Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и краткая характеристика витаминов 33 страница






Во 2-й мировой войне 1939-45 несмотря на то, что исход её решался на суше, размах вооруж. борьбы на море по сравнению с предыдущими войнами значительно увеличился.

Осн. содержание воен. действий на Тихом ок. в 1941-45 составляли десантные и противодесантные операции, удары по силам флота противника в море, в базах и борьба на коммуникациях. В бассейне Тихого ок. были высажены десанты на о. Лейте (1944), Маршалловых и Марианских о-вах (1944), о. Окинава (1945), на Средиземноморском театре воен. действий - в Алжире и Марокко (1942), на о. Сицилия, в Юж. Италии (1943) и др. Всего было высажено более 600 крупных десантов, 6 из них - стратегического масштаба. Наиболее крупной была Нормандская десантная операция 1944. К началу войны в составе флотов появилась качественно новая сила - авианосцы, в борьбе на закрытых мор. театрах увеличился удельный вес авиации берегового базирования. Авианосная авиация выдвинулась в разряд гл. сил флотов. Столкновения авианосных соединений выросли в крупнейшие мор. сражения 2-й мировой войны, в ходе к-рых гл. ударной силой и объектам и ударов были авианосцы. Применение авианосной авиации позволяло вести мор. бои в условиях, когда группировки кораблей воюющих сторон находились в сотнях миль друг от друга. Группировки надводных сил, прикрываемые истребителями авианосной авиации, получили возможность действовать у побережья противника. Особенности воен.-геогр. условий Тихоокеанского театра воен. действий (наличие больших островных архипелагов) выявили необходимость длит, ведения боевых действий в островных районах, где нарушением коммуникаций противника, подавлением авиации на аэродромах и в воздухе одна из сторон могла добиваться полного истощения островных гарнизонов и последующей высадки десанта при слабом противодействии противника.

Своеобразие обстановки, сложившейся в ходе Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 на сов.-герм, фронте, потребовало использования флота прежде всего для совместных действий с сухопутными войсками, флот проводил также самостоят, операции и вёл боевые действия на мор. коммуникациях противника и по защите своих коммуникаций. Боевые действия флота характеризовались широким использованием разнородных сил и особенно авиации флота, к-рая в ходе войны получила большое развитие. В.-м. и. обогатилось опытом проведения десантных операций (Новороссийская и Керченско-Эльтигенская операции 1943, Моонзундская операция 1944, Курильская десантная операция 1945 и др.), использования подводных лодок и ведения борьбы с подводными лодками противника.

В ходе 2-й мировой войны мор. операция утвердилась как осн. форма применения разнородных сил флота в вооруж. борьбе на море. Проведение операций на огромных площадях морей и океанов по единому замыслу и под единым командованием повысило требования к организации взаимодействия между группировками сил (оперативное взаимодействие), между силами в мор. боях (тактич. взаимодействие) и к управлению силами в операциях и боях. Особое значение приобрели скрытность подготовки операции, тщательная разведка, стремительность манёвра, завоевание господства в воздухе в районе проведения операции, а также организация боевого, спец. и тылового обеспечения. Гл. ударной силой флота были признаны подводные лодки и мор. авиация. В.-м. и. были разработаны новые тактич. приёмы использования подводных лодок (групповые действия) и авиации (массированный налёт с неск. направлений). С оснащением флотов средствами радиолокационного наблюдения и более совершенными средствами гидроакустики улучшились способы стрельбы и тактика арт. боя надводных кораблей, получили развитие тактич. приёмы подводных лодок по поиску и атаке целей в море и уклонению от авиации и противолодочных кораблей. Крупные арт. корабли (линейные корабли, крейсера) в силу большой уязвимости от подводных лодок и особенно авиации потеряли роль гл. ударной силы в воен. действиях на море. Их действия сводились гл. обр. к содействию сухопутным войскам (огневая поддержка десанта, арт. обстрел побережья и др.). В десантных действиях совершенствовались формы взаимодействия сил флота с сухопутными войсками, вырабатывались новые способы десантирования, формы и способы ведения боя за высадку. Итоги войны позволили В.-м. и. сделать вывод о том, что на определ. мор. и океанских театрах воен. действий воен.-мор. флоты могут оказывать значит, влияние на ход войны.

