Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и краткая характеристика витаминов 51 страница






Лит.: Das Buch der groBen Chemiker, hrsg. von G. Bugge, Bd 1, Weinheim, 1955, S. 363.

ВОКЛЮ3 (Vaucluse), департамент на Ю.-В. Франции, в долине р. Рона. Пл. 3, 6 тыс. км2. Нас. 354 тыс. чел. (1968). Адм. ц. - г. Авиньон. В условиях орошения овощеводство и садоводство; виноградники. В горах овцеводство. Текст., плодоконсервная пром-сть, виноделие; произ-во хим. удобрений. Добыча строит, камня. В. крупный поставщик ранних овощей и фруктов в др. районы страны. На терр. деп. известны выходы мощных карстовых источников, получивших в геологич. и географич. лит-ре название Воклюзских источников (Воклюз).

ВОКОДЕР (англ, vocoder, от voice - голос и code - шифр, код), система телефонной связи, в к-рой передаются сигналы не речевые, а спец. кода, представляющие собой речь в закодированном виде. В этой системе на передающей стороне применяют анализатор звука, формирующий из речевого сигнала кодированный сигнал, а на приёмной - синтезатор, к-рый по кодированным сигналам искусственно восстанавливает речевой сигнал. С помощью В. можно достигнуть коэфф. слоговой артикуляции 83-85% (при обычной телефонной связи этот коэфф. достигает 90-91%). Кодирование уменьшает необходимую ширину полосы пропускания частот, занимаемую каналом связи, до 250-350 гц, по сравнению с 250-3500 гц при обычной телефонной связи, позволяя увеличить пропускную способность линии дальней связи в 10-13 раз.

" ВОКРУГ СВЕТА" (журнал путешествий, приключений и фантастики), научно-художественный ежемесячник ЦК ВЛКСМ. Предшественником его был журнал того же названия, основанный в 1861 петербургским издателем М. О. Вольфом как журнал землеведения, естеств. наук, изобретений и наблюдений. В 1869 издание было прекращено. Возобновлено в 1885 в Москве под ред. М. Вернера. С 1891 по 1917 журнал издавался И. Д. Сытиным. Дореволюц. журнал характеризовался демократич. направлением. На его страницах рассказывалось о путешествиях Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, В. А. Обручева; журнал впервые познакомил рус. читателя с произведениями Ж. Верна, Э. По и мн. др. В 1927 " В. с." был возрождён. С 1931 - журнал ЦК ВЛКСМ. До 1938 (№ 5) издавался в Ленинграде, с № 6 1938 (в 1942-45 не выходил) выпускается в Москве изд-вом " Молодая гвардия".

Особое внимание " В. с." уделяет молодому современнику, его творческим исканиям, активной деятельности в разных областях коммунистич. строительства, в защите социалистич. Отечества. " В. с." рассказывает о путешествиях, жизни народов разных стран, совр. и древнейших цивилизациях, археол. и этнографич. экспедициях; публикует произведения приключенческого и фантастич. жанров. Тираж (1971) св. 2, 3 млн. экз. В. С. Сапарин.

ВОКС, см. Всесоюзное общество культурной связи с заграницей.

ВОЛ, кастрированный самец кр. рог. скота в возрасте старше 2 лет (до 2 лет - волик). Используется как мясное и рабочее животное. Кастрируют обычно бычков, неиспользуемых для племенных целей (выращиваемых на мясо - в возрасте 3-5, выращиваемых для рабочих целей - в возрасте 8-12 мес). Бычки-кастраты 11/2 - 21/2 лет хорошо нажировываются и достигают высокой упитанности при откорме. Убойный выход у В. мясных пород 60% и более. От В. получают тяжёлую подошвенную кожу. Работоспособность В. равна ок. 2/3 работоспособности лошади.

ВОЛГА (в древности - Ра, в ср. века - И т и л ь, или Этель), река в Европ. части СССР, одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. Дл. 3530 км (до постройки водохранилищ 3690 км). Пл. басс. 1360 тыс. км2.

