Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Печать, радиовещание, телевидение. 11 страница. Вечнозелёные растения,растения, покрытые зелёными листьями в течение всего года






А. Е. Снопков.

ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЕ РАСТЕНИЯ, растения, покрытые зелёными листьями в течение всего года. Одни листья сбрасываются, другие появляются вновь. При этом каждый лист в отдельности может жить иногда даже неск. лет. В тропич. странах В. р. преобладают. Много их и в субтропиках (лавр, олеандр, маслина, магнолия, инжир, нек-рые дубы и др.). В областях с умеренным и холодным климатом к В. р. относят хвойные деревья (кроме лиственницы ), полукустарники, гл. обр. из сем. вересковых (вереск, брусника, клюква и др. ), нек-рые травы (напр., копытень, грушанка ), зимующие под снежным покровом. Травянистые растения (напр., озимые сорняки, озимые хлебные злаки, нек-рые осоки и др. ) не причисляют к В. р., т. к. это или озимые однолетние растения или же многолетние, у к-рых весной перезимовавшие зелёные побеги отмирают, а вместо них развиваются новые. В умеренном климате у В. р. на зиму фотосинтез прекращается. Вместо крахмала в листьях образуется сахар или масло, что способствует повышению зимостойкости растений. Хлорофилл частично распадается, что приводит к нек-рому побурению или даже покраснению хвои у мн. хвойных (туя, криптомерия ). Дыхание у В. р. зимой ослаблено. Весной активная жизнедеятельность листьев возобновляется.

ВЕЧНЫЕ СНЕГА, покров снега и льда, лежащий в течение всего года в тёплых и умеренных странах на вершинах высоких гор и плоскогорий, а в полярных странах - также и на низменностях. Необходимым условием для возникновения и существования В. с. служит: превышение кол-ва выпавших за год твёрдых атм. осадков над тем их кол-вом, какое в данных условиях рельефа и климата может растаять и испариться. Только самый поверхностный слой толщи В. с. состоит из снега, более глубокие слои под давлением вышележащих превращены в фирн и лёд. Нижний предел В. с. наз. снеговой границей. Общий рельеф поверхности В. с. большей частью в сглаженной форме отражает коренной рельеф местности; вместе с тем имеются и формы микрорельефа самих В. с. (сераки, борозды таяния, ячеистый снег, кающиеся снега ). На ровных поверхностях ветер формирует из снега заструги и др. разновидности снежных скоплений.

ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, перпетуум мобиле (лат. perpetuum mobile, букв.- вечное движение ), воображаемая машина, которая, будучи раз пущена в ход, совершала бы работу неограниченно долгое время, не заимствуя энергии извне. В. д. противоречит закону сохранения и превращения энергии (см. Энергии сохранения закон) и неосуществим. Возможность работы такой машины неограниченное время означала бы получение энергии из ничего. Первые проекты В. д. относятся к 13 в. (Виллар д'Оннекур, 1245, Англия; Пьер де Марикур, 1269, Франция ). Широкую популярность идея В. д. получила в 16-17 вв., в эпоху перехода к машинному произ-ву; до 19 в. кол-во проектов В. д. неуклонно возрастало. Идея создания В. д. занимала не только фантазёров-самоучек, мало знакомых с основами физики, но и нек-рых учёных. К кон. 18 в., вследствие бесплодности многовековых попыток осуществления В. д., среди учёных укрепилось убеждение в невозможности его создания, и с 1775 Франц. АН отказалась рассматривать проекты В. д. В сер. 19 в., с установлением закона сохранения энергии,

[ris]

[ris]

была доказана принципиальная неосуществимость В. д. Несмотря на это, тщетные попытки создания В. д. предпринимались малосведущими изобретателями и в последующее время. Во многих проектах В. д. прибегают к действию силы тяжести. Пример такого проекта показан на рис. 1. В подобных механизмах нек-рое тяжёлое тело совершает замкнутый путь; при его опускании возвращается точно такое же кол-во работы, какое было затрачено на его поднятие. Поэтому такие механизмы могут совершать работу лишь за счёт первоначального запаса кинетич. энергии, сообщённого им при пуске; когда же этот запас будет полностью израс-

