Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и краткая характеристика витаминов 53 страница






ВОЛГОРЕЧЕНСК, посёлок гор. типа в Костромской обл. РСФСР. Расположен на правобережье Волги, в 16 км к С. от ж.-д. ст. Фурманов и в 35 км к Ю.-В. от г. Костромы. 9 тыс. жит. (1969). Возник в 1964 в связи со строительством Костромской ГРЭС.

ВОЛГО-УРАЛЬСКАЯ НЕФТЕГАЗОНОСНАЯ ОБЛАСТЬ, расположена в восточной части Европейской территории СССР, в пределах Татарской, Башкирской, Удмуртской авт. республик, Пермской, Оренбургской, Куйбышевской, Саратовской, Волгоградской, Кировской и Ульяновской областей.

Волго-Уральская нефтегазоносная область - часть крупного нефтегазоносного бассейна Восточно-Европейской платформы. С востока область ограничена Уралом, на западе - зоной крупных поднятий фундамента платформы, протягивающихся от Воронежской антеклизы на юго-востоке через Токмовский свод и Котельнический выступ, в пределах к-рых наиболее приподнятые части фундамента залегают на отметках от 0 до 1700 м. Южное ограничение области образуется системой флексур и разломов, отделяющих рассматриваемую о'бласть от Северо-Каспийской. На севере область граничит с Тимано-Печорским нефтегазоносным бассейном. Выходы нефти и асфальта в Поволжье были известны ещё с 18 в. В 1918 в связи с топливным голодом В. И Лениным был поставлен вопрос о поисках нефти в центр, обл. Европ. части России. Обоснование поисковых работ было сделано А. Д. Архангельским, И. М. Губкиным и др. В 1929 была установлена нефтеносность вблизи пос. Верхнечусовские Городки, а позднее (1932-34) Башкирского Приуралья. К началу Великой Отечественной войны в В.-У. н. о. было открыто 15 нефтяных месторождений. В 1941-42 была выявлена газоносность каменноугольных отложений в Саратовской области. В 1945 установлена нефтеносность девонских отложений, заключающих основные запасы нефти в области. К 1950 были выявлены крупные запасы нефти в Татарии (месторождение Ромашкино) и в Башкирии. В течение 60-х гг. были открыты новые крупные нефтяные месторождения в Татарии (Новоелховско-Акташское), в Западной Башкирии (Шкаповское, Арланское), в Куйбышевской обл. (Мухановское и др.), а также крупные запасы нефти в Пермском Прикамье, Удмуртской авт. респ., в Волгоградской обл. и Саратовском Заволжье. В 1968 в нижнепермских карбонатных отложениях выявлено одно из крупнейших в мире скоплений газа (Оренбургское месторождение).

В пределах В.-У. н. о. известно св. 400 нефтяных и 50 газовых месторождений, в т. ч. несколько уникальных по запасам нефти.

В геологнч. строении В.-У. н. о. принимают участие гл. обр. отложения палеозойского и мезозойского возрастов; фундамент сложен кристаллич. породами докембрийского возраста. На значительной территории разрез начинается с девонских отложений, имеющих мощность от 500 до 1800 м. Нефтяные залежи заключены в песчаниках, имеющих мощность до 30 м и находящихся на глубине от 1600 до 3000 м. На юге области нефтеносными являются также известняки и доломиты верхнего девона. В целом девонские отложения содержат более 50% запасов нефти В.-У. н. о. Каменноугольные отложения имеют мощность от 1200 до 1700 м и представлены терригенно-карбонатными породами. Наибольшая нефтенасыщенность свойственна толщам нижнего и среднего отдела системы, особенно нижнего отдела, в пластах к-рого сосредоточено почти 40% всех запасов В.-У. н. о. Для толщи среднего карбона характерна повышенная газоносность. Продуктивные пласты песчаников и алевролитов имеют мощность от 1 до 30 м и находятся на глубинах от 1000 до 1800 м. Среди пермских пород нефтенасыщенными являются известняки, доломиты и песчаники. На юге области продуктивными являются также глинистые юрские отложения (газоносное месторождение Коробки Волгоградской обл.).