Физико-географический очерк. В. берёт начало на Валдайской возв. (на выс. 228 л), впадает в Каспийское м. Устье лежит на 28 м ниже уровня океана. Общее падение - 256 м. В. принимает ок. 200 притоков. Левые притоки многочисленнее и многоводнее правых. Речная система басс. В. включает 151 тыс. водотоков (реки, ручьи и временные водотоки) общей протяжённостью 574 тыс. км. Бассейн В. занимает ок. '/з Европ. терр. СССР и простирается от Валдайской и Среднерусской возв. на 3. до Урала на В. На широте Саратова бассейн резко суживается и от Камышина до Каспийского м. В. течёт, не имея притоков. Основная, питающая часть водосборной площади В., от истоков до гг. Горького и Казани, расположена в лесной зоне, ср. часть бассейна до гг. Куйбышева и Саратова - в лесостепной зоне, ниж. часть - в степной зоне до Волгограда, а южнее - в полупустынной зоне. В. принято делить на 3 части: верхняя В.- от истока до устья Оки, средняя В.- от впадения Оки до устья Камы и нижняя В.- от впадения Камы до устья.

Исток В.- ключ у дер. Волго-Верховье в Калининской обл. В верх, течении, в пределах Валдайской возв. В. проходит через небольшие озёра - Верхит, Стерж, Вселуг, Пено и Волго. В истоке из оз. Волго ещё в 1843 была сооружена плотина (Верхневолжский бейшлот) для регулирования стока воды и поддержания судоходных глубин в межень.

Между гг. Калинином и Рыбинском на В. созданы Волжское водохранилище (т. н. Московское море) с плотиной и ГЭС у Иванькова, Угличское водохранилище (ГЭС у Углича), Рыбинское водохранилище (ГЭС у Рыбинска). В р-не Рыбинск- Ярославль и ниже Костромы река протекает в узкой долине среди высоких берегов, пересекая Угличско-Данпловскую и Галичско-Чухломскую возв. Далее В. течёт вдоль Унженской и Балахнинской низменностей. У Городца (выше г. Горького) В., перегороженная плотиной Горьковской ГЭС, образует Горьковское водохранилище. Главнейшие притоки верхней В.- Селижаровка, Тверда, Молога, Шексна и Унжа.

В ср. течении, ниже впадения Оки, В. становится ещё более полноводной. Она течёт вдоль сев. края Приволжской возв. Правый берег реки высокий, левый - низменный. У Чебоксар начато строительство (1968) Чебоксарской ГЭС, выше плотины к-рой расположится Чебоксарское водохранилище. Наиболее крупные притоки В. в её ср. течении - Ока, Сура, Ветлуга и Свияга.

В ниж. течении, после впадения Камы, В. становится могучей рекой. Она протекает здесь вдоль Приволжской возв. Около Тольятти, выше Самарской Луки, к-рую образует В., огибая Жигулёвские горы, сооружена плотина Волжской ГЭС им. В. И. Ленина; выше плотины простирается Куйбышевское водохранилище. На В. в районе г. Балаково возведена плотина Саратовской ГЭС. Нижняя В. принимает сравнительно небольшие притоки - Самару, Большой Иргиз, Еруслан. В 21 км выше Волгограда от В. отделяется лев. рукав - Ахтуба (дл. 537 км), которая течёт параллельно осн.

руслу. Обширное пространство между. и Ахтубой, пересечённое многочисл. протоками и староречьями, наз. Волго-Ахтубинской поймой; ширина разливов в пределах этой поймы достигала прежде 20-30 км. На В. между началом Ахтубы и Волгоградом построена Волгоградская ГЭС им. 22-го съезда КПСС.

Дельта В. начинается в месте отделения от её русла рукава Бузан (в 46 км севернее Астрахани) и является одной из самых крупных в СССР. В дельте насчитывается до 500 рукавов, протоков и мелких речек. Гл. рукава - Бахтемир, Камызяк, Старая Волга, Болда, Бузан, Ахтуба (из них су доходен Бахтемир).

