Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и краткая характеристика витаминов 46 страница






В Испании и Португалии расцвет лит-ры приходится на завершение эпохи В. Лит-pa В. этих мало подготовленных к бурж. развитию, но переживавших кратковременный нац. подъём (в связи с геогр. открытиями и колон, захватами) стран выступает в " новорыцарски" авантюрных формах, художественно отражённых в приключенческом рыцарском романе (" Амадис Галльский", 1508, и др.) и " конкистадорской" поэме. Картину последовавшего затем катастрофич. упадка нац. жизни, всеобщей деморализации и паразитизма показывает плутовской роман (аноним " Ласарильо с Тормеса", 1554, романы М. Алемана-и-де-Энеро и ф. Кеведо-и-Вильегаса), положивший начало традиции этого жанра во всей европ. лит-ре 17-18 вв. Завершение исп. и всеевроп. В.- роман Сервантеса " Дон Кихот"; в нём слились элементы новорыцарского, пасторального и плутовского жанра, а в " донкихотской ситуации" с непревзойдённым реализмом зафиксирована прозаич. природа только что народившегося бурж. мира, с к-рой не мирится " субъективно героическая" человеческая натура. Так открылась ведущая гуманистич. тема новоевроп. романа. В драматургии " золотого века" - от Лопе де Вега (1562-1635) до П. Кальдерона (1600-81) - происходит переход к барокко.

Прогрессивное гуманистич. содержание культуры В. получило яркое выражение в театральном искусстве, испытывавшем значит, воздействие античной драматургии, теории драмы и театр, архитектуры. В ряде стран формировалась оригинальная драматургия. Театр, иск-во эпохи В. характеризует интерес к внутр. миру человека, наделённого чертами мощной индивидуальности. Иск-во актёра отличалось эпич. силой, страстностью, соответствовавших поэтич. представлению, к-рое утверждалось в произв. великих драматургов эпохи. Новая театр, эстетика выдвинула требование глубокого проникновения исполнителей в замысел драматурга, создания сложных, многогранных характеров. Этим определяются особенности реализма театр, иск-ва эпохи В.: воспроизведение противоречий действительности, развитие традиций нар. иск-ва, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагич. и комич., поэтич. и буффонно-площадных элементов. В эпоху В. началась профессионализация театра, зародилась теория драматургии и актёрского иск-ва, были построены первые театр, здания. Наиболее яркого расцвета театр, иск-во эпохи В. достигло в Италии, Испании, Англии. Высшим достижением итал. театра стала импровизационная комедия делъ арте (16 в.), унаследовавшая реалистич. традиции нар. фарса, маски и буффонаду карнавалов. Синтез нар. театра и лит. драмы в значит, мере осуществлён в Испании в драматургии Сервантеса и Лопе де Вега (2-я пол. 16 - нач. 17 вв.). Наиболее полного расцвета театр В. достиг в творчестве Шекспира.

В эпоху В. профессиональная музыка теряет характер чисто церковного иск-ва и испытывает влияние нар. музыки, проникается новым гуманистич. мироощущением. Высокого уровня достигает иск-во вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей " Ars nova" (" Нового искусства") в Италии и Франции 14 в., в новых полифонич. школах - английской (15 в.), нидерландской (15-16 вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (16 в.). Появляются различные жанры светского муз. иск-ва - фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо ди Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежен). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку - у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католич. церкви - в " очищенном", " прояснённом" виде; вместе с тем в иск-ве Палестрины нашли отражение и нек-рые ценные завоевания светской музыки эпохи В. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются нац. школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает иск-во изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразит, возможностями; столкновение различных эстетич. установок проявляется в " борьбе" двух типов смычковых инструментов - виолы, бытовавшей в аристократич. среде, и скрипки - инструмента нар. происхождения. Эпоха В. завершается появлением новых муз. жанров - сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

