Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма В. Дисперсия и нелинейность 39 страница






Лит.: М а р к с К., Введение (Из экономических рукописей 1857 - 1858), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12; его же, Замечания на книгу Адольфа Вагнера " Учебник политической экономии...", там же, т. 19; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29; Гегель Г. В. Ф., Наука логики, Собр. соч., т. 5-6, М., 1937 - 1939. Э. В. Ильенков.

ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, система избират. права, при к-рой право участвовать в выборах представительных органов предоставляется всем гражданам, достигшим установленного законом возраста, без к.-л. ограничений избират. цензами.

Всеобщность выборов - один из осн. принципов избират. права, определяющий условия избират. прав граждан и степень демократизма данного общества, носит ярко выраженный классовый характер. Содержание В. и. п. различно в условиях социалистич. и бурж. общества. В СССР В. и. п. означает, что, согласно Конституции СССР (ст. 135), все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от их расовой и нац. принадлежности, пола, вероисповедания, образоват. ценза, оседлости, социального происхождения, имуществ. положения и прошлой деятельности имеют право участвовать в выборах во все представительные органы гос. власти, что женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами, что граждане, состоящие в рядах вооруж. сил, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

Правом быть избранными депутатами Верховного Совета СССР обладают граждане, достигшие 23 лет; депутатами Верх. Совета союзной или авт. республики - граждане, достигшие 21 года; депутатами местных Советов - граждане, достигшие 18 лет. Не имеют избират. прав лишь лица, в установленном законом порядке признанные умалишёнными. До принятия Конституции СССР 1936 избират. прав лишались представители эксплуататорских классов. Это временное ограничение было вызвано ожесточённой классовой борьбой.

Всеобщность выборов - важная и действенная форма участия сов. граждан в формировании и деятельности органов гос. власти. Соблюдение этого принципа гарантируется политич. (власть трудящихся) и экономич. (социалистич. система х-ва и социалистич. собственность на орудия и средства производства) основами сов. общества и обеспечивается порядком составления списков избирателей, организации избират. участков, назначением выборов на нерабочий день, возможностью голосования для граждан, находящихся вне своего постоянного места жительства (в поездах дальнего следования, пароходах, больницах), отсутствием к.-л. избират. взносов, залогов и т. д.

Сов. законодательство закрепляет организационно-правовые формы участия граждан в проведении самих выборов, контроля за их ходом со стороны общественности, а также устанавливает уголовную ответственность тех, кто путём насилия, обмана, угрозы или подкупа препятствует сов. гражданам в осуществлении их права избирать и быть избранным.

Конституции большинства бурж. гос-в провозглашают В. и. п., однако в результате целой системы ограничений (цензов), различных оговорок и поправок, предусмотренных в самом законодательстве (см. Цензы избирательные), значит, количество избирателей, гл. обр. представители трудящихся, солдаты, женщины и др., отстраняется от участия в выборах. См. также Избирательная система. В. В. Кравченко.

ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, всеобуч, обучение всех без исключения детей определённого возраста в общеобразоват. школах, дающих определённый минимум знаний. В. о. обеспечивается системой гос. мероприятий (законодат. акты об обязательности обучения, гос. ассигнования на строительство и содержание школ и подготовку учителей и т. д.).

Необходимость введения В. о. явилась одним из требований нар. масс на протяжении неск. столетий. Обязательность обучения была провозглашена Вел. франц. революцией (кон. 18 в.). Требование обществ, и бесплатного воспитания всех детей было выдвинуто К. Марксом и Ф. Энгельсом в " Манифесте Коммунистической партии" (1848), а попытка его практич. осуществления сделана Парижской Коммуной (1871).