Основное питание В. осуществляется снеговыми (60% годового стока), грунтовыми (30%) и дождевыми (10%) водами. Естеств. режим характеризуется весенним половодьем (апр. - июнь), малой водностью в период летней и зимней межени и осенними дождевыми паводками (окт.). Годовые колебания уровня В. до регулирования достигали у г. Калинина 11 м, ниже Камского устья - 15-17 миу Астрахани - 3 м. С постройкой водохранилищ сток В. зарегулирован, колебания уровня резко уменьшились.

Среднегодовой расход воды у Верхневолжского бейшлота 29 м3/сек, у г. Калинина - 182, у г. Ярославля - 1110, у г. Горького - 2970, у г. Куйбышева - 7720, у г. Волгограда-8060 м3/сек. Ниже Волгограда река теряет ок. 2% своего расхода на испарение. Макс, расходы воды в период половодья в прошлом ниже впадения Камы достигали 67 000 М3/сек, а у Волгограда в результате разлива по пойме не превышали 52 000 м3/сек. В связи с регулированием стока макс, расходы половодья резко снизились, а летние и зимние меженные расходы сильно повысились. Водный баланс басс. В. до Волгограда в среднем за многолетний период составляет: осадки 662 мм, или 900 км3 в год, речной сток 187 мм, или 254 км3 в год, испарение 475 мм, или 646 км3 в год.

До создания водохранилищ в течение года В. выносила к устью ок. 25 млн. т наносов и 40-50 млн. т растворённых минеральных веществ. Темп-pa воды В. в середине лета (июль) достигает 20- 25°С. Вскрывается В. у Астрахани в сер. марта, в 1-й пол. апреля вскрытие происходит на верхней В. и ниже Камышина, на всём остальном протяжении - в сер. апреля. Замерзает в верх, и ср. течении в кон. ноября, в нижнем - в нач. декабря; свободной от льда остаётся ок. 200 дней, а близ Астрахани ок. 260 дней. С созданием водохранилищ тепловой режим В. изменился: на верх, бьефах продолжительность ледовых явлений увеличилась, а на нижних стала короче.

Историко- и экономико-географический очерк. Географич. положение В. и её крупных притоков обусловило уже к 8 в. её важное значение как торг, пути между Востоком и Западом. Из Ср. Азии вывозились ткани, металлы, из славянских земель - меха, воск, мёд. В 9-10 вв. в торговле значит, роль играли такие центры, как Итиль, Болгар, Новгород, Ростов, Суздаль, Муром. С 11 в. торговля ослабевает, а в 13 в. монголо-тат. нашествие нарушило хоз. связи, кроме басс, верх. В., где актив, роль играли Новгород, Тверь и города Владимиро-Суздальской Руси. С 14 в. значение торг, пути восстанавливается, растёт роль таких центров, как Казань, Ниж. Новгород, Астрахань. Покорение Иваном IV Грозным в сер. 16 в. Казанского и Астраханского ханств привело к объединению всей Волжской речной системы в руках России, что способствовало расцвету волжской торговли в 17 в. Возникают новые крупные города - Самара, Саратов, Царицын; большую роль играют Ярославль, Кострома, Ниж. Новгород. По В. плавают большие караваны судов (до 500). В 18 в. осн. торг, пути перемещаются на 3., а экономич. развитие ниж. В. сдерживается слабой заселённостью и набегами кочевников. басс. В. в 17- 18 вв. явился осн. р-ном действий восставших крестьян и казаков во время крестьянских войн под руководством С. Т. Разина и Е. И. Пугачёва.

В 19 в. происходит значит, развитие Волжского торг, пути после соединения Мариинской речной системой басс. В. и Невы (1808); возникает крупный речной флот (в 1820 - первый пароход), на В. работает огромная армия бурлаков (до 300 тыс. чел.). По В. совершаются крупные перевозки хлеба, соли, рыбы, а позже нефти и хлопка. Крупное экономич. значение приобретает Нижегородская ярмарка.

