Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и краткая характеристика витаминов 31 страница






Во втором периоде войны (нояб. 1942- дек. 1943) дальнейшее развитие сов. В. и. наиболее ярко проявилось в Сталинградской битве 1942 - 43, в к-рой при общем равенстве в силах была окружена и уничтожена крупная группировка вражеских войск. Успеху операции способствовали правильный выбор направлений гл. ударов и момента перехода в контрнаступление, точное определение слабых мест в обороне противника, умелое сосредоточение превосходящих сил на решающих направлениях, искусное сохранение резервов до момента, наиболее благоприятного для нанесения удара, достижение внезапности удара, стремительность действий войск и чёткое их взаимодействие, активное развитие оперативного прорыва с целью завершения окружения гл. группировки вражеских войск. Переход нем.-фаш. войск в начале лета 1943 к глубоко эшелонированной обороне потребовал увеличения глубины построения боевых порядков в наступлении и сосредоточения необходимых сил и средств для нанесения мощного первонач. удара по противнику. В Курской битве 1943 сов. В. и. обогатилось опытом преднамеренного перехода к обороне, с тем чтобы измотать противника и создать благоприятные условия для наступления; опытом заблаговременной организации контрнаступления как ответного удара по наступающему противнику; способами прорыва хорошо подготовленной позиционной обороны. Оборонит, операции характеризовались большой активностью, к-рая проявлялась в проведении мощной контрподготовки, нанесении по наступающему противнику массированных ударов артиллерией, авиацией, танковыми соединениями, в применении широкого манёвра вторыми эшелонами и резервами из глубины и по фронту.

В третий период войны (1944-45) сов. В. и. развивалось в благоприятных условиях, сложившихся в результате ещё более возросшего воен.-экономич. потенциала страны и предшествующих побед Сов. Армии. Осн. видом воен. действий было стратегич. наступление, осуществлённое в трёх наступат. кампаниях. В этот период войны Сов. Армией проводились крупные и сложные операции на окружение и уничтожение вражеских группировок. Успешно была решена проблема прорыва обороны противника на большую глубину и высокими темпами. Прорыв достигался нанесением по обороне противника мощного огневого удара артиллерией, авиацией и наступающими войсками первого эшелона, в результате чего в его обороне образовывались бреши, к-рые использовались для ввода в прорыв танковых и механизированных войск, развивавших успех на большую глубину, что приводило к прорыву стратегич. фронта противника на огромном участке. Особо характерными в третьем периоде Великой Отечеств, войны были Белорусская (июль - авг. 1944), Ясско-Кишинёвская (авг.- сент. 1944), Висло-Одерская (янв.- февр. 1945) и Берлинская (апр.- май 1945) операции.

Большое значение приобрёл опыт организации и осуществления арт. и авиац. наступления как эффективной формы обеспечения глубоких ударов войск в наступат. операции, массированного применения крупных танковых, механизированных и авиац. объединений для разгрома противника на решающих направлениях, форсирования водных преград с ходу, штурма крупных городов и укреплённых районов, наступления в особых условиях - в горной местности, Заполярье, лесисто-болотистых, степных и пустынных районах, наступление крупными силами ночью; поднялось искусство управления огромными массами войск и воен. техникой. Более высокой ступени развития в тактич. отношении достигло искусство партиз. действий. Партиз. части и соединения стали способными производить серьёзные операции в тылу врага, отвлекая на себя значит, силы нем.-фаш. войск. Мн. крупные операции, проведённые сов. войсками за время войны с фаш. Германией, являются беспримерными в истории войн как по своим масштабам, так и по классическому их осуществлению. Полный разгром фаш. Германии и милитаристской Японии явился блестящим подтверждением высокого уровня сов. В. и., достигнутого в ходе операций на различных театрах воен. действий.

Огромную организаторскую и творческую работу в подготовке операций и руководстве действующими фронтами и флотами осуществляли: А. И. Антонов, И. X. Баграмян, С. С. Бирюзов, А. М. Василевский, Н. Ф. Ватутин, К. А. Вершинин, Н. Н. Воронов, Л. А. Говоров, Ф. И. Голиков, А. Г. Головко, С. Г. Горшков, А. И. Ерёменко, Г. К. Жуков, М. В. Захаров, И. С. Исаков, И. С. Конев, Н. Г. Кузнецов, В. В. Курасов, М. С. Малинин, Р. Я. Малиновский, К. А. Мерецков, Ф. С. Октябрьский, И. Е. Петров, А. П. Покровский, М. М. Попов, К. К. Рокоссовский, Л. М. Сандалов, В. Д. Соколовский, С. К. Тимошенко, Ф. И. Толбухин, В. Ф. Трибуц, И. Д. Черняховский, Б. М. Шапошников, И. С. Юмашев и др.