Впервые законы о начальном В. о. были приняты в отд. гос-вах Германии (напр., в Веймаре, Гессене) ещё в 17 в. Введение законов о В. о. в капиталистич. странах было теснейшим образом связано с развитием в 19 в. машинного произ-ва и потребностью его в грамотных рабочих, с борьбой трудящихся за культуру и знания. Законы о начальном В. о. приняты в Дании в 1814, в Швеции - в 1842, в Норвегии - в 1848, в США - в 1852-1900, в Японии-в 1872, в Италии- в 1877, в Великобритании - в 1880, во Франции - в 1882, в странах Лат. Америки - в нач. 20 в.; в ряде стран Азии и Африки такие законы не приняты до сих пор. Бурный технич. прогресс, вызвавший революцию во всех отраслях произ-ва в конце 19 и начале 20 вв., потребовал организации в развитых странах гос. системы подготовки высококвалифициров. рабочих, в связи с чем пересматривались законы о В. о., увеличивались сроки обязат. обучения, повышался объём знаний, общеобразоват. школа в большинстве стран стала бесплатной.

Хотя, по офиц. статистике, в высокоразвитых капиталистич. странах (США, Великобритания, Япония, Франция и др.) почти все дети обязат. школьного возраста обучаются в общеобразоват. школах, по данным ЮНЕСКО, в конце 60-х гг. в мире насчитывалось 740 млн. неграмотных, в странах Азии, Африки и Лат. Америки только 47% детей (5-14 лет) посещают школы. Нек-рые народы колониальных стран до сих пор не имеют письменности и школ с обучением на родном языке. В капиталистич. обществе школа продолжает быть классовой, бесплатность нач. и даже ср. образования в значит, мере обесценивается сохранением высокой платы за обучение на высших ступенях образования.

В дореволюц. России население было почти сплошь неграмотным. В связи с этим В. И. Ленин в 1913 писал: " Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России... Четыре пятых молодого поколения осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 127). Требование обязат. общего и проф. бесплатного обучения детей обоего пола до 16 лет вошло в программу РСДРП, принятую в 1903 на 2-м съезде партии, и было поддержано прогрессивными деятелями России. Однако только после Окт. социалистич. революции в стране было введено В. о. В окт. 1918 ВЦИК утвердил " Положение о единой трудовой школе РСФСР", к-рое узаконивало обязат. бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней. 8-й съезд РКП(б) (1919) принял программу партии, в к-рой ставилась задача проведения бесплатного и обязат. общего и политехнич. образования для всех детей обоего пола до 17 лет и широкое развитие проф. образования для лиц от 17-летнего возраста. 20 авг. 1923 СНК РСФСР принял решение приступить к разработке плана В. о. ВЦИК и СНК РСФСР постановлением от 31 авг. 1925 определили конечный срок введения начального В. о. в РСФСР - 1933/34 уч. г. Аналогичные законы приняты пр-вом УССР 5 авг. 1925, пр-вом БССР 7 апр. 1926. В соответствии с решениями 16-го съезда партии (1930) и постановлением ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930, ЦИК и СНК СССР приняли 14 авг. 1930 постановление " О всеобщем обязательном начальном обучении". К 1934 начальное В. о. было осуществлено повсеместно. В 1933-37 в СССР было введено обязательное семилетнее В. о. в городах и рабочих посёлках, значительное развитие получило ср. образование. Осуществление обязат. семилетнего В. о. было прервано Великой Отечеств, войной, однако уже в 1956 оно в основном было завершено. Законом " Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958) взамен семилетнего было введено обязат. восьмилетнее В. о. детей от 7 до 15-16 лет. Развитие В. о. в союзных республиках характеризуется данными табл. 1.

Табл. 1. - Численность учащихся в общеобразовательных школах всех видов (тыс. чел., на начало учебного года)

  1914/15 1940/41 1969/70
СССР 9656, 4 35 552 49 426
В том числе;      
РСФСР   20 633 25 795
Украинская      
ССР      
Белорусская ССР      
Узбекская ССР      
Казахская ССР      
Грузинская ССР      
Азербайджанская ССР      
Литовская ССР      
Молдавская ССР      
Латвийская ССР      
Киргизская ССР      
Таджикская ССР 0, 4    
Армянская ССР      
Туркменская ССР      
Эстонская ССР      

Успехи В. о. в СССР на уровнях начальной, неполной средней и средней школы отражены в табл. 2.