Во время Гражданской войны 1918- 1920 на В. происходили крупные воен. действия (борьба с белочехами и войсками учредиловских пр-в в 1918, с колчаковцами и деникинцами в 1919) и она приобрела важное военно-стратегич. значение. В годы социалистич. строительства в связи с индустриализацией всей страны значение Волжского пути возросло. С конца 30-х гг. 20 в. В. начинает использоваться также и как источник гидроэнергии. В период Великой Отечеств, войны 1941-45 на В. произошла крупнейшая Сталинградская битва 1942-43. В послевоен. период экономич. роль В. значительно усилилась, особенно после создания ряда крупных водохранилищ и гидроэлектростанций (см. Волжский каскад). После окончания постройки Волжско-Камского каскада ГЭС общая выработка электроэнергии достигнет 40- 45 млрд. квт*ч в год. Площадь зеркала водохранилищ составит ок. 38 тыс. км2, полный объём - 288 км3, а полезный - 90 км3. Заволжье, где находится 4 млн. га земель, пригодных для орошения, обеспечивается водой из Куйбышевского и Волгоградского водохранилищ. Будут произведены работы по обводнению 9 млн. га и орошению 1 млн. га земель Волго-Уральского междуречья. Сооружается (1971) Волго-Уральский канал протяжённостью 425 км и расходом воды ок. 400 м3/сек. Речная система включает более 41 000 км сплавных и ок. 14 тыс. км судоходных путей.

В. соединена с Балтийским м. Волго-Балтийским водным путём им. В. И. Ленина, Вышневолоцкой и Тихвинской системами; с Белым м.- через Северо-Двинскую систему и через Беломорско-Балтийский канал; с Азовским и Чёрным морями - через Волго-Донской канал им. В. И. Ленина. В басе, верхней В. расположены крупные лесные массивы, в Среднем и частично в Нижнем Поволжье большие площади заняты посевами зерновых и технических культур. Развиты бахчеводство и садоводство. В Волго-Уральском районе - богатые месторождения нефти и газа (см. Волга-Уральская нефтегазоносная область). Близ Соликамска-крупные залежи калийных солей. В Нижнем Поволжье (оз. Баскунчак, Эльтон) - поваренная соль. В В. обитает ок. 70 видов рыб, из них 40 промысловых (важнейшие: вобла, сельдь, лещ, судак, сазан, сом, щука, осётр, стерлядь). О хоз. значении В. см. также в ст. Волжского бассейна речные порты.

Лит.: Соколов А. А., Гидрография СССР (воды суши). Л., 1964; Г и н к о С. С., Покорение рек, Л., 1965: Стражевский А., Шмелев А., Ленинград-Астрахань - Ростов-на-Дону. (Путеводитель), М., 1968; Российская Федерация. Европейский Юго-Восток, М., 1968 (Серия " Советский Союз"); Чернецов Г. Г., Чернецов Н. Г., Путешествие по Волге, М., 1970.

П. С. Кузин.

ВОЛГА, посёлок гор. типа в Некоузском р-не Ярославской обл. РСФСР, на левобережье Волги. Ж.-д. станция в 25 км к Ю.-З. от Рыбинска. 5, 6 тыс. жит. (1968). Шерстопрядильная ф-ка. Текст, техникум.

" ВОЛГА", название легкового автомобиля с двигателем среднего литража, выпускаемого Горьковским автомобильным з-дом. Произ-во (модель ГАЗ-21) начато в 1956. В последующем завод систематически модернизировал эту модель, а с 1969 приступил к выпуску новой модели ГАЗ-24 (рис.). Вместимость автомобиля " Волга" ГАЗ-24 - 5 человек. Кузов закрытый цельнометаллич. несущей конструкции, типа седан. Двигатель 4-тактный 4-цилиндровый мощностью 72 квт (98 л. с.). Ведущие колёса - задние. Макс, скорость 145 км/ч, расход топлива - 11-13 л/100 км.

" Волга" ГАЗ-24.

По сравнению с моделью ГАЗ-21 конструктивные решения в новом автомобиле позволили исключить отд. операции обслуживания и снизить трудоёмкость смазочных и регулировочных работ, а также повысить долговечность деталей. Уменьшено количество подвижных соединений, требующих регулировки и смазки. Значительно улучшена внутренняя отделка автомобиля, повышена его комфортабельность. Для улучшения воздухообмена применена вытяжная вентиляция. Подвеска, обеспечивающая высокую плавность хода, дополняет комфортабельность автомобиля.