Послевоен. развитие ВМФ наиболее развитых в экономич. и воен.-технич. отношении гос-в привело к появлению качественно новых океанских флотов, оснащенных ракетно-ядерным оружием (см. Военно-морской флот).

Ударную мощь Сов. ВМФ стали составлять атомные подводные лодки и авиация ВМФ, оснащённые ракетным и торпедным оружием. Развитие совр. средств борьбы и особенно ракетно-ядерного оружия внесло коренные изменения в В.-м. и. и затронуло все его области, флот получил возможность наносить ракетноядерные удары по территории противника, ВМС и их базам с огромных расстояний, достигающих неск. тысяч км, и оказывать решающее влияние на достижение стратегич. целей в вооруж. борьбе на море. В.-м. и. обогатилось новой составной частью - стратегич. использованием флота в совр. войне. Разработаны: новые формы и способы стратегич. использования сил ВМФ, а также оперативного и боевого использования флота; тактич. способы и приёмы использования подводных лодок с ракетным и торпедным вооружением, авиации ВМФ, надводных кораблей различных классов, частей мор. пехоты и др. сил в боевых действиях; мероприятия по поддержанию сил флота в высокой боевой готовности для отражения внезапного нападения противника и решения поставленных задач. Опыт сов. В.-м. и. изучается флотами социалистич. стран, вносящими свой ценный вклад в его дальнейшее развитие.

В.-м. и. флотов США, Великобритании, Франции и др. капиталистич. стран гл. внимание уделяет разработке способов ведения боевых действий подводными лодками и авианосными ударными силами флотов во всеобщей ядерной войне; одновременно разрабатываются способы использования ВМС в локальных войнах. Считается, что успех решения осн. задач ВМС будет в значит, мере зависеть от эффективности борьбы с подводными лодками противника. В связи с этим в ВМС США, Великобритании и др. стран НАТО ведётся интенсивная н.-и. работа, направленная на изыскание способов борьбы с подводными лодками, особенно вооружёнными баллистич. ракетами, формой такой борьбы считается проведение крупных операций разнородных сил на противолодочных рубежах и в зонах, оборудованных на путях развёртывания подводных лодок, а также и непосредственно в районах их боевых действий. Особое значение придаётся ракетно-ядерным ударам по базам подводных лодок непосредственно в начале войны. Разрабатываются способы противолодочной обороны авианосных ударных сил на переходе морем и в районах использования ими авиации. Для борьбы с подводными лодками в ВМС США созданы специальные крупные оперативные объединения противолодочных сил.

В.-м. и. флотов империалистич. гос-в использует в своей практике, как показала агрессивная война США против вьетнамского народа, начавшаяся в 1964, разрушит, средства, игнорируя общепринятые междунар. нормы и законы ведения войны.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Энгельс Ф., Избр. военные произведения, М., 1957; К л а д о Н. Л., Введение в курс истории военно-морского искусства, СПБ, 1910; Мэхэн А. Т., Влияние морской силы на историю 1660-1783, пер. с англ., СПБ, 1895; К о л о м б Ф. Г., Морская война, ее основные принципы и опыт, [пер. с англ.], СПБ, 1894; Военная стратегия, 2 изд., М., 1963, гл. 1 - 3; История военно-морского искусства, т. 1 - 3, М., 1963; Горшков С. Г., Развитие советского военно-морского искусства, " Морской сборник", 1967, № 2; е г о же, На страже завоеваний Великого Октября, там же, 1967, т. 10; Флот в первой мировой войне, т. 2, М., 1964; Кампании войны на Тихом океане, [пер. с англ.], М., 1956; Белли В. А., П е н з и н К. В., Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море, 1939 - 1945 гг., М., 1967. См. также лит. при статьях Военное искусство и Военно-морской флот. Н.И. Смирнов, В.П. Капцев.