Архитектура и изобразит, искусство стали областью, в к-рой с особой силой и наглядностью проявилось великое переломное значение эпохи В., определившей пути развития мирового иск-ва нового времени, поставившей на место религ. спиритуализма, аскетич. идеалов и догматич. условностей ср.-век. иск-ва реалистич. познание человека и земного мира, жизнелюбие, веру в человека, силу его воли и разума. Пафос утверждения красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания, энергичное овладение законами объективного познания мира придают иск-ву В. в целом большую идейную значительность, органичность и внутр. монументальность. Унифицированное мировоззрение и коллективный опыт ср.-век. мастеров уступали место индивидуальному творчеству художника и учёного архитектора. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - обществ, здания, дворцы, гор. дома. В иск-ве религ. сюжеты приобретали земной облик, распространялись светские сюжеты, изображения реальных людей (в т. ч. обнажённой натуры) в реальной среде, в единстве их физич. и духовных качеств.

Изобразит, иск-во и архитектура В. ранее всего сложились в Италии, где достигли особо мощного подъёма и классич. завершённости. Поэтич. радость открытия чувственного богатства земного многообразного мира сочеталась в итал. иск-ве В. с духом пытливого аналитич. изучения действительности, благодаря чему пути художеств, и науч. познания тесно переплетались. Система средств реалистич. изображения действительности была последовательно разработана и теоретически обоснована, подкреплена науч. изучением проблем анатомии, перспективы, пропорции, светотеневой моделировки. Это позволило изображать реальные объёмы фигур и предметов в трёхмерном пространстве. Антич. иск-во послужило итал. иск-ву не только классич. наследием, образцом, но и опорой в обращении художников к природе, к раскрытию гармонич. закономерности бытия.

Н и к к о л о П и з а н о. Аллегория Силы. Угловая фигура кафедры баптистерия в Пизе. Мрамор. 1260.

Первые предвестия итал. иск-ва В. относятся ко 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. (т. н. Проторенессанс), когда скульпторы Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио, живописец Пьетро Каваллини, опираясь на позднерим. традицию, сделали первые шаги к реалистич. убедительности и телесной осязаемости изображений, а флорентинец Джотто в своих росписях достиг не только ясности объёмно-пространств. и ритмич. построения сцены, но и живой наглядности рассказа, духовной силы и пластич. цельности образов, драматич. яркости чувств. Готич. реакция, наступившая в 14 в., задержала это развитие, но и тогда новые грани обращения к реальному миру (пейзаж, интерьер, бытовые детали, портретные лица) обозначались в живописи Сиены (братья Лоренцетти, Симоне Мартини) и Сев. Италии (Альтикьеро и Аванцо).

Бенедетто да Майано и К р о н а к а. Палаццо Строццп во Флоренции. 1489 - 1505. План.

Пьяцца Сан-тиссима-Аннунциата во Флоренции. 15-нач. 17 вв. План.