В конструкцию автомобиля заложены элементы активной и пассивной безопасности. К элементам активной безопасности относятся облегчённое управление, повышенная манёвренность и устойчивость, а также тормоза высокой эффективности с гидровакуумным усилителем и раздельным приводом на передние и задние колёса; к элементам пассивной безопасности - повышенная жёсткость пассажирской части кузова, полужёсткие подлокотники, мягкая прокладка на крыше кузова, безопасные петли и замки дверей, " утопленные" внутренние ручки замков дверей, рулевое колесо с " утопленной" ступицей и др.

И. П. Плеханов, И. И. Киселёв.

ВОЛГИН Вячеслав Петрович [2(14).6. 1879, дер. Борщевка, ныне Хомутовский р-н Курской обл., - 3.7.1962, Москва], советский историк и обществ, деятель, акад. АН СССР (1930). Чл. КПСС с 1920. С кон. 90-х гг. принимал участие в студенческом революц. движении. В 1897 -1908 (с перерывами, вызванными неоднократными арестами и ссылками) учился в Моск. ун-те (сначала на физ.-математич., затем на ист.-филологич. ф-тах). В 1906 опубликована первая науч. работа В. (по герм, рабочему движению). В 1908 написал исследование " Революционный коммунист XVIII в. (Жан Мелье и его „Завещание")" (1919). В годы 1-й мировой войны 1914-18 активно сотрудничал в издававшейся М. Горьким " Летописи". В 1918 участвовал в организации Социалистич. (впоследствии Коммунистич.) академии в Москве. В 1919-30 проф. МГУ, в 1921- 1925 ректор МГУ. В 1919-29 чл. Гос. учёного совета, в 1921-22 зам. пред. Гл. комитета проф.-технич. образования Наркомпроса РСФСР. Один из организаторов Ин-та истории Росс, ассоциации н.-и. ин-тов обществ, наук (РАНИОН), Ин-та истории Комакадемии, Об-ва историков-марксистов. В 1930-35 непременный секретарь, в 1942-53 вице-президент АН СССР. В.- создатель новой отрасли ист. науки - истории социалистич. и коммунистич. идей домарксова периода. Он впервые дал глубокий марксистский анализ идейного наследия крупнейших представителей обществ, мысли прошлого (Ж. Мелье, Морелли, Г. Мабли, Г. Бабёф, А. Сен-Симон, Б. П. Анфантен и др.). Большое значение для науч. истории социалистич. мысли имели введённое В. понятие эгалитаризма и применение его в конкретно-ист, анализе (Ж. Ж. Руссо, якобинцы и др.) и научно обоснованная классификация теорий - чёткое деление их на социалистич. и коммунистические. Многолетние исследования В. истории развития обществ, мысли во Франции 18 в. позволили ему дать оригинальную, новую по трактовке картину развития идейной борьбы во Франции перед Вел. франц. революцией. В. был редактором ряда науч. периодич. изданий и коллективных ист. трудов, инициатором и редактором многотомной серии " Предшественники научного социализма" (с 1947; издание продолжается), пред. Группы по изучению истории франции при Ин-те истории АН СССР. Деп. Верх. Совета РСФСР 2-го и 3-гр созывов. Ленинская пр. (1961). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалью.

В. П. Волгин.

Соч.: Сен-Симон и сен-симонизм, 2 изд., М., 1925; Очерки по истории социализма, 4 изд., М.- Л., 1935; История социалистических идей, ч. 1 - 2, М.- Л., 1928-31; Социальные и политические идеи во Франции перед революцией (1748 - 1789), М.- Л., 1940; Пеккёр, в сб.: Исторические записки, т. 25, М., 1948; Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке, М., 1958; Французский утопический коммунизм, М., 1960.

Лиm.: Из истории социально-политических идей. Сб. статей. К 75-летию акад. В. П. Волгина, М., 1955; Манфред А. 3., К восьмидесятилетию В. П. Волгина, " Новая и новейшая история", 1959, № 4. А. 3. Манфред.