ВОЕННО-МОРСКОЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ (ВМРК), образован по инициативе В. И. Ленина 26 окт. (8 нояб.) 1917 в Петрограде на совещании делегатов Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов от флотов и флотилий. ВМРК был создан для мобилизации сил флота на защиту завоеваний Великой Окт. революции, для перестройки управления ВМФ. Подчинялся Петроградскому военно-революционному комитету. В состав ВМРК первоначально были избраны моряки - делегаты 2-го съезда Советов: И. И. Вахрамеев (пред.), А. Г. Железняков, В. ГГ. Евдокимов, В. С. Мясников, Н. М. Неверовский, Н. А. Ховрин, Д. Н. Марулин, Т. М- Рыжков, А. П. Попов, В. И. Пенкайтис. Из них 7 чел.- большевики. Рабочий аппарат ВМРК составили 16 большевистски настроенных членов Центрофлота и 45 преданных делу революции моряков, выделенных Центробалтом. Распустив 27 окт. (9 нояб.) Центрофлот, занявший враждебную позицию по отношению к социалистич. революции, ВМРК стал руководящим органом революц. моряков. 5 (18) нояб. ВМРК был реорганизован. Комитет возглавила " Коллегия десяти", пользовавшаяся решающим голосом, остальные члены, имевшие совещат. голос, были распределены по различным секциям (военная, контрольно-технич., хоз., следственная, редакционная, личного состава, экономическая). Работой каждой секции руководил один из членов коллегии. ВМРК формировал и отправлял отряды и группы агитаторов в различные районы страны, вёл борьбу с контрреволюц. подпольем и саботажем. ВМРК подготовил и организовал Всероссийский съезд военного флота [18- 25 нояб. (1-8 дек.)] По решению этого съезда был создан новый орган управления флотом - Морская секция ВЦИК, а ВМРК, как выполнивший свои задачи, 26 нояб. (9 дек.) 1917 ликвидирован.

Лит.: Ленин В. П., Речь на первом Всероссийском съезде Военного флота 22 ноября (5 декабря) 1917 г., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 35; Вахрамеев И. И., Во _ имя революции. Воспоминания, М., 1957; Xесин С. С., Матросы революции, М., 1958; Балтийские морлки в борьбе за власть Советов (ноябрь 1917- декабрь 1918). Документы и материалы, Л., 1968. С. С. Хесин.

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ (ВМФ; в нек-рых государствах именуется военно-морскими силами - ВМС), вид вооруж. сил, предназначенный для выполнения стратегич. и оперативных задач на океанских и мор. театрах воен. действий. Задачи ВМФ выполняет как самостоятельно, так и совместно с др. видами вооруж. сил. По своим боевым возможностям совр. ВМФ способен разрушать важные наземные объекты противника, уничтожать силы его флота в море и в базах, поддерживать сухопутные войска на сухопутных театрах воен. действий, высаживать мор. десанты и отражать высадку мор. десантов противника, нарушать океанские и мор. коммуникации противника и защищать свои мор. коммуникации. ВМФ решает задачи путём проведения мор. операций.

Советский ВМФ: 1. Ракетная подводная лодка. 2. Атомная подводная лодка. 3. Противолодочный крейсер " Москва". 4. Противолодочный корабль.

Гл. свойства ВМФ как вида вооруж. сил - большая ударная мощь его осн. родов сил, высокая манёвренность корабельных и авиац. группировок, большой пространств, размах действий, способность скрытно развёртывать свои подводные лодки в районах боевых действий и внезапно наносить мощные удары по противнику, постоянная высокая боевая готовность его частей и соединений.

