Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Александр сергеевич Пушкин (1799-1837)






 

А.С. Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганибала, выходца из Северной Абиссинии, наречённого в России Абрамом Петровичем.

Его первыми учителями русского языка были бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна и дядька Никита Козлов, прошедший весь жизненный путь вместе с Пушкиным.

В 1811 г. Пушкина отдали в только открывшийся Царскосельский лицей, куда привёз его дядя Василий Львович.

После окончания лицея (1817) он был зачислен коллежским секретарём в Коллегии иностранных дел.

В эти годы (1817-1820) были написаны ода «Вольность», стихотворения «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818), поэма «Руслан и Людмила».

До царя Александра I дошли вольнолюбивые стихотворения Пушкина и он был выслан в первую ссылку на юг, под началом генерала И.Н. Инзова, куда он выехал 6 мая 1820 года.

В середине мая 1820 года Пушкин прибыл в Екатеринослав. Там Пушкин заболел. В это время туда приехала семья генерала Раевского с которыми Пушкин поехал для лечения на Кавказские воды.

После Кавказа Пушкин побывал в Крыму. Летом 1823 года он вернулся в Одессу, где вместо Инзова был назначен М.С. Воронцов, с которым не смог поладить Пушкин. По донесению Воронцова Пушкин был переведён в Михайловское, имение родителей.

В эти годы (1820-1824) он написал поэмы «Кавказский пленник (1821) и «Цыгане» (1824). В Михайловске Пушкин написал свои лирические стихотворения «К морю», «Я помню чудное мгновенье» и другие. В 1825 году написал свою трагедию «Борис Годунов».

8 сентября 1826 года Пушкин возвратился в Петербург. 1830 год Пушкин провёл в Болдино, где написал свои произведения «Повести Белкина», в которые вошли повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».

В апреле 1836 года издал первый номер журнала «Современник» к соавторству были приглашены Гоголь, Кольцов, Тютчев и др.

В эти годы он написал многие знаменитые стихотворения «Я памятник себе воздвиг …» и другие, прозаическое произведение «Капитанская дочка». В эти годы началась травля поэта. Это закончилось тем, что он был вызван на дуэль Дантесом, которая состоялась 27 января 1837 года, где он был тяжело ранен. 29 января 1837 г. в 2 часа 45 минут по полудню Пушкин скончался. Он похоронен в святогорском монастыре в феврале 1837 г.

Как известно, Пушкин не писал специально для детей. Однако вошедшие в круг детского чтения пушкинские произведения оказывают на ребёнка глубокое и плодотворное воспитательное воздействие, раскрывают перед ним большие явления человеческой жизни и важные социальные и нравственные проблемы в простой, яркой и эмоциональной форме.

Поэзия Пушкина пленяет детей не только простотой и ясностью языка, удивительной красочностью образов, эмоциональностью, энергичностью, динамикой. Пушкинские пейзажи, вошедшие в книги для детского чтения (например, «Обвал» и др.), передают подлинно русский взгляд на родную природу, воспевают её величие и красоту. Они воспитывают в нас с младенческих лет глубокое чувство, любовь к прекрасному.

Глубокий след в детском чтении в истории детской литературы оставили пленяющие красотой и умом сказки Пушкина.

На каждом этапе своего творческого развития Пушкин создавал произведения в фольклорном стиле, всё глубже проникая в обширный и разнообразный мир народной поэзии. Сказки стали итогом многолетних стремлений поэта постичь образ мыслей и чувства народа, особенности его характера, устного народного творчества и языка. Основным источником всех сказок Пушкина послужил русский сказочный фольклор. Опираясь на идейно-эстетическое богатство фольклора, Пушкин творчески развил традиции народной поэзии.

В сказочных поэмах Пушкина запечатлелись и народные взгляды, и обстоятельства жизни. В духе народного творчества обрисован жёсткий, ленивый и глуповатый царь Дадон в «Сказке о золотом петушке».

У Пушкина каждый сказочный тип имеет свой неповторимый облик, он художественно индивидуален. В большинстве сказок мы встречаем активно действующего положительного героя, побеждающего злые силы. В тех же сказках, где положительного героя нет, Пушкин находит другой путь воплощения извечной оптимистической идеи народной сказки о неминуемой победе правды над ложью.

В произведениях с потрясающей художественной силой воплотилась гуманистическая идея народной сказки о самозабвенной человеческой любви, способной совершить чудо, преодолеть смерть, торжествовать над силами зла и жестокости.

Поэтике Пушкина особенно родственной оказалась выразительная динамика народно-сказочного повествования.

Фольклорная поэтика становится в сказках Пушкин могучим средством реалистического изображения жизни, помогает поэту проникнуть в психологию героев. Удивительно легко, свободно и естественно совершается в сказках Пушкина переход от реального к волшебному и наоборот.

Пушкин сохраняет основной закон композиции народной сказки - её стремление излагать события так, как они совершаются в реальной жизни.

Так же в сказках Пушкина отразился закон троекратного повторения с небольшими вариациями основных сюжетных эпизодов.

