Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соперник






У меня был товарищ — соперник; не по занятиям, не по службе или любви; но наши воззрения ни в чем не сходились, и всякий раз, когда мы встречались, между нами возникали нескончаемые споры.

Мы спорили обо всем: об искусстве, о религии, о науке, о земной и загробной — особенно о загробной жизни.

Он был человек верующий и восторженный. Однажды он сказал мне:

— Ты надо всем смеешься; но если я умру прежде тебя, то я явлюсь к тебе с того света... Увидим, засмеешься ли ты тогда?

И он, точно, умер прежде меня, в молодых летах еще будучи; но прошли года — и я позабыл об его обещании, об его угрозе.

Раз, ночью, я лежал в постели — и не мог, да и не хотел заснуть.

В комнате было ни темно, ни светло; я принялся глядеть в седой полумрак.

И вдруг мне почудилось, что между двух окон стоит мой соперник — и тихо и печально качает сверху вниз головою.

Я не испугался — даже не удивился... но, приподнявшись слегка и опершись на локоть, стал еще пристальнее глядеть на неожиданно появившуюся фигуру.

Тот продолжал качать головою.

— Что? — промолвил я наконец. — Ты торжествуешь? или жалеешь? Что это: предостережение или упрек?.. Или ты мне хочешь дать понять, что ты был неправ? что мы оба неправы? Что ты испытываешь? Муки ли ада? Блаженство ли рая? Промолви хоть слово!

Но мой соперник не издал ни единого звука — и только по-прежнему печально и покорно качал головою — сверху вниз.

Я засмеялся... он исчез.

Февраль, 1878

Литературная и общественная жизнь в 70-е годы XIX века.

 

Это пореформенная эпоха, породившая своего «героя» - народники. Явление это это имело общественный, экономический, философский, литературный характер. Исторические письма П. Лаврова - программный документ народников. Появились новые журналы и газеты, пытавшиеся уловить новые потребности общества.. Возрожденный журнал «Отечественные записки» стал народническим по духу, вопросы о мужике, о земле стали в нем доминантными. 1 марта 1881 года убит Александр II, народники одержали пиррову победу: полная исчерпанность идей народничества, к середине 80-х годов идеи эти почти полностью ушли из общественного сознания.

Л.Н. Толстой в середине 70-хгодов в письме Н.Н. Страхову осмыслил литературное развитие России в таком виде:

 

 

1. Пушкин,

Тургенев,

Гончаров. 4. Возрождение литературы

 
 

 


2.«Мы грешны» 3. Литература уходит в изучение народа;

она выполняет черновую работу, это не блестящая литература,

но она может составить основу для литературы будущего.

 

1. Взлет.

2. Упадок: литература себя исчерпала.

3. «Точка бифуркации»: рождение новых тенденций

4. Возрождение литературы (именно в этот период писались или уже были написаны такие тексты: Преступление и наказание, Идиот, Бесы, Братья Карамазовы, Война и мир, Анна Каренина).

 

В 70-х годах появилась целая плеяда писателей-народников и литература, так или иначе «болела» народническими идеями. Герой романа Толстого «Анна Каренина» Константин Левин много размышляет о судьбе народа, а слова простого мужика – «Жить надо для бога, для души» - спасают его от самоубийства. Литература этого времени - «священное писание о мужике». Достоевский назвал это время «зыбучие года», Аксаков писал, что «нация разделилась на народ и публику». Одна часть единого организма перестала понимать другую, потребность интеллигенции вернуться к истокам, почве привело к «хождениям в народ». В литературе даже появился особый тип - «кающийся дворянин». Не обошлось без идеализации народной жизни, от мужика ждали спасительного слова, спасительной истины.

Среди авторов-народников были популярны:

Николай Златовратский, рассказ «Деревенский король Лир»: внутренняя драма простого мужика оказывается сопоставимой с драмой героя Шекспира.

Павел Засодимский: «Хроника села Хмурино»: название соответствует содержанию - хмурые нравы. Разрушение устоев.

Андрей Новодворский-Осипович, «Эпизод из жизни ни павы, ни вороны»: это и есть герой-народник, он далек от реалий, литература его идеализирует, а в сущности он ни пава, ни ворона (у главного героя - дед Печорин, братья Рудин и Базаров, то есть опять лишние люди, пока только люди слова).