Кристаллич. фундамент В.-У. н. о. расчленён на ряд крупных поднятий (сводов), впадин и прогибов, осложнённых локальными поднятиями брахиантиклинальной или куполовидной формы, различно выраженных в осадочном чехле. Среди сводов выделяется размерами Татарский (400 X 200 км). Все известные в В.-У. н. о. нефтяные и газовые месторождения приурочены к локальным поднятиям.

Значительная часть нефтяных и газовых месторождений В.-У. н. о. являются многопластовыми, так, напр., месторождение Муханово содержит 12 залежей, Дмитриевское - 9, Покровское - 7, Татышлинское - 8 и т. д.

Нефти месторождений отличаются большим разнообразием свойств и состава; газ глубокозалегающих скоплений содержит конденсат.

На базе нефтегазовых ресурсов В.-У. н. о. сформировался самый большой в СССР р-н нефтедоб. и нефтеперераб. пром-сти, возникла значит, добыча природного газа (включая попутный). Из всей добычи нефти в СССР на В.-У. н. о. приходилось в 1940 - 6%, в 1950-29%, в 1960 - 70, 6%, в 1965 - 71, 5%. В связи с усиленным освоением вновь открытых нефтеносных областей (Зап. Сибирь, Мангышлак и др.) доля В.-У. н. о. в общесоюзной добыче стала снижаться (в 1970- 58, 6%) при абс. росте нефтедобычи (со 174 млн. m в 1965 до 207 млн. т в 1970). Эффективность нефтедобычи в среднем по промыслам В.-У. н. о. наибольшая в стране (себестоимость нефти, добытой в Татарии, примерно в 2 раза меньше среднесоюзной).

Подавляющую часть нефти (более 4/5) и попутного газа области дают Татария, Башкирия и Куйбышевская обл. (в 1970 одна Татария дала 100 млн. т, или 48, 3% всей добычи нефти по В.-У. н. о.). Газовые и газоконденсатные месторождения разрабатываются гл. обр. в Саратовской, Волгоградской обл. и на Ю. Башкирии. Усиленными темпами осваивается Оренбургское месторождение газа.

Значит, часть нефти, добываемой на промыслах В.-У. н. о., поступает по нефтепроводам на местные нефтеперераб. з-ды, расположенные гл. обр. в Башкирии и Куйбышевской обл., а также в др. областях (Пермской, Саратовской, Волгоградской, Оренбургской). На базе нефтегазового сырья (гл. обр. попутных и нефтезаводских газов) на территории В.-У. н. о. создано большое число нефтехимич. производств, кооперирующихся между собой и предприятиями нефтепереработки. Вырабатывается более 100 видов нефтехимич. продуктов (спирты, смолы, синтетич. каучук и волокна, моющие средства, азотные удобрения и мн. др.). Имеются сажевые заводы. Добываемый природный газ используется в больших количествах на месте как энергетич. топливо. Развитие добычи и переработки нефтегазового сырья способствовало усиленному росту на территории В.-У. н. о. многих старых городов (Уфа, Куйбышев, Сызрань, Саратов, Волгоград, Пермь, Стерлитамак) и возникновению новых городов (Новокуйбышевск, Ишимбай, Салават, Октябрьский, Нефтекамск, Альметьевск, Нижнекамск и др.).

Большая доля нефти и часть природного газа, добываемых на промыслах В.-У. н. о., а также продукты нефтеперераб. и нефтехимич. производств отправляются во многие районы страны и за её пределы. Из Поволжья нефть поступает по трансъевропейскому нефтепроводу " Дружба" в Польшу, ГДР, Чехословакию, Венгрию. Крупные магистральные нефте- и продуктопроводы связывают В.-У. н. о. с зап. и вост. районами страны. Поволжский газ передаётся по газопроводам в районы Центра и верхней Волги; часть нефти и нефтепродуктов транспортируется по водным путям и железным дорогам.

Лит.: Т р о ф и м у к А. А.. Урало-Поволжье - новая нефтяная база СССР. М., 1957; Нефтегазоносные бассейны земного шара, М., 1965; Геология нефти. Справочник, т. 2, кн. 1, М., 1968.

И. В. Высоцкий, И. В. Комар.

