаются непосредственно к подсознанию. Сюжетный рассказ беспрепятственно отвлекает осознающий разум и вызывает переход в " даунтайм". Кроме того, он помогает избежать преждевременной критики и рационализации.

В терапии метафоры помогают вызывать транс и общаться с погруженным в транс пациентом. В повседневном общении и простые, и сложные метафоры способны передать желаемое содержание, не вызывая обид, споров и возражений.

В некоторых обстоятельствах они могут перевести человека на невероятные уровни творческих взлетов и способствовать решению самых трудных задач.

Метафоры стимулируют правое полушарие, целостное мышление. В отличие от абстрактных языковых конструкций и номинализаций, они возбуждают воображение и легко превращаются в зрительные образы и прочие чувственные ощущения.

Каждый из нас способен мысленно увидеть, услышать и ощутить " молоток". Это намного проще, чем вообразить себе понятия " молодец", " парень с характером" и другие номинализированные описания личности. Метафора возводит мосты между " картами" мышления. У каждого она может вызывать разные ассоциации, но любое использование слов с большой сенсорной нагрузкой повышает наши шансы на взаимопонимание.

Помимо прочего, мы ассоциируем метафоры с подсознательными мыслями и, в частности, с тем, что происходит, когда мы " вынашиваем" решение проблемы, не обдумывая ее осознанно. Обычно это происходит, когда мы думаем о чем-то совершенно другом. Подсознание как бы пытается связать текущие проблемы и трудности с любыми событиями из обширной базы данных, предоставляемых самой жизнью, едва лишь в них содержится хоть намек на подсказку. При этом метафора играет роль связи, катализатора ассоциации, " резонатором" этого загадочного мыслительного процесса.

Она как бы " предлагает" прозрения осознающему разуму, от которого зависит поиск решений и перемен.

Итак, не следует недооценивать значимость метафор не только в изящной словесности, но и во многих сферах достижения " человеческого совершенства".

Великие учителя и знаменитые ораторы умели передать с помощью простых историй и на их примере глубочайшие истины, оказывать влияние на слушателей, воодушевлять их. Во многих культурах особое место занимает традиция устного сказительства как для детей, так и для взрослых. Наконец, именно метафоры подтолкнули многих ученых к величайшим открытиям и изобретениям.

Как ни печально, в последние десятилетия мы позабыли об искусстве метафор и устных повествований. На Западе их место заняли радио, телевидение и эрзац-культура, характерная для нынешнего образа жизни в ускоренном темпе.

Впрочем, любой из нас может заново освоить искусство образного, метафорического повествования. Помимо одной лишь функции развлечения, метафоры суть мощное средство общения и обучения, приближения и ускорения положительных перемен. Слова " Давным-давно, во время оно..." почти незамедлительно переводят большинство из нас в подобие транса, заставляют подсознание раскрыться и делают это намного действеннее, чем более " объективные", формализованные формы общения.

Метафоры как средство общения.

В общении можно применять метафоры для:

· упрощения;

· обезличивания;

· пробуждения творческих способностей;

· понимания характера собеседника;

· подстройки;

· персонификации;

· привлечения внимания;

· преодоления сопротивления;

· создания ярких воспоминаний;

· самоанализа и достижения озарений;

· выявления проблем;

· создания тех или иных эмоций.

Упрощение.

Как мы уже убедились на простом примере фразы " Джон - " молоток"! ", одно слово может передать сразу несколько значений. Благодаря этому вы можете сделать общение одновременно продуктивным (экономичным с точки зрения используемых слов и других средств передачи информации) и действенным (эффективным с точки зрения результата общения). В частности, метафора может упростить содержание, если включает идею, уже знакомую собеседнику. Она играет роль моста между картами мышления - независимо от того, насколько они отличаются. Метафоры помогут вам просто и эффективно выразить самые сложные идеи.

Активизирующие мышление идеи-метафоры совершенно необходимы ученым и философам, художникам и писателям: зачастую им удается намного лучше выражать свои мысли, когда они прибегают к аналогиям и метафорическим оборотам речи. Художественные и поэтические фантазии, прорывы в науке, технические изобретения и прочие разновидности результатов творческого мышления нередко появляются именно после того, как мы подбираем удачную метафору, обычно черпая вдохновение из мира природы. Метафоры становятся искрами, воспламеняющими творческие способности; более того - они образуют основу, благодаря которой творческая личность может передать свою идею другим. Зачастую они вызывают у собеседника удовлетворенный возглас, сигнализирующий о вспышке понимания.