 

Глеб Успенский, один из наиболее известных писателей-народников, чьи повести-очерки составили цикл «Нравы растеряевой улицы». Успенский тяготеет к очерковости, его тексты на стыке беллетристики и публицистики, но в них много этнографического материала, стол ценного ныне для изучения культуры повседневности и быта народа. Успенский в этом цикле дал обобщенную картину России: люди потеряли нравственные ориентиры, не знают, во что верить; очень усиливаются эсхатологические настроения. Почему? Писатель отвечает, что в жизни мало разумного начала, преобладает полувера и инстинкты. Позиция наблюдателя вовсе не отстраняет его от описываемого, а наоборот показывает страстно заинтересованного и переживающего человека. Еще один цикл успенского с говорящим названием «Разорение»: герой внутренне разорен, он растерян перед обстоятельствами жизни. Несколько раз Успенский принимался за роман, но так и не написал ни одного романа. Известный критик того врмени Михайловский дал этому объяснение: «таков художественный аскетизм Успенского, …< > довольствуется схемой вместо цветного платья». Действительно Успенский, как и другие писатели-очеркисты, писатели-народники, стремился, торопился передать свои впечатления; роман же требует обдуманности, взвешенности, ЗАВЕРШЕННОСТИ. Критик Михайловский увидел в этом не ущербность, а специфику творческого метода. Не обошел Успенский и одну из самых тревожных тем для народников, тему народа и интеллигенции, о чем свидетельствует его цикл «Новые времена, новые заботы». По примеру многих Успенский уедет в деревню, поселится в крестьянской избе, начнет жить тяготами и трудностями крестьянской жизни (об этом его очерки «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли»).

Но в 80-е годы писатель понял иллюзорность многих народнических идей. Многие народники были против капитализации России, видели в этом скорейшую погибель страны, Успенский же понимал, что в поступательном движении страны - это неизбежный шаг, он понимал, что Россия «должна вывариться в фабричном котле», но будущее у не, по мнению писателя, безрадостно.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (1826-1889). Сегодня читающего человека все еще нужно переубеждать: Салтыков-Щедрин - прежде всего писатель, художник, а уж потом идеолог. (Еще при жизни сам себе написал некролог, сказав о себе очень просто - «русский писатель», эти 2 слова есть и на памятнике писателя). Писательство для Салтыков - служение, высокий долг Одна из ранних повестей Салтыкова - повесть «Противоречие», где писатель отразил сложный взгляд на человека как на существо биологическое и социальное. Это антропологическое противоречие: человек от природы добр, не злобив, а среда и внешние обстоятельства его калечат. Об этом думает главный герой повести, «маленький человек» Нагибин. Другая повесть «Запутанное дело»: главный герой Иван Мичулин пытается жить по морали отца: не спорь, смирись, тогда добьешься успеха. Но в героях Салтыкова зреет социальная активность, это отличает его «маленького человека» от традиционного героя такого плана. Интересно, что в реалистических текстах Щедрина очень много снов, так называемого второго пространства (например, Мичулину снится опера «Карлос смелый, которая оканчивается восстанием народа - герой со сне счастлив увидеть такой финал). Но более Салтыков известен своим приемом гротеска, его реализм часто и называют гротескным реализмом.

Гротеск (ит. grotesso – причудливый) - разновидность комического, это преувеличение и заострение, нарушающее границы правдоподобия; это трансформация художественных форм, приводящая к соединению несоединимого - реалистического и фантастического, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и возвышенного. В этих традициях написаны «Нос» Гоголя, «История одного города» Салтыкова, «Баня» и «Клоп» Маяковского, «Роковые яйца» Булгакова.

1956г. «Губернские очерки»: талантливое художественное произведение, Щедрин обличает неблагоприятные социальные условия, которые уродуют человеческую жизнь. С этих очерков в творческом методе писателя преобладает сатира. «История одного города» складывается из ряда очерков 60-70-х гг: «Наши глуповские дела», «Клевета», «Литераторы-обыватели» и др. Также предшественником «истории одного города» можно считать цикл «Помпадуры и помпадурши».

