Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Царские часы.






Праздник Рождества Христова среди всех праздников стоит особняком. Ввиду того, что праздники Рождества Христова и Крещения Господня в Востиочной Церкви когда-то составляли один праздник, то и чин у них – один. Навечерие же праздника сего имеет совершенно особый чин – в этот день совершаютсятак называемые Царские часы с чтением особых псалмов и тропарей, пением стихир, а также чтением паремий, апостольских и Евангельских чтений навечерия, а потом – Великая вечерня с литургией святителя Василия Великого с чтением восьми паремий. Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать Навечерие, если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1).

Если Навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресения, то в этот день утром

совершаются Великие (или Царские) часы и затем вечерня с литургией святого Василия Великого.

Название «Царские часы» появилось, ввиду того, что в Византии, а впоследствии и на Руси при этом всегда присутствовали князья, цари или императоры. В книгах же церковных они именуются Великими часами навечерия Рождества Христова. Состоят они из 1, 3, 6 и 9 часов¸ а также изобразительных. Во время чтения часов священник стоит в центре храма, где и читаются часы. В начале их чтения священник кадит весь храм, точно тоже и в начале 9 часа, в начале же 3 и 6 он просто кадит солею и центр. Последование 1, 3, 6 и 9 часов отличается от обычных тем, что на них вместо обычных читаются особые псалмы, содержащие пророчества о Воплощении Сына Божия, а после тропаря и Богородична (на «И ныне…») хор поет стихиры.

Служил о.Роман Хотков, при этом хор, который должен был петь стихиры, собрался не сразу, так что на 1 часе их читал чтец, а прокимен за чтецом повторяло духовенство (трое диаконов, стоящих в центре и о.Роман). Но и когда хор собрался, то пел он только стихиры и повторял прокимен, а тропарь и кондак навечерия, в отличие от прошлых лет, не пелись, а читались.

Чтения Царских часов.Царские часы навечерия. Час 1. Паремия – книга пророка Михея: Тако глаголет Господь, и ты Вифлееме, доме Евфрафов, еда (разве) мал еси в тысящах Иудовых; из тебе бо мне изыдет старейшина,, еже бытии в князи во Израили и исходи Его из начала до дней века. Сего ради даст я, до времени рождающия родит, и прочия от братий его обратятся к сыном Израилевым. И станет и узрит и упасет стадо свое крепостию Господь. И в славе имени Господа Бога своего пребудут, зане (так как, потому что) возвеличится даже до конец земли.

И Апостольское чтение – отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Бог, многократно и

многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

3Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 4будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.

5Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?

6Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.

7Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.

8А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.

9Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

10И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; 11они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

И Евангелие (от Матфея): 18Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Час 3. Паремия – книга пророка Варуха: Сей Бог наш и не приложится ин к нему. Изобрете всяк путь художества и даде Иакову, сыну своему, и Израилю, возлюбленному от него. Посем же на земли явися и с человеки поживе. Сия книга повелений Божиих, и закон сый во веки: вся держащиися ея в живот внидут, оставивши же ю умрут. Обратися Иакове и имися ея. Пойди к сиянию прямо света ея. Не даждь иному славы Твоея: и полезных тебе языку чуждему. Блажени есмы, Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть.

Апостольское чтение – отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 21Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

23А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

24Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.

26Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

28Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

29Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

И Евангелие (от Луки): 1В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

2Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

3И пошли все записываться, каждый в свой город.

4Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, 5записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

6Когда же они были там, наступило время родить Ей; 7и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли потому что не было им места в гостинице, да сбудется казанное пророком, говорящим: вол познал владельца своего и осел – ясли Господина своего,.

8В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

9Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; 12и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: 14слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

15Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что' там случилось, о чем возвестил нам Господь.

16И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

17Увидев же, рассказали о том, что' было возвещено им о Младенце Сем.

18И все слышавшие дивились тому, что' рассказывали им пастухи.

19А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

20И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то', что слышали и видели, ка'к им сказано было.

Час 6. Паремия – книга пророка Исаии: Приложи Господь глаголати ко Ахазу, глаголя: проси себе знамения у Господа Бога твоего, во глубину или в высоту. И рече Ахаз: не имам просити, ниже искусити Господа. И рече Исаиа: услышите убо доме Давидов, еда (разве) мало вам труд подаяти человеком, и како Господу труд даете? Сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Его Еммануил. Масло и мед имать снести, прежде неже уведети Ему, или изволити лукавое, изберет благое: зане прежде неже разумети отрочати благое или злое, отринет лукавая, и изберет благое. И рече Господь ко мне: приими себе свиток нов велик, и напиши в нем писалом человеческим, еже скоро пленение сотворити корыстем: настоят бо. И свидетели мне сотвори верны человеки, Урию иереа, и Захарию сына Варахиина. И приступих ко пророчице, и во чреве прият, и роди сына. И рече мне Господь: нарцы имя ему, Скоро плени, и напрасно испроверзи. Зане прежде неже разумети отрочати прозвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския, прямо царю Ассирийскому. С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся: услышите даже до последних земли, могущии покаряйтеся: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог.

И Апостольское чтение – отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 9Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

10И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; 11они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.