Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Печать, радиовещание, телевидение. 21 страница






2-я пол. 9-10 вв.- период создания в В. централизованной феод, монархии с сильной гос. властью, разветвлённым бюрократия, аппаратом управления. Одной из осн. форм эксплуатации крестьян являлась в эти века централизованная рента, взимавшаяся в виде многочисл. налогов. Наличие сильной центр, власти в значит, мере объясняет отсутствие в В. феод.-иерархич. лестницы. В отличие от зап.-европ. гос-в, в В. вассально-ленная система осталась неразвитой, феод, дружины были скорее отрядами телохранителей и свитой, чем войском вассалов феод, магната. Две прослойки господств, класса играли главную роль в политич. жизни страны: крупные феодалы (динаты) в провинциях и чиновная аристократия, связанная с торг.-ремесл. кругами, в Константинополе. Эти социальные группировки, постоянно соперничая, сменяли друг друга у власти. К 11 в. феод, отношения в В. в основном стали господствующими. Разгром нар. движений облегчил феодалам наступление на свободную крест, общину. Обеднение крестьян и воен. поселенцев (стратиотов) приводило к упадку стратиотского ополчения и снижало платёжеспособность крестьян, осн. плательщиков налогов. Попытки нек-рых императоров Македонской династии (867-1056), опиравшихся на чиновную знать и торг.-ремесл. круги Константинополя, заинтересованных в получении налогов с крестьян, задержать процессы обезземеливания общинников, разложения крест, общины и образования феод, вотчин успеха не имели. В 11 -12 вв. в В. завершилось формирование осн. институтов феодализма. Вызревает вотчинная форма эксплуатации крестьян. Свободная община сохранилась лишь на окраинах империи, крестьяне превратились в феод.-зависимых людей (париков). Труд рабов в с. х-ве утратил значение.

Иконоборцы. Иоанн Грамматик и Игнатий.Миниатюра т. н. " Хлудовской псалтири". 9 в. Исторический музей. Москва.

Сцены пахоты. Миниатюра рукописи " Слова" Григория Богослова. Кон. 11 в. Нац. библиотека. Париж.

В 11-12 вв. постепенно распространилась прения (форма условного феод, землевладения). Пр-во раздавало феодалам права экскуссии (особая форма иммунитета). Спецификой феодализма в В. было сочетание сеньориальной эксплуатации зависимых крестьян с взиманием централизованной ренты в пользу гос-ва.

Со 2-й пол. 9 в. начался подъём визант. городов. Развитие ремесла было связано гл. обр. с возросшим спросом на ремесл. изделия усилившейся визант. феод, знати и с ростом внеш. торговли В. Расцвету городов содействовала политика императоров (предоставление льгот торг.-ремесл. корпорациям и др.). Визант. город к 10 в. приобрёл черты, характерные для ср.-век. городов: мелкое ремесл. произ-во, образование торг.-ремесл. корпораций, регламентация их деятельности гос-вом. Спецификой визант. города являлось сохранение института рабства, хотя осн. фигурой произ-ва стал свободный ремесленник. С 10-11 вв. в своём большинстве визант. города - не только крепости, адм. или епископальные центры; они становятся средоточием ремесла и торговли. Константинополь вплоть до сер. 12 в. оставался центром транзитной торговли между Востоком и Западом. Визант. мореходство и торговля, несмотря на конкуренцию арабов и норманнов, всё ещё играли главную роль в бассейне Средиземного моря. В 12 в. произошли изменения в экономике визант. городов. Несколько сократилось ремесл. произ-во и снизилась техника произ-ва в Константинополе, в то же время наблюдался подъём провинц. городов - Фессалоник, Коринфа, Фив, Афин, Эфеса, Никеи и др. Пагубно отразилось на экономике визант. городов проникновение в В. венецианцев и генуэзцев, получавших от визант. императоров значит, торг, привилегии. Препятствовала развитию визант. (особенно столичного) ремесла гос. регламентация деятельности торг.-ремесл. корпораций.