«история…» - это пародированная история государства российского, хотя писатель пародирует не труд Карамзина, а государственную историю. Город - Глупов, народ - глуповцы. Интересен жанр: что это - исторический роман или повествование. Или это неисторическая сатира? Реализм здесь условен, точнее метод Салтыкова назвать фантастическим гротеском. Как смотрит Салтыков на народ, кто эти глуповцы? 1. Исторический народ, который на своих плечах несет всяких Бородавкиных, Угрюм-Бурчеевых, этому народу писатель не сочувствует. 2. Народ как носитель идей демократизма, здесь и проявляется сочувствие писателя к народу. В 1880 г. выходит роман «Господа Головлевы», который восторженно встретили Толстой и Достоевский. Это уже не сатирический роман-хроника, а социально-психологический роман, это история одного семейства, тема, которая в это время тревожила толстого (анна Каренина), Достоевского (Братья Карамазовы). В духовных исканиях русских писателей отразился начавшийся в России процесс разрушения устоев патриархальной семьи. Главный герой Салтыкова - Иудушка Головлев, «кровопийца», деспот вроде Федора Павловича Карамазова, на смертном одре кается в своих грехах: важно, что он в принципе оказывается способен на покаяние. Прозрение к Иудушке приходит поздно: «совесть проснулась, но совесть уже одичавшая». Позднее в творчестве Салтыкова появляются «Сказки». Многие авторы обращались к иносказательной форме, это стало определенной художественной тенденцией (Короленко, Толстой, Лесков, Гаршин). Лирико-исповедальные мотивы появляются циклах «Мелочи жизни», «Пошехонская старина» (автобиографическое начало).

 

Николай Семенович Лесков (1831-1895).Голос и творчество Лескова выбивается из общего «хора». Надо жить с народом, а не изучать его, как народники, считал Лесков. Как художник слова Лесков тяготеет не к культурно-литературной традиции, а к полуфольклорной, разговорной речи. Его повествование - это сказ, приближенный к устному рассказыванию. Лесков начинал как писатель-шестидесятник в русле демократической литературы. Например, его ранний роман «Житие одной бабы»: пореформенная деревня, жизнь доведенная до грани идиотизма – «Эх, Русь моя родимая! Долго ли тебе еще баландаться с твоей грязью? 2 (почти некрасовское восклицание) Но Лесков пишет не только о мужике, а русском человеке прежде всего., то есть исследует проблему национального характера. У Лескова всегда мерцает свет, у него есть ГЕРОЙ, который противостоит абсурду жизни. Его главный типаж - герой-праведник: был грешником, раскаялся, искупил грехи. Классические типы праведников - Савелий Туберозов, мятежный протопоп; Ахилло Десница, дьякон;

«Леди Макбет Мценского уезда» - шекспировский масштаб трагедии. Молодая женщина Катерина изменяет старому мужу, убивает свекра, мужа, ребенка, свою соперницу. Погибает и сама Она ужасна и … красива. Лесков эстетизирует своих героев.

Лесков разработал не каноничную жанровую систему. У него есть такие жанры как: «пейзаж и жанр», «рассказы кстати», житие с романным оттенком. Лесков формирует свою систему и собственный жанр, который исследователи называют «лесковское ожерелье»: «нанизывание бусин на ожерелье». Лесков отказывается от сюжета одного героя. Человеческие судьбы переплетаются, так можно увидеть движение человеческой жизни.

В 60-е годы создает роман «Некуда», антинигилистический роман. Лесков был против нигилистов, называл их «нетерпивцами», которые хотят уничтожить старое, а что делать дальше - не знают. Один из героев доктор Розанов, alter ego писателя, это герой «постепеновец»: надо не переустраивать, а постепенно устраивать. Идейно роман более значим, чем художественно, это понимал и сам Лесков.

«Очарованный странник» (повесть 1873): крестьянин Иван Флягин очарован жизнью, чуток к красоте (это очень важно - у Лескова нет лишних, разочарованных людей. Иван Флягин приходит и к пониманию внутренней духовной красоты. «Умом просиять» к концу жизни дает Лесков всем своим праведникам-персонажам. Поэтизируя героев (в частности, Ивана Флягина), автор не идеализирует их, не идеализирует жизнь. Милая сказка и правда жизни соединяются, сталкиваются, увы, результат трагичен. Главная черта героев Лескова - деятельное начало, почти нет праведников-монахов. Но Лесков знал и почитал церковную культуру. Об этом цикл «Мелочи архиерейской жизни», рассказывающий о жизни простого русского священника.

 

О возможности и невозможности народничества, о замутившихся источниках живой жизни, о сильных и страстных натурах, которым, увы, не дано было что-то сотворить («мировая трагедия истощения от безмерности»), о трагическом омертвении и гибели человеческой индивидуальности и поисках спасения оснований мира (красота, по Достоевскому, семья, по Толстому и т.д.) – в русской литературе второй половины 19 века ярче всего скажут творения Толстого, Достоевского, Лескова, Салтыкова-Щедрина.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.