ВОЛГО, озеро в Калининской обл. РСФСР, последнее из группы озёр, через к-рое проходит верх, течение Волги. См. Верхневолжские озёра.

ВОЛГО-БАЛТЙЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ им. В. И. Ленина (б. Мариинская водная система), искусственный водный путь, соединяющий Волгу с Балтийским м., а через Беломорско-Баптийский канал и с Белым м. Выход России к Балтийскому м. в нач. 18 в., возрастание роли Петербурга требовали удобных водных сообщений с внутр. р-нами страны. Было создано 3 водных пути-Вышневолоцкая водная система (движение открыто в 1709), Тихвинская (1811) и Мариинская (1810). Мариинская водная система начиналась у Рыбинска, трасса шла по Шексне, Белому оз., Ковже, искусств. Мариинскому (позднее Новомариинскому) каналу, проложенному через водораздел между басс. Волги и Онежского оз., затем по Вытегре, Онежскому оз., Свири, Ладожскому оз. и Неве (всего ок. 1100 км). Собственно Мариинской системой являлась часть пути от Волги до Онежского оз. Отходящий от Шексны Севере-Двинский канал (открыт в 1829) дал выход

через Сухону и Сев. Двину к Белому м. Трудности плавания небольших плоскодонных судов по озёрам заставили впоследствии проложить обходные каналы - Белозерский, Онежский и Новоладожский. Для своего времени Мариинская система была выдающимся гидротехнич. сооружением и имела большое экономич. значение, но к нач. 20 в. она уже не удовлетворяла транспортные потребности страны, несмотря на проведённую в кон. 19 в. реконструкцию.

Создание нового водного пути между Онежским оз. и Волгой началось после Великой Отечеств, войны 1941-45, развернулось в 1960; 5 июня 1964 В.-Б. в. п. был открыт. Этот путь - звено единой глубоководной транспортной системы Европ. части СССР, обеспечившее соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.

Общая протяжённость пути между Онежским оз. и г. Череповцом - 368 км. Путь проходит местами по трассе прежней Мариинской системы, местами же несколько отклоняясь от неё. На В.-Б. в. п. 5 мощных гидроузлов с 7 однокамерными однониточными шлюзами. На сев. склоне 4 гидроузла - Вытегорский, Белоусовский, Новинковский и Пахомовский - расположены на подъёме от Онежского оз. до водораздела (80 м). Пятый гидроузел (Череповецкий) - на юж. склоне на Шексне, в 50 км выше Череповца.

На сев. склоне трасса пути совпадает с руслом р. Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами. Водораздельный бьеф тянется от Пахомовского гидроузла на Вытегре до Череповецкого гидроузла на Шексне. Судоходная трасса здесь проходит по водораздельному каналу дл. 40 км (от Пахомовского гидроузла до пос. Анненский Мост), далее по р. Ковже, Белому оз. и Шексне. Трасса юж. склона проходит по Шексне, находящейся в подпоре Рыбинского водохранилища.

В.-Б. в. п. доступен для судов грузоподъёмностью ок. 5000 то, грузы перевозятся без перевалки. Суда идут прямо по озёрам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Резко возросла скорость перевозок (Череповец - Ленинград 2, 5 - 3 сут против 10-15 до реконструкции). Значительно вырос грузооборот В.-Б. в. п. по сравнению со старой Мариинской системой; увеличился удельный вес смешанных железнодорожно-водных перевозок. Важнейшие грузы: с Кольского полуострова (через Кандалакшу) железорудный концентрат на Череповецкий металлургич. комбинат; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные р-ны страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской обл. на Юг, в Прибалтику, Ленинград и на экспорт; чёрный металл из Череповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли - для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт; баскунчакская соль (особенно для Мурманска); зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт. Через Ленинград на В.-Б. в. п. поступают импортные грузы для разных р-нов страны. В пасс, движении значительно число туристских теплоходов (маршруты из Ленинграда в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь и др.).