Во 2-й пол. 9 в. возросло влияние церкви. Визант. церковь, обычно покорная императорам, при патриархе Фотии (858-867) стала отстаивать идею равноправия духовной и светской власти, призывала к активному осуществлению христианизации соседних народов с помощью церк. миссий; пыталась ввести православие в Моравии, используя миссию Кирилла и Мефодия, провела христианизацию Болгарии (около 865). Разногласия между константинопольским патриархатом и папским престолом, обострившиеся ещё при патриархе Фотии, привели в 1054 к офиц. разрыву (схизме) между вост. и зап. церквами [с этого времени вост. церковь стала наз. грекокафолической (православной), а зап.- рим.-католической]. Однако окончат, разделение церквей произошло после 1204.

Внеш. политика В. во 2-й пол. 9-11 вв. характеризуется постоянными войнами с арабами, славянами, позднее - с норманнами. В сер. 10 в. В. отвоевала у арабов Верх. Месопотамию, часть М. Азии и Сирии, Крит и Кипр. В 1018 В. завоевала Зап.-Болг. царство. Балканский п-ов до Дуная был подчинён власти В. В 9-11 вв. большую роль во внеш. политике В. стали играть взаимоотношения с Киевской Русью. После осады Константинополя войсками киевского кн. Олега (907) византийцы были вынуждены заключить в 911 выгодный для русских торг, договор, способствовавший развитию торг, связей Руси и В. по великому пути из " варяг в греки ". В последней трети 10 в. В. вступила в борьбу с Русью за Болгарию; несмотря на первоначальные успехи киевского кн. Святослава Игоревича, победу одержала В. Между В. и Киевской Русью при киевском кн. Владимире Святославиче был заключён союз, русские помогли визант. имп. Василию II подавить феод, мятеж Фоки Варды (987-989), а Василий II был вынужден согласиться на брак своей сестры Анны с киевским кн. Владимиром, что способствовало сближению В. с Русью. В кон. 10 в. на Руси было принято христианство из В. (по православному обряду).

Со 2-й трети до нач. 80-х гг. 11 в. В. переживала период кризиса, гос-во потрясали " смуты", борьба провинц. феодалов против столичной знати и чиновничества [феод, мятежи Маниака (1043), Торника (1047), Исаака Комнина (1057), временно захватившего престол (1057- 1059)]. Ухудшилось и внешнеполитич. положение империи: визант. пр-ву приходилось отражать одновременно натиск печенегов и турок-сельджуков (см. Сельджуки). После разгрома визант. армии войсками сельджуков в 1071 при Маназкерте (в Армении) В. потеряла большую часть М. Азии. Не менее тяжёлые потери понесла В. и на Западе. К сер. 11 в. норманны захватили большую часть визант. владений в Юж. Италии, в 1071 овладели последним опорным пунктом византийцев - г. Бари (в Апулии).

