Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антифон 3 (Пс 109).






Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене. Тропарь: Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.

Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Тропарь:

Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господьствуй посреде врагов Твоих. Тропарь:

С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих. Тропарь:

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем оба молодых диакона с кадилами и старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Все выстраиваются в центре. Диакон испрашивает благословения н вход и возглашает, к традиционному «Премудрость прОсти[41]», возглашает: «Из чрева прежде денницы[42] родих тя, клятся Господь и не раскается, ты иерей во век по чину Мелхиседекову». По уставу после этого должен петься тропарь праздника, заменяя обычное для входа песнопения, но при архиерейском служении этого не происходит. Так и теперь, духовенство поет обычное песнопение, с поправкой на праздник: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Рождейся от Девы, поющия Ти. Аллилуиа.». При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. В этот момент хор подхватывает пение и снова, в который раз, начинает слов «Спаси ны…», после этого духовенство снова поет… По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство и снова хор. Тропарь и кондак в этот раз поется только праздничный, при этом кондак Рождества поет духовенство, используя наиболее традиционный распев его. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно, нет, не двумя, а уже тремя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (поскольку во Христа крестились, во Христа облеклись – это цитата из апостола Павла), исполняемая, поскольку, в этот день в древние времена совершалось массовое крещение оглашенных – ведь это песнопения – часть этого Таинства. В древности последование этого Таинства включалось прямо в литургию, отсюда и эта особенность литургии праздника, да и многих праздников. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь песнопение протяжным распевом.

Возглашал прокимен и чтал Апостольское чтение праздника все тот же диакон с тонким голосом (о.Сергий).

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: 2он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. 3Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; 4но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

6А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: " Авва, Отче! " 7Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Что еще добавить к этому? Остается только сказать, что лучше чем здесь, о празднике не напишешь….

Заканчивается чтение, а затем Аллилуиарий. На архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Его проносит через центр о.Антоий Кригер. Иподиаконы с дикирием и трикирием становятся у иконы, так что люди подходить к ней пока не могут. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Матфея): 1Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы* с востока и говорят: 2где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

3Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

4И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

5Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: 6и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

7Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

9Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

10Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

12И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

13Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, 15и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: 18глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

19По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

21Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

22Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские 23и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Интересно, что на литургии читается текст уже не о самом событии праздника, а о поклонении волхвов. Воточные астрологи и колдуны, эти служители сатаны, тем не менее, пришли поклониться Христу и своими дарами исповедали его Царем, Богом тем, кто должен принять смерть за род человеческий. Так, язычники познали Христа и в дальнейшем оставив зло свои, последовали путям Господним и на Западе весьма чтимы, как «три короля». Иудейские же вожди восстали на Христа и покусились убить, ибо видели в нем не Спасителя мира, а земного владыку, которого царь Ирод боялся, как соперника. Так произойдет и позднее – народ иудейский отвергнет Христа и пригвоздит Его ко Кресту, а язычники с Востока и Запада примут веру Христову. Что тут добавить? Только слова апостола Павла: «… тот, кто… стоит, берегись, чтобы не упасть….».

Заканчивается чтение и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ дикирием и трикирием. Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. Поминовения усопших на сей раз не было, но сразу звучала ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон о.Антоний Кригер кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, ни пасхальное торжество, ни архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя… После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет задостойник Рождества Христова: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Небесных воинств Деву Пречистую Богородицу. Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобие молчание. Любовию же, Дево, песни ткати спротяженносложенныя неудобно есть. Но, и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.» Обычно задостойниками праздников являются ирмосы 9 песни канона праздника, но в этом случае все совсем по-другому. После этого диакон о.Евгений Габов выходит на амвон с поднятым орарем, произнося: «И всех и вся!» Это повторяет хор, после чего архиерей произносит обычные слова: «в первых помяни, Господи, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго патриарха Московскаго и Всея Руси и господина, Высокопреосвященнейшаго Исидора, митрополита Екатеринодарскаго и Кубанскаго, имже даруй в мире, здравии, благоденствии право правити Слово Твоея Истины», после чего о.Сергий Лукин таким же образом просит и о нашем правящем архиерее. После этого диакон призывает верующих к молитве о правящем архиерее, «приносящем Святые Дары сия Господеви Богу нашему», при этом входя в алтарь и указывая орарем на престол с уже освященными Святми Дарами и далее призывает к молитве обо всей полноте Церкви, начиная от священноначалия и заканчивая всеми верующими, живыми и почившими, и «о всех, иже и кийждо в помышлении имать и о всех и за вся»! Он возглашает последние слова во весь голос, после чего их повторяет хор. Это так называемая выкличка – неотъемлемая часть архиерейской литургии, но у нас чаще опускаемая. Далее служба уже не отличается от обычной. После еще одной просительно ектении народ поет Молитву Господню, а потом Царскиеврата закрываются, напоминая о Тайной вечери, прошедшей при закрытых дверях, ибо сейчас, после раздробления Агнца начнется причащение духовенство. Хор в это время поет некоторые колядки. После же причащения духовенства выходит о.Роман и читает Рождественское послание нашего правящего архиерея, местами похожее, скорей, на официальный доклад на каком-нибудь епархиальном собрании, чем на праздничное приветствие (в отличие от патриаршего). Уже после окончания чтения открываются Царские врата. Начинается причащение верующих. Причастников на сей раз было довольно много, так что причащали на три чаши, причем, в центре причащал сам правящий архиерей. И вот, заканчивается причащение. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению. Когда-то на этом литургия и заканчивалась –в древней литургии святого апостола Иакова, брата Господня, доныне совершаемом в Иерусалиме в день памяти апостола, а в Русской Церкви – в храмах духовных семинарий и академий и в некоторых приходах – с благословения начальства, до сих пор после этого звучит фраза «Отпущаетесь с миром» и служба кончается. У нас же выходящий из алтар священник у амвона читает молитву с просьбой о благословении всех молившихся в храме и всех верующих по окончании литургии, когда они уйдут в мир с его страстями и грехами. После нее духовенство вышло в центр, где само пропело тропарь, кодак и величание праздника, после чего последовало обычное окончание службы.