Расцвет иск-ва В. наступил в 15 в., прежде всего в передовой торг.-пром. Флоренции, ставшей средоточием новаторства во всех видах иск-ва. Здесь родилась архитектура итал. Раннего В. (Филиппо Брунеллески, Микелоццо, Леон Баттиста Альберти, Бернардо Росселлино, Джулиано да Майано, Джулиано да Сангалло), ясность, величавая гармония и жизнеутверждающая сила к-рой отвечали новому героич. идеалу человека. Античная ордерная система, творчески и многообразно использованная, внесла в зодчество В. логичность и соразмерность человеку, помогла сделать тектонику здания богатым и гибким художеств, языком. Сложной динамике готич. зданий были противопоставлены ясность структуры и чёткость расчленения строгих объёмов и светлых просторных интерьеров. Дворцы (палаццо) с могучими уличными фасадами и приветливыми аркадами во дворах, виллы с террасными садами, портики и лоджии, базиликальные и центрич. церкви и капеллы демонстрируют разнообразие образных возможностей, возникающих при различных сочетаниях ордера со стеной и сводом. За пределами Тосканы выделялось изысканно гармоничное творчество Лучано Лаураны, работавшего в Урбино, и полные жизнерадостной красочности постройки венецианцев (во многом ещё готические). Новые перспективы градостроительству открывали опыты регулярной планировки и целостной ансамблевой застройки гор. площади или р-на и даже всего города (Пиенца). Художники раннего итал. В. начали систематически изучать натуру, объединяя реальные мотивы единой пластически цельной концепцией мира; они наполняли земным содержанием религ. сцены, запечатлевали увиденные в жизни явления, широко обращались к античным сюжетам. Главной темой иск-ва стал человек-герой во всей полноте его жизненных сил. Сложившись во Флоренции в нач. 15 в., новое иск-во постепенно распространялось по всей Италии, вытесняя живучие ср.-век. пережитки. В скульптуре (Лоренцо Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, Антонио Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Бенедетто да Майано, Андреа дель Верроккьо) получили развитие статуя, рельеф, бюст, конный монумент, алтарная композиция, стенное надгробие и др. виды, как станковые, так и связанные с архитектурой. Реальная пластика фигуры, обнажённой или подчёркнутой одеянием, изображённой в покое или движении, сложные сцены в многоплановых перспективных рельефах, яркая жизненность и характерность портретных бюстов прокладывали новые пути реализму в скульптуре.

Андреа дель Кастаньо. Портрет кондотьера Пиппо Спано. Фреска. После 1450. Музей Андреа дель Кастаньо. Флоренция.

Рафаэль. Портрет Баль-дассаре Кастильоне. 1515-16. Лувр. Париж.

В живописи совершился решительный поворот от иконы к картине, высокого подъёма достигло иск-во фрески. Ощущение упорядоченности мира, жизнеутверждающие героич. идеалы как бы организуют и направляют радостное увлечение свежей красочностью жизненных наблюдений, подробным повествованием, игрой фантазии. Итал. живописцы 15 в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, Андреа дель Кастаньо, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли во Флоренции, Пьеро делла Франческа в Урбино, Франческо дель Косса в Ферраре, Андреа Мантенья в Мантуе, Пьетро Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) создали реалистич. образы широчайшего диапазона - от нежно-лирических до суровых и мужественных, от гармонически счастливых до экспрессивных и драматичных. В период Высокого В. (кон. 15 - 1-я четв. 16 вв.) в Италии борьба за ренессансные идеалы приобрела напряжённый и героич. характер, отражая мечты об освобождении и консолидации родины. Общенац. духовный подъём ярче всего выразился в архитектуре и изобразит, иск-ве, овеянных духом героич. устремлений, отмеченных широтой обществ, звучания, синтетическим обобщением и титанической мощью образов, полных духовной и физич. активности. Строго отобранные реальные наблюдения претворяются в возвыш. идеал, подчиняются строгой структуре и величеств, гармонии целого. Сложившись во Флоренции, классич. стиль Высокого В. создал свои наиболее монументальные памятники в Риме, а позже в число ведущих центров выдвинулась Венеция. В архитектуре (Донато Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло Старший) достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная уравновешенность архит. образов. Возникли крупные архит. ансамбли, поражающие цельностью замысла и богатством композиционных приёмов, проекты " идеальных" городов. Крупнейшие художники эпохи заняли почётное место в обществ, жизни, олицетворяя в глазах современников дух и славу нации. Творчество их обладает беспримерной разносторонностью и широтой, о чём свидетельствуют психологически углублённые образы Леонардо да Винчи, гармонич. совершенство иск-ва Рафаэля, поэтич. жизнелюбие венецианских живописцев Джорджоне и Тициана, грация и чувственность Корреджо, мощный драматизм и титанич. размах творчества Микеланджело.