Борьба за престол, обострившаяся в 70-х гг. 11 в., завершилась в 1081 победой династии Комнинов (1081-1185), выражавшей интересы провинц. феод, аристократии и опиравшейся на узкий слой знати, связанной с ней родственными узами. Комнины порвали со старой бюрократич. системой гос. управления, ввели новую систему титулов, к-рые присваивались лишь высшей знати. Власть в провинциях была передана воен. командирам (дукам). При Комнинах вместо нар. ополчения стратиотов, значение к-рого упало ещё в 10 в., гл. роль стали играть тяжеловооружённая конница (катафракты), близкая к зап.-европ. рыцарству, и наёмные войска из иноземцев. Укрепление гос-ва и армии позволило Комнинам добиться успехов в кон. 11-нач. 12 вв. во внеш. политике (отразить наступление норманнов на Балканы, отвоевать у сельджуков значит, часть М. Азии, установить суверенитет над Антиохией). Мануил I принудил Венгрию признать суверенитет В. (1164), утвердил свою власть в Сербии. Но в 1176 визант. армия была разгромлена турками при Мириокефалоне. На всех границах В. была вынуждена перейти к обороне. После смерти Мануила I вспыхнуло нар. восстание в Константинополе (1181), вызванное недовольством политикой пр-ва, покровительствовавшего итал. купцам, а также зап.-европ. рыцарям, поступавшим на службу к. императорам. Использовав восстание, к власти пришёл представитель боковой ветви Комнинов Андроник I (1183-85). Реформы Андроника I были направлены на упорядочение гос. бюрократич. аппарата, на борьбу с коррупцией. Неудачи в войне с норманнами, недовольство горожан торг, привилегиями, предоставленными императором венецианцам, террор в отношении высшей феод, знати оттолкнули от Андроника I даже его бывших союзников. В 1185 в результате мятежа знати Константинополя к власти пришла династия Ангелов (1185-1204), правление которой знаменовал закат внутр. и внеш. могущества В. Страна переживала глубокий экономич. кризис: усилились феод, раздробленность, фактич. независимость правителей провинций от центр, власти, пришли в упадок города, ослабли армия и флот. Начался распад империи. В 1187 отпала Болгария; в 1190 В. была вынуждена признать независимость Сербии. В кон. 12 в. обострились противоречия между В. и Западом: папство стремилось подчинить визант. церковь рим. курии; Венеция добивалась вытеснения из В. своих конкурентов - Генуи и Пизы; императоры " Священной Рим. империи" вынашивали планы подчинения В. В результате переплетения всех этих политич. интересов изменилось направление (вместо Палестины - в Константинополь) 4-го крестового похода (1202-04). В 1204 под ударами крестоносцев пал Константинополь, Визант. империя перестала существовать.

Третий период (120 4-1 453) характеризуется дальнейшим усилением феод, раздробленности, упадком центр, власти и постоянной борьбой с иноземными завоевателями; появляются элементы разложения феод. х-ва. На завоёванной крестоносцами части терр. В. была основана Латинская империя (1204-61). Латиняне подавляли в В. греч. культуру, засилье итал. торговцев мешало возрождению визант. городов. Из-за сопротивления местного населения крестоносцам не удалось распространить свою власть на весь Балканский п-ов и М. Азию. На не покорённой ими терр. В. возникли независимые греч. гос-ва: Никейская империя (1204-61), Трапезундская империя (1204-1461) и Эпирское государство (1204-1337).

Ведущую роль в борьбе с Лат. империей сыграла Никейская империя. В 1261 никейский император Михаил VIII Палеолог при поддержке греч. населения Лат. империи отвоевал Константинополь и восстановил Визант. империю. На престоле укрепилась династия Палеологов (1261-1453). В. в последний период своего существования представляла собой небольшое феод, гос-во. Трапезундская империя (до конца существования В.) и Эпирское гос-во (до присоединения его к В. в 1337) оставались самостоятельными. В В. этого периода продолжали господствовать феод, отношения; в условиях безраздельного господства крупных феодалов в визант. городах, итал. экономич. засилья и тур. воен. угрозы (с кон. 13-нач. 14 вв.) ростки раннекапиталистич. отношений (напр., аренда предпринимательского типа в деревне) в В. быстро гибли. Усиление феод, эксплуатации вызывало нар. движения в деревне и в городе. В 1262 произошло восстание вифинских акритов - пограничных воен. поселенцев в М. Азии. В 40-х гг. 14 в. в период острой борьбы двух феод, клик за престол (сторонников Палеологов и Кантакузинов) антифеод, восстания охватили Фракию и Македонию. Особенностью классовой борьбы нар. масс этого периода явилось объединение действий гор. и сельского населения против феодалов. С особой силой нар. движение развернулось в Фессалониках, где восстание возглавили зилоты (1342-49). Победа феод, реакции, постоянные феод, междоусобицы обессилили В., к-рая не смогла противиться натиску турок-османов. В нач. 14 в. они захватили визант. владения в М. Азии, в 1354 - Галлиполи, в 1362 - Адрианополь (куда в 1365 султан перенёс свою столицу) и затем овладели всей Фракией. После поражения сербов у Марицы (1371) В. вслед за Сербией признала вассальную зависимость от турок. Разгром турок войсками среднеазиатского полководца Тимура в 1402 в битве при Анкаре отсрочил на неск. десятилетий гибель В. В этой обстановке визант. пр-во тщетно искало поддержки стран Зап. Европы. Реальной помощи не дала и заключённая в 1439 на Флорентийском соборе уния между православной и католич. церквами на условии признания главенства папского престола (уния была отвергнута визант. народом). Турки возобновили натиск на В. Экономич. упадок В., обострение классовых противоречий, феод, усобицы, своекорыстная политика зап.-европ. гос-в облегчили победу турок-османов. После двухмесячной осады 29 мая 1453 Константинополь был взят штурмом тур. армией и разграблен. В 1460 завоеватели покорили Морею, а в 1461 захватили Трапезундскую империю. К началу 60-х гг. 15 в. Визант. империя прекратила своё существование, её терр. вошла в состав Османской империи.