Важнейшими условиями успешного развития В. и. были: высокий патриотич. подъём сов. народа, героизм сов. воинов, возросшее мастерство сов. полководцев, генералов, офицеров, политич. работников, армейских парт, и комсомольских орг-ций, органов тыла, крупные достижения в развитии сов. воен. науки и техники. Руководящей и направляющей силой в развитии Сов. Вооруж. Сил и их В. и. была Коммунистич. партия Сов. Союза.

В. и. империалистич. государств в период 2-й мировой войны 1939-45 также претерпело существенные изменения. Были опровергнуты мн. теории, господствовавшие в бурж. армиях в довоен. период. В столкновении с войсками Сов. Армии полностью провалилась авантюристич. теория " молниеносной" войны, принятая в качестве доктрины нем. Генштабом.

В. и. фаш. Германии отражало агрессивные устремления герм, империалистов, определявшие решит, характер воен. действий вооруж. сил без трезвого учёта сил противника, что неизбежно вело к авантюризму в стратегии. В начале 2-й мировой войны (1939-40) нем.-фаш. армия была самой сильной армией среди вооруж. сил империалистич. гос-в и ей удалось успешно провести операции по разгрому вооруж. сил Польши и франции, но победа над ними была обусловлена прежде всего тем, что буржуазия этих стран предала нац. интересы своих гос-в. К началу нападения на СССР нем.-фаш. командование имело достаточную практику ведения войны, В. и. находилось на высоком уровне и опиралось на большие силы и средства. В начале войны нем.-фаш. вооруж. силы широко применяли танковые и механизированные войска (в виде " танковых клиньев") при массированной поддержке авиации, организовывалось взаимодействие войск, управление ими; всё это принесло нем.-фаш. армии ряд крупных успехов. Однако уже в первом периоде Великой Отечеств, войны миф о непобедимости герм, оружия был развеян, и нем.-фаш. армия под Москвой потерпела своё первое во 2-й мировой войне крупное поражение. Во втором периоде, когда сов. войсками был приобретён опыт ведения войны и сов. командование получило в своё распоряжение необходимое количество сил и средств, оно намного превзошло в В. и. командование нем.-фаш. войск, особенно в решении стратегич. задач. В дальнейшем ходе войны сов. В. и. достигло высокой степени совершенства, тогда как в В. и. нем.-фаш. командования начиная с контрнаступления сов. войск под Сталинградом всё более проявлялся шаблон, к-рый в конечном итоге привёл к деградации В. и. нем.-фаш. армии.

Политика США и Великобритании во 2-й мировой войне состояла в том, чтобы выждать, когда СССР и фаш. Германия взаимно истощат и обескровят друг друга, и, воспользовавшись этим, установить своё мировое господство. Такая политика породила стратегию выжидательных, непрямых действий путём истощения противника с использованием своего превосходства в экономич. и воен. ресурсах.

В решении отд. вопросов В. и. англо-амер. войска приобрели в годы 2-й мировой войны значит, опыт. Однако ценность этого опыта снижается тем, что боевые действия вооруж. сил США и Великобритании в Зап. Европе велись против огранич. сил фаш. Германии в условиях подавляющего превосходства над противником. Операции на сухопутных театрах англо-амер. командование проводило силами полевых армий или групп армий во взаимодействии с крупными силами авиации. Применение новой боевой техники способствовало увеличению ударной силы и подвижности армий. В 1944-45 англо-амер. командование осуществило ряд крупных возд. операций против Германии и Японии, однако решающего влияния на ход войны эти операции не имели. Значительно больший опыт был приобретён в проведении крупных морских десантных операций в Европе и на Тихом ок. с участием сухопутных войск, воен.-мор. флота, авиации и возд. десантов. Наиболее крупной десантной операцией является Нормандская десантная операция 1944. В. и. вооруж. сил США и Великобритании во время 2-й мировой войны обогатилось опытом организации стратегич. коалиционного руководства войсками, умением командования всесторонне планировать и обеспечивать операции, быстро реагировать на меняющуюся обстановку. Наступат. действия готовились длит, время и предпринимались только тогда, когда имелось абсолютное общее превосходство над противником в живой силе и боевой технике. Англо-амер. войскам, несмотря на их стремление наносить концентрич. удары с целью окружения противника, не удалось окружить и ликвидировать ни одной крупной группировки врага, кроме рурской, к-рая ещё до окружения была уже небоеспособной.