Табл. 2. - Численность учащихся в классах общеобразовательной школы (млн. чел., на начало учебного года)

Классы 1- 4-й 1914/15 9, 0 1940/41 21, 7 1969/70 21, 2
5-8-й 0, 5 12, 5 20, 7
9-10 (11)-й 0, 1 1, 3 7, 4

Об охвате обучением детей старшего школьного возраста нельзя судить только по количеству учащихся в 9-10 (11)-х классах, т. к. часть детей этого возраста продолжает образование в ср. спец. уч. заведениях, проф.-тех. уч-щах. На нач. 1970/71 уч. г. в различного типа уч. заведениях продолжали образование ок. 80% окончивших 8-летнюю дневную школу.

В соответствии с Директивами 24-го съезда КПСС в 9-й пятилетке будет завершён переход на всеобщее среднее образование.

Одним из наиболее перспективных путей решения этой задачи является дальнейшее развитие проф.-тех. училищ, дающих ср. образование (при сохранении ведущей роли общеобразоват. школы).

В СССР имеются всесторонние гос. гарантии успешного развития всеобщего среднего образования: право граждан на образование независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и социального положения, провозглашённое Конституцией СССР; обязательность и бесплатность обучения; гос. система учебно-воспитат. учреждений; наличие различных уч. заведений, дающих среднее образование, - средняя общеобразоват. трудовая политехнич. школа, вечерняя (сменная) и заочная школа для работающей молодёжи, средние спец. уч. заведения, проф.-тех. уч-ща, школы для обучения детей с дефектами умственного и физич. развития; единство и преемственность всех типов уч. заведений, возможности беспрепятств. перехода из низших ступеней обучения в высшие, т. е. отсутствие школ-тупиков; территориальная доступность школ всем учащимся, обучение на родном или другом языке народов СССР; совместность обучения лиц обоего пола; гос. учёт детей школьного возраста и контроль за посещением ими уч. занятий, укомплектование школ учителями соответствующей квалификации; строительство и содержание школ за счёт гос-ва; материальная помощь гос-ва учащимся, разносторонняя помощь школе со стороны общественности.

Лит.: Ленин В. И., Проект программы Российской социал-демократической рабочей партии, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6; его же, К вопросу о политике министерства народного просвещения, там же, т. 23; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сб. документов за 1917 - 1947 гг., в. 1 - 2. М.- Л., 1947; Малышев М. П., О всеобщем обучении в СССР, в сб.: Вопросы организации всеобщего обучения, М., 1953; Культурное строительство СССР. Статистический сб., М., 1956; СССР в цифрах. Статистический сб., М., 1958; Страна Советов за 50 лет. Сб. статистических материалов, М., 1967; Народное образование в СССР. 1917 - 1967, М., 1967; Просвещениев странах мира, М., 1967. А.М.Новиков.

ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИНСТИТУТ, Академии наук СССР, научно-исследовательское учреждение, изучающее историю зарубежных стран Европы и стран Америки. Находится в Москве. Создан в окт. 1968 после разделения Ин-та истории АН СССР на В. и. и. и на Ин-т истории СССР. В задачи ин-та входит: разработка теоретич. проблем всемирно-ист, процесса, истории борьбы передовых обществ, сил за социальный прогресс, истории мировой системы социализма, истории развитых капиталистич. стран, истории древнего мира и европ. средневековья, проблем зарубежной историографии.

Ин-т координирует исследования в области всеобщей истории, готовит науч. кадры через аспирантуру. В. и. и. осуществляет науч. связи с зарубежными ист. центрами. Издаёт ежегодники по истории Франции, Великобритании, США, Италии, Испании и герм, истории. Печатные органы ин-та: журн. " Новая и новейшая история" (с 1957), " Вестник древней истории" (с 1937), а также непериодич. серийное издание " Средние века" (с 1942). 3. С. Белоусова.