Лит.: Левченко М. В., История Византии. Краткий очерк, М.- Л.. 1940; Сюзюмов М. Я., Византия, в кн.: Советская историческая энциклопедия, т. 3, М., 1963; История Византии, т. 1-3, М., 1967; Пигулевская Н. В., Византия на путях в Индию, М.- Л., 1951; её же, Арабы у границ Византии и Ирана в IV - VI вв., М.- Л., 1964; У д а л ь ц о в а 3. В.,

Италия и Византия в VI в., М., 1959; Липшиц Е. Э-, Очерки истории византийского общества и культуры. VIII - первая пол. IX в., М.- Л., 1961; К а ж д а н А. П., Деревня и город в Византии в IX - X вв., М., 1960; ГоряновБ. Т., Поздневизантийский феодализм, М., 1962; Левченко М. В., Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956; Литавр и н Г., Болгария и Византия в XI-XII вв., М., 1960; В г ё h i e r L., Le monde byzantin, [v.] 1-3, P., 1947 - 50; Ангелов Д., История на Византия, 2 изд., ч. 1-3, София, 1959-67; Cambridge medieval history, v. 4, pt 1 - 2, Camb., 1966-67; Kirsten E., Die byzantinische Stadt, в сб.: Berichte zum XI. Byzantinisten-Kongress, Miinchen, 1958: Т r e i t i n g e r O., Die Ostromische Kaiser-uncl Reichsidee, 2 Aufl., Darmstadt, 1956; В u r у J., The imperial administrative system in the ninth century, 2 ed., N. Y., 1958; Dolger F., Beitrage zur Geschichte der byzantinischen Finanzverwaltung, Munch., 1960; Острогорски Г., HcTopnja Византине, Београд, [1969]. 3. В. Удальцова.