Но уже со 2-й четв. 16 в. иск-во В. в Италии переживало острый кризис. Появилось субъективистски изощрённое иск-во маньеризма, выразившее разочарование в идеалах В. Творчество мастеров, верных этим идеалам, приобретало сложный, драматич. характер. В архитектуре Позднего В. (Микеланджело, Джакомо да Виньола, Джулио Романо, Бальдассаре Перуцци) стройная тектоника уступает место большей напряжённости, а подчас и конфликту сил; вместе с тем растёт интерес к пространств, развитию композиции, здание утрачивает замкнутость и всё больше подчиняется градостроит. замыслу, ансамблю, природной среде. Эти черты проявляются и в архитектуре Сев. Италии (Якопо Сансовино, Галеаццо Алесси, Микеле Санмикели, Андреа Палладио), дольше сохранявшей жизнерадостный характер архит. образов. Ренессансные типы обществ, здания, виллы, дворца, принципы композиции гор. площади и р-на получили в это время особенно богатую и сложную разработку. Трагич. непримиримость конфликтов, борьба и неизбежная гибель героя стали одной из главных тем позднего творчества Микеланджело и Тициана, где психологич. характеристика человека достигла небывалой глубины и сложности. Реализм Позднего В. (Веронезе, Тинторетто, Якопо Бассано) обогащался пониманием противоречивости мира, интересом к драматич. массовому действию, нар. образам, к сложной взаимосвязи человека и среды, к пространств, динамике. Кризис культуры В. тем самым подготовлял почву для новых тенденций, развившихся в последующие эпохи.

В иск-ве В. в странах к С. от Альп было больше внутр. противоречивости, скованности, напряжённости, неравномерно развивались виды иск-ва; но очень рано здесь пробудились самостоят. и смелые (хотя и не приведённые в столь цельную, как в Италии, систему) реалистич. искания, интерес к индивидуализированному образу человека, к его окружению, интерьеру, натюрморту, пейзажу. На рубеже 14-15 вв. в Бургундии, бывшей центром утончённого придворно-рыцарского готич. иск-ва, выходцы из Нидерландов - живописцы Жан Малуэль, Анри Белыноз, Мельхиор Брудерлам и особенно скульпторы Клаус Слютер и Клаус де Верве своим порывом к полнокровной и яркой жизненности образов подготовили развитие реализма в Нидерландах и Франции. В 15 в. в Нидерландах сложилась школа живописи, необычайно быстро и смело эмпирическим путём пришедшая к убедительному изображению человека и окружающего его мира. Нидерл. живопись, теснее, чем итал., связанная с традициями готики, восприняла от неё интерес к единичным конкретным явлениям, к-рые не подчинены, однако, сверхчувств, началам, а восприняты как неотъемлемая часть цельной и гармоничной единой картины мира. Художники нидерл. В. (Ян ван Эйк, Робер Кампен, Петрус Кристус, Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Гертген тот Синт-Янс, Хуго ван дер Гус, Ханс Мемлинг) не стремились к рационалистич. осознанию общих закономерностей бытия, были далеки от научно-теоретич. интересов и увлечения антич. культурой. Но они успешно овладели передачей глубины пространства, насыщенной светом атмосферы, тончайших особенностей структуры и поверхности предметов, наполняя каждую деталь глубокой поэтич. одухотворённостью. Опираясь на традиции готики, они проявляли особый интерес к индивидуальному облику человека, к строю его духовного мира. Восприятие в 16 в. опыта итал. иск-ва В. приняло в осн. характер консервативного, аристократич., уводящего от жизни искусства - " романизма". Прогрессивное же развитие нидерл. иск-ва в кон. 15 и 16 вв. связано с обращением к реальному миру и нар. жизни, развитием портрета, элементов бытового жанра, пейзажа, натюрморта (Квинтен Массейс, Лука Лейденский, Иоахим Патинир, Питер Артсен), с усилением интереса к фольклору и нар. образам (Хиеронимус Босх, Питер Брейгель). Эволюция нидерл. реализма 16 в., его путь к социальной конкретности образов, к отражению реальных противоречий жизни (особенно в творчестве Брейгеля) облегчили непосредств. переход от собственно В. к принципам иск-ва 17 в. Архитектура в Нидерландах, как и в др. зап.-европ. странах за пределами Италии, в 15 в. сохраняла традиц. готич. облик, хотя структура зданий видоизменялась соответственно их связи с новым строем гор. жизни. В 16 в. заимствование из Италии ордерных принципов привело к выработке местного стиля, где ордер играл преим. декоративную роль (Кристиан Сиксденирс, Корнелис Флорис). В этом духе строились ратуши, здания цехов и гильдий, гор. дома с узкими фасадами и высокими фронтонами.