ходован, В. д. остановится. Более сложны проекты В. д., в к-рых механич. энергия превращается в др. виды энергии (электрическую, тепловую и т. п. ). В отличие от механических В. д., их наз. физическими В. д. Проектом такого В. д. является, напр., комбинация электродвигателя и электромашинного генератора (динамомашины ). Но так как никакими превращениями энергии нельзя увеличить её общего количества, В. д. такого типа также неосуществимы. Идея о неосуществимости В. д. часто служила исходным пунктом для важных науч. выводов. Так, С. Стевин в своих " Началах равновесия" (1587 ) рассматривает цепь из 13 шаров, перекинутую через трёхгранную призму (рис. 2 ). Если бы правая часть её из двух шаров не уравновешивалась левой из четырёх, цепь пришла бы сама собой в вечное движение, чего в действительности не наблюдается. Отсюда Стевин вывел закон равновесия сил на наклонной плоскости. Помимо указанных В. д., наз. В. д. 1-го рода, рассматривают ещё В. д. 2-го рода - воображаемую периодически действующую машину, к-рая целиком превращала бы в работу теплоту, извлекаемую ею из окружающих тел (океана, атм. воздуха или др. практически неисчерпаемых природных источников теплоты ). Однако В. д. 2-го рода также принципиально неосуществим. Хотя он формально и не противоречит закону сохранения энергии, но он находится в противоречии со вторым началом термодинамики. От В. д. следует отличать " мнимые" В. д.- механизмы, работающие за счёт природных запасов энергии (солнечной, ядерной и т. д. ). Такие механизмы могут работать весьма долго, но с идеей В. д. они ничего общего не имеют.

Лит.: Планк М., Принцип сохранения энергии, пер. с нем., М.- Л., 1938; Кудрявцев П. С., История физики, ч. 1, М., 1956.

" ВЕЧНЫЙ МИР", название ряда проектов установления всеобщего мира, выдвигавшихся гуманистами и просветителями 16 - нач. 19 вв. С призывом объединиться против войны обратился в трактате " Жалобы мира" (1518 ) Эразм Роттердамский. В 17 в. с проектами " В. м." выступали чеш. философ и педагог Я. А. Коменский, англ, мыслитель У. Пени и др. В 18 в. широкую известность получил " Проект вечного мира в Европе" (1713-17 ) представителя раннего франц. просвещения Ш. И. Сен-Пьера, видевшего залог мира в создании союза европ. гос-в, члены к-рого должны отказаться от применения оружия при решении возникающих между ними конфликтов. Этот проект подверг критике Ж. Ж. Руссо (" Суждение о вечном мире", 1761 ), показавший неосуществимость такого союза гос-в в условиях деспотич. строя. И. Кант в трактате " К вечному миру" (1795 ) высказал догадку об объективной закономерности, ведущей в будущем к созданию союза народов и к установлению мира; предложенный им союз гос-в должен был обеспечить не только постоянный мир, но и суверенитет каждого гос-ва. В России с наиболее всеобъемлющей программой " В. м." выступил просветитель-демократ В. Ф. Малиновский в соч. " Рассуждение о мире и войне" (ч. 1-2, 1803 ).

Публ.: Трактаты о вечном мире, М., 1963 (библ.). И. С. Андреева.