Сов. ВМФ состоит из родов сил: подводных лодок (см. Подводные силы флота), авиации военно-морского флота, надводных кораблей (см.. Надводные силы флота), береговых ракстно-арт. войск и морской пехоты. Гл. родам и сил являются подводные лодки и авиация ВМФ. В состав ВМФ входят суда вспомогательного флота, различные службы и части спец. назначения. Подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, атомные и дизельные; они вооружены дальнобойными ракетами, приспособленными для пуска из-под воды, и самонаводящимися торпедами с ядерными и обычными зарядами. Подводные лодки способны поражать с больших расстояний наземные объекты противника, ударные группировки его флота, в т. ч. атомные ракетные подводные лодки, корабли авианосных ударных соединений, а также транспорты и корабли охранения из состава конвоев. Авиация ВМФ включает: мор. ракетоносную, противолодочную, разведывательную авиацию и авиацию спец. назначения. Её гл. задачи: уничтожение подводных лодок, надводных кораблей и транспортов противника. Мор. ракетоносная авиация вооружена самолётами дальнего действия, имеющими различные ракеты и обладающими высокой скоростью полёта. Противолодочная авиация состоит из самолётов и вертолётов, оснащённых средствами для поиска и уничтожения подводных лодок. Надводные корабли предназначены для ведения поиска и уничтожения подводных лодок, для борьбы с надводными кораблями, высадки на побережье противника мор. десантов, обнаружения и обезвреживания мин и выполнения др. задач. Надводные боевые корабли и катера в зависимости от их назначения разделяются на классы: ракетные, противолодочные, арт.-торпедные, противоминные, десантные и др. Ракетные корабли (катера) вооружены управляемыми ракетами и способны уничтожать надводные корабли и транспорты противника в море. Противолодочные корабли предназначены для поиска, преследования и уничтожения подводных лодок противника в прибрежных и удалённых районах моря. Они вооружены противолодочными вертолётами, самонаводящимися ракетами, торпедами, глубинными бомбами. Лрт.-торпедные корабли (крейсера, эскадренные миноносцы и др.) применяются гл. обр. для охранения кораблей и судов на мор. коммуникациях, десантных отрядов на переходе морем, для огневой поддержки десантов при высадке на берег и выполнения др. задач. Противоминные корабли предназначены для обнаружения и уничтожения мор. мин, поставленных противником в районах плавания своих подводных лодок, надводных кораблей и транспортов. Они оснащены радиоэлектронными средствами, способными обнаруживать донные и якорные мины, и различными тралами для обезвреживания мин. Десантные корабли используются для перевозки морем и высадки на побережье и острова противника подразделений и частей мор. пехоты и сухопутных войск, действующих в качестве мор. десанта. Береговые ракетно-арт. войска предназначены для обороны побережья страны и важных объектов флота (фронта) на берегу от ударов сил флота противника с моря. Мор. пехота используется для действий в составе мор. десантов совместно с сухопутными войсками и самостоятельно, имеет спец. вооружение и различную плавающую боевую технику. Главные задачи вспомогательных судов - обеспечение базирования и боевой деятельности подводных лодок и надводных кораблей.

В организац. отношении Сов. ВМФ состоит из флотов (Краснознамённых Северного, Тихоокеанского, Черноморского и дважды Краснознамённого Балтийского), Краснознамённой Каспийской флотилии, морской авиации, морской пехоты и береговой артиллерии. Во главе ВМФ стоит главнокомандующий - зам. министра обороны СССР. Ему подчиняются Гл. штаб и центр, управления ВМФ. Пост главнокомандующего ВМФ (пли соответствующую ему должность) занимали В. М- Альтфатер (окт. 1918- апр. 1919), Е. А. Беренс (май 1919- февр. 1920), А. В. Немитц (февр. 1920- дек. 1921), Э. С. Панцержанский (дек. 1921 - дек. 1924), В. И. Зоф (дек. 1924-авг. 1926), Р. А. Муклевич (авг. 1926- июль 1931), В. М. Орлов (июль 1931- июль 1937), М. В. Викторов (авг. 1937-янв. 1938), П. А. Смирнов (янв.- авг. 1938), М. П. фриновский (сент. 1938- март 1939), Н. Г. Кузнецов (апр. 1939- янв. 1947), И. С. Юмашев (янв. 1947- июль 1951), Н. Г. Кузнецов (июль 1951- янв. 1956), С. Г. Горшков (с янв. 1956).