В послевоен. период экономич. развитие, успехи науки и техники вызвали глубокие изменения в воен. средствах борьбы. С 1953 ядернее оружие и ракеты широко внедрялись во все виды вооруж. сил ряда стран, на вооружение поступала электронная и др. техника. Выросли боевые возможности сухопутных войск. Получили дальнейшее развитие возд.-десантные силы. Резко изменились вооружение и организация войск ПВО. В ВВС боевые поршневые самолёты были заменены реактивными.

Развитие новых средств борьбы и особенно ядерного оружия внесло коренные изменения в В. и. и затронуло все его области: стратегию, оперативное искусство и тактику. Роль стратегии резко возросла, т. к. с созданием стратегич. ядерных сил она получила возможность непосредственно влиять на ход войны и добиваться ими решающих результатов в достижении победы. Возможность применения ядерного оружия привела к пересмотру взглядов на характер войны.

Развитие сов. В. и. идёт в направлении дальнейшей разработки способов и форм использования вооруж. сил в новых условиях ведения войны. Опыт сов. В. и. изучается в вооруж. силах др. социалистич. стран, вносящих свой ценный вклад в развитие передового В. и., призванного обеспечить свободу и независимость народов всех стран социалистич. лагеря.

В. и. вооруж. сил США, Великобритании, франции, ФРГ и др. капиталистич. стран после 2-й мировой войны гл. внимание уделяет разработке способов боевых действий в условиях применения ядерного оружия. Совр. доктрины США и др. стран НАТО направлены против социалистич. стран, а также против нар. революций и нац.-освободит, движения в странах Азии, Африки и Лат. Америки. Эти доктрины предусматривают подготовку вооруж. сил к ведению ядерной войны с использованием всех имеющихся средств массового поражения (в т. ч. химич. и бактериологич.), ограниченных и локальных войн с применением или без применения ядерного оружия. Наиболее выгодным способом развязывания войны ими признаётся внезапное нападение с целью захвата стратегич. инициативы. Бурж. воен. теоретики гл. внимание уделяют исследованию принципов ведения совр. войны и операции. Помимо операций сухопутных войск, разрабатываются операции воен.-возд. сил, воен.-мор. сил, воздушнодесантные и мор. десантные операции. Предусматриваются также операции " специальных войск", осуществляемые специально обученными и оснащёнными войсками в тесной увязке с проводимыми формами экономич. и психологич. войны, а также с действиями т. н. подпольных групп сопротивления в тылу противника. Отличит, особенностью воен. теории главнейших капиталистич. стран является ориентация её на использование разрушит, средств борьбы, варварских методов применения боевых средств, игнорирование общепринятых междунар. норм и правил ведения войны, о чём особенно ярко свидетельствуют действия вооруж. сил США во время агрессии во Вьетнаме, начавшейся в 1964.

Сов. народ и его Вооруж. Силы проявляют постоянную высокую бдительность и готовы дать решительный отпор любым агрессивным действиям империализма, откуда бы они ни исходили.