Архиерей произносит отпуст, после чего диакон возглашает многолетие всему священноначалию Церкви и всей церковной полноте, а затем Владыка Феогност уходит в алтарь для разоблачения. Поется многолетие.

Выйдя, уже в рясе, клобуке и мантии, архиерей поздравил всех верующих с праздником Рождества Христова, праздником, которого падшее человечество ждало много веков. Еще Адаму в раю было обещано, что спасение придет, и змий будет побежден. А до тех пор человек ждал. Многие, по внушению духов тьмы, забыли Бога, обратившись к поклонению силам природы, являющимся им в разных обличиях тем же духам тьмы. Многие понимали, что все это – не то, но само человечество, по своей склонности ко греху, ко злу, не могло самостоятельно вернуться к Создателю своему. Ему были верны те, кто от Него и не отходил никогда. Сначала это был Ной, от которого после потопа пошло все человечество, в том числе, и мы, а потом, спустя века, а может, тысячелетия, праотец Авраам, ставший прародителем еврейского народа, который Бог и избрал себе, которому и дал Закон, от которого тот, ем не менее, непрестанно отступал. Все же прочее человечество пребывало в своих заблуждениях, во зле, что понимали даже иные языческие философы, говоря, что мир катится в бездну. И вот, Господь явился, став человеком, во всем подобным нам. Это было совершено не призрачно, как учат иные еретики, но истинно – Бог стал человеком, приняв человеческие тело и душу, не перестав быть Богом и не сходя с престола на небесах, пришел к людям, дав им спасения. Тот, которого не вмещает вся Вселенная, планеты и Галактики, вошел в чрево человека и родился от человека. Питающий весь мир и держащий его в своих руках – держим в руках человеческих и питаем людьми. Тот, кто был всегда, прежде начала мира, обретает начало, как человек. Это чудо ныне воспевается Церковью. Рождается же Он не для прославления, но чтобы дать жизнь свою за спасение людей, дабе всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Это было известно Богу, прежде, нежели мир был сотворен, но Бог не поколебался сотворить его. Несомненно, Бог вразумлял всех, кто оказывался на грани падения, как вразумлял Он первых людей, увещевая их не нарушать единственную заповедь и предупреждая, что их ждет в случае непослушания. Но человек имея жажду познания, предпочел внять льстивым обещания диавола, прегрешив прежде мыслью, а уж потом – сорвав запретный плод и вкусив его, после чего – вместо поркаяния, начав оправдываться и сваливать вину друг на друга. Не будь последнего, возможно, история пошла бы по-другому, но с этого дня человек пал и был изгнан из рая. Но во Христе человечество обрело спасение, и не только избранный народ, отвергший его, но все человечество, дотоле сидящее во тьме. Нынешний же праздник знаменует начало этого пути Христова. За этим последует долгие 33 года жизни Христа среди людей, крещение (по гречески «β α π τ ε ι ς» - «ваптис» - «омовение», «погружение в воду») в Иордане, а затем сорокадневный пост в пустыне и выход на проповедь, а через 3 года проповеди – смерть на кресте. И тем не менее, мы радуемся, празднуя начало спасения, которому и желаем последовать, по пути которого и ведомы Церковью, если только желаем идти ее путем. Празднование же состоит в прославлении Бога Спасителя, а не впище и питии, в котором, впрочем, нет ничего дурного, если не злоупотреблять. Именно призывом не злоупотреблять пищей, дабы разговлением не повредить здоровье, он завершил свое слово и поздравив всех с праздником, а потом под пение хора пошел к выходу, благословляя верующих. В притворе с него сняли мантию и клобук, надев скуфию и жилет, а также – шарф, после чего он вышел из храма. После чего, вышедший о.Евгений кузнецов поздравил всех с праздником и напомнил расписание служб….

Поцеловав крест, мы выходим из храма.

Вот, и завершился этот праздник, к которому мы готовились все эти 40 дней. Впрочем, попразднество, то есть, воспоминание Рождества Христова, продолжится до 13 января, но до самого навечерия Крещения Господня будут дни сплошногомясоеда, без поста в среду и пятницу – ни Святок, святые дни, как сказал ныне Владыка Феогност, дни сугубого торжетва, но не пьянства и бесчинств, с которым народ привык их связывать, а тем более, не мерзкие языческие обряды, которые в эти дни упорно навязывает нам мир.

Вечером в этот праздник положена Великая вечерня.Великой же, напомню, называется вечернясо входом, а по возглашении прокимна – ектенией «рцем вси…», а при необходимости – и паремий, как мы видели в службе навечерия Рождества, а в конце – 33 псалма, который, впрочем, у нас поется только на всенощном бдении, а в остальных случаях –опускается. При архиерейском служении на Великой Рождественской вечерни еще и читается Евангелие. Но главна ее особенность – возглашение прокимна «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса!», всегда красиво воспеваемый диаконом собора о.Евгением Габовым…






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.