ВОЛДЫРНИК (Cucubalus), род растений сем. гвоздичных. 1 вид - В. ягодный (С. baccifer); многолетняя трава с ветвистым приподнимающимся или лежачим стеблем дл. 0, 5-2 м, с супротивными цельнокрайными листьями. Цветки одиночные, обоеполые, сравнительно крупные, с зеленовато-белыми лепестками. Плод - шаровидный, ягодообразный. Растёт во влажных местах между кустарниками, в тенистых лесах, садах, по берегам рек и пресных водоёмов. Встречается в Евразии; в СССР - в ср. и юж. полосе Европ. части, на Кавказе, в Зап. Сибири, Казахстане и на Д. Востоке.

ВОЛДЫРЬ, ограниченный отёк кожи, быстро возникающий и исчезающий через несколько часов или дней. Бывает различных размеров, сопровождается зудом и жжением. Вызывается внешними раздражениями (ожог крапивой, укус комаров и др. кровососущих насекомых), заболеваниями, обусловленными повышенной чувствительностью организма к нек-рым пищевым и лекарственным веществам (см. Аллергия), а также наблюдается при крапивнице.

ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ, см. в ст. Воля.

ВОЛЕЙБОЛ (англ, volley ball, от volley - отбивать на лету и ball - мяч), командная спортивная игра с мячом двух команд по шесть человек в каждой. Игроки одной команды, используя не более трёх ударов любой частью тела выше пояса, направляют мяч через натянутую над площадкой сетку на сторону другой команды так, чтобы он коснулся площадки в её границах или был отбит " противником" с нарушением правил игры. Площадка представляет собой прямоугольник размером 9 X18 м, разделённый на две равные части сеткой. Высота сетки различна для женщин (2, 24 м) и мужчин (2, 43 м) и возрастных групп. Соревнования состоят из трёх или пяти партий, каждая из к-рых продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберёт 15 очков. Если счёт в партии достигает 14: 14, игра продолжается до преимущества одной из команд в два очка.

В. зародился в 1895 в США; инициатором игры считается В. М. Морган (штат Массачусетс). Дальнейшее распространение В. получил в Японии, Китае, на Филиппинах. В Европе в В. впервые стали играть в Чехословакии (1907). В 1947 образована Междунар. федерация В. (ФИВБ), объединяющая 110 стран (на 1 янв. 1971). Официальными соревнованиями ФИВБ для женщин и мужчин являются первенства мира (с 1949), континентов, в т. ч. Европы, - с 1948, а также соревнования на Кубок мира - для нац. команд (с 1965) и Кубок Европы - для клубных команд (с 1961). С 1964 женские и мужские соревнования по В. включены в программу Олимпийских игр.

Наибольшее распространение В. получил в СССР, Чехословакии, Польше, Японии, Мексике, Бразилии.

В СССР первые правила игры утверждены в 1926. В 1932 создана Всесоюзная секция В. (ныне Федерация волейбола СССР). Первое официальное первенство СССР проведено в 1933 среди сборных команд городов. С 1938 первенство страны разыгрывается ежегодно для клубных команд. Наибольших успехов в этих соревнованиях добивались женские московские команды " Спартак", " Локомотив", " Динамо", ЦСКА и мужские команды " Спартак" (Москва и Ленинград), " Динамо" (Москва), ЦСКА, " Калев" (Таллин), " Буревестник" (Алма-Ата).

В 1948 Федерация волейбола СССР вступила в ФИВБ. Сов. волейболисты - многократные победители крупнейших междунар. соревнований. Женская команда СССР выигрывала первенство Европы в 1949, 1950, 1951, 1958, 1963, 1967 и первенство мира в 1952, 1956, 1960, 1970; сов. волейболистки - победители Олимпийских игр в 1968. Мужская сборная СССР - чемпион Европы в 1950, 1951, 1967 и мира в 1949, 1952, 1960, 1962, победитель Олимпийских игр в 1964 и 1968. Сов. волейболисты неоднократно выигрывали соревнования на Кубок Европы для клубных команд - чемпионов стран.

Среди лучших сов. волейболистов - заслуженные мастера спорта В. А. Осколкова, Л. С. Булдакова, И. В. Рыскаль, А. И. Чинилин, К. К. Рева, Г. Г. Мондзолевский.

В 1970 в СССР В. регулярно занимались 6 млн. чел., насчитывалось ок. 1 тыс. мастеров спорта, 64 засл. мастера спорта, 26 засл. тренеров СССР по В.

Лит.: [Эйнгорн А. Н.], Волейбол в СССР. Справочник, М., 1956; Осколкова В. А., Сунгуров М. С., Волейбол, М., 1961; Поташник А. А., Судейство соревнований по волейболу, М., 1968.