Лит.: Энгельс Ф., Избранные военные произведения, М., 1958; Ленин В. И., О войне, армии и военной науке, сб., М., 1965; В. И. Ленин и Советские Вооруженные Силы, М., 1967; Военные вопросы в решениях КПСС. 1903 - 1917 гг. Сб. документов, М., 1960; КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Сб. документов. 1917 - 1958, М., 1958; 50 лет Вооруженных Сил СССР, М., 1968; Фрунзе М. В., Избр. произв., т. 1 - 2, М., 1957; Свечин А. А., Эволюция военного искусства, т. 1 - 2, М.- Л., 1927 - 28; его же, Стратегия, М., 1926; Триандафиллов В. К., Характер операций современных армий, 4 изд., М., 1937; Тухачевский М. Н., Вопросы современной стратегии, М., 1926; Шапощников Б. М., Мозг армии, кн. 1 - 3, М., 1927-29; Разин Е. А., История военного искусства, т. 1 - 3, М., 1955-61; История военного искусства, т. 1 - 2, М., 1963; Строков А. А., История военного искусства, т. 1-3, М., 1955-67; Зайончковский А. М., Мировая война 1914-1917 гг., 3 изд., т. 1 - 2, М., 1938; История Гражданской войны в СССР. 1917 - 1922, т. 1 - 5, М., 1939-60; История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 - 1945, т. 1-6, М., 1963-65; Великая Отечественная война Советского Союза. 1941 -1945. Краткая история, М., 1965; Вторая мировая война. 1939 - 1945 гг., М., 1958; Вопросы стратегии и оперативного искусства в советских военных трудах (1917 - 1940 гг.), М., 1965; Военная стратегия, М., 1968; Семенов В. А., Краткий очерк развития советского оперативного искусства, М., 1960; Развитие тактики Советской Армии в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.), М., 1958; Тактика, М., 1966; Me ринг Ф., Очерки по истории войн и военного искусства, пер. с нем., 6 изд., М., 1956; Дельбрюк Г.. История военного искусства в рамках политической истории, т. 1 - 7, М., 1936 - 39; Клаузевиц К., О войне, [пер. с нем.], т. 1 - 2, М., 1941; Макиавелли Н., О военном искусстве, пер. ситал., М., 1939; М о л ь т к е Г.-К.-Б., Военные поучения, пер. с нем., М., 1938; Наполеон I, Избр. произв., пер. с франц., М., 1956; Ш л и ф ф е н А., Канны, пер. с нем., 2 изд.. М., 1938.

А. И. Радзиевский. ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, подготовка кадров для различных видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск. Под термином " В. о." понимается совокупность систематизированных знаний по фундаментальным (обществ., физико-математич., химич. и др.) и спец. воен. наукам и навыков, необходимых офицерам и др. военнослужащим для практич. деятельности. Зарождение и развитие В. о. тесно связано с развитием военной науки и военного искусства. Становление В. о. как самостоят, отрасли спец. образования, как системы подготовки воен. кадров началось в кон. 17- нач. 18 вв., когда в ряде стран Европы стали создаваться специализированные военно-учебные заведения. В дальнейшем, в связи с оснащением армий воен. техникой и вооружением, развитием теории и практики воен. дела, появилась необходимость в различных ступенях В. о. и в подготовке воен. специалистов по более узким отраслям воен. знаний (артиллеристов, связистов, химиков и др.).

В Сов. гос-ве первые шаги в области В. о. были сделаны сразу же после Вел. Окт. социалистич. революции. Организуя работу по созданию Красной Армии, Коммунистич. партия исходила из ленинского положения о том, что только командиры, в совершенстве владеющие воен. делом, вышедшие из народа, способны правильно понять политику Коммунистич. партии и Сов. гос-ва и отстаивать её до конца.

В СССР создана стройная система различных по уровню и профилю подготовки воен.-уч. заведений, в к-рых военнослужащие получают систематизированные воен., политич., инженерно-технич. и спец. знания и необходимые навыки по всем отраслям воен. науки; овладевают марксистско-ленинской методологией, знаниями законов вооруж. борьбы и научно обоснованными методами боевого применения вооружения и техники. Принято различать три ступени В. о.: высшее, среднее и начальное.

Высшее военное образование получают слушатели командных воен. академий (ф-тов) и нек-рых высших уч-щ. Лица, получающие высшее В. о. по командному профилю, изучают обществ. науки, оперативное иск-во, общую тактику, тактику родов войск и спец. войск, историю войн и воен. иск-во и др. Важное место отводится технич. подготовке (изучению тактико-технич. свойств вооружения и боевой техники, её устройства, боевого применения, эксплуатации и др.), изучению оружия массового поражения армий капиталистич. гос-в и защиты от него, строевой и физич. подготовке, знанию иностр. языков. Осн. содержанием высшего военно-политич. образования является фундаментальное изучение обществ, наук, воен. педагогики и воен. психологии, организации партийно-политич. работы в войсках. Наряду с этим изучаются оперативнотактич. дисциплины, иностр. языки и др. Большое внимание уделяется технич. подготовке, а также знанию оружия массового поражения армий капиталистич. гос-в и организации защиты от него.