" ВЕЧНЫЙ МИР" 1686, договор России с Польшей, подписанный в Москве 6 мая с польск. стороны послами К. Гжи-мултовским и М. Огиньским, с русской - В. В. Голицыным. Текст договора состоит из преамбулы и 33 статей. " В. м.", подтверждая условия Андрусовского перемирия 1667, навсегда закрепил за Россией Левобережную Украину с Киевом, Запорожье, Северскую землю с Черниговом и Стародубом, г. Смоленск с окрестностями. Оба гос-ва обязывались не подписывать сепаратного мира с тур. султаном. С заключением " В. м." Россия становилась участником антитур. коалиции в составе Польши, Римской империи и Венеции и обязалась организовать воен. поход против Крымского ханства. Заключение " В. м." было большим успехом рус. дипломатии, знаменовало перелом в рус.-польск. отношениях и сыграло значит, роль в борьбе народов Вост. Европы с тур.-тат. агрессией. Оно облегчило в дальнейшем борьбу России со Швецией за выход к Балтийскому морю. Лит.: Очерки истории СССР. Период феодализма, XVII в.. М., 1955. гл. 4, § 8; История Польши, 2 изд., т. 1, М.. 1954, гл. 7, § 7; Б е-лов М. И., К истории дипломатических отношений России во время Крымских походов (1686 - 1689 гг.), " Уч. зап. ЛГУ. Серия исторических наук", 1949, № 112, в. 14.

В. И. Буганов.

ВЕЧОРЕК (Wieczorek) (псевд. - Рышард) Юзеф (10. 9. 1893, Липины-Слёнске, ок. Свентохловице, - конец 1944), деятель польского рабочего движения. Горняк. В 1920-21 один из руководителей компартии Верх. Силезии, участник Силезского восстания 1921. С 1921 чл. компартии Польши. В 1924 входил в руководство единофронтового " Комитета 21", избранного представителями 46 шахт и заводов Верх. Силезии. В 1930 деп. силезского сейма. В 1933-39 неоднократно подвергался арестам. В 1939-42 находился в СССР, входил в Инициативную группу Польской рабочей партии (ППР). В 1942 возвратился в Польшу; являлся членом ЦК ППР, секретарём окружного к-та ППР в Силезии. В авг. 1943 арестован гитлеровцами. Погиб в концлагере Освенцим.

И. С. Миллер.

ВЕШ (афг., букв.- делёж, передел ), обычай раздела и передела земли у афганцев, сложившийся в период их перехода от кочевого скотоводства к оседлому земледелию. Имеет неск. форм. В нач. 20 в. В. сохранялся лишь у отд. племён Сулеймановых гор и правобережья Инда. ВЕШИН Ярослав (23.5.1860, Вране, Чехия, -9.5.1915, София), болгарский живописец. Чех по происхождению. Учился в пражской (1876-80) и мюнхенской (1880-82) АХ. В 1897 приехал в Болгарию. В 1897-1903 преподавал в Гос. рисовальном уч-тце в Софии. Автор реалистич. произв., гл. из к-рых батальные (" Отступление турок при Люде-Бургасе", 1913, Нац. художеств, гал., София; " Обоз у реки Еркене", 1914, Музей болг.-рус. боевой дружбы, София). Писал также жанрово-пейзажные и бытовые картины (" Возвращение с базара", 1898, Нац. художеств, гал., София).

Лит.; Ц о н ч е в а М., Вешин, М., 1957.

ВЕШКАЙМА, посёлок гор. типа, центр Вешкаймского р-на Ульяновской обл. РСФСР. Ж.-д. ст. в 107 км к Ю.-З. от г. Ульяновска. 4, 1 тыс. жит. (1970). Элеватор. Строится (1971)з-д по ремонту текст, машин.

ВЕШНИКОВ Гавриил Григорьевич (псевд.- Баал X а б ы р ы ы с) (15.4. 1918, 1-й Курбсахский наслег, ныне Усть-Алданского р-на Якут. АССР, -22.4. 1969, Москва, похоронен в Якутске), якутский советский поэт. Учился в якут, пед. ин-те. Много лет учительствовал, Опубл. сб-ки стихов " Бессмертие" (1945), " Моё поколение" (1951), " Песни дружбы" (1954), " Лирика" (1958), " Что говорит сердце" (1961), " Труженик" (1968). Много писал для детей: сб-ки " Маленьким друзьям" (1948), " Вырастут людьми настоящими" (1966).