Ю. Д. Железняк, В. И. Саввин, О. С. Чехов.

ВОЛЖАНКА, арункус (Aruncus), род растений сем. розоцветных. Многолетние высокие травы с двояко- или троякоперистыми листьями и крупными метёлками мелких белых или кремовых цветков. Растения двудомные. Ок. 10 видов в умеренных областях Сев. полушария; в СССР - 4 вида в горах Кавказа, в Вост. Сибири и на Д. Востоке. Растут на лесных опушках, по склонам, в зарослях кустарников. Ценные декоративные растения, особенно тычиночные экземпляры; издавна в культуре В. двудомная (A. dioicus).

Лит.: Многолетние цветы открытого грунта, М., 1959.

ВОЛЖЕНСКИЙ Александр Васильевич [р. 27.8(8.9). 1899, д. Алт-Ключи Бугурусланского у., ныне Оренбургская обл.], советский учёный в области технологии строит, материалов и изделий, доктор технич. наук (1946), засл. деят. науки и техники РСФСР (1960). По окончании в 1925 Томского технологич. ин-та работал на предприятиях пром-сти стройматериалов, в вузах и н.-и. учреждениях. С 1949 преподаёт в Моск. инженерно-строит. ин-те (с 1948 профессор). В. впервые были разработаны теоретич. основы технологии автоклавных материалов, выполнены важные работы по улучшению свойств гипсовых вяжущих и созданию гипсоцементнопуццолановых вяжущих, а также основ технологии крупноразмерных гипсобетонных и силикатобетонных изделий. Ленинская пр. (1962). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Водотермическая обработка строительных материалов в автоклавах, [М.], 1944; Гипсоцементные и гипсошлаковые вяжущие и изделия, М., 1960 (соавтор); Бетоны и изделия из шлаковых и зольных материалов, [2 изд.], М., 1969 (соавтор).

ВОЛЖСК, город (до 1940 - пос. Лопатин о), центр Волжского р-на Map. АССР, пристань на лев. берегу Куйбышевского водохранилища. Ж.-д. ст. на ветке от Зеленодольска (на линии Йошкар-Ола - Ульяновск). 43 тыс. жит. (1970). Крупный целл.-бум. комбинат, деревообрабат. комбинаты. Филиал Всесоюзного н.-и. ин-та бумаги, целл.-бум. техникум.

ВОЛЖСКАЯ БОЛГАРИЯ, см. Болгария Волжско-Камская.

ВОЛЖСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, создана в июне 1918 по указанию В. И. Ленина под руководством Н. Г. Маркина. К сент. состояла из 5 вооруж. пароходов, 3 миноносцев, 4 плавучих батарей, 4 катеров и 4 гидросамолётов с базой в Ниж. Новгороде (ныне Горький). Участвовала в разгроме белогвардейцев под Свияжском (28- 29 авг.), высадке десантов и овладении Казанью (10 сент.), в освобождении Вольска (18 сент.), Сызрани (3 окт.), Самары (7 окт.) и др. После 23 августа 1918 В. в. ф. командовали Ф. Ф. Раскольников (до нояб. 1918), В. Н. Варваци (до апр. 1919), П. И. Смирнов (до июня 1919). В сент. была разделена на 2 отряда: Волжский и Камский. Последний насчитывал 21 канонерскую лодку, 6 сторожевых кораблей, 1 плавучую батарею, 11 гидросамолётов. В окт. Камский отряд провёл 2 боя с белогвардейской флотилией у Пьяного Бора и нанёс ей поражение. Царицынский отряд (до окт. самостоятельная Военно-Волжская флотилия) оказывал содействие 10-й армии в обороне Царицына. В окт. в состав В. в. ф. влилась Вольская флотилия (сформирована в апр.). Весной и летом 1919 В. в. ф., действуя на pp. Каме, Белой и Уфе, поддерживала войска 2-й, 3-й и 5-й армий при обороне, а затем контрнаступлении против войск Колчака, участвовала в освобождении Чистополя (5 мая), Сарапула (2 июня), переправе сов. войск через pp. Белую и Уфу. В это время В. в. ф. состояла из 5 дивизионов (20 канонерских лодок, 6 сторожевых кораблей, 1 плавучая батарея, 9 самолётов, десантный отряд св. 850 чел.). В июле 1919 вошла в состав Волжско-Каспийской военной флотилии.