ВМФ социалистич. стран (НРБ, ГДР, ПНР, СРР и др.) состоят из надводных кораблей различного назначения, подводных лодок, мор. авиации и частей мор. пехоты.

ВМС США, Великобритании и Франции включают: ударные силы (атомные ракетные подводные лодки и ударные авианосцы), противолодочные, эскортные и амфибийные силы, авиацию ВМС и мор. пехоту. Атомные ракетные подводные лодки имеют на вооружении по 16 ракет " Поларис" или " Посейдон" и предназначены для поражения наземных объектов противника на дальности до 4600 км. Ударные авианосцы рассматриваются как осн. средство флота в борьбе с мор. противником в локальных и ограниченных войнах и резерв стратегич. сил в ядерной войне. Противолодочные силы предназначены для борьбы с подводными лодками и включают: противолодочные авианосцы, несущие на себе противолодочные самолёты и вертолёты; атомные и дизельные противолодочные подводные лодки, вооружейные торпедами и ракето-торпедами; крейсера, фрегаты, эскадренные миноносцы и др. корабли. Корабли с ракетно-зенитным вооружением используются для противовозд. обороны авианосных ударных соединений, авианосных противолодочных групп, соединений амфибийных сил на переходе морем, а также для охраны конвоев. Амфибийные силы служат для десантирования войск и состоят из десантных вертолётоносцев, десантных кораблей и судов различного назначения. Авиация ВМС включает авианосную авиацию и соединения базовой авиации. Её гл. задача - борьба с силами флота противника, нанесение ударов по наземным объектам и поддержка десантов и сухопутных войск с моря. Мор. пехота предназначена для действий в самостоят, десантных операциях флота и в операциях, проводимых совместно с ВВС и сухопутными войсками, где используется как первый штурмовой эшелон.

Советский ВМФ: 5. Ракетный корабль. 6. Ракетный крейсер. 7. Ракетный катер. 8. Морская пехота.

В организац. отношении ВМС США состоят из двух стратегич. флотов - Атлантического и Тихоокеанского, из к-рых выделяются оперативные флоты (объединения специального назначения) для выполнения оперативных и стратегических задач в различных районах земного шара. Общее руководство ВМС США осуществляет воен.-мор. министр, к-рый подчиняется министру обороны. Органом оперативного руководства ВМС США является Мор. штаб. В Великобритании функции руководства ВМС выполняет нач. штаба ВМС - первый морской лорд. ВМС Франции возглавляет гос. секретарь по ВМС; оперативное руководство возложено на штаб ВМС, начальником к-рого в мирное время является помощник гос. секретаря по ВМС, а в воен. время - главнокомандующий ВМС.

В состав ВМС Италии, ФРГ, Канады, Турции, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Португалии и др. стран - членов НАТО, а также Швеции, Австралийского Союза, Аргентины, Бразилии, Объединённой Арабской Республики, Индии, Израиля, Пакистана, Японии и др. входят дизельные подводные лодки, боевые надводные корабли, в т. ч. (в нек-рых странах) вооружённые ракетами, авиация ВМС, мор. пехота и вспомогат. суда.