Византийская культура. Особенности культуры В. в значительной степени объясняются тем, что В. не испытала коренного слома политической системы, к-рый пережила Зап. Европа, и влияние варваров было здесь менее существенным. Визант. культура складывалась под влиянием рим., греч. и вост. (элли нистич.) традиций. Оформилась она (как и ср.-век. зап.-европейская) как христианская: в важнейших областях культуры все наиболее существенные представления о мире, а зачастую всякая значит, мысль облекались в образы христ. мифологии, в традиц. фразеологию, почерпнутую из Священного писания и сочинений отцов церкви. Исходя из христианского вероучения (рассматривавшего земное существование человека как краткий эпизод на пороге вечной жизни, вы двигавшего в качестве осн. жизненной задачи человека подготовку к смерти, к-рая рассматривалась как начало жизни в вечности), визант. общество определяло этич. ценности, остававшиеся, впрочем, отвлечёнными идеалами, а не руководством в практич. деятельности: пренебрежение земными благами, оценка труда гл. обр. как средства дисциплины и само уничижения, а не как процесса созидания и творчества (поскольку земные блага скоротечны и ничтожны). Смирение и благочестие, ощущение собственной гре ховности и аскетизм рассматривались ви зантийцами как высшие христ. ценности; они же во многом определяли и художественный идеал. Традиционализм, вообще свойственный христ. мировоззрению, оказался особенно сильным в В. (где самоё гос-во истолковывалось как непосредственное продолжение Рим. империи и где языком письменной культуры оставался преим. греч. язык эллинистич. эпохи). Отсюда вытекало преклонение перед книжным авторитетом. Библия и до известной степени античные классики рассматривались как совокупность необходимого знания. Источником знаний провозглашалась традиция, а не опыт, ибо традиция, согласно визант. представлениям, восходила к сущности, в то время как опыт знакомил лишь с поверхностными явлениями земного мира. Эксперимент и научное наблюдение были крайне редкими в В., критерий достоверности был неразвит, и многие легендарные известия воспринимались как подлинные. Новое, не подкреплённое книжным авторитетом, рассматривалось как бунтарское. Для визант. культуры характерны тяга к систематизации при отсутствии интереса к аналитич. рассмотрению явлений [что свойственно христ. мировоззрению вообще, а в В. усугублялось влиянием греч. классич. философии (особенно Аристотеля) с её тенденцией к классификации] и стремление к вскрытию " истинного" (мистического) смысла явлений [возникшее на основе христ. противопоставления божественного (скрытого) земному, доступному непосредственному восприятию]; пифагорейско-неоплатоновские традиции ещё более усиливали эту тенденцию. Византийцы, исходя из христианского мировоззрения, признавали наличие божественной (в их представлении объективной) истины, соответственно чётко разделяли явления на благие и дурные, отчего всё существующее на земле получало у них этич. оценку. Из обладания (иллюзорного) истиной вытекала нетерпимость ко всякому инакомыслию, к-рое трактовалось как уклонение от благого пути, как ересь.

Взятие Константинополя турецкими войсками. Французская миниатюра 15 в.

От зап.-европ. средневековой культуры визант. культура отличалась: 1) более высоким (до 12 в.) уровнем материального произ-ва; 2) устойчивым сохранением антич. традиций в просвещении, науке, лит. творчестве, изобразительном искусстве, быте; 3) индивидуализмом (неразвитость корпоративных принципов и понятий корпоративной чести; вера в возможность индивидуального спасения, тогда как зап. церковь ставила спасение в зависимость от таинств, т. е. от акций церкви-корпорации; индивидуалистическая, а не иерархическая трактовка собственности), к-рый не сочетался со свободой (византиец чувствовал себя в непосредственной зависимости от высших сил - бога и императора); 4) культом императора как сакральной фигуры (земного божества), требовавшей поклонения в форме особых церемоний, одежды, обращений и т. д.; 5) унификацией науч. и художеств, творчества, чему способствовала бюрократич. централизация визаит. гос-ва. Столица империи - Константинополь - определяла художеств, вкус, подчиняя себе местные школы.

Рассматривая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний: лишь с 11 в. они начинают привлекать опыт араб, медицины, переводить памятники вост. лит-ры, позднее возник интерес к араб, и перс, математике, к лат. схоластике и лит-ре. Книжный характер визант. культуры сочетался с отсутствием строгой дифференциации между отдельными отраслями: для В. типична фигура учёного, пишущего по самым разнообразным отраслям знаний - от математики до богословия и художеств, лит-ры (Иоанн Дамаскин, 8 в.; Михаил Пселл, 11 в.; Никифор Влеммид, 13 в.; Феодор Метохит, 14 в.).