Лит.: Гинзбург Н. С., Реконструкция Волго-Балтийского водного пути, " Изв. Всесоюзного географического общества", 1962, в. 3; Малков В. М., По Волго-Балту, Вологда, 1966. М. Б. Вольф.

ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН СССР, один из крупных экономич. р-нов СССР. Включает Горьковскую и Кировскую обл., Марийскую, Мордовскую и Чувашскую АССР. Пл. 263, 3 тыс. км2. Нас. (1970) 8348 тыс. чел. В.-В. э. р. один из многонациональных в РСФСР. 3/4 его населения составляют русские, живут также чуваши (в Чуваш. АССР), марийцы (в Map. АССР и пограничных р-нах Кировской и Горьковской обл.), мордва (в Морд. АССР и Горьковской обл.), татары. Ср. плотность нас. 31, 7 чел. на 1 км2. Наиболее плотно заселены правобережные низовья Оки и Чуваш. АССР. Городское нас. 53%. Район обладает значит, трудовыми ресурсами, часть к-рых он отдаёт др. р-нам страны.

Расположен в вост. половине Восточно-Европейской равнины, на стыке лесной и лесостепной зон. Имеются небольшие возвышенности: на С.- отроги Сев. Увалов, на С.-В. - Верхнекамская и на Ю.-В. - Приволжская (высшая точка 338 м). Почти весь район принадлежит басс. Волги. Волга делит терр. на две неравные части: большую левобережную - Заволжье и меньшую - Правобережье. Осн. природные богатства - лес (1, 8% общесоюзных запасов) и фосфориты (Вятско-Камское месторождение - 18, 8% общесоюзных запасов по категориям А + В + Ci и 28% общесоюзных балансовых запасов). Топливно-энергетич. ресурсы представлены торфом (1, 0% общесоюзных разведанных запасов) и гидроэнергией (0, 4% общесоюзных потенциальных ресурсов). Имеются крупные залежи гипса (9, 2% общесоюзных запасов).

Волго-Балтийский водный путь. Новинковский гидроузел.

Геогр. положение района благоприятствует развитию его связей с осн. сырьевыми и топливными базами страны и районами потребления. В.-В. э. р., занимая 1, 2% терр., сосредоточивает 3, 5% населения и 4, 4% пром.-производств, персонала СССР. Это часть старопром. Центра страны, одна из осн. баз обрабат. пром-сти, в особенности машиностроения и металлообработки (их удельный вес в пром-сти 37%). В р-не сложился крупнейший в стране комплекс автомоб. пром-сти, на долю к-рого приходится 45% общесоюзного выпуска грузовых автомобилей, 1/5 легковых, ок. 1/4 автобусов, св. 85% автонормалей. Головное предприятие автостроения - Горьковский автозавод. Кроме того, район выделяется в нар. х-ве страны др. видами машиностроения (произ-во судов, моторов, дизелей, газомотокомпрессоров, металлорежущих станков, электротехнич. оборудования и приборов, кабеля, электроламп и светотехнич. средств, радиоприборов и аппаратуры и др.), хим. пром-стью (автомоб. шины, фосфоритная мука, осн. химия, синтетич. материалы), а также вывозкой древесины, произ-вом бумаги, картона, пиломатериалов. В 1969 вывозка древесины составила 30, 2 млн. плотных м3, произ-во пиломатериалов 8, 5 млн. м3, бумаги 519, 9 тыс. т, картона 147, 3 тыс. т. На долю района приходится св. 8% общесоюзной добычи топливного торфа. Произ-во электроэнергии составило 14456 млн. квт-ч (1969). На металлоломе и привозной мартеновской шихте работают металлургич. заводы (Горький, Выкса, Кулебаки, Омутнинск). В.-В. э. р.- район старинных промыслов, возникших на базе переработки металла и древесины. Особенно развиты художеств, и декоративные промыслы (хохломская роспись, дымковская игрушка, павловские металлоизделия и др.).