В окт. 1941 В. в. ф. была вновь создана из судов Волжского речного пароходства для обеспечения перевозок и обороны Волги (база - Ульяновск). В июле 1942 она имела 7 канонерских лодок, 14 бронекатеров, 33 катера-тральщика, 2 плавучих зенитных батареи, ж.-д. батарею и 2 батальона мор. пехоты (командующий - контр.-адм. Д. Д. Рогачёв). В. в. ф. вела боевые действия с июля 1942 по февр. 1943, производя траление мин от Саратова до Астрахани, поддерживая войска арт. огнём во время битвы за Сталинград, обеспечивая перевозки войск и грузов, высаживая десанты, осуществляя ПВО Волжского водного пути. Под непрерывным огнём корабли флотилии совершили св. 35 тыс. рейсов, перевезли св. 120 тыс. чел. и св. 13 тыс. т грузов. В 1943-44 В. в. ф. производила работу по очистке Волги от мин. Расформирована в июне 1944.

Лит.: Вьюненко Н. П., Мордвинов Р. Н., Военные флотилии в Великой Отечественной войне, М., 1957.

ВОЛЖСКАЯ ГЭС и м. В. И. Ленина, одна из крупнейших ГЭС мира, на р. Волге, в сев. части Самарской Луки, выше г. Куйбышева. Установленная мощность 2, 3 Гвт (2, 3 млн. квт), среднегодовая выработка электроэнергии 11 млрд. квт-ч. Сооружение ГЭС начато в 1950, в 1955 пущен 1-й агрегат, в 1957 станция принята в пром. эксплуатацию. В состав гидроузла входят: бетонная водосливная плотина распластанного профиля дл. ок. 1000 м, с макс, напором 30 м, имеющая 38 водосливных пролётов; земляная намывная плотина дл. 2800 м; здание ГЭС совмещённого типа дл. 600 м с сороудерживающим сооружением; два двухниточных шлюза, разделённые промежуточной акваторией; подходные каналы и механизированный порт. Через сооружения гидроузла проложены ж.-д. магистраль и автодорога. Напорные сооружения гидроузла образуют Куйбышевское водохранилище. В здании ГЭС установлено 20 вертикальных гидроагрегатов мощностью по 115 Мвт (115 тыс. квт) с гидротурбинами поворотно-лопастного типа. Электроэнергия, вырабатываемая станцией, передаётся по линиям электропередачи (ЛЭП) напряжением 110, 220 и 500 кв. В 1956 введена 1-я в СССР дальняя ЛЭП напряжением 400 кв (впоследствии переведённая на 500 кв), связывающая ГЭС с Москвой. ЛЭП напряжением 500 кв соединяет ГЭС с объединённой энергосистемой Урала. Станция также снабжает электроэнергией районы Поволжья. Она является одним из основных опорных пунктов Единой энергосистемы Европ. части СССР.

Волжская ГЭС имени В. И. Ленина.

Волжская ГЭС имени 22-го съезда КПСС,

Машинный зал Волжской ГЭС имени 22-го съезда КПСС.

В. Ю. Стеклов

ВОЛЖСКАЯ ГЭС им. 22 о съезда КПСС, одна из крупнейших ГЭС мира, в нижнем течении р. Волги, севернее г. Волгограда. Установленная мощность 2, 54 Гвт (2, 54 млн. квт), среднегодовая выработка электроэнергии 11, 1 млрд. квт-ч. Строительство начато в 1951, в 1958 пущены первые 3 гидроагрегата, в 1962 - последний (22-й агрегат). В состав гидроузла входят: бетонная водосливная плотина распластанного профиля с макс, напором 27 м, дл. 725 м, имеющая 27 водосливных пролётов; земляная намывная плотина дл. 3375 м; здание ГЭС совмещённого типа дл. 664 м с сороудерживающим сооружением; двухниточный двухступенчатый шлюз с аванпортом в верхнем бьефе и низовым подходным каналом длиной 5, 6 км; Волго-Ахтубинский канал; рыбопропускное сооружение. По сооружениям гидроузла устроены ж.-д. и шоссейный переходы через р. Волгу. Напорные сооружения образуют Волгоградское водохранилище. В здании ГЭС установлены 22 вертикальных гидроагрегата мощностью по 115 Мвт (115 тыс. квт). Малый гидроагрегат мощностью 11 Мвт установлен на рыбоподъёмнике.