ВСЕОБЩИЙ ГЕРМАНСКИЙ РАБОЧИЙ COЮ3 (ВГРС), политическая организация немецких рабочих в 1863-75. Осн. в Лейпциге 23 мая 1863. Создание ВГРС явилось важным шагом к организац. самостоятельности рабочего движения и освобождению нем. рабочих от влияния либеральной буржуазии. Однако навязанная союзу его президентом Ф. Лассалем программа была проникнута духом мелкооурж. реформистского социализма. Лассаль и его преемники (Б. Беккер, И. Швейцер, В. Газенклевер, В. Гассельман и др.) проводили тактику приспособления к бисмарковскому режиму.

К. Маркс и Ф. Энгельс, а также их сторонники, входившие в союз (В. Либкнехт, И. Ф.Беккер, К. Клинге, К. Клейн и др.), подвергали суровой критике лассальянские догмы и тактику (см. Лассальянство), способствовали формированию внутри ВГРС оппозиции лассальянскому руководству. Часть членов ВГРС во главе с В. Братске откололась от орг-ции и в 1869 приняла участие в основании с.-д. рабочей партии (эйзенахцев). Падение влияния ВГРС в массах, рост объединит, стремлений среди рядовых членов обеих орг-ций заставили руководство ВГРС пойти на объединение с эйзенахцами, в результате чего в 1875 была создана на съезде в Готе единая Социалистическая рабочая партия Германии. Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Энгельс Ф., Военный вопрос в Пруссии и немецкая рабочая партия, там же, т. 16; Ленин В. И., Что делать?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6; е г о ж е, Под чужим флагом, там же, т. 26; Воробьева А. К., Из истории рабочего движения Германии и борьбы Маркса и Энгельса против Лассаля и лассальянства в 1862 -1864 гг., в сб.: Из истории борьбы Маркса и Энгельса за пролетарскую партию, М., 1955; Н п m m 1 е г Н., Opposition gegen Lassalle, В., 1963; Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung, Bd 1, B., 1966.

Л. И. Голъман.

ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО НАКОПЛЕНИЯ, один из коренных экономич. законов капитализма, определяющий поляризацию капиталистич. общества, прогрессирующее углубление социальной пропасти между буржуазией и пролетариатом. Накопление капитала обусловливает рост богатства класса капиталистов и ухудшение положения пролетариата. Накопление капитала есть специфич. форма расширенного воспроизводства, свойственная капитализму, т. е. воспроизводства капитала и капиталистич. производственных отношений в возрастающих масштабах. К. Маркс не только открыл В. з. к. н., но и показал ист. тенденцию капиталистич. накопления. Процесс накопления капитала расширяет арену капиталистич. эксплуатации, ведёт ко всё большему росту богатства крупнейших капиталистов. Это подтверждается, напр., тем, что прибыли крупной буржуазии в такой стране, как США, в 1961-65 возросли по сравнению с довоенным уровнем более чем в четыре раза. Среднегодовая прибыль корпораций США до вычета налогов достигла 60, 8 млрд. долл. в 1961-65 против 19, 9 млрд. долл. в 1941-45. Размеры накопления капитала возрастают по мере увеличения степени эксплуатации, роста производительности труда, величины всего функционирующего капитала, разницы между применяемым и потребляемым капиталом. К увеличению накопления капитала ведёт и понижение заработной платы ниже стоимости рабочей силы.

Погоня за избыточной прибавочной стоимостью и конкуренция побуждают капиталистов вводить технич. усовершенствования. Поэтому с развитием капитализма возрастает технич. строение капитала, а следовательно, и его органич. строение (т. е. отношение между постоянным и переменным капиталом по стоимости, поскольку оно определяется технич. строением и отражает его изменения). Рост органич. строения капитала может замедляться или даже приостанавливаться из-за противодействующих факторов (напр., из-за удешевления сырья). Однако подобные факторы не отменяют общей тенденции к росту органич. строения капитала.