Например, трижды отправляется к морю старик-рыбак; трижды обращается к стихиям королевич Елисей; трижды посылает свои войска против врагов царь Дадон и т.п.

Создавая на фольклорной основе новую литературную сказку, поэт стремился предельно приблизить её к стилю народной поэзии. Но сказки Пушкина стихотворные, а фольклорные сказки рассказываются прозой.

Чтобы стихотворный стиль не создавал ощутимого отличия между его сказками и сказками народными, Пушкин использовал в них песенные и речитативные жанры устного народного творчества.

Сказки Пушкина пробуждают симпатии и антипатии читателей, формируют активное отношение к своим героям. Творчество Пушкина имело большое влияние на развитие детской литературы.

ТЕМА 9: ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

План:

1. Развитие детской литературы первой половины XIX века.

2. Писатели и поэты первой половины XIX века.

3. Значение произведений поэтов и писателей на детей.

4. Развитие детской литературы 1850- 1860.

5. Поэты-шестидесятники.

6. Произведение поэтов и писателей детям.

7. Периодическая литература.

Литература:

1. Детская литература. 1800-1825 г.

2. Детская литература. 1825-1860 г.

3. Детская литература. Под редакцией Ф.И. Сетина.

4. Детская литература. Редактор А.В. Терновский.

5. Литература в школе М., 1990.

Ключевые слова: жанр сказки, авторский вымысел, литературные произведения, сборники сказок, мировоззрение, поэты-шестидесятники, поэты из народа, реализм, социальная романтика, проза, лирика, переодика, журналы, газеты.

 

В первой половине XIX века для детей писали ещё очень немногие писатели и поэты, прославленные мастера художественного слова Жуковский, Погорельский, Одоевский и др. Обращаясь к народно - поэтическому творчеству, они чуждались его вольнолюбивых и протестанских мотивов. Но созданные ими сказки для детей сыграли большую роль в истории детской литературы и продолжают оказывать эмоциональное воздействие на детей в наше время. В этих сказках воплотились идеи гуманизма и трудолюбия, любовь к научным знаниям. В них в качестве сказочных героев действовали дети с присущими их психологии переживаниями («Чёрная курица» Погорельского).

Возникали различные жанровые разновидности литературной сказки: сказки стихотворные и прозаические, сказка, основанная на фольклорных мотивах и авторском вымысле, сказка характерная по художественной структуре для общей литературы и собственно детская сказка.

Появление сказочных поэм Пушкина и сказочной повести Ершова подняло русскую литературу на небывалую высоту, её дальнейшее развитие, определив её дальнейшее развитие.

В первой половине XIX веке важное воспитательное значение имели и лучшие научно-популярные книги и журналы, издаваемые для детей. Уже в первой половине XIX века дети читали в специально издававшихся для них хрестоматиях, журналах басни Крылова, баллады Жуковского, лирические стихи, поэмы и сказки Пушкина, Лермонтова и Ершова, песни Кольцова, Гоголя, Тургенева, а из иностранных писателей Вальтера Скотта, Фенимора Купера.

Многие произведения этих художников волновали читателей картинами исторического прошлого своей страны и картинами родной природы, возбуждали жажду борьбы за обновление жизни. Войдя в круг детского чтения произведения русских и зарубежных классиков способствовали постепенному преобразованию детской литературы. В ней утверждались принципы критического реализма, которые легли в основу лучших книг для детей во второй половине XIX века.

Почти одновременно с поэтическими произведениями Пушкина в детское чтение вошли некоторые стихотворения и поэмы М.Ю. Лермонтова: «Бородино», «Воздушный корабль», «Три пальмы» и др.

Из художественной прозы русских писателей первой половины XIX века в детское чтение вошли прежде всего произведения об исторических судьбах народа - «Юрий Милославский» М. Загосина, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. Гоголя. Так в детской литературе утверждался жанр исторической повести и романа.

В конце 1840-х годов появляются антикрепостнические рассказы И. Тургенева, которые составили в дальнейшем (1852 г.) два тома «Записок охотника». В детской среде широкое распространение получили не только рассказы Тургенева «Бежин луг» и «Муму», но и многие другие его произведения из «Записок охотника».

В 1850-1860-х гг., когда ещё было мало научно-естествоведческих книг для детей, эти произведения привлекались педагогами и как средство идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения, а порой в качестве книг о природе, потому что национальный пейзаж запечатлелся в них с поразительной художественной силой и рельефностью.

Огромную роль в формировании мировоззрения и эстетических вкусов молодых писателей сыграли поэты-шестидесятники. Одним из них был Михаил Илларионович Михайлов (1829-1865 гг.).

За написанную вместе с Н.В. Шелгуновым прокламацию «К молодому поколению» он был сослан на каторгу в Сибирь. Михайлов печатал свои оригинальные и переводные стихи для детей в прогрессивном журнале «Подснежник» и в приложениях к нему. Впервые после Жуковского усилиями Михайлова детская литература значительно обогатилась произведениями многих зарубежных писателей - Бернса, Беранже, Уланда, Гартмана, Саади и др. Как в оригинальных произведениях, в переводах Михайлова привлекали темы свободолюбия, чести, долга перед отчизной, человеческих радостей и страданий.

