Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарождение новых видов деятельности






Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым

 

На первых порах прямохождение, ходьба — это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоя- тельное общение с внешним миром.

Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами.

Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребе - но к — предме т — взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с прось- бой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуати в - но-делово е общение, которое представляет собой практиче- ское, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. Контакт становится опосредованным предметом и действи- ем с ним. Средства общения — это привлечение внимания к пред- мету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по на- значению, совместные игры.

 

Развитие предметной деятельности

Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является уже не эмоциональное общение со взрослым, а предметно-манипулятивная или, точнее, орудийно-предметна я деятельность. Примеры орудийных действий — пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко. Сложность выполнения такого действия заключается в том, что ребенок должен научиться действовать не «в логике руки», когда предмет используется как естественное ее продолжение, а в логике самого орудия, т. е. нужно приспособить движение руки к специфическим свойствам предмета.

 

Главное звено обучения — образец действия, который дает ребенку взрослый.

Другой тип предметных действий — соотносящие действия. Цель соотносящих действий состоит в приведении двух или не- скольких предметов в определенное пространственное взаимоотношение (складывание матрешки, пирамидки, других сборно-разборных игрушек, закрывание коробки крышкой, вкладывание в отверстия фигурок разного размера и формы).

Зарождение новых видов деятельности

Внутри ведущей предметной деятельности начинают складываться новые виды деятельности, достигающие развернутых форм в дошкольном детстве. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Одна из ранних форм игры детей раннего возраста — предметная игра — представляет собой многократное воспроизведение об- щих схем использования вещей, варьирование функций («значений») предмета в реальном практическом действии.

 

Другой новый вид деятельности, складывающийся на основе предметной, — рисование, изобразительна я деятельность. Рождаясь как «действие черкания» карандашом, рисование в раннем детстве проходит несколько стадий: каракули; узнавание предмета в случайном сочетании линий; наконец, изображение по замыслу, по словесно сформулированному намерению (собственно изобразительная деятельность).

Познавательное развитие ребенка

Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами их использования совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки.

 

Восприяти е ребенка в раннем детстве вплетено в ведущую деятельность, тесно связано с выполняемыми предметными действиями.

Соотносящие и орудийные действия (многочисленные пробы подбора и соединения предметов по их форме, величине, цвету, расположению в пространстве) выступают как внешни е ориентировочны е действия, которые позволяют ребенку добиться правильного практического результата.

Следующая ступенька — зрительное соотнесение свойств пред- метов (зрительная ориентировка). Становится возможным целена- правленный выбор предмета по образцу — сначала по форме, ве- личине, потом по цвету. Накапливается запас представлений о свойствах предметов (образы восприятия).

Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Внимание и память в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность.

Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели. В ряде случаев взрослые дают готовые связи (например, показывают, как нужно использовать палку для того, чтобы выловить из лужи упав- ший в нее мячик). Для раннего возраста характерно решение задач с помощью внешних ориентировочных действий, путем проб и догадки — наглядно-действенно е мышление.

 

 

2.Билет






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.