Определение совокупности памятников, составляющих визант. культуру, условно. Прежде всего проблематично отнесение к визант. культуре позднеантич. памятников 4-5 вв. (особенно лат., сирийских, коптских), а также средневековых, созданных вне В. - в Сирии, Сицилии, Юж. Италии, но объединяемых по идейным, художеств, или языковым принципам в круг восточнохрист. памятников. Чёткой грани между позднеантич. и визант. культурой нет: существовал длительный переходный период, когда антич. принципы, тематика и жанры если не господствовали, то сосуществовали с новыми принципами.

Осн. этапы развития визант. культуры: 1)4 - сер. 7 вв.- переходный от античной к ср.-век. культуре (протовизантийский) период. Несмотря на кризис антич. общества, в В. ещё сохраняются его осн. элементы и протовизантийская культура носит ещё гор. характер. Для этого периода характерны становление христ. богословия при сохранении достижений антич. науч. мысли, выработка христ. художеств, идеалов. 2) Сер. 7 - сер. 9 вв.- культурный спад (хотя и не столь последовательный,.как в Зап. Европе), связанный с экономич. упадком, аграризацией городов, потерей В. вост. провинций и крупных центров. 3) Сер. 9-12 вв.- культурный подъём, характеризующийся восстановлением антич. традиций, систематизацией сохранённого культурного наследия, зарождением элементов рационализма, переходом от формального использования к усвоению антич. наследия. 4) 13 - сер. 15 вв. - период идейной реакции, обусловленной политич. и экономич. упадком В. В это время делаются попытки преодоления ср.-век. мировоззрения и ср.-век. эстетич. принципов, не получившие развития (вопрос о возникновении в В. гуманизма остаётся дискуссионным).

Культура В. оказала большое влияние на соседние страны (Болгария, Сербия, Русь, Армения, Грузия и др.) в области лит-ры, изобразит, искусства, религ. верований и др. Велика была роль В. в сохранении античного наследия и передаче его в Италию накануне Возрождения.

Просвещение. В В. сохранялись традиции антич. образованности и до 12 в. просвещение находилось на более высоком уровне, чем где-либо в Европе. Начальное образование (обучение чтению и письму) получали в частных школах грамматистов обычно в продолжение 2-3 лет. До 7 в. уч. программа основывалась на мифологии языч. религий (сохранились ученич. тетради из Египта со списками мифологич. имён), позднее - на христ. Псалтири. Среднее образование (" энкиклиос педиа") получали под руководством учителя-грамматика или ритора по антич. пособиям (напр., " Грамматика" Дионисия Фракийца, 2 в. до н. э.). В программу входили орфография, грамматич. нормы, произношение, принципы стихосложения, ораторское искусство, иногда - тахиграфия (искусство сокращённого письма), а также умение составлять документы. К числу уч. предметов относилась и философия, под к-рой, однако, подразумевали разные дисциплины. По классификации Иоанна Дамаскина философия разделялась на " теоретическую", в к-рую входили богословие, " математическая четверица" (арифметика, геометрия, астрономия и музыка) и " физиология" (учение об окружающей природе), и " практическую" (этика, политика, экономика). Иногда под философией понимали " диалектику" (в совр. значении - логику) и рассматривали её как подготовит, дисциплину, иногда трактовали как завершающую науку. В программы нек-рых школ включалась история. В В. имелись также монастырские школы, но (в отличие от зап.-европейских) они не играли значит, роли. В 4-6 вв. продолжали функционировать сохранившиеся с эпохи античности высшие школы в Афинах, Александрии, Бейруте, Антиохии, Газе, Кесарии Палестинской. Постепенно провинциальная высшая школа перестает существовать. Созданная в 425 высшая школа в Константинополе (аудиторий) вытеснила остальные высшие школы. Константинопольский аудиторий представлял собой гос. учреждение, профессора к-рого считались гос. служащими, только им разрешалось публичное преподавание в столице. В аудитории был 31 профессор: 10 - по греч. грамматике, 10 - по лат. грамматике, 3 - по греч. красноречию и 5 - по латинскому, 2 - по праву, 1 - по философии. Вопрос о существовании высшей школы в 7-8 вв. спорен: согласно легенде, здание константинопольской школы было сожжено императором Львом III в 726 вместе с учителями и книгами. Попытки организации высшей школы начинаются с сер. 9 в., когда начала функционировать Магнаврская школа (в Константинопольском дворце), к-рой руководил Лев Математик. Программа её ограничивалась предметами общеобразовательного цикла. Школа готовила высших светских и духовных сановников. В сер. 11 в. в Константинополе были открыты юридич. и филос. школы - гос. учреждения, готовившие чиновников. Здесь преподавали Иоанн Ксифилин, Константин Лихуд (право), Михаил Пселл (философию). С конца 11 в. философская школа становится средоточием рационалистич. воззрений, что привело к осуждению православной церковью её учителей Иоанна Итала и Евстратия Никейского как еретиков. В 12 в. высшая школа ставится под покровительство церкви и на неё возлагается задача борьбы с ересями. В кон. 11 в. была открыта Патриаршая школа, в программу к-рой входило толкование священного писания и риторич. подготовка. В школе, созданной в 12 в. при церкви св. Апостола в Константинополе, помимо традиционных предметов, преподавали медицину. После 1204 высшая школа в В. прекратила своё существование. Гос. школы всё больше вытесняются школами при монастырях, где поселялись учёные (Никифор Влеммид, Никифор Григора и др.). Такие школы обычно закрывались после смерти учителя или его опалы.