Итак, вы можете использовать метафоры как упрощение, выстраивающее мост к взаимопониманию, после чего возможным становится происходящий между картами мышления взаимный обмен самыми сложными, богатейшими и значительными идеями.

Это приводит к улучшению общения и всем сопутствующим преимуществам.

Обезличивание.

Вы можете воспользоваться метафорами, чтобы отстраниться от обсуждаемой проблемы, ослабить степень личного участия. Прямолинейное высказывание своих соображений иногда может обидеть и смутить собеседника либо просто вызвать немедленные возражения. Если же вы прибегнете к иносказательной истории, такая метафора сделает общение менее прямым, но в рассказанной вами истории собеседник без труда уловит мысль, которую на самом деле вы хотите выразить.

Таким образом, слова: " Слышал я об одном человеке, который когда-то..." помогут вам, никак не задевая собеседника, изложить свои взгляды - если, конечно, эта история действительно имеет что-либо общее с тем, что вы собственно имеете в виду, пытаясь косвенно указать на некие его слабые места. Собеседник поймет, что вы адресуете свой рассказ именно ему, но едва ли обидится на повествование в третьем лице или мнение третьей стороны; если же он в самом деле примет ваши слова на свой счет, то вы здесь ни при чем: ему виднее.

Метафора позволяет вам оставаться в стороне, отстраниться от проблемы.

Благодаря этому вы сравнительно легко достигнете нужного результата, обойдя инстинктивный защитный механизм собеседника. В конце концов, какой смысл обижаться на рассказ о ком-то, кого здесь нет? Переведя общение в безличный контекст третьей карты, вам, скорее всего, удастся побудить собеседника к определенным переменам.

Пробуждение творческих способностей.

Метафоры обычно связаны с деятельностью правого полушария. Они обращены к подсознанию и способны приводить в действие внутренние, творческие ресурсы личности, направлять эти способности на выявление и решение проблем. Даже не предлагая готового решения, вы можете помочь другому увидеть верный путь и осуществить необходимые изменения. Метафора, которая тесно связана с текущими обстоятельствами, непременно сделает свое дело. В одних случаях метафоры просто несут в себе зерна свежих идей, в других - помогают расцвести дремлющей идее, а в третьих -приносят подлинные прозрения, которые затем превращаются в блестящие идеи и новшества.

Метафоры могут послужить объяснением случаям необычайных творческих всплесков. Разрабатывая теорию относительности, Эйнштейн пользовался метафорой солнечного луча. Больше того, он, подобно ребенку, по-настоящему сыграл роль в этой сказке, вообразив, что совершает космическое путешествие со скоростью света. Он погрузился в собственную метафору. Умение вовлекаться в метафору, активизируя при этом все органы чувств, становится могущественным средством пробуждения творческих способностей.

Понимание характера собеседника.

Метафоры, которыми мы пользуемся, много говорят о нас самих и окружающих. Например, некоторые часто применяют " военные" термины: " победить", " потерпеть поражение", " оказаться на линии огня", " получить отставку", " прицелиться", " из всех орудий", " план атаки" и так далее. Эта черта может рассказать нам многое о карте действительности тако го человека, о его ценностях и убеждениях. Кроме того, она предоставляет возможность установить раппорт посредством подстройки к переживаниям (о ней речь шла на уроках четвертом и пятом). Иногда воззрения и поступки человека вызывают у нас отрицательные эмоции, но они покажутся нам вполне обоснованными, если мы оценим их с точки зрения мира используемых им метафор (военных, спортивных, садоводческих и т. п.).

В отдельных случаях метафоры могут свидетельствовать, например, о намерении достичь взаимной выгоды, либо об идее " судьбы", либо о предпочтении таких ценностей, как " физическая сила", " сотрудничество", " независимость" или " дух первопроходца". Наши собственные излюбленные метафоры могут многое рассказать о нас самих, подобно сенсорным предикатам, которые помогают выявить наши сенсорные предпочтения (см. шестой урок).

Начните замечать метафоры, которыми пользуетесь вы сами и люди из ближайшего окружения. Углубление понимания самого себя непременно поможет вам устанавливать раппорт и укреплять свои взаимоотношения с другими.