Соч.: Талыллыбыт айымньылар, Якутскай, 1968: в рус. пер.- Родной край, М.- Якутск, 1953; Разговор по душам, М., 1961; Дети тайги, М., 1965. И. В. Пухов.

ВЕШНЯКОВ Владимир Иванович (16. 11.1830, Петербург, -6.2.1906, там же), русский экономист и статистик. В 1852- 1896 служил в Мин-ве гос. имуществ. Был секретарём отделения статистики Русского географического об-ва и вице-президентом Вольного экономич. об-ва. В. положил начало текущей с.-х. статистике в общегос. масштабе. Руководитель разработки программы проведения пром. переписей (1872). Известен также как автор работ по вопросам экономич. статистики и статистики торговли.

Соч.: Русская промышленность и ее нужды, " Вестник Европы", 1870, т. 5, кн. 10; Очерк домашней промышленности в России, СПБ, 1873 (на франц. яз.).

Лит.: Орешкин В. В., Вольное экономическое общество в России (1765 -1917), М., 1963.

ВЕШШЕЛЕНЬИ (Wesselenyi) Миклош (1796, Жибо, -21.4. 1850, Пешт), барон, один из руководителей дворянской оппозиции в 30-40-х гг. 19 в. в Венгрии. Политич. деятельность начал в 1818 в Трансильвании. В 1831 выступил с программой реформ, сформулированной в кн. " Несправедливые приговоры" (изд. 1839). В 1832-36 возглавил вместе с Ф. Кёльчеи дворянскую оппозицию в Венг. гос. собрании. В. связывал проблему независимости страны с бурж. реформами, в т. ч. с отменой крепостничества. Программа В. предусматривала освобождение крепостных крестьян от феод, повинностей за выкуп. В. выдвигал идею унии Венг. королевства и Трансильвании. Во время Революции 1848-49 примыкал к соглашательской т. н. Партии мира.

Соч.: Szdzat a magyar es szlav nemzetiseg ugyeben, Lipcseben, 1843.

Лит.: A s zta 1 p s M., Wesselenyi Miklos az elso nemzetisegi politikus, Pecs, 1927.

ВЕЩЕВОЕ СНАБЖЕНИЕ, см. Снабжение войск.

ВЕЩЕСТВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, см. в ст. Доказательства.

ВЕЩЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО, то же, что действительное число.

ВЕЩЕСТВО, вид материи, к-рая, в отличие от поля физического, обладает массой покоя (см. Масса). В конечном счёте В. слагается из элементарных частиц, масса покоя к-рых не равна нулю (в основном из электронов, протонов, нейтронов). В классич. физике В. и поле физическое абсолютно противопоставлялись друг другу как два вида материи, у первого из к-рых структура дискретна, а у второго - непрерывна. Квантовая физика, внедрившая идею двойственной корпускулярно-волновой природы любого микрообъекта (см. Квантовая механика), привела к нивелированию этого противопоставления. Выявление тесной взаимосвязи В. и поля привело к углублению представлений о структуре материи. На этой основе были строго отграничены категории В. и материи, на протяжении мн. веков отождествлявшиеся в философии и науке, причём филос. значение осталось за категорией материи, а понятие В. сохранило науч. смысл в физике и химии. В. в земных условиях встречается в четырёх состояниях: газы, жидкости, твёрдые тела, плазма. Высказывается предположение, что В. может существовать также в особом, сверхплотном состоянии (напр., нейтронном состоянии; см. Нейтронные звёзды).

Лит.: Вавилов С. И., Развитие идеи вещества, Собр. соч., т. 3, М., 1956, с. 41 - 62; Структура и формы материи, М., 1967.

И. С. Алексеев.