В капиталистич. обществе постоянно действует тенденция к увеличению размеров индивидуальных капиталов посредством концентрации капитала и централизации капитала. Концентрация и централизация капитала ведут к концентрации производства - сосредоточению всё большей части производств, мощностей и рабочей силы на крупнейших предприятиях, выпускающих всё возрастающую часть продукции. С ростом технич. и органич. строения капитала увеличение переменного капитала происходит медленнее, чем постоянного, и т. о. удельный вес его в общей массе капитала падает. Падение доли переменного капитала влечёт за собой относит, уменьшение спроса на рабочую силу при абсолютном его увеличении. Капиталистич. конкуренция приводит к разорению мн. мелких производителей, к-рые вынуждены искать работу по найму. Кроме того, развитие машинного произ-ва создаёт условия для работы по найму женщин и подростков. Предложение рабочей силы увеличивается и за счётестеств. прироста рабочего населения. Вместе с тем применение более высокопроизводит. техники, интенсификация труда, а также удлинение рабочего дня, к-рое нередко имеет место, ведут к тому, что капиталисты при данных размерах произ-ва увольняют часть рабочих.

Т. о., механизм капиталистич. накопления и общие условия развития капиталистич. произ-ва создают неблагоприятное для рабочего класса соотношение между предложением рабочей силы и спросом на неё. Определённая часть рабочего класса оказывается безработной, т. е. резервной армией труда для капиталистич. пром-сти (см. Безработица). При экономич. кризисах безработица резко увеличивается, а в фазе подъёма она уменьшается. Пром. резервная армия является не только следствием, но и условием капиталистич. накопления.

Накопление капитала создаёт, т. о., тенденцию к росту безработицы к-рая в свою очередь является важным фактором, определяющим тенденцию к абс. и относит, ухудшению положения рабочего класса (см. Абсолютное и относительное ухудшение положения пролетариата). В. з. к. н. тесно связан с законом прибавочной стоимости - осн. экономич. законом капитализма.

В процессе накопления капитала всё большая часть совокупного капитала сосредоточивается в руках крупнейших капиталистов, а всё большая часть произ-ва концентрируется на крупных и крупнейших предприятиях. Одновременно развивается обществ, разделение труда. Мн. отрасли произ-ва расчленяются, образуются новые, узкоспециализированные отрасли. Между специализированными частями обществ, произ-ва всё более тесные связи устанавливаются через рынок.

С ростом накопления капитала усиливается обобществление процесса труда. Произ-во приобретает всё более обществ, характер. Однако, общественное по своему характеру, оно составляет частную собственность сравнительно небольшого числа капиталистов. С развитием капитализма всё более углубляется противоречие между обществ, характером произ-ва и частной формой присвоения. Это - осн. противоречие капитализма, определяющее все его противоречия. Оно означает несоответствие капиталистич. производств, отношений характеру производит, сил, к-рое с развитием капитализма всё более возрастает. Капиталистич. производств, отношения из фактора развития производит, сил на первых этапах существования капитализма всё более превращаются в фактор, сдерживающий их рост.

Рост капиталистич. обобществления Труда означает развитие материальных предпосылок для перехода к более прогрессивному обществ, строю - социализму. Увеличивающееся несоответствие капиталистич. производств, отношений характеру производит, сил делает этот переход объективно необходимым.

Капитализм в процессе своего развития создаёт не только объективные, но и субъективные предпосылки перехода к социализму. Растёт численность и обществ, роль пролетариата, усиливается его организованность, повышается уровень его классового самосознания. Рабочий класс во главе со своей коммунистич. партией, сплачивая вокруг себя непролетарские массы трудящихся, всё решительнее выступает против строя капиталистич. эксплуатации, требует замены его социализмом - обществ, строем, где нет частной собственности на средства произ-ва и эксплуатации человека человеком.

Т. о., ист. тенденция капиталистич. накопления состоит в подготовлении и развитии объективных и субъективных предпосылок перехода от капитализма к социализму.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, гл. 23-24; его же, Заработная плата, цена и прибыль, гам же, т. 16; Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Л е ^ и н В. И., Карл Маркс, Поли. собр. соч., В изд., т. 26. М. С. Драгилев.