ГЭС является одним из осн. опорных пунктов Единой энергосистемы Европ. части СССР. Электроэнергия, вырабатываемая ГЭС, передаётся по линиям электропередачи 500 кв в Москву, 800 кв постоянного тока в энергосистему Юга и по линиям 220 кв в районы Поволжья. Гидроузел комплексно решает проблемы энергоснабжения, орошения и обводнения засушливых земель Заволжья и Прикаспийской низм. и создаёт глубоководный путь на всём протяжении от Саратова до Астрахани. В. Ю. Стеклов.

ВОЛЖСКАЯ СЕЛЬДЬ [Alosa (Caspialosa) kessleri volgensis], рыба сем. сельдевых. Обитает в Каспийском м., на нерест идёт в реки, гл. обр. в Волгу, а также в р. Урал. По Волге поднимается до плотины Волгоградской ГЭС, нек-рое количество её перебрасывается рыбоподъёмниками в Волгоградское водохранилище. Раньше В. с. поднималась до Куйбышева, в небольшом кол-ве - даже до Горького. Дл. до 39 см, в ср. 28 см, весит до 600 г, в ср. 250 г. Нерест в мае - июне. Икра пелагическая, развитие оплодотворённых икринок происходит во время сноса их течением (длится обычно 40-45 ч). В нек-рые годы небольшая часть мечет икру перед устьями Волги, осн. нерестилища - в нижнем течении - от устья до Волгограда. Питается ракообразными и рыбой. Численность В. с.- ценной промысловой рыбы - сокращается из-за ухудшения условий размножения.

А. Л. Световидова.

ВОЛЖСКИЕ КАЗАКИ, вольные казачьи общины, образовавшиеся в 16 в. на Волге из беглых крестьян. В. к. участвовали ч походах Ермака Тимофеевича. В 18 в. в связи с созданием Царицынской укреплённой линии в 1733-34 было образовано Волгское казачье войско из 1057 семей, гл. обр. донских казаков, с центром в Дубовке (севернее Царицына). В. к. участвовали в Крестьянской войне под руководством Е. И. Пугачёва 1773-75. В 1770 и 1777 значит, часть В. к. переселена на Сев. Кавказ, составив Моздокский и Волгский полки Терского казачьего войска, а Волгское войско было ликвидировано. В начале 19 в. оставшаяся на Волге часть В. к. была присоединена к Астраханскому казачьему войску.

ВОЛЖСКИЙ, город в Волгоградской обл. РСФСР. Порт на лев. берегу Волги, у начала Ахтубы. Ж.-д. ст. в 25 км от Волгограда. 142 тыс. жит. (1970). Возник в 1951 в связи со строительством Волжской ГЭС им. 22-го съезда КПСС, с 1954 - город. Химич. комбинат (с з-дами шинным, орг'анич. синтеза, синтетич. каучука и волокна, асбестовых и резинотехнич. изделий, азотно-кислородным и др.). Кроме того, з-ды: подшипниковый, абразивный, трубный, ремонтно-механич., железобетонных изделий, керамзитовый; мясной, молочносыродельный комбинаты. Вечерние ф-ты волгоградских институтов политехнич. и инженеров городского х-ва; политехнич. техникум, мед. уч-ще, музей истории города. В основе плана (1954, арх. В. Н. Гугель, Р. М. Торговник, инж. Е. В. Бурмистров, Е. X. Троицкая) - трезубец с лучами, расходящимися к Ю. и открывающими перспективу от гл. площади к водохранилищу. Город застроен небольшими кварталами с перимстральной замкнутой планировкой; выстроены стадион, Дворец культуры и др.

Лит.: Волжский - город гидростроителей, Сталинград, 1961; Павличенков В. И., Волжский, М., 1961.

ВОЛЖСКИЙ, посёлок гор. типа в Красноярском р-не Куйбышевской обл. РСФСР, на прав, берегу р. Сок, близ впадения её в Волгу. Ж.-д. ст. (Большая Царёвщина) в 30 км к С. от г. Куйбышева. 4, 5 тыс. жит. (1968). 3-ды железобетонный, асфальтобитумный.

ВОЛЖСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД (ВАЗ), крупнейшее предприятие автомобильной пром-сти СССР по выпуску легковых автомобилей. Находится в г. Тольятти Куйбышевской обл. Проектная мощность - 660 тыс. автомобилей в год. Стр-во завода началось 9 янв. 1967. Первая очередь, рассчитанная на выпуск 220 тыс. автомобилей в год, принята в эксплуатацию 24 марта 1971 (к 24-му съезду КПСС). Выпускаемый заводом автомобиль ВАЗ-2102 " Жигули" создан на базе автомобиля ФИАТ-124 и представляет собой малолитражный легковой автомобиль с пятиместным кузовом, с двигателем мощностью в 62 л. с., макс, скоростью 140 км/ч. На ВАЗе производятся чугунное, алюминиевое и стальное литьё, горячие и холодные штамповки, изделия из металлокерамики, двигатели, шасси, кузова и др. узлы, сборка автомобилей, различный инструмент, оснастка и спец. оборудование. Завод отличается высоким уровнем технич. оснащённости, комплексной механизацией и автоматизацией осн. и вспомогат. производств, процессов, применением прогрессивной технологии. Автоматизируется также система управления произ-вом. Одновременно с пром. комплексом возводится город автомобилестроителей, отвечающий современным требованиям градостроительства.

В. И. Ярыгин.

ВОЛЖСКИЙ КАСКАД, крупнейший в Европе комплекс гидротехнич. сооружений на р. Волге. Суммарная мощность ГЭС каскада ок. 10 Гвт (10 млн. квт), а среднегодовая выработка более 40 млрд. квт-ч. Из 8 запроектированных ГЭС каскада в 1970 находились в эксплуатации 7 - Иваньковская, Угличская, Рыбинская, Горьковская, Саратовская, Волжская им. В. И. Ленина, Волжская им. 22-го съезда КПСС; одна строилась - Чебоксарская. Начало использованию гидроресурсов Волги положило сооружение канала Москва-Волга (ныне канал им. Москвы, 1937). Головным сооружением канала является Иваньковский гидроузел, плотина к-рого образует Волжское водохранилище. В состав гидроузла входит Иваньковская ГЭС мощностью 30 Мвт (30 тыс. квт). 8 1935 было начато сооружение Угличского и Рыбинского гидроузлов. В состав Угличского гидроузла входят: водосбросная железобетонная плотина, здание ГЭС, судоходный однокамерный шлюз и земляная намывная плотина. Мощность Угличской ГЭС 110 Мвт, среднегодовое производство электроэнергии 212 млн. квт-ч. Пущена в 1940, в 1941 достигла полной мощности. Рыбинский гидроузел включает сооружения на pp. Волге и Шексне. Мощность Рыбинской ГЭС 330 Мвт, среднегодовая выработка электроэнергии 1, 1 млрд. квт-ч. Ниже, у г. Городца, расположена Горьковская ГЭС мощностью 520 Мет. Строительство Чебоксарской ГЭС проектной мощностью 1, 4 Гвт начато в 1968. Следующей ступенью каскада является Волжская ГЭС им. В. И. Ленина, расположенная выше г. Куйбышева, мощностью 2, 3 Гвт. Мощность Саратовской ГЭС (у г. Балакова) 1, 29 Гвт. В нижнем течении Волги, сев. г. Волгограда - Волжская ГЭС им. 22-го съезда КПСС мощностью 2, 54 Гвт. В результате создания В. к. образована система водохранилищ, позволяющая перераспределять сток Волги по временам года в соответствии с требованиями пар. х-ва. Волжские ГЭС обеспечивают электроснабжение центр, районов страны дешёвой гидроэлектроэнергией. Они являются опорными узлами Единой энергосистемы Европ. части СССР. Коренное улучшение судоходных условий позволило значительно увеличить грузооборот водного транспорта по Волге и снизить себестоимость перевозок. Ёмкие водохранилища и мощные ГЭС создали надёжную базу для орошения и обводнения массивов плодородных земель и почти ликвидировали затопления поймы в низовьях Волги. В. Ю. Стеклов.