Микеланджело. Площадь Капитолия в Риме. Начата в 1546. План.

Лука Лейденский. " Игра в шахматы". Около 1508-10. Картинная галерея. Берлин-Далем.

Наиболее драматичным и кратковременным был расцвет иск-ва В. в Германии. В 15 в. лишь медленно и спорадически здесь появлялись светские жизнеутверждающие черты в живописи (Лукас Мозер, Ханс Мульчер, Мартин Шонгауэр, работавший в Швейцарии Конрад Виц), впитавшей влияния как Нидерландов, так и Италии (последнее сильнее ощущается в Юж. Германии и особенно в Австрии у Михаэля Пахера). Собственно нем. В.- необычайно яркая вспышка творч. энергии в конце 15-1-й четв. 16 вв.- отличается сложным переплетением старого и нового, национального и итальянского, светского и религиозного, идей Реформации и гуманизма и влияния нар. движений. Универсальность и сложность иск-ва Альбрехта Дюрера (искавшего синтеза страстной эмоциональной экспрессии и рацноналистич. правильности монументализиров. идеальных образов), экстатическое горение красок, интенсивность радостных и трагич. эмоций в творчестве Матиса Нитхардта, декоративность и фантастика, сочетающиеся с яркими чертами реальной жизни у Лукаса Кранахаив пейзажах Альбрехта Альтдорфера, гуманистич. строй, обдуманная ясность и завершённость портретов Ханса Хольбейна, острая публицистичность станковой и книжной графики образуют грани нем. В. Оно ярко проявило себя и в скульптуре, опиравшейся на реалистич. нар. черты нем. готики (Тильман Рименшнейдер, фейт Штос, Адам Крафт, Петер Фишер). Волна ярких исканий прошла и в нем. архитектуре, распространяясь с Ю. (Аугсбург, Нюрнберг) на С. и захватывая церковное, обществ., дворцовое строительство, частные дома и градостроительство. Импозантность и богатый, подчас крайне прихотливый, декор характерны для каменных, кирпичных, фахверковых построек. Феод, реакция быстро и трагически оборвала развитие нем. В., дав дорогу упадочному маньеристич. иск-ву.

Во Франции развитию иск-ва В. благоприятствовали богатейшие традиции местной готики, знакомство с антич. традицией (особенно на Ю. страны), систематич. связи с Италией и Нидерландами, а со 2-й пол. 15 в. (после завершения Столетней войны) мощным фактором культурного объединения стала централизация нац. гос-ва. С сер. 14 в. работавшие во Франции нидерл. миниатюристы (особенно братья Лимбург) тонким поэтич. восприятием действительности, стремлением к правильной передаче пространства и объёма подготовили успехи франц. иск-ва 15 в. с его изяществом, лиризмом и редкой остротой наблюдения жизни (скульптура Мишеля Коломба, миниатюры Жана Фуке и Симона Мармиона, картины Иудейского мастера и Жана Фуке). В 16 в. в условиях складывающегося абсолютизма франц. В. достигает расцвета в проникнутом гуманистич. духом светском реалистич. иск-ве скульпторов Жана Гужона, Жермена Пилона, Пьера Бонтана, мастеров живописного и карандашного портрета Жана и Франсуа Клуэ, Корнеля де Лиона, Этьенна Дюмустье. Придворная культура стимулировала, однако, и развитие маньеризма (т. н. школа Фонтенбло). Для франц. В. характерно блестящее развитие светской архитектуры: в 15 в. складывается тип особняка-" отеля", а в 16 в. расцветает дворцовое зодчество (Пьер Леско. Филибер Делорм, Жак Дюсерсо, Жан Бюллан), подкреплённое теоретическими исследованиями и технич. новшествами, творческим претворением итал. ордерной системы. Самобытный сплав готич. и ренессансных форм сменяется во 2-й пол. 16 в. последовательным применением регулярной планировки и классич. ордеров.