ВЕЩНОЕ ПРАВО, субъективное гражд. право, разновидность имущественных прав. Объектом В. п. является индивидуально-определённая вещь, т. е. вещь, обладающая особыми, присущими только ей свойствами. В. п. обеспечивает собственнику возможность непосредственного воздействия на вещь: он не нуждается в чьих-либо действиях для осуществления владения, пользования и распоряжения вещью. В. п. относится к числу абсолютных прав; это означает, что субъекту В. п. противостоит неопределённое число лиц, обязанных не препятствовать осуществлению его права. Эта обязанность всегда состоит в воздержании от действий, мешающих осуществлению В. п. В советском праве к числу В. п. относятся: право собственности, право оперативного управления, право бессрочного пользования землёй. Все виды и содержание В. п. определяются социали-стич. производств, отношениями, господствующими в СССР. В. п. пользуется абсолютной защитой; оно охраняется с помощью вещных исков, направленных на возвращение вещи, истребование её (см. Виндикация, Иск негаторный). Для охраны В. п. может быть предъявлен и иск о возмещении убытков, если вещь уничтожена и не может быть возвращена в натуре. Вещноправовые элементы характерны и для других видов субъективных гражд. прав: залога и иных обязательственно-правовых отношений (найма, хранения и др.). В гражд. праве бурж. гос-в существует неск. видов В. п., важнейшим из к-рых является право собственности. Кроме того, известны следующие В. п.: право пользования чужой вещью с извлечением из неё доходов - т. н. узуфрукт (Франция, Италия, ФРГ); сервитуты, напр, право прохода или проезда через чужой земельный участок (Франция, Италия, ФРГ, Япония); право залога движимого или недвижимого имущества (Франция, ФРГ, Великобритания, США, Япония); право застройки (ФРГ) и близкий к этому институту суперфиций в праве Италии и Японии, где существует также В. п. вести с. х-во на чужом земельном участке (эм-фитевзис); вещная повинность (ФРГ) - право на периодич. натуральные или денежные выплаты с определ. земельного участка. Все эти В. п. могут возникнуть либо в силу заключённого собственником договора, либо на основании распоряжения наследодателя, договора, заключённого предыдущим собственником имущества и т. д. В гражд. праве Великобритании и США все виды В. п., за исключением права залога, рассматриваются как разновидности права собственности.

Лит.: Гражданское право, М., 1969: Гражданское и торговое право капиталистических государств, ч. 3, М., 1966, с. 160-66.

А. М. Беляева.

ВЕЩЬ, отдельный предмет материальной действительности, обладающий относит, независимостью и устойчивостью существования. Определённость В. задаётся её структурными, функциональными, качеств, и количеств, характеристиками. Наиболее общим выражением собств. характеристик В. являются её свойства, а место и роль данной В. в определ. системе выражаются через ее отношения с другими В. Категория В. была особенно употребительна в философии до 19 в., причём осн. признаком В. считалась их телесность. В совр. филос. лит-ре вместо категории В. обычно употребляют категории объекта и предмета. Однако при анализе социально-экономич. проблем термин " В." (" вещный", " вещность") сохраняет самостоят, значение для обозначения процесса овеществления, когда отношения между людьми получают превращённую форму и выступают как отношения вещей (напр., в условиях универсального развития товарных отношений в капиталистич. обществе). Понятие В. употребляется также в логике.

Лит.: У е м о в А. И., Вещи, свойства и отношения, М., 1963. И. С. Алексеев.