Крупнейший пром. узел р-на - Горьковский: г. Горький с городами-спутниками Дзержинск, Бор. Кстово, Балахна, Городец, Заволжье, Богородск и др.; здесь расположены Горьковскнй автозавод, з-ды " Красное Сормово", фрезерных станков, Горьковский телевизионный им. В. И. Ленина, " Красная Этна", Новогорьковский нефтеперерабат., Чернореченский химкомбинат, Балахнинский целлюлозно-бум. комбинат, Заволжский моторный з-д, Горьковская ГЭС, Балахнинская ГРЭС и др. Другой крупный пром. узел - Кировский: г. Киров с городами-спутниками Нововятск, Кирово-Чепецк, Слободской (металлообрабат., хим., кож.-обув., деревообрабат. пром-сть). В послевоенные годы сформировались новые крупные пром. узлы: Чебоксарский (электротехника, текстиль), Саранско-Рузаевский (произ-во светотехнич. изделий, экскаваторов, самосвалов, резинотехнических изделий), Йошкар-Олинский (радиодеталей, приборов и др.). В Саранске вошли в строй крупный резиновый комбинат, литейный з-д, в Новочебоксарске мощный химкомбинат. На Волге строится Чебоксарская ГЭС. Развивается пром-сть в небольших и ср. городах, расположенных вне крупных пром. узлов, - Арзамасе, Павлове, Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Вятских Полянах, Котельниче, Волжске, Алатыре, Канаше, Шумерле. Валовая продукция пром-сти р-на за 1960-69 выросла более чем в 2 раза.

С. х-во специализируется на произ-ве прод. и фуражного зерна, картофеля, технич. культур - льна-долгунца (в Заволжье), конопли (на Правобережье), хмеля (в Чувашии), молочно-мясном животноводстве; развивается пригородное х-во вблизи крупных пром. центров. С.-х. угодья составляют 10, 8 млн. га (41% терр. района), в т. ч. пашня 7, 8 млн. га, сенокосы и пастбища 2, 8 млн. га. Площадь земель с осушит, сетью 118, 3 тыс. га (1969). Посевные площади занимают (1969) 6, 5 млн. га, из них 59% под зерновыми, 30, 3%-кормовыми культурами. Сеют рожь (один из самых высоких удельных весов в посевах по сравнению с др. р-нами РСФСР), пшеницу, гречиху, зернобобовые, из технических-лён, коноплю, сах. свёклу, хмель, махорку. По берегам Волги и Оки развито товарное садоводство. На нач. 1970вр-не было 2, 9 млн. голов кр. рог. скота (в т. ч. 1, 4 млн. коров), 1, 5 млн. свиней и 2, 4 млн. овец и коз. Удельный вес района в РСФСР составляет (1969, в %): по произ-ву зерна - 3, 2, картофеля - 12, овощей - 5, 8, молока - 7, 1, мяса - 6, 0.

Ж.-д. и речной транспорт благодаря положению района на важнейших транзитных путях страны является одной из отраслей общесоюзной специализации. Трансп. сеть района радиальная с центром в г. Горьком. Судоходство по Волге, Оке, Вятке, Ветлуге. Развивается трубопроводный транспорт (нефте- и газопроводы из Поволжья).

В В.-В. э. р. ввозится большое кол-во топлива и пром. сырья, в особенности угля (из Кузбасса, Донбасса, а также месторождений Урала), нефти и газа (из Волго-Уральской нефтегазоносной области), чёрных металлов (с Урала и Юга). Вывозятся машины и металлоизделия, пром. товары широкого потребления, хим. продукты, картофель, хмель. В Центр, Поволжье, на Украину и Северный Кавказ отправляются лесоматериалы.

Лит.: Матвеев Г. П., Приваловская Г. А., X о р е в Б. С., Волго-Вятский район. Экономико-географическая характеристика, М., 1961; Волго-Вятский район. Экономико-географический обзор, [Горький], 1964; Хо р е в Б. С., Волго-Вятский район. Экономико-географический очерк, М., 1964; X о р е в Б. С., Узловые вопросы развития и размещения производительных сил Волго-Вятского экономического района, в сб.: Развитие и размещение производительных сил экономических районов СССР, М., 1967; Средняя полоса Европейской части СССР, М., 1967. Б. С. Хорее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.