ВСЕОБЩИЙ РАБОЧИЙ СОЮЗ, (ВРС; Altalanos Munkasegylet), первая социалистич. организация венгерского пролетариата; основана в февр. 1868. В 1870-72 нац. секция 1-го Интернационала во главе с К. Фаркашем, преодолевая влияние лассальянства, успешно распространяла в ВРС учение науч. социализма. ВРС организовывал митинги и демонстрации солидарности с Парижской Коммуной, что послужило поводом для ареста его руководителей и роспуска орг-ции в 1872.

Лит.: N е m e s D., As Altalanos munkasegylet tortenete. 1868 - 1873, Bdpst, 1952; A magyar forradalmi munkasmozgalom tortenete, kot. 1, Bdpst, 1966.

ВСЕОБЩИЙ COЮ3 ТРУДЯЩИХСЯ, (BCT; Union General de Trabajadores), профессиональное объединение Испании, примыкающее к Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП). Осн. на учредительном съезде 14-18 авг. 1888 в Барселоне. В 1899 ВСТ насчитывал св. 15 тыс. чл., в 1914 - св. 120 тыс., в 1935 - ок. 500 тыс., в период Нац.-революц. войны 1936-39 - ок. 2 млн. чл. ВСТ сыграл значит, роль в сплочении трудящихся и организации их борьбы за 8-часовой рабочий день, равную оплату за равный труд, социальное законодательство и пр. В авг. 1917 провёл всеобщую политич. забастовку. В 1923-29 реформистское руководство ВСТ сотрудничало с диктатурой Примо де Риверы, но уже в 1930 ВСТ принял участие в деятельности антимонархич. оппозиции; содействовал установлению республики (1931). В 1934 в ВСТ образовалось левое крыло, выступавшее за единство действий с компартией против фашизма. Во время Нац.-революц. войны 1936-39 ВСТ участвовал в Нар. фронте; в 1938 подписал пакт с Нац. конфедерацией труда о единстве действий по организации и управлению пром-стью Исп. республики. После установления франкистской диктатуры (1939) ВСТ был запрещён. Лидеры его создали во Франции " ВСТ в эмиграции" (примыкает к Междунар. конфедерации свободных профсоюзов). X. Гарсии.

ВСЕОБЩИЙ ЭКВИВАЛЕНТ, см. в ст. Деньги.

ВСЕРОГЛАВШТАБ, Всероссийский главный штаб, один из гл. органов Нар. комиссариата по воен. делам Сов. Республики в 1918-21. Учреждён 8 мая 1918 взамен Всеросс. коллегии по формированию Красной Армии, Гл. управления Генштаба, Гл. штаба, Гл. комиссариата воен.-уч. заведений и др. Во главе В. стоял Совет из начальника и 2 воен. комиссаров. На В. возлагались учёт военнообязанных, организация воен. обучения трудящихся, формирование и устройство частей Красной Армии, разработка мероприятий по обороне Республики, для чего в составе В. имелись соответств. управления. В. была также подчинена Академия Генштаба (позднее Воен. академия РККА). В. вначале подчинялся коллегии Наркомвоена, а с 6 сент. 1918 - РВС Республики. 10 февр. 1921 В. был объединён с Полевым штабом Республики, ведавшим боевыми операциями, в единый Штаб РККА.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАЧКА В ОКТЯБРЕ 1905, один из важнейших этапов Революции 1905-07 в России. См. Октябрьская Всероссийская политическая стачка 1905.

" ВСЕРОССИЙСКАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕВОЛЮЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ", " кружок москвичей", революционная народнич. группа интеллигентов и передовых рабочих, объединившихся в нач. 1875. Зародилась в Цюрихе в 1874. Активная работа орг-ции началась в нач. 1875 в Москве. Руководящий центр наз. " Администрация". " Москвичи" стремились к созданию сплочённой орг-ции; выдвигали требования свержения самодержавия и установления политич. свобод; делали упор на пропаганду среди рабочих Москвы, Тулы, Киава, Одессы и др. С этой целью С. И. Бардина, Б. А. Каминская, В. Н. Фигнер и др. поступили на фабрики работницами и там создавали небольшие (по 5-7 чел.) кружки из рабочих, к-рых стремились подготовить для пропагандистской деятельности в деревне. В состав орг-ции входили И. С. Джабадари, Г. Ф. Зда-нович, А. О. Лукашевич, П. А. Алексеев, И. В. Баринов, Н. Васильев и др. В апр. моек, группа орг-ции была раскрыта полицией; к осени 1875 вся орг-ция была разгромлена. В февр.-марте 1877 её участники осуждены подпроцессу 50-ти.