ВЕЩЬ в гражданском праве, материальный предмет, объект права собственности и иных вещных прав. Определяя правовой режим различных В., закон обеспечивает собственнику возможность владеть, пользоваться и распоряжаться В. в том или ином объёме. Различия в назначении В. служат основой их правовой классификации. С правовой точки зрения В. делятся на: средства производства и предметы потребления (напр., в СССР объектом права личной собственности граждан могут быть лишь мелкие орудия произ-ва, необходимые для ведения х-ва на приусадебном участке, в быту и т. д.); В. индивидуально-определённые (автомобиль, жилой дом и др.) и потому незаменимые и В., определяемые родовыми признаками (числом, массой, мерой) и потому заменимые (тонна угля, литр масла); В. делимые, не теряющие своих качеств вследствие деления на части (литр молока, батон хлеба) и неделимые (ружьё, коллекция марок); В. потребляемые, однократного пользования (продукты питания, пром. сырьё) и непотребляемые, длительного пользования (книга, станок); главные В. и принадлежности (напр., ключ от замка). Если иное не установлено договором, принадлежность следует судьбе главной В.: продажа замка означает и продажу ключа, дарение скрипки влечёт передачу смычка. В. делятся также на изъятые из оборота, сделки с к-рыми не могут совершаться (в СССР земля, её недра, леса, воды), В., ограниченные в обороте, к-рые могут быть приобретены по спец. разрешениям (оружие, яды, драгоценные металлы в сыром виде, слитках, монете), и В., не ограниченные в обороте. Э. Г. Полонский.

" ВЕЩЬ В СЕБЕ" (Ding an sich; things in itself; chose en soi; cosa in se), философский термин, означающий вещи, как они существуют сами по себе (или " в себе"), в отличие от того, какими они являются " для нас" - в нашем познании. Различие это рассматривалось ещё в древности, но особое значение приобрело в 17-18 вв., когда к этому присоединился вопрос о способности (или неспособности) нашего познания постигать " вещи в себе". Понятие " вещи в себе" стало одним из основных в " Критике чистого разума" И. Канта, согласно к-рому теоретич. познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно " вещи в себе", этой непознаваемой основы чувственно ощущаемых и рассудочно мыслимых предметов. Понятие " В. в с." имеет у Канта и другие значения, в т. ч. умопостигаемого предмета, т. е. безусловного, запредельного для опыта предмета разума (бог, бессмертие, свобода). Противоречие в кантовском понимании " вещи в себе" заключается в том, что, будучи сверхчувственной, трансцендентной, она в то же время аффицирует наши чувства, вызывает ощущения. Философы-идеалисты критиковали понятие " вещь в себе" с двух точек зрения: субъективные идеалисты (И. Г. Фихте, махисты) считали несостоятельным понятие об объективно существующей " вещи в себе", Г. Гегель, признавая с точки зрения объективного диалектич. идеализма её существование, критиковал идею о непознаваемости " вещи в себе" и непереходимой границе между нею и явлениями. Диалектич. материализм признаёт существование вещей в себе, т. е. независимой от человеч. сознания реальности, но отвергает их непознаваемость (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с.102). Вопрос о познаваемости вещей диалектич. материализм переносит на почву практики (см. Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах..., 1953, с. 18). В. Ф. Асмус.

ВЕЯЛКА, машина для выделения зерна из вороха, получаемого после обмолота хлебов. Рабочие органы В. (рис.) - вентилятор и решёта, приводимые в движенне вручную или от электродвигателя. Вентилятор создаёт воздушный поток, к-рьгй выделяет из вороха лёгкие примеси (мякину или полову). На решётах отделяются примеси: крупные (колосья, солома) и мелкие тяжёлые (земля, семена сорняков и др.). Вместо В. применяют более совершенные зерноочистительные машины.

Схема устройства веялки: 1 - вентилятор; 2 - засыпной ковш; 3 - заслонка; 4 - регулятор наклона решёт; 5 - колеблющееся дно ковша; 6, 7 и 8 - качающиеся проволочные решёта; 9 - передвижной щиток; 10 - жёлоб для крупных примесей; 11 - неподвижное решето.

ВЕЯН Андрис (псевд.; наст, имя и фам. Донат Геронимович К а л н а ч) (р. 20.4.1927, вол. Нирза, ныне Лудзенкий р-н), латышский советский поэт. Чл. КПСС с 1966. Окончил филологический ф-т Рижского пед. института в 1950. Печатается с 1946. Автор сб-ков стихов: " Молодость" (1953), " Солнце поднимается выше" (1957; Гос. пр. Латв. ССР, 1957), " Годы и следы" (1964), " Глаза гор" (1965), " Мир" (1968) и др. В. с любовью рисует расцвет родной страны, воспевает дружбу народов. Переводит на латыш, яз. стихи рус., укр., литов. поэтов. С 1967 редактор журн. " Карогс" (" Знамя").