Античные библиотеки не пережили ранневизантийский период. Александрийская библиотека была разрушена в 391; публичная библиотека в Константинополе (осн. ок. 356) сгорела в 475. О библиотеках в более позднее время известно мало. Существовали библиотеки императора, патриарха, монастырей, высших школ и частных лиц (известны собрания Арефы Кесарийского, Михаила Хониата, Максима Плануда, Феодора Метохита, Виссариона Никейского).

Техника. В. унаследовала антич. технику с. х-ва (деревянный бесколёсный плуг с надевающимися сошниками, молотильный волок, в к-рый впрягали скот, искусственное орошение и др.) и ремёсла. Это позволило В. оставаться до 12 в. передовым гос-вом Европы в области произ-ва: в ювелирном, шелкоткацком ремёслах, монументальном строительстве, кораблестроении (с 9 в. стал применяться косой парус); с 9 в. получило распространение изготовление поливной керамики, стекла (по антич. рецептам). Однако стремление византийцев сохранить античные традиции сковывало техннч. прогресс, способствовало начавшемуся с 12 в. отставанию большинства визант. ремёсел от зап.-европейских (стеклоделия, корабельного ремесла и др.). В 14-15 вв. визант. текстильное произ-во уже не могло конкурировать с итальянским. Математика и естественные науки. ВВ. общественный престиж математики был значительно ниже риторики и философии (главнейших ср.-век. научных дисциплин). Визант. математика в 4-6 вв. сводилась прежде всего к комментированию антич. классиков: Феон Александрийский (4 в.) издавал и толковал соч. Евклида и Птолемея, Иоанн Филопон (6 в.) комментировал естественнонаучные труды Аристотеля, Евтокий Аскалонский (6 в.) - Архимеда. Большое внимание уделялось задачам, к-рые оказались бесперспективными (квадратура круга, удвоение куба). Вместе с тем в нек-рых вопросах визант. наука пошла дальше античной: Иоанн Филопон пришёл к выводу, что скорость падения тел не зависит от их тяжести; Анфимий из Тралл, архитектор и инженер, известный как строитель храма св. Софии, предложил новое объяснение действия зажигательных зеркал. Визант. физика (" физиология") оставалась книжной и описательной: использование эксперимента было редкостью (возможно, что вывод Иоанна Филопона о скорости падения тел был основан на опыте). Влияние христианства на визант. естественные науки выразилось в попытках создать целостные описания космоса (" шестодневы", " физиологи"), где живые наблюдения переплетались с благочестивой морализацией и раскрытием аллегорического смысла, будто бы заключающегося в природных явлениях. Нек-рый подъём естественных наук можно проследить с сер. 9 в. Лев Математик (видимо, один из создателей огневого телеграфа и автоматов - позолоченных фигур, приводимых в движение водой, к-рые украшали константинопольский Большой дворец) впервые применил буквы в качестве алгебраич. символов. По-видимому, в 12 в. была предпринята попытка ввести арабские цифры (позиционная система). Поздневизант. математики проявляли интерес к вост. науке. Трапезундские учёные (Григорий Хиониад, 13 в., его продолжатели Григорий Хрисококк и Исаак Аргир, 14 в.) изучали достижения араб, и перс, математики и астрономии. Изучение вост. наследия способствовало созданию сводной работы Феодора Мелитиниота " Астрономия в трёх книгах" (1361). В сфере космологии византийцы придерживались традиционных представлений, одни из к-рых восходили к библейской концепции [в наиболее чёткой форме учения о плоской земле, омываемой океаном, изложено Космой Индикоп ловом (6 в.), полемизировавшим с Птолемеем], другие - к достижениям эллинистич. науки, признававшей шарообразность земли [Василий Великий, Григорий Нисский (4 в.), Фотий (9 в.) полагали, что учение о шарообразности земли не противоречит Библии]. Астрономич. наблюдения были подчинены интересам распространённой в В. астрологии, к-рая в 12 в. подверглась резким нападкам со стороны православного богословия, осуждавшего прямое связывание движения небесных светил с человеческой судьбой как противоречащее идее божественного провидения. В 14 в. Никифор Григора предлагал реформу календаря и предсказывал солнечное затмение.