Лица, получающие военно-инженерное образование по различным специальностям и высшее военно-специальное образование (мед., финанс., муз., физкультурное и др.), изучают обществ, науки (историю КПСС, марксистско-ленинскую философию, политич. экономию, научный коммунизм), общенауч., общеинж. (для технич. специальностей) и спец. дисциплины (как правило, в таком же объёме, как и в соответствующих гражд. вузах - авиац., радиотехнич., транспортных, строит., мед., финанс. и др.), а также воен., оперативно-тактич. и воен.-спец. дисциплины, необходимые специалистам данного профиля для выполнения служебных обязанностей в войсках. Кроме разносторонних теоретич. знаний, выпускники высших воен.-уч. заведений получают практич. навыки по специальности путём стажировок в войсковых частях и на кораблях, при прохождении производств, и технологич. практики на пром. предприятиях, ремонтных заводах, базах, арсеналах, клиниках и т. д. По многим специальностям высшего военного, военно-политич., военно-инженерного, военно-специального образования существует заочная форма обучения (объём и содержание изучаемых дисциплин те же, что и при очном обучении). Срок обучения в высших уч. заведениях, как правило, 3-4 г. для офицеров и 5 лет - для др. категорий.

Среднее военно-техническое и военно-специальное образование в Вооружённых Силах СССР осуществляется в системе командно-технич., технич. и спец. воен. уч-щ. В зависимости от получаемой квалификации в ср. военных уч-щах предусматривается изучение следующих дисциплин: социально-экономических (история КПСС, партийцо-политич. работа, основы воен. педагогики и воен. психологии), тактических и общевоен. (тактич., огневая, строевая и физич. подготовка, уставы Вооруж. Сил СССР, история воен. иск-ва, воен. администрация, оружие массового поражения и защита от него и др.), общеобразовательных и общетехнич. (основы высшей математики, технич. механика, технич. черчение, иностр. язык и др.). Уч. планы воен. училищ, к-рые дают среднее военно-техническое и военно-специальное образование, рассчитаны на 3 г. Более половины всего уч. времени отводится изучению профилирующих дисциплин и практич. подготовке по специальности. Количество спец. дисциплин и уч. время на их изучение для каждого воен. уч-ща зависят от профиля подготовки и получаемой специальности.

Завершающим этапом при получении В. о. по командным, политич., мед., финанс. и нек-рым др. специальностям является сдача гос. экзаменов, по инж. специальностям - защита дипломного проекта (дипломной работы) в гос. экзаменационной комиссий. Лицам, успешно сдавшим гос. экзамены или защитившим дипломный проект (работу), выдаются диплом о высшем (среднем) военном, военно-политич., военно-инженерном или военно-специальном образовании с присвоением соответствующей квалификации и нагрудный знак установленного образца. Окончившим ср. военные уч-ща выдаётся диплом общесоюзного образца с присвоением соответствующей квалификации (техник-механик, техник-строитель и ДР-).

Начальное военное образование, т. е. образование военнослужащих рядового (сержантского) состава, предусматривает получение политич., воен. и спец. знаний, а также практич. навыков, необходимых для выполнения обязанностей по службе как самостоятельно, так и в составе расчёта, экипажа, отделения и др. Обязательным является изучение уставов Вооруж. Сил СССР (см. Уставы воинские), знание материальной части оружия, боевой техники и способов их применения в бою. Начальное В. о. складывается из начальной военной подготовки учащейся молодёжи, к-рая проводится в соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности, принятым Верх. Советом СССР (12 окт. 1967), в 9-10-х классах общеобразовательных школ, в проф.-технич. и средних спец. уч. заведениях (см. Вневойсковая подготовка), а также обучения воинов в период прохождения военной службы. Суворовцы и нахимовцы получают начальное В. о. в процессе обучения в училищах наряду с полным общим ср. образованием (см. Суворовское училище, Нахимовское училище). В. М. Конопляник,

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, особое положение в стране или в отдельных её частях, устанавливаемое обычно решением высш. органа гос. власти при исключит, обстоятельствах (война, стихийные бедствия, революц. выступления нар. масс в капиталистич. странах и т. п.).