История возникновения и развития ВМФ уходит в глубокую древность, флот н мореплавание зародились в Др. Китае, Египте, Финикии и др. рабовладельч. гос-вах. Первоначально строились торговые суда, а затем военные (гребные корабли), к-рые наибольшее развитие получили в Др. Греции и Риме (см. Гребной флот). В греч. флоте в 5 в. до н. э. осн. классом боевого корабля была триера. Наиболее распространёнными типами кораблей рим. флота в 3-2 вв. до н. э. являлись трирема (то же, что триера) и пентера (корабль больших размеров с 5 рядами вёсел). В 1 в. до н. э. в Риме наряду с этими типами кораблей получили распространение либурны - небольшие корабли с однорядным размещением вёсел и большей манёвренностью. В качестве гл. оружия использовался таран (удар носовой частью корабля по кораблю противника), а также метат. машины - баллисты и катапульты, устанавливавшиеся в носовой части корабля и стрелявшие камнями и зажигат. снарядами, флот использовался гл. обр. для уничтожения неприятельского флота. в море. Основой мор. тактики был бой с применением метательного оружия, а затем абордажа или тарана.

Корабли гребного и парусного флотов: 9. Римская трирема. 3 в. до н. э. - 11 в. н. э. 10. Галера. 7 - 8 вв. Венеция. 11. Русская ладья. 9-17 RB. Новгород. 12. Линейный корабль. 1646. Франция. 13. Русский линейный корабль " Св. Павел". 1794.

В 7 в. венецианцы на основе рим. либурны создали улучшенный тип гребного корабля - галеру, к-рая постепенно вытеснила др. типы гребных кораблей и к концу раннего средневековья стала осн. боевым кораблём. С 10-11 вв. в ряде средиземноморских стран появляются парусные суда, наз. нефами. Парусные корабли, от к-рых берут своё начало воен. флоты Англии, Франции, Голландии, Дании и Швеции, появились также в Северном м., где мореплаванием занимались англосаксы, норманны и датчане. Корабли норманнов, наз. дракарами (драконами), достигали в длину 30-40 м. В качестве гл. движителя они имели прямые паруса, в качестве вспомогательного - вёсла, располагавшиеся в один ряд по 16-32 весла с каждого борта. Переход от гребных судов к парусным в основном завершился к сер. 17 в. В отд. странах (напр., в России и Швеции) гребные боевые корабли существовали до 19 в. Большое влияние на переход от гребного флота к парусному оказали Вел. геогр. открытия 15-16 вв. Развитие парусного флота значительно ускорилось с изобретением пороха и усовершенствованием артиллерии, к-рая постепенно превращалась в гл. оружие парусных кораблей. Тактика первых парусных флотов 15-16 вв. ещё мало отличалась от способов ведения боя гребного флота.

В 17 в. в Великобритании, франции, Испании и Голландии создаются постоянные воен. флоты. Для строительства кораблей и управления флотом были созданы верфи и учреждены адмиралтейства. На основе опыта 1-й англо-голл. войны 1652-54 впервые была установлена классификация кораблей и определены их задачи. В зависимости от водоизмещения, количества пушек и численности экипажа корабли подразделялись на 6 рангов. Корабли первых трёх рангов, имевшие от 44 до 100 орудий, получили назв. линейных кораблей. Они являлись осн. боевым ядром флота и предназначались для арт. боя; корабли 4-го и 5-го рангов наз. фрегатами и использовались для разведки и действий на мор. коммуникациях; корабли 6-го ранга применялись как посыльные суда. В ходе англо-голл. войн впервые сложилась боевая организация парусного флота. Он стал подразделяться на 3 эскадры, каждая из к-рых, в свою очередь, делилась на 3 дивизии: авангард, центр и арьергард. Тактика ведения мор. боя парусными флотами заключалась в том, чтобы, построив корабли в кильватерную колонну, занять наветренное положение по отношению к противнику и, сближаясь с ним, уничтожить его корабли огнём своей артиллерии. Когда артиллерия не достигала решающего успеха, в бой вводились брандеры, иногда бой доходил до абордажных схваток.