Нуну Гонсалвиш (?). " Алтарь св. Винцента". (Фрагмент.) 2-я половина 15 в. Национальный музей старинного искусства. Лисабон.

В Англии яркие и самобытные реалистич. искания, проявившиеся уже в кон. 14 и 15 вв. в религ. и портретной живописи, были прерваны внутр. войнами и реформами Генриха VIII. В 16 в. элементы стиля В. (в большой мере под влиянием работавшего в Англии X. Хольбейна) нашли выражение в миниатюрном портрете (Николас Хиллиард, Айзек Оливер); в 16 в. они сказались также в усадебном строительстве (рациональные по планировке кирпичные дома с холлом и галереей) и в более эклектичном дворцовом зодчестве. В Дании и Швеции черты В. проявились в осн. в архитектуре замков, усадеб и обществ, зданий.

Чрезвычайно своеобразно развивалась культура В. на Пиренейском п-ове, где в условиях освободит, войны против арабов, завершённой лишь к кон. 15 в., соединились героич. идеалы и религ. аскетизм, яркая нац. самобытность и сильные воздействия арабской культуры. Первые ростки реалистич. мировосприятия в иск-ве Испании проявляются в 14 в. в живописи Каталонии (Феррер Басса) под влиянием Джотто и сиенской живописи 14 в., а в 15 в. (Луис Дальмау, Хайме Уге, Педро Берругете) воздействие Италии и Нидерландов способствовало формированию нац. школы с её суровой аскетич. выразительностью фигур и лиц и торжеств. декоративностью целого. В 16 в. в объединённой стране, ставшей могучей мировой державой, унаследованная от арабов любовь к обильному декору получила новое выражение в стиле платереско, богатейшем синтезе архитектуры и ювелирно тонкого пластич. убранства (Аннекин и Энрике де Эгас, Хиль и Диего де Силоэ, Алонсо де Коваррубиас), покрывающего вначале позднеготич., а позже итал. классич. формы. Усилившиеся итал. влияния были творчески перетолкованы в драматичной скульптуре Алонсо Берругете и Хуана де Хуни, в живописи Алехо Фернандеса, портретах Алонсо Санчеса Коэльо. Но во 2-й пол. 16 в. в условиях феодально-церк. реакции эти влияния порождали уже холодный аскетизм построек X. Б. де Эрреры и, с др. стороны, волну маньеристич. субъективизма и спиритуализма (Эль Греко). В иск-ве Португалии, развивавшемся сходными путями, ярко самобытными были поражающие своим строгим реализмом портретные образы " Алтаря св. Винцента" (15 в.), а в нач. 16 в.- архит. стиль " мануэлино" (арх. Боитак и др.), отличающийся от платереско мужественным лаконизмом декора, проникнутого романтикой геогр. открытий. Черты В. Испании и Португалии были перенесены в иск-во колоний этих стран в Америке и стали первыми вехами развития яатиноамер. художеств, культуры.