В СССР в соответствии с Конституцией (ст. 49, пункт " т") право введения В. п. и определение целей его введения предоставлено Президиуму Верх. Совета СССР. При В. п. все функции органов гос. власти по вопросам обороны, обеспечения обществ, порядка и госбезопасности переходят к воен. органам - воен. советам и командованию. Воен. власти могут возлагать на граждан, учреждения и предприятия новые обязанности в интересах обороны СССР (трудовая и др. повинности); все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и госбезопасности, и, по решению воен. властей, дела о др. преступлениях передаются в воен. трибуналы; устанавливается повышенная ответственность по законам воен. времени за неподчинение приказам и распоряжениям воен. органов. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 Указами Президиума Верх. Совета СССР В. п. было последовательно объявлено с июня 1941- в Москве, Ленинграде и большинстве областей, краёв, республик Европ. части СССР, с авг. 1942- в нек-рых городах Закавказья, на Черноморском и Каспийском побережьях, с сент. 1942- в Груз. ССР, Азерб. ССР и Арм. ССР, сапр. 1943- на всех ж. д. страны, с мая 1943- на мор. и речном транспорте и не отменялось до конца Великой Отечеств, войны.

В капиталистич. странах В. п. широко применяется не только в воен., но и в мирное время в целях подавления революц. выступлений. В. п. в капиталистич. странах узаконивает произвол воен. властей, к-рым предоставляется право производства обысков и арестов без соблюдения обычных формальностей, передачи дел в воен. суды, запрещения собраний и демонстраций, закрытия газет и журналов, разгон обществ, союзов и демократич. партий, высылка неугодных лиц из местности, объявленной на В. п., и т. д.

В мирное время В. п. вводилось во Франции (1948), в различных штатах и городах США для вооруж. подавления рабочих забастовок, а также негритянских волнений (напр., в 1968) и в ряде др. стран. В. В. Колечицкий.

ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ ИСКУССТВО, отрасль военного искусства, охватывающая теоретич. исследования и практич. решение проблем воен.-инженерной подготовки государства к войне и инж. обеспечения ведения воен. действий. Исследует задачи воен.-инж. подготовки территории страны, театров воен. действий и вооруж. сил к войне; проблемы инж. обеспечения подготовки и ведения боя, операции и боевых действий видов вооруж. сил и родов войск; определяет основы организации и боевого применения в вооруж. борьбе инж. войск и направления развития средств инж. вооружения, разрабатывает конструкции инж. сооружений и способы их применения. В совр. понимании В.-и. и. включает ряд отраслей: фортификацию, воен. дороги, воен. мосты и переправы, минно-взрывные заграждения, маскировку, полевое водоснабжение, полевое энергоснабжение, аэродромостроение, инж. обеспечение базирования ВМФ и др.

Элементы В.-и. и. зародились в древности и нашли своё первое проявление в умении использовать выгодные свойства местности (возвышенности, излучины рек и т. п.) и устраивать простейшие укрепления и заграждения для защиты мест поселений от нападения врагов. В период рабовладельч. строя возводились сложные искусств, укрепления вокруг насел, пунктов (Карфаген, 5 в. до н. э., и др.) и вдоль гос. границ (Валы римские, Великая Китайская стена, Дербентская стена от Каспийского моря до Б. Кавказского хребта и др.). Широко применялись полевые укрепления, предназнач. для защиты войск от нападения противника при расположении лагерем во время осады крепостей и отдыха, а также в интересах ведения боя. В этих целях использовались рвы, земляные валы, заграждения из брёвен, жердей, камней, боевых колесниц и повозок. Вопросы строительства и преодоления укреплений являлись предметом изучения спец. наук (напр., воен. архитектура и др.) и освещались в лит. произведениях (труды Филона Византийского, 3 в. до н. э.; Полибия, 2 в. до н. э.; Витрувия, 1 в. до н. э., и др.). Этим было положено начало развитию фортификации.

Расширение масштабов использования различных технич. средств в вооруж. борьбе, увеличение численности войск и необходимость обеспечения передвижения и питания крупных армий обусловили зарождение и развитие таких отраслей В.-и. и., как воен. дороги, воен. мосты и переправы. Уже в 5 в. до н. э. предпринимались постройка крупных мостов и наводка переправ для обеспечения воен. действий (переправа через пролив Дарданеллы в 480 до н. э., постройка мостов через pp. Рейн и Дунай в 4-1 вв. до н. э.), применялось дорожное строительство в воен. целях (походы Юлия Цезаря в Галлию, Бельгию, Германию в 1 в. до н. э.). Всё это привело к необходимости подготовки специалистов и войск. В армии Юлия Цезаря (1 в. до н. э.) была введена должность нач. инженеров (magister fabrum), а для спец. воен.-инж. работ содержались при каждом легионе воен. ремесленники.