Идеи революционных демократов ярко воплотились и в творчестве АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ПЛЕЩЕЕВА (1825-1893). Перенеся десятилетнюю ссылку рядовым солдатом в Сибири и на Урале за участие в кружке Петрашевского, Плещеев возвращается к литературной деятельности, печатает свои стихотворения в самых передовых журналах того времени - в «Современнике», а затем в «Отечественных записках».

После 1860-х годов Плещеев в своём творчестве всё чаще обращается к теме детства, жизни детей в семье. Но даже в его стихах о беспечном детстве зачастую звучит мучительный вопрос: «Ужель и вам не видеть лучшей доли? И вам идти путём бесплотных грёз?».

Поэт видел в детях «будущих строителей русской жизни», стремился «научить их любить добро, родину, помнить свой долг перед народ». Теплотой, семейным уютом, дружбой, любовью исполнены его стихи «Из жизни», «Завтра», «На берегу» и др.

Передовая педагогическая критика высоко ценила сборники стихов Плещеева. Отдельные произведения поэта печатались в детских журналах «Семья и школа», «Детское чтение», «Игрушечка». Плещеев сам составил сборник «Подснежник», куда вошли его лучшие произведения - стихотворения для детей и юношества.

ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803-1873) и АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (Шеншин) (1820-1892) крупные поэты XIX века. Начиная с 60-х годов многие произведения, которые они писали для взрослых, вошли в детские сборники и в хрестоматии. Оба поэта создали превосходные произведения, воспевающие родную природу.

В 60-70-е годы для детей школьного возраста стали появляться стихи АЛЕКСЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ТОЛСТОГО (1817-1875 г.ж.) - поэта, автора исторического романа «Князь Серебряный»), исторической драмы «Царь Фёдор Ионович». Большинство его стихов печатались для детей в сокращении.

В конце XIX века в журналах и сборниках для детей стали появляться стихи поэтов из народа - ИВАНА ЗАХАРОВИЧА СУРИКОВА (1841-1880) и СПИРИДОНА ДМИТРИЕВИЧА ДРОЖЖИНА (1848-1930).

Крестьяне по происхождению, Суриков и Дрожжин в своей поэзии изображали разнообразные стороны жизни русской деревни.

Тот факт, что во второй половине XIX века возникло много стихотворений для детей и о детях, имеет глубокое социально-философское основание. Никитин и многие другие поэты усматривали в нравственной чистоте и доброте детей «возможность подлинно человеческих, гуманных отношений между людьми» в будущем. Поэты этой эпохи вносят в разработку «детской» темы «наиболее дорогие, заветные свои верования, чувства, надежды».

Ещё ярче и определённей разрабатывается детская тема в многочисленных произведениях художественной прозы.

Так, для Л.Н. Толстого детская душа - это «живой источник морали, любви, человечности», к которым приходят люди лишь трудным путём «нравственного самоусовершенствования». В творчестве Короленко детство равнозначно «социальной романтике и юному стремлению к справедливости», активному отрицанию этики мещанского общества. У Гаршина тема детского сознания возникает как антитеза порочному и бесчеловечному строю современной жизни. В рассказах Чехова «ни одно из самых элементарных представлений официального внешнего мира не имеет смысла» в мире детей, полностью отвергается им.

Особенность русской литературы второй половины XIX века: детская книга нередко издаётся в качестве народной, а народная книга - в качестве детской.

Рассказы и повести для детей русских писателей второй половины XIX века поражают богатством и разнообразием жизненного и идейного содержания, художественными образами, сюжетно-композиционными решениями, остротой социальной проблематики.

В развитии детской литературы наряду с К. Ушинским, Л.Н. Толстым, Д. Маминым-Сибиряком, В. Гаршином, А. Чеховым большую роль сыграли в то время и А.А. Гончаров, С.Т. Аксаков, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, К.М. Станюкович, писатели-народники П.В. Засодимский, А.Н. Анненская.

Исключительное значение для просвещения и воспитания подрастающего поколения имели журналы для детей. По содержанию многие журналы отвечали запросам юных читателей.

Во второй половине XIX века журналов издавалось в три раза больше, чем в первой. В дальнейшем количество журналов ещё более возросло.

Во второй половине XIX века издавались следующие журналы:

«Подснежник» (1858-1862) - орг. и изд. В.Н. Майков.

«Журнал для детей» (1851-1865) - ред. М.Б. Чистяков.

«Рассвет», «Дело и отдых», «Натуралист», «Библиотека для детского чтения» - 1860-1862 гг.

«Семейные вечера» (1864-1890) - ред. М. Ростовский.

«Детское чтение», «Родник», «Всходы» - 1869-1900 гг

«Всходы», «Задушевное слово», «Природа», «Натуралист», «Отдых», «Час досуга», «Игрушечка», «Малютка» и другие.

Во второй половине XIX века детская литература обогатилась разнообразной и значительной тематикой, глубоким идейным содержанием. Передовая детская литература и детское чтение становятся в это время действеннейшим средством воспитания высоких нравственных и гражданских качеств поколения, вступающего в XX век.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.