Страны Центр, и Вост. Европы также испытали мощное обновляющее воздействие идей В. и сами участвовали в развитии ренессансной культуры. В 14 в. в Чехии в скульптуре Петра Парлержа и живописи мастера Теодорика (ещё во мн. готических)появились реалистич. портретные черты; в 15 в. здесь стало интенсивно развиваться светское зодчество (г. Табор), а в 16 в. оно получило классич. ордерный характер (Летний дворец в Праге). В Словакии, входившей в состав Венгрии, на рубеже 15-16 вв. работали живописец мастер " М. S." и скульптор Павел Левочский, воспринявшие черты реалистич. иск-ва В., а в 16 в. мотивы зодчества В. определили облик ряда городов (Левоча, Прешов и др.). В Венгрии наивысшее воздействие идей В. падает на кон. 15 - нач. 16 вв. (дворцы в Буде и Вишеграде, капелла Бакоца в Эстергоме, миниатюрная живопись). На рубеже 15-16 вв. идея В. проникают в Словению; в Хорватии в это время развилась культура В. в связанных с Венецией городах Адриатич. побережья (Дубровник, Шибеник, Риека, Сплит); здесь работали крупные мастера (арх. и скульптор Юрай Далматинец и др.), расцветали архитектура, скульптура и живопись, шёл интенсивный культурный обмен с Италией. Широкие междунар. связи Польши стимулировали в позднеготич. иск-ве 15 в. рост реалистич. устремлений, наиболее полно и ярко выраженных Витом Стошем (Ф. Штос) в алтаре Мариацкого костёла в Кракове, к-рый ознаменовал переход к собств. В.; принципы воспринятого из Италии классич. стиля проявились в регулярном градостроительстве (г. Замосць), дворцах с аркадными дворами, центрич. мавзолеях, жилых домах (с аттиками, ренессансными орнаментами и ордерными элементами), а отчасти и в изобразительном искусстве (надгробия, миниатюра). В 16 в. влияния иск-ва В. проникли далеко на В. Европы, отразившись в архитектуре Румынии (Брашов, Хунедоара), Зап. Украины (дома на пл. Рынок во Львове и др.) и Литвы (Вильнюс, Каунас и др.), отчасти также в портретной и религ. живописи; на рубеже 15-16 вв. влияние В. проникло и в Россию благодаря работе итал. архитекторов в Моск. Кремле.

Павел Левочский. " Тайная вечеря". Фрагмент алтаря церкви св. Якова в Левоче (Словакия). Дерево. 1508-15.