Византийцы обладали большими традиционными практич. навыками по химии, необходимыми для произ-ва красителей, цветной поливы, стекла и пр. Алхимия, тесно переплетавшаяся с магией, была распространена в ранневизант. период, и, может быть, в какой-то мере с ней связано крупнейшее химич. открытие того времени - изобретение в кон. 7 в. " греческого огня" (самовозгорающейся смеси нефти, селитры и др., использовавшейся для обстрела вражеских кораблей и укреплений). От увлечения алхимией, к-рое охватило Зап. Европу с 12 в. и привело в конечном счёте к утверждению экспериментальной науки, визант. умозрительное естествознание практически осталось в стороне.

Зоология, ботаника, агрономия носили чисто описательный характер (императорская коллекция редких животных в Константинополе, разумеется, не имела научного характера): были созданы компилятивные руководства по агрономии (" Геопоники", 10 в.), коневодству (" Иппиатрика"). В 13 в. Димитрий Пепагомен написал книгу о соколах, содержавшую ряд живых и тонких наблюдений. Визант. описания животных включали не только реальную фауну, но и мир сказочных зверей (единороги). Минералогия занималась описанием камней и типов почвы (Феофаст, кон. 4 в.), наделяя при этом минералы оккультными свойствами, якобы им присущими.

Визант. медицина основывалась на античной традиции. В 4 в. Орибасий из Пергама составил " Врачебное руководство", являющееся компиляцией из сочинений антич. медиков. Несмотря на христ. отношение византийцев к болезни как к ниспосланному богом испытанию и даже как к своеобразному соприкосновению со сверхъестественным (особенно эпилепсия и помешательство), в В. (по крайней мере в Константинополе) существовали больницы со спец. отделениями (хирургическое, женское) и мед. училищами при них. В И в. Симеон Сиф написал книгу о свойствах пищи (с учётом араб, опыта), в 13 в. Николай Мирепс-руководство по фармакопее, к-рым пользовались в Зап. Европе ещё в 17 в. Иоанн Актуарий (14 в.) вводил в свои медицинские сочинения практические наблюдения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.