В России зарождение ВМФ относится к 6-7 вв. Однако до 18 в. флот большого развития не получил (см. Русский военно-морской флот). Начало созданию регулярного флота положено в 1696, когда по указу Петра I приступили к строительству Азовского флота. В ходе Сев. войны 1700-21 за сравнительно короткий срок в России был создан сильный ВМФ. сыгравший важную роль в завоевании победы над Швецией. Россия выдвинулась в число первоклассных мор. держав.

Быстрое развитие капитализма во 2-й пол. 18 в. привело к ускоренному развитию флотов. Великобритания в 18 в. благодаря бурно развивавшемуся в борьбе с Голландией и Испанией флоту превратилась в огромную колон, империю; большие заморские терр. захватила франция. Войны между Великобританией и Францией велись не только на европ. театре, но и охватывали Средиземное м., Атлантич. и Индийский океаны. Развитие капиталистич. произ-ва, воен. техники и науки, многочисл. изобретения и открытия в области металлургии и кораблестроения в 18 в. позволили значительно улучшить конструкцию корпусов воен. кораблей, их парусное и арт. вооружение. Водоизмещение крупных кораблей увеличилось с 1-2тыс. т до 3-4 тыс. т. Одновременно на линейных кораблях количество орудий возросло до 120-135. Бронзовые орудия были заменены чугунными, скорострельность корабельной артиллерии увеличилась до одного выстрела в 3 мин, дальность стрельбы - с 300 до 600 м. В Сев. Америке Д. Бушнелл построил подводную лодку, к-рая в 1777 пыталась атаковать англ, парусный корабль " Игл", но из-за технич. несовершенства лодки атака не удалась.

В нач. 19 в. появились паровые боевые корабли. Первый опытный пароход " Клермонт" (водоизмещение 150 т, машинный двигатель 24 л. с., скорость хода до 5 узлов) построен Р. фултоном в Америке в 1807. В рус. флоте первый вооруж. пароход " Ижора" построен в 1826. В 1830-х гг. в ряде стран, в т. ч. и в России (1836), были созданы пароходо-фрегаты (водоизмещение до 1400 т, мощность машины 250-300 л. с., скорость хода 8-9 узлов, вооружение: 20-28 пушек малого калибра или 16 орудий крупного калибра). Пароходо-фрегаты вместе с парусными кораблями входили в состав воен. флотов и использовались для разведки, как посыльные суда и для буксировки парусных кораблей. С изобретением в 1-й пол. 19 в. гребного винта начали строить линейные корабли с паросиловыми установками. В это же время на вооружение флотов нек-рых стран (Франция, Россия и др.) поступили бомбические пушки калибром 68-80 фунтов (200-220 мм), к-рые стреляли разрывными бомбами и, помимо разрушения борта, вызывали сильные пожары на кораблях. В 1-й пол. 19 в. на вооружение рус. флота было принято минное оружие.