Лит.: Левин Ш. М., Общественное движение в России в 60 -70-е гг. XIX в., М., 1958. Б. С. Итенберг.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ КОМИССИЯ (ВЧК), в Советском гос-ве в 1917-19 спец. орган по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создан (во главе с Ф. Э. Дзержинским) согласно пост. СНК РСФСР от 7 (20) дек. 1917. Вооруж. выступления контрреволюции против Сов. власти, обострение классовой борьбы, усиление подрывной деятельности заговорщиков, саботажников и спекулянтов вынудили сов. гос-во создать спец. орган по подавлению врагов трудящихся. На ВЧК возлагалось пресечение и ликвидация контрреволюции и саботажа и предание саботажников и контрреволюционеров суду Воен.-революц. трибунала, выработка мер по борьбе с ними, а также борьба со спекуляцией, должностными преступлениями и др. В 1918 были созданы местные органы ВЧК: губернские, уездные (упразднены в янв. 1919), транспортные, фронтовые и армейские ЧК. Положение о ВЧК и её местных органах утверждено ЦИК РСФСР 28 окт. 1918 (СУ РСФСР, 1918, N° 80, ст. 842). Первоначально органы ВЧК не имели права непосредственно осуществлять карательные меры, но после вступления контрреволюции на путь массового белого террора, в февр. 1918 ВЧК было дано право, наряду с передачей дел в трибунал, непосредственно расстреливать шпионов, диверсантов и др. активных врагов революции. В 1919 в соответствии с пост. ВЦИК (СУ РСФСР, 1919, 12, ст. 130) вынесение приговоров по всем делам ВЧК было передано трибуналам. За ЧК сохранялось право непосредств. применения наказания лишь в местностях, объявленных на воен. положении, и только за преступления, указанные в постановлении о введении воен. положения, а равно для пресечения вооруж. контррево-люц. или бандитских выступлений.

9-й Всеросс. съезд Советов, отметив заслуги органов ВЧК в деле охраны и укрепления завоеваний революции, принял решение о сужении компетенции органов ВЧК и её реорганизации. 6 февр. 1922 ВЦИК, рассмотрев этот вопрос, постановил создать при НКВД Государственное политическое управление (ГПУ). См. также Государственная безопасность.

Лит.: Из истории Всероссийской Чрезвычайной Комиссии. 1917 - 1921 гг. Сб. документов, М-, 1958; Дзержинский Ф. Э., Избр. произв.. М., 1957. М. Ю. Рагинский.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ КОМИССИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ (ВЧКЛБ), специальная организация при Наркомпросе РСФСР, руководившая в 1920-х гг. обучением неграмотных и малограмотных. Образована СНК РСФСР 19 июня 1920 для выполнения принятого 26 дек. 1919 декрета о ликвидации неграмотности населения от 8 до 50 лет; ВЧКЛБ и чрезвычайные комиссии при уездных и губ. отделах нар. образования вели большую работу по организации пунктов и школ ликбеза, подготовке для них кадров преподавателей, изданию программ, методич. писем, букварей и книг для малограмотных. Деятельность ВЧКЛБ особенно усилилась после того, как 4 янв. 1923 в " Правде" были напечатаны " Странички из дневника" В. И. Ленина, призывавшие покончить с вековой отсталостью в образовании. Большую помощь комиссии оказывало созданное в том же году добровольное об-во " Долой неграмотность".

12-17 сент. 1930 Всеросс. совещание по ликвидации неграмотности взамен ВЧКЛБ образовало центр, штаб ликбез-похода, к-рый прекратил свою деятельность в связи с осуществлением всеобщего нач. обучения (см. Всеобщее обучение). См. также Грамотность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.