Соч. в рус. пер.: Солнце поднимается выше, Рига, 1959; Половодье, Рига, 1970.

Лит.: Очерк истории латышской советской литературы, Рига. 1957; А у з и н ь И., Корни листьям песню несут, " Дружба народов", 1962. № 7. В. А. Лабренце.

ВЗАИМНО ОДНОЗНАЧНОЕ СООТВЕТСТВИЕ (матем.), такое соответствие между элементами двух множеств, при к-ром каждому элементу первого множества соответствует один определённый элемент второго множества, а каждому элементу второго множества - один определённый элемент первого множества. В. о. с.- частный вид функции или отображения, когда данная функция и ей обратная являются однозначными. Если между двумя множествами можно установить В. о. с., то эти множества наз. эквивалентными, или р а в н о м о щ н ы м и. Напр., множества целых и их квадратов равномощны, т. к. соответствие п-> п2 является В. о. с.

ВЗАИМНО ПРОСТЫЕ ЧИСЛА, несколько целых чисел, таких, что общими делителями для всех этих чисел являются лишь +1 и -1. Если каждое из этих чисел взаимно просто с каждым другим из них, то говорят, что числа попарно простые (для двух чисел оба понятия совпадают). Напр.: три числа 6, 8, 9 - В. п. ч., но не попарно просты. Наименьшее кратное попарно простых чисел равно их произведению.

ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ, см. Белл-Ланкастерская система.

ВЗАИМНОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ПРИНЦИП, теорем а Максвелла, состоит в том, что для линейно деформируемого тела перемещение б kiточки приложения единичной силы Рk первого состояния (рис., а) по направлению её действия, вызываемое любой др. единичной силой Р, второго состояния (рис., б), равно перемещению дik, точки приложения силы Pi по направлению её действия от единичной силы Р k, т. е. бik = б ki. В. п. п., впервые сформулированный англ, физиком Дж. Максвеллом, является частным случаем принципа взаимности работ (см" Взаимности работ принцип); широко используется в сопротивлении материалов и строительной механике при расчёте упругих систем. Л. В. Касабьян.

[ris]
Перемещения (прогибы) простой балки под действием единичных сил: а - первое состояние; б - второе состояние.

ВЗАИМНОСТИ ПРИНЦИП, в совр. междунар. праве один из основных принципов взаимоотношений между гос-вами. Предполагает одинаковое уважение каждой стороной законов и обычаев другой (т. н. формальная взаимность), хотя законы и обычаи различных гос-в по объёму прав и обязанностей, предоставляемых соответствующим лицам, могут существенно отличаться (т. н. материальная взаимность). Напр., законы социалистич. гос-в обеспечивают гражданам право на отдых, образование, охрану здоровья, гарантию от безработицы, чего, как правило, не содержат законы капиталистич. стран. Различно решается и вопрос о праве иностранцев приобретать собственность на землю и недвижимость. Всё это означает, что соблюдение материальной взаимности не всегда является возможным и необходимым. В качестве примера требования материальной взаимности можно отметить Положение о дипломатических и консульских представительствах иностр. гос-в на территории Союза ССР от 1 июня 1966, к-рое устанавливает, что персоналу дипломатия. и консульских представительств иностр. гос-в предоставляются, наряду с общепризнанными иммунитетами, правами, и льготами, дополнит, права и льготы на основе взаимности. В. п. утвердился в практике междунар. отношений после Великой Окт. социалистич. революции, оказавшей огромное влияние на развитие междунар. права. До этого в основе междунар. права господствовало неравенство, диктат сильных империалистич. держав, " право на войну". В. п. - основа отношений Советского гос-ва со всеми гос-вами независимо от их экономич. и социального строя. М. И. Лазарев.