Портрет Роксоланы. Рубеж 16 - 17 вв. Исторический музей. Львов.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20 (особенно с. 345 - 47, 508 - 509); его ж е, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии (гл. 4), там же, т. 21; Грамши А., Избр. произведения, т. 2 - 3, М., 1957-59; Сказкин С. Д., К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма, в сб.: Средние века, в. 11, 1958; Гуковский М. А., Итальянское Возрождение, т. 1 - 2, Л., 1947 - 62; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1 - 2, М., 1956-59; Ренессанс. Барокко. Классицизм, [Сб. ст.], М., 1966; Конрад Н. И., Запад и Восток, М., 1966; Б а т к и н Л. М., Тип культуры как историческая цельность. Методологические заметки в связи с итальянским Возрождением, " Вопросы философии", 1969, № 9; Рутенбург В. И., Итальянское Возрождение и " Возрождение мировое", " Вопросы истории", 1969, № 11; Б у р к х а р д т Я., Культура Италии в эпоху Возрождения, т. 1 - 2, рус. пер., СПБ, 1904-06; Фойгт Г., Возрождение классической древности, рус. пер., т. 1 - 2, М., 1884-85; Кор един М. С., Очерки итальянского Возрождения, М., 1896; его же, Ранний итальянский гуманизм и его историография, т. 1 - 3, 2 изд., СПБ, 1914; Ferguson W. К., The Renaissance in historical thought, Boston, 1948; его же, Renaissance studies, London (Ontario), 1963; Baron H., The crisis of the early Italian Renaissance, v. 1 - 2, Princeton (New Jersey), 1955; Kristeller P., The Classics and Renaissance thought, Camb. (Mass.), 1955; его же, Studies in Renaissance thought and letters, Roma, 1956; S а р о г i A., L'eta della Rinascita, secoli XIII-XVI, Mil., 1958; G a r i n E., L'Umanesimo italiano, 2 ed., Bari, 1965; его же, Medioevo e Rinascimen to, 2 ed., Bari, 1961; его ж е, La cultura del Rinascimento. Profile storico, [Bari], 1967; Odrodzenie w Polsce.t. 1 - 5, Warsz., 1955 - 62; Renaissance und Humanismus in Mittelund Osteuropa, [Bd] 1 - 2, В., 1962; Heller A., A reneszansz ember, Bdpst, 1967; Atti del 3 Convegno Internazionale sul Rinascimento, Florence, [1953]; Actes du Collogue sur la Renaissance, organise par la Societe d'Histoire moderne, P., 1958; Bibliographie Internationale de I'Humanisme et de la Renaissance, t. 1-, 1966 - История философии, т. 2, М., 1941; Соколов В. В., Очерки философии эпохи Возрождения, М., 1962; Ваинштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М.- Л., 1964 (ч. 2 - Эпоха Возрождения, реформации и контрреформации); С а 1 I о t E., La renaissance des sciences de la vie au XVIe siecle, P., 1951; S ai t t a G., II pensiero italiano nell'umanesimo e nel Rinascimento, v. 1 - 3, Firenze, 1961; Rice Eugene F., The Renaissance idea of wisdom, Camb. (Mass.), 1958; Сhabod F., Machiavelli and the Renaissance, L., 1958; G a r i n E., La cultura filosofica del Rinascimento italiano, Firenze, 1961; его ж e, L'Education de 1'homme moderne. La pedagogic de la Renaissance (1400 - 1600), P., 1968; Woodward W. H., Studies in education during the Age of the Renaissance. 1400 - 1600, Camb., 1906. История английской литературы, т. 1, в. 1-2, М.-Л., 1943-45; История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946; Пуриптев Б. И., Очерки немецкой литературы. XV-XVII вв., М., 1955; История западно-европейского театра, т. 1, под общей ред. С. С. Мокульского, М., 1956; Пинский Л. Е., Реализм эпохи Возрождения, М., 1961; Голенищев-Кутузов И. Н., Итальянское Возрождение и славянские литературы XV-XVI веков, М., 1963; Бахтин М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, М., 1965; Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы, М., 1967. Вельфлин Г., Классическое искусство, пер. с нем., СПБ, 1912; его же, Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса, пер. с нем., Л., 1934; Бунин А. В., Круглова М. Г., Архитектура городских ансамблей. Ренессанс, М., 1935; Бартенев И. А., Зодчие итальянского Ренессанса, Л., 1936; Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.- Л., 1939; Фехнер Е. Ю., Нидерландская живопись XVI в., Л., 1949; Виппер Б. Р., Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520 - 1590), М., 1956; Всеобщая история искусств, т. 3, М., 1962; Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века. К вопросу о Высоком и Позднем Возрождении, М., 1964; Бернсон Б., Живописцы итальянского Возрождения, пер. с англ., М., 1965; Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967; Р отенберг Е., Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения, М., 1966; его же, Искусство Италии XVI века, М., 1967 [серия " Памятники мирового искусства"); Н а и р t A., Geschichte der Renaissance in Spvanien und Portugal, Stuttg., 1927; Dvorak M., Geschichte der italienischen Kunst im Zeitalter der Renaissance, Bd 1 - 2, Munch., 1927 - 29; Courthion P., La peinture dans les anciens Pays-Bas, P., 1954; Panofsky E., Renaissance and renaissances in western art, v. 1, Stockh., 1960; Wittkower R., Architectural principles in the age of humanism, 3 ed., L., 1962; H ughesj. Q., L у n t о n N., Renaissance architecture, L., 1962; Miiller Th., Sculpture in the Netherlands, Germany, France and Spain. 1400 to 1500, [Harmonds worth], 1966; Benesch O., La peinture allemande de Durer a Holbein, Gen., 1967.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.