В результате опыта Крымской войны 1853-56 все страны во 2-й пол. 19 в. перешли к строительству парового броненосного флота с толщиной брони до 610 мм. Калибры гладкоствольной корабельной артиллерии увеличились до 460 мм. Большое влияние на строительство флота оказали развитие минного оружия и появление в 70-х гг. 19 в. самодвижущейся мины, получившей назв. торпеды, что вызвало необходимость усиления живучести и непотопляемости кораблей делением корпуса на отсеки. Теоретич. основой решения этой проблемы явились труды выдающихся рус. учёных С. О. Макарова и А. Н. Крылова. Основой ударной мощи флота стали новые корабли - броненосцы с мощным арт. вооружением и сильной бронёй. Первоначально это были корабли, имевшие деревянный или жел. корпус, защищённый броневым поясом (толщиной до 150 мм), проходившим по всему борту корабля. Артиллерия броненосца насчитывала до 30 орудий. В 1861 был построен первый рус. жел. броненосный корабль " Опыт". Позднее были созданы казематные, барбетные и башенные броненосцы. В 70-х гг. 19 в. отказались от использования на броненосных кораблях парусов в качестве вспомогат. движителя и перешли к постройке безрангоутных (не имеющих парусов) мореходных броненосцев. Одним из первых таких кораблей был русский броненосец " Пётр Великий" (вступил в строй в 1877). Завершающим этапом развития броненосного корабля в России и др. крупных морских державах явилось создание в 1890-е гг. эскадренного броненосца (водоизмещение до 12 тыс. т, скорость хода 16-18 узлов, гл. артиллерия - четыре 305-мм орудия, артиллерия ср. калибра - чаще всего 6 и более орудий 152-мм калибра, броневой пояс 300-450 мм). Эти корабли обладали большой живучестью и непотопляемостью. Для разведки и действий на коммуникациях строились крейсера, имевшие неск. меньшее, чем эскадренные броненосцы, вооружение и броневую защиту, но обладавшие более высокой скоростью хода. Развитие минно-торпедного оружия привело к появлению во 2-й пол. 19 в. новых классов кораблей - минных заградителей и миноносцев. Изменение материально-технич. базы флота потребовало создания принципиально новой тактики ведения мор. боя. Первым фундаментальным трудом в этой области явилась книга рус. адм. Г. И. Бутакова " Новые основания пароходной тактики" (1863). Крупный вклад в разработку основ тактики использования минно-торпедного оружия внёс адм. С. О. Макаров.

Под влиянием рус.-япон. войны 1904- 1905 решающей силой в борьбе на море во мн. флотах мира были признаны линейные корабли, совершенствование к-рых шло в направлении увеличения количества стволов гл. артиллерии, усиления бронирования и повышения скорости хода. Первый корабль, удовлетворявший этим требованиям, был построен в Великобритании (1905-06) и получил назв. " Дредноут". В дальнейшем линейные корабли такого типа стали наз. дредноутами и с их развитием постройка эскадренных броненосцев прекратилась. Лучшими линейными кораблями того времени были рус. линкоры типа " Севастополь" (1914), на к-рых впервые были установлены 4 трёхорудийные башни с 12 орудиями 305-мм калибра. Принятое на этом корабле линейное расположение гл. артиллерии в тактич. отношении являлось более выгодным, чем линейно-ромбическое на " Дредноуте". Для разведки, борьбы с эскадренными миноносцами противника и действий на мор. сообщениях во мн. странах строились лёгкие крейсера. В связи с возросшей ролью торпедного оружия большие изменения претерпел класс эскадренных миноносцев. Построенный в России эскадренный миноносец " Новик" (1913) значительно превосходил иностр. миноносцы в арт., торпедном вооружении, живучести и скорости хода. Быстрое развитие минного оружия потребовало создания минных заградителей. В 1908-12 Россия приступила к постройке первых в мире тральщиков. В иностр. флотах для траления мин приспосабливались мелкосидящие торговые и промысловые суда. Благодаря большим успехам, достигнутым в усовершенствовании двигателя внутр. сгорания, электромоторов, аккумуляторных батарей и перископов, получило дальнейшее развитие строительство подводных лодок, к-рые в большинстве стран предназначались для борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных водах и для разведки. В рус. флоте они использовались также для скрытной постановки минных заграждений у берегов противника. В 1914-15 по проекту рус. конструктора Д. П. Григоровича построен первый в мире воен. гидросамолёт. В составе Черномор, флота были созданы авиатранспорты, каждый из к-рых мог принимать до 7 гидросамолётов. Значит, изменения претерпело вооружение кораблей: увеличились скорострельность крупных орудий (до 2 выстрелов в 1 мин) и дальность стрельбы, начало создаваться противолодочное оружие, применяться радио. Воен. доктрины мор. держав существ, изменений не претерпели и до нач. 1-й мировой войны, как и в эпоху парусных флотов, их осн. положением считалось завоевание господства на море путём ген. сражения гл. сил флотов. В России большое внимание уделялось ведению оборонит, боя на заранее подготовленной минно-арт. позиции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.