Мы не обязаны соглашаться с тем или иным образом мышления, разнообразными взглядами на мир. Однако мы определенно можем устанавливать связь с человеком, переходя к удобному для него метафорическому ряду. Это очень полезно с точки зрения достижения результата общения и постепенного укрепления развивающихся отношений.

Подстройка.

Применение метафор предлагает нам еще одну сферу потенциального " сходства" в общении, очередную возможность подстроиться к ценностям и интересам собеседника. Метафоры становятся мостом между картами мышления. Вы можете, например, воспользоваться " военными" метафорами в стиле " победа-поражение", но добиться с их помощью взаимовыгодного результата. Это означает, что вам вполне по силам изменить направление мыслей собеседника с " военными" взглядами, передать ему логику взаимного выигрыша, помочь внести в стратегию те изменения, которые способствуют такому исходу.

Присоединяйтесь к переживаниям других с помощью метафор, а затем ведите их к иной точке зрения.

Метафорами мы показываем другим свои ценности. Подстройка к важным для собеседника ценностям поможет вам установить раппорт. Метафоры открывают прямой доступ к внутреннему миру окружающих. Пользуясь художественным языком собеседника, вы можете погрузиться в его собственный сказочный мир.

Персонификация.

Выше мы говорили о том, что в общении нам иногда нужно отстраниться, затушевать личное. Однако если речь идет, например, о какой-либо организации, или о вашем участии в ней, вам может потребоваться и прямо противоположное. Любое учреждение может показаться безликим, но у вас может возникнуть желание вступить в общение не с " административным аппаратом", а с конкретной человеческой личностью. В плане функционирования учреждения метафоры нередко отражают и фиксируют его уровень культуры и его задачи.

Принятый в нем язык развивается на основе метафор, господствующих в соответствующей сфере деятельности.

Вы можете, к примеру, задать себе такой вопрос: на какой механизм похожа данная организация? На какое животное? Какую книгу она более всего напоминает? Какую из кинозвезд? Представьте, что она -дерево, жилой дом, кинофильм, та или иная местность или ресторанное блюдо.

Уподобляя организацию дому, вы можете представить ее соломенной хижиной или величественным замком на вершине горы. В поисках аналогии с деревом вам может прийти на ум стройная березка, плакучая ива или могучий дуб.

Попробуйте изобрести собственные сравнения. Временами такие образы отражают " личность" рассматриваемой организации - офиса, фирмы, учреждения - лучше всяких слов. Скорее всего, вы сами вспомните немало подходящих примеров. При желании можно уподобить учреждения явлениям природы, рукотворным изделиям, реальным или вымышленным персонажам и так далее.

Если вы имеете отношение к руководству компании, такой процесс поможет вам проверить последовательность ваших представлений о взаимоотношениях начальников и подчиненных, между сотрудниками компании и ее клиентурой (а также конкурентами). Подбирая подходящие метафоры, персонифицируя неодушевленную организацию, вы можете начать работу над определением собственного места на рынке (над отношениями с заказчиками и теми качествами, которые вам нужны, чтобы их укрепить).

После этого у вас может возникнуть желание изменить такую " организационную личность". Этот процесс подробно вписан в книге Пола Темпорала и Гарри Олдера " Корпоративная харизма". Некоторые организации уже воспользовались метафорическим мышлением, чтобы его посредством сформулировать свои центральные задачи. При составлении " портрета" организации у вас могут получиться, например, такие описания:

а) Дружелюбный и надежный человек, хороший семьянин, несколько старомоден в предпочтении традиционных ценностей.

б) Честолюбивый молодой человек, который шагает в ногу со временем, любит свободу и веселье.

в) Творчески мыслящий, изобретательный и одаренный человек, гордящийся своими уникальными знаниями.

В отличие от абстрактных понятий " лучшая", " надежная", " ответственная", " серьезная" и так далее, подобное описание " организации как личности" позволяет намного реалистичнее выбирать желаемые правила и принципы внутреннего устройства, так как преподносит их в форме " наглядных картин", звуков и ощущений. Составив такой портрет, компания - то есть совокупность ее сотрудников - может соответственным образом изменить свою политику и более разумными, рациональными, действенными способами создать своеобразную внутреннюю культуру.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.