ВЗАИМНОСТИ РАБОТ ПРИНЦИП, теорема Бетти, одно из важнейших энергетич. свойств линейно деформируемого тела, состоящее в том, что при воздействии на тело двух независимых систем сил (состояния i и k) работа Wik внешних или внутр. сил состояния г на виртуальных (возможных) перемещениях, вызванных действием сил состояния k, равно работе Wki сил состояния k на перемещениях, вызванных действием сил состояния i, т. е. Wik = Wki. В. р. п. впервые был сформулирован итал. учёным Э. Бетти (Е. Betti, 1823- 1892). Следствием В. р. п. являются принципы взаимности перемещений и реакций, применяемые в сопротивлении материалов и строит, механике при расчёте упругих систем. Л. В. Касабьян.

ВЗАИМНОСТИ РЕАКЦИЙ ПРИНЦИП, теорема Рэлея, свойство линейно деформируемого тела, вытекающее из принципа взаимности работ (см. Взаимности работ принцип); состоит в том, что реакция Ты (рис., а), возникающая в связи k, когда связь iперемещается на единицу по своему направлению, равна реакции rik, (рис., б) в связи iпри перемощении связи k на единицу по своему направлению, т. е. гki= rik. В. р. п. широко применяется в сопротивлении материалов и строит, механике при расчёте статически неопределимых систем методом перемещений. Л. В. Касабьян.

[ris]

Реакции в многопролётной балке при единичных перемещениях связей: а - опоры i, б - опоры k.

ВЗАИМНЫЕ РАСЧЁТЫ, см. Клиринг.

ВЗАИМНЫЙ КРЕДИТ, см. Кредит.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, одна из основных филос. категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. В. представляет собой вид непосредств. или опосредованного, внешнего или внутр. отношения, связи. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во В. с другими объектами. " Взаимодействие - вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю..." (Э н г е л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 546). Понятие В. находится в глубокой связи с понятием структуры. В. выступает как интегрирующий фактор, посредством к-рого происходит объединение частей в определённый тип целостности. Напр., электромагнитное В. между ядром и электронами создаёт структуру атома. В. людей между собой и с миром, т. е. обществ, практика, определяет структуру общества, человеч. поведение и сознание.

В. носит объективный и универсальный характер. В. охвачены все формы бытия и формы их отражения. В силу универсальности В. осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира. Абсолютная природа В. выступает не непосредственно, а осуществляется в ограниченных, конечных формах, и в этом смысле В. относительно. Относит, характер В. заключается также и в том, что оно осуществляется с конечной скоростью. Существует пространственно-временной предел, вне к-рого непосредственное В. данного объекта с другими отсутствует. Однако опосредованно они могут взаимодействовать со сколь угодно отдалёнными объектами. Цепь В. нигде не оборвана, она не имеет ни начала, ни конца. Каждое явление - лишь звено всеобщей цепи В. Принцип В. конкретизируется в учении о причинности. Именно В. определяет отношение причины и следствия: объект воздействия причины не пассивен - он реагирует и тем самым причинность переходит во В. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. " Ближайшим образом взаимодействие представляется взаимной причинностью предположенных, обусловливающих друг друга субстанций; каждая есть относительно другой одновременной активная и пассивная субстанция" (Гегель, Соч., т. 5, М., 1937, с. 691). В. обусловливает развитие объектов. Именно В. противоположностей, противоречие, является самым глубоким источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов, их порождения или их возникновения. Самодовлеющее В. естеств. сил и процессов как источник самодвижения и развития вещей исключает вмешательство сверхъестеств. " абсолютных" источников движения и организации материального мира. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определённые типы В. структурных элементов. При этом В. частей развивающейся системы является одновременно и регулирующим, управляющим фактором, определяющим направление её развития. Каждой качественно определённой системе свойствен особый тип






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.