В период феодализма появлялись теоретич. труды по В.-и. и., но они не имели распространения. Позднее, когда стали складываться капиталистич. отношения и начался этап бурного развития всех наук, в т. ч. и военных, были созданы фундаментальные теоретич. исследования (произведения франц. воен. инженера С. Вобана, рус. воен. инженеров А. 3. Теляковского, Ц. А. Кюи, ф.Ф. Ласковского и др.). С изобретением пороха (14 в.) и взрывчатых веществ стали развиваться подрывное дело и минпо-взрывные заграждения. Необходимость удовлетворения потребностей войск в воде обусловила создание такой отрасли В.-и. и., как полевое водоснабжение. Появление скорострельных пушек, пулемётов и аэростатов обусловило возникновение и развитие воен. маскировки. Создание авиации потребовало разработки вопросов аэродромостроения, а развитие ВМФ - разработки инж. обеспечения его базирования.

Русское В.-и. и. развивалось со времени образования Др.-рус. гос-ва, особенно в области строительства крепостей (Новгородский кремль, а также Московский, Псковский и др.), подготовки коммуникаций, устройства заграждений (см. Засечные черты). В походах Ивана Грозного (16 в.) применялись заранее подготовленные конструкции для создания укреплений в короткие сроки (укрепления Свияжска), подвижные укрепления (" гуляй-города") и спец. отряды для постройки дорог и мостов. При осаде Казани (1552) возникла и была осуществлена идея оборудования в инж. отношении исходного плацдарма для атаки крепости, применено разрушение крепостных стен взрывом, использованы подвижные укрепления. Разработку способов применения инж. средств в то время осуществлял талантливый воен. инж. Иван Выродков. Др. видные воен. инженеры (Василий Кулёмин, Фёдор Конь) руководили строительством укреплений вокруг Смоленска, Владимира-на-Клязьме, Белого города в Москве и др., превосходивших по своему уровню зарубежные сооружения. Выдвинутые и проверенные практикой положения о способах строительства и атаки крепостей были закреплены в " Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки" (1621).

Дальнейшее развитие рус. В.-и. и. получило в 18- нач. 19 вв. Видную роль в этом сыграли выдающиеся полководцы того времени Пётр I, А. В. Суворов, М. И. Кутузов. Петру I принадлежит заслуга в создании регулярных ииж. войск (1712), в применении переправочных средств, полевых укреплений для обеспечения боевых действий (Полтавское сражение 1709 и др.), в дальнейшем развитии способов укрепления гос. границ (см. Пограничные укреплённые линии в России). А. В. Суворову принадлежит приоритет в разработке методов ускоренной подготовки атаки и способов штурма крепостей (Измаил и др.), заслуга в развитии переправочного дела. М. И. Кутузов оценил важную роль инж. войск в вооруж. борьбе и создал в рус. армии инж. корпус. Под его руководством успешно применялись полевые укрепления в Бородинском и др. сражениях, использовались воен. мосты и переправы.

Кон. 18 и нач. 19 вв. характеризуются быстрым ростом В.-и. и. в зарубежных странах (Франция), что существенно повлияло на развитие рус. В.-и. и. Большое значение приобрели разработка способов ускоренной постройки шосс. дорог, постановка мостового и переправочного дела, разрушение дорог и мостов при отходе войск.

Развитие рус. В.-и. и. в 19- нач. 20 вв. связано с именами видных воен. инженеров А. 3. Теляковского, Э. И. Тотлебена, Р. И. Кондратенко, К. И. Величко и др. Теляковский создал первый капитальный теоретич. труд по В.-и. и. " Фортификация" (ч. 1-2, 1839-46), в к-ром раскрыл связь фортификации с тактикой и стратегией. Во время Севастопольской обороны 1854 - 55 зародилась новая система укреплений войсковых позиций. Вместо узкой линии бастионов и связывающих их куртин (крепостных стен) впервые была применена укреплённая полоса глуб. 1000-1500 м, создавались защищённые позиции для артиллерии, успешно велась подземно-минная борьба, впервые использован электрич. способ взрыва. В ходе обороны Порт-Артура 1904 применялись взрывные фугасы, заграждения из колючей проволоки, подземно-минная борьба, система траншей и ходов сообщений, впервые употреблена воен. маскировка и оборудованы тыловые оборонит, рубежи на значит, глубину. В кон. 19- нач. 20 вв. ведётся разработка теории инж. подготовки территории страны к войне, чему посвящены труды воен. инж. К. И. Величко (" Инженерная оборона государств и устройство крепостей", 1903, и др.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.