ВОЛЖСКИЙ ЯРУС (назв. по р. Волге), верхний ярус Юрской системы [см. Юрская система (период)]. Выделен С. Н. Никитиным в 1881. В типовых разрезах Поволжья сложен серыми глинами и мергелями, горючими сланцами, глауконитовыми песчаниками и песчаниками с фосфоритами. Охарактеризован комплексом аммонитов (Craspedites, Zaraiskites, Virgatites). Подразделяется на два подъяруса и 7 зон. В геосинклинальной области Тетиса соответствующие отложения нередко выделяют под назв. т ито некого яруса.

ВОЛЖСКОГО БАССЕЙНА РЕЧНЫЕ ПОРТЫ, основные воднотранспортные центры, организующие перевозки грузов и пассажиров по р. Волге и её притокам, связывающие пром. р-ны Поволжья, Центра, Прикамья и Урала с приречными пунктами бассейна. С созданием единой глубоководной транспортной системы и завершением строительства Беломорско-Балтийского и Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, Волго-Балтийского водного пути им. В. И. Ленина В. б. р. п. связаны со всеми морями Европ. части страны: Белым, Балтийским, Азовским, Чёрным и Каспийским.

В. б. р. п. возникали и развивались с ростом экономики и населённых пунктов Поволжья, Прикамья, Центра, а также флота Волжского бассейна. В дореволюционный период подавляющее большинство грузовых работ выполнялось вручную. Все средства механизации погрузочно-разгрузочных работ состояли из бремсберга в г. Камышине и зернового элеватора в г. Самаре (ныне Куйбышев).

Строительство причалов и др. портовых сооружений, оснащение портов средствами механизации ведётся с 1931. Грандиозное строительство гидроузлов Волжского и Камского каскадов вызвало сооружение новых и реконструкцию действующих портов.

В бассейне расположено св. 900 портов, пристаней и остановочных пунктов Мин-ва речного флота (МРФ) и ок. 550 причалов пром. предприятий. В 1968 в портах и пристанях Волжского бассейна выполнено ок. 50% общего объёма погрузки-выгрузки на причалах системы МРФ; 99, 7% работ выполнено механизмами. На погрузочно-разгрузочных работах в портах-пристанях МРФ в 1969 использовалось 294 портальных крана, 221 плавучий кран, св. 1200 др. погрузочных машин, что составляло ок. 40% парка перегрузочных машин портов МРФ.

Осн. порты (от верховья Волги к устью): Калинин, Череповец, Рыбинск, Ярославль, Кинешма, Горький, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Тольятти, Куйбышев, Саратов, Волгоград, Астрахань. В пределах бассейна важное значение принадлежит портам Москвы. От верховья Камы порты и пристани: Березники, Левшино, Пермь, Чайковский, Камбарка, Набережные Челны, Чистополь.

Все порты бассейна, кроме Астраханского и московского Северного, связаны ж.-д. ветками с сетью жел. дорог.

В портах-пристанях Камского пароходства выполнялось 17% объёма погрузочно-разгрузочных работ Волжского бассейна. Другие порты и пристани бассейна: Рязань (р. Ока), Уфа (р. Белая), Киров (р. Вятка). Продолжительность эксплуатац. периода в портах бассейна от 180 сут (Пермь) до 240 сут (Астрахань).

Вверх по Волге поставляют нефть, нефтепродукты, соль, гравий, уголь, хлеб, цемент, металл, овощи, рыбу и др. Вниз- лес (на судах и в плотах), пиломатериалы, минерально-строит. грузы, пром. материалы. Вниз по Каме-уголь, лес, пиломатериалы, серный колчедан, металлы, химич. грузы, минерально-строит. материалы, нефть, нефтепродукты. Вверх - соль, овощи, пром. и прод. товары.

Погрузка и выгрузка нефти и нефтепродуктов производится на причалах пром. предприятий (нефтебаз, нефтеперераб. заводов), а хлебных грузов - на причалах элеваторов и хлебоприёмных пунктов. С вводом в эксплуатацию судоходного канала им. Москвы в Москве были созданы три порта (Северный, Западный и Южный), к-рые принимают лес, уголь, соль, хлеб, бумагу, руду и отправляют изделия пром-сти и строит, индустрии, химич. грузы, кварцевые пески и др. Московские порты, расположенные в черте города, осуществляют св. 20% погрузки-выгрузки В. б. р. п. В Москве два пассажирских вокзала - Сев. (